РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Оценка 4.9

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Оценка 4.9
docx
22.03.2024
РАЗВИТИЕ  ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ  ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ  СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.docx

 

 

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ ПРИ ПОМОЩИ СРЕДСТВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ   6

1.1 Педагогические подходы к определению понятия «информационная культура» и ее роль в математическом образовании. 6

1.2 Особенности развития информационной культуры обучающихся 5 классов при помощи средств и приемов обучения математике. 18

ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ. 28

2.1 Учебный кластер математических заданий как одно из средств, развивающих информационную культуру обучающихся 5 классов посредством приемов обучения математике. 28

2.2 Методические рекомендации по применению учебного кластера математических заданий, как средства, предполагающего применение ряда приемов обучения математике, способствующих развитию информационной культуры обучающихся 5 классов на уроках математики. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 53

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 55

 


 


ВВЕДЕНИЕ

 

Для создания условий успешного адаптирования ребенка в мир, ФГОС НОО и ФГОС ООО включают навыки овладения информацией в раздел «Требования к итогам освоения базовой программы образования». Работа с информацией – это умение, формируемое на уроках и во внеурочной деятельности, применяемое при подготовке к домашнему заданию, предполагающее активную работу по сбору и обработке информации. В школе и дома ученикам приходится обращаться к огромному количеству информации. И в данном вопросе программа школы должна помочь научиться пользоваться информационными ресурсами для того, чтобы получить необходимые знания.

Работая в информационной среде, обучающиеся часто сталкиваются с проблемами, связанными с избыточностью информации и ее непонятной структурированностью, что затрудняет эффективное обучение. Современный учитель должен содействовать развитию у обучающихся информационных потребностей, развитие которых подходит системе общечеловеческих нравственных правил и ценностей: доброты, чести, совести и т.п. Для успешного обучения в информационной среде обучающиеся должны развивать информационную культуру, т.е. умения находить, анализировать и оценивать информацию, а также умения эффективно ее обрабатывать, сохранять и передавать другим пользователям в наиболее эффективном и логичном виде.

В курсовой работе будет рассмотрена актуальность формирования информационной культуры учащихся, которая является необходимым условием их готовности к непрерывному образованию и постоянному обновлению знаний. Однако, теоретические подходы к развитию информационной культуры обучающихся основной школы и старших классов малоизучены, а практические подходы к решению данной проблемы не определены. Поэтому, темой курсовой работы является «Развитие информационной культуры учащихся 5-х классов на уроках математики в средней общеобразовательной школе». Весь спектр знаний и умений, обучающихся сегодня принято относить к понятию «информационная культура». Информационная культура (ИК) становится важным фактором успеха учебной деятельности в информационной среде математического образования. Актуальность проблемы развития информационной культуры учащихся, в том числе и в контексте математического образования, хорошо изучена в работах многих авторов: Э. Л. Шапиро, В. А. Бородиной, Э. П. Семеновкера, М. Г. Вохрышевой, Н. И. Гендиной, А. Г. Гук, Б. С. Гершунского, Н. Б. Зиновьевой, Ю. С. Зубова, А. П. Суханова, В. А. Минкиной, Т. И. Поляковой, И. Г. Моргенштерна и других исследователей. Однако, до сих пор не определены практические подходы к решению данной проблемы.

Объектом исследования является процесс обучения обучающихся 5 классов математике.

Предмет исследования: развитие информационной культуры обучающихся 5 классов на уроках математики средней общеобразовательной школы.

Целью исследования: разработать методические рекомендации по разработке и применению средств и приемов обучения математике, направленных на развитие информационной культуры обучающихся 5 классов.

Задачи исследования:

       провести теоретический анализ понятия «информационная культура обучающихся» с целью выявления особенностей её развития в учебном процессе средней общеобразовательной школы;

-       выявить приемы и средства обучения математике, способствующие развитию информационной культуры обучающихся 5 классов на уроках математики;

-       разработать требования и методические рекомендации по разработке и применению учебного кластера математических заданий, как средства, предполагающего применение ряда приемов обучения математике, способствующих развитию информационной культуры обучающихся 5 классов на уроках математики.

 


 

 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

1.1 Педагогические подходы к определению понятия «информационная культура» и ее роль в математическом образовании

 

Существуют различные взгляды ученых и педагогов на определение понятия «информационная культура». В различных учебных пособиях и научных публикациях можно найти как положительные, так и отрицательные подходы к данному термину. Единого универсального определения этого понятия в настоящее время не существует.

К.К. Колина, А.И. Ракитова, Э.П. Семенюк, А.Н. Шилов и другие ученые более подробно исследовали исторический подход в определении информационной культуры. Они выделили ее генезис и социальную обусловленность, и в результате попытались сформулировать модель, которая бы учитывала временной фактор и компоненты информационной культуры [9].

Согласно историческому подходу, происхождение информационной культуры уходит корнями в историю, начиная с простой формы связи и обмена информацией. Генеалогическое информационное дерево нашей цивилизации имеет давнюю историю, которая начинается еще в древности.

Развитие информационных культур произошло в результате нескольких информационных революций (табл. 1)

 

Таблица 1 – Этапы информационной революции

Этап информационной революции

Предпосылки и итоги информационной революции

Первая информационная революция

Первой информационной революцией было появление языка, письменности и возможности запомнить и передать информацию во времени и пространстве. До революции не было структурированного информационного пространства, а информация передавалась медленно в зависимости от индивидуальных способностей человека.

Вторая информационная революция

Вторая информационная революция наступила после изобретения письменности, что привело к возможности сохранять знания в обществе и повышать достоверность информации. Наличие документов расширило сферу коммуникации, форматы и размеры, что способствовало развитию информационного общества.

Третья информационная революция

Книгопечатание было одной из первых действующих информационных технологий, которая повлекла за собой третью информационную революцию. Оно изменило создание индустриального общества, культуры и методов организации социальной работы. Книгопечать привела к взрывному увеличению числа бумажных носителей информации и распространению знаний и научной культуры в целом. Благодаря книгопечатанию была ускорена передача знаний и тиражирование их для большого числа людей в одно и то же время. Также это потребовало распространения грамотности среди людей.

Четвертая информационная революция

В XIX веке началась четвертая информационная революция, которая была связана с развитием электричества и коммуникационных средств, таких как радио, телефон и телевизор. Эта революция привела к скорейшей передаче информации, ее большему объему и возможностям хранения данных. Благодаря этому возникла новая личность с более высоким уровнем информационной культуры.

Пятая информационная революция

Пятая информационная революция началась с использования цифровых компьютерных технологий в повседневной жизни. Она стала значительным прорывом в информационной области в последние тридцать лет с появлением персональных компьютеров. Использование компьютеров настолько изменило нашу психологию и привычки, что повлияло на нашу научную, педагогическую, и производственную деятельность.

 

Сегодня информационные технологии значительно влияют на нашу жизнь, меняют не только условия нашей деятельности, но и влияют на культуру, наши стереотипы и образ мышления. Согласно К. К. Колину [2], этот процесс можно назвать новым социотехническим развитием, основанным на шестой информационной революции. Ее итогом станет формирование нового информационного общества.

Изменения в информационной культуре происходят по мере развития информационных технологий и изменений в обществе. Каждый новый этап не убирает из себя предыдущие, а скорее включает в себя их и дополняет новыми элементами. Таким образом, информационная культура постоянно развивается и обновляется.

В настоящее время существует большое количество определений понятия «информационная культура». Рассмотрим некоторые из них.

Энциклопедия культурологии даёт такое определение: «Информационная культура – совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе …» [10].

«Информационная культура обучающихся — качественный уровень общения ученика в информационном пространстве с целью решения определенных задач. Проходя определенный уровень знаний в информационном пространстве в сопровождении педагога, учащийся начинает самостоятельно обращаться к различным источникам информации» [6].

«Информационная культура обучающихся – часть общей культуры личности, комплекс знаний, умений, навыков, позволяющий свободно ориентироваться в образовательном пространстве, является необходимым условием готовности к постоянному обновлению знаний в процессе непрерывного образования; информационная культура учащихся включает в себя следующие компоненты: коммуникативный, читательский, библиографический, информационно-технологический» [26].

Согласно трактовке, Н. И. Гендины [3], информационная культура является частью общей культуры личности и связана с социальной природой человека. Она формируется в результате творческой деятельности индивида и включает в себя знания и умения, необходимые для самостоятельного удовлетворения информационных потребностей с применением как старых, так и новых технологий. Информационная культура также определяет мировоззрение личности в отношении информации.

Понятие «информационная культура» может рассматриваться как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле это включает реальные механизмы и процессы, которые способствуют объединению этнической и национальной культур в общечеловеческий опыт. В узком смысле информационная культура относится к идеальным способам обработки и представления информации с целью решения теоретических и практических задач, включая механизмы ее сохранения и улучшения, развитие системы обучения и подготовки для эффективного использования информационных технологий и информации.

Формирование информационной культуры обучающегося является важным элементом общей информационной культуры, которая необходима для успешного участия в информационном обществе [1]. Этот процесс происходит в течение жизни человека и, как правило, происходит естественным путем.

Современная система образования все больше фокусируется на полноте и качестве информации, а также на способности студентов получать, понимать и обрабатывать информацию для получения необходимых знаний. Однако, для эффективного формирования информационной культуры у студентов, педагоги должны освоить эту культуру сами.

Эффективная работа современного учителя в информационно-образовательных системах необходима для успешного отбора, систематизации и структурирования нужной учебной информации и ее адекватного представления с использованием информационных технологий. Главная задача учителя - создание такой образовательной среды, которая позволит учащимся работать с информацией творчески, а не репродуктивно. Для этого учитель должен научить своих студентов отбирать информацию, ее анализировать, синтезировать, оценивать и использовать для создания новых знаний. Для успешной работы в информационно-образовательных системах у учителя необходимо иметь высокий уровень информационной культуры.

Для успешной работы в информационно-образовательных системах учителю необходимо обладать высоким уровнем информационной грамотности и знать особенности информации в образовательной среде. Он должен уметь создавать информационное пространство для своих обучающихся, самостоятельно искать информацию из различных источников и представлять ее в понятной форме для студентов. Если учителю удалось освоить эти навыки, он сможет успешно передать их своим ученикам.

Информационная грамотность включает в себя способность осуществлять целенаправленный поиск и обработку информации, включающий в себя извлечение, структурирование, анализ и создание новой информации на основе полученных данных и их применение в нужных целях.

Анализ стандарта общего образования показал, что в нем установлены требования, связанные с уровнем информационной грамотности учащихся, которые необходимы для успешного освоения базовой программы основного образования.

Согласно разделу 3.2 ФГОС НОО, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: «… использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; …умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета» [24; 8-10].

Представленное в программном обеспечении основного общего образования описание ожидаемых результатов обучения учащимися включает требования, связанные с развитием информационной культуры учеников. Эти требования необходимы для успешного освоения основных образовательных программ.

В разделе 2.1.1. «Чтение. «Результаты работы с текстами метапредметных результатов» - примерная ООП НОО зафиксирована, что «В результате обучения всех, без исключения, предметов на средней общеобразовательной ступени выпускники получат навыки для работы с содержащимися текстами в процессе прочтения соответствующих литературно-образовательных, учебно-научных текстов и инструкций, которые соответствуют возрасту. Выпускники получат элементарные навыки чтения информации в наглядном и символическом виде, получат опыт работы в текстах с рисунками, таблицами, диаграммами, схемами.

Выпускники будут развивать такие читательские действия, как поиск информации и выделение необходимой для выполнения практических или учебных задач информации, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать имеющиеся в текстах идеи и информацию, интерпретировать и преобразовывать эти идеи и информацию. Учащиеся могут использовать информацию, полученную из различных текстов, для того, чтобы установить несложные причинные и следственные связи и связи, объяснить, обосновать утверждения и принять решения в простой учебной и практичной ситуации. Выпускники смогут научиться организовывать поиск информации. Они получат первоначальный опыт критической связи с полученной информацией, сравнения ее с другими источниками информации и имеющихся жизненных опытов» [15].

Согласно разделу 2.1.2. «Формирование ИТ-компетентности учащихся метапредметных результатов» примерной образовательной программы основного образования: «Обучающиеся получат опыт работы в гипермедийных информационных объектах, где объединяются тексты, наглядные и графические изображения, данные цифровых, неподвижных и подвижных изображений, звуковые, ссылочные и базовые данных, которые можно передавать и размещать в интернете.

Обучающиеся узнают о различных средствах ИКТ, овладеют общими безопасными и функциональными принципами их работы; понимают возможности использования различных ИКТ в учебном процессе, развитии собственных познавательных и общекультурных процессов.

Они получат первичные знания по обработке и поиску информации с помощью средств ИКТ, научатся вводить в компьютер различные типы информации: текста, звука, изображения, цифровых данных, создания, редактирования, сохранения и передачи гипермедиа.

Выпускники научатся оценивать необходимость дополнительной информации, чтобы решать учебные задачи и самостоятельную познавательную деятельность; определять возможности ее получения; критично ориентироваться на информацию и выбор источников информации. Они научатся планировать, конструировать и моделировать процессы в простой учебной и практичной ситуации…» [15].

В связи с широким распространением информационных технологий в современном обществе была создана специальная подпрограмма обучения, направленная на формирование учебного процесса, ориентированного на развитие ИТ-компетентности учащихся.

Одним из ключевых факторов формирования универсальных учебных навыков у учащихся на основной общеобразовательной ступени является направленность обучения на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), а также развитие умения грамотно использовать их в обучении.

«В компетентности ИКТ выделяется компетентность ИКТ как способность решения учебных задач с помощью общедоступных для средней школы ИКТ-инструментов и информационных источников в зависимости от возрастных потребностей и возможностей обучающегося» [12].

В соответствии с программой подготовки информационных технологий необходимо осуществлять процесс обучения, направленный на формирование и развитие не только предметной ИКТ компетентности в рамках отдельных учебных предметов, но и более общих универсальных учебных навыков за пределами учебного материала.

При развитии личностных навыков происходит формирование способности к критическому мышлению в отношении получаемой информации, умение сделать выбор в процессе ее восприятия, а также уважительное отношение к конфиденциальной информации о личной жизни и результатам деятельности других людей; основой обучения в области обращения с информацией являются принципы правового воспитания.

При развитии универсальных учебных навыков регулирования деятельности происходит процесс оценки условий, алгоритмов и результатов действий, осуществляемых в информационной среде. Также происходит применение результатов деятельности, которые размещаются в информационной среде, для оценки и корректировки выполненных действий.

Овладение познавательными универсальными учебными действиями включает в себя использование информационно-коммуникационных технологий, которые играют важную роль в таких действиях, как поиск информации и фиксация записей с помощью различных технических средств.

Использование информационно-коммуникационных технологий является важным средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий в образовании. С их помощью можно обмениваться гипермедийными сообщениями, проводить выступления с использованием аудио- и видеоматериалов, записывать коллективные или личные взаимодействия, общаться в цифровых средах, таких как электронная почта, чаты, видеоконференции, форумы и блоги.

В программу развития ИКТ-компетентности входят различные компоненты: знакомство с основными средствами ИКТ, умение хранить информацию и выполнять записи, создание текстов с помощью компьютера, составление графических текстов, редактирование и создание новых текстов, структурирование текстов, умение представлять данные, коммуникации, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности в ИКТ-среде.

«Основные составляющие подпрограммы «Формирование ИКТ-компетентности учащихся» реализуются средствами различного учебного предмета. Необходимо отметить как важность формирования какого-либо элемента, так и компонента ИКТ-компетентности, непосредственно связанного с его использованием» [12].

Подпрограмма содержит примерные результаты вклада каждого направления в развитие ИКТ-компетентности обучающихся:

В рамках изучения «русского языка», обучающиеся узнают о различных способах передачи информации, включая буквы, пиктограммы, иероглифы и рисунки. Они также изучают различные источники информации и методы ее поиска, такие как словарь, энциклопедия, библиотека и компьютер. Важной частью обучения является ознакомление с основными правилами оформления текстов на компьютере, использованием основных инструментов создания текстов и простых методов редактирования текстов.

В рамках предмета «Литературное чтение» ученики занимаются работой с мультимедийными сообщениями, включая текст, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы и ссылки. Они анализируют содержание, языковые особенности и структуру мультимедийных сообщений, определяя роль и место иллюстраций в текстах. Обучающиеся также учатся создавать свои сообщения, добавляя изображения, видео- и аудиофрагменты. Через создание информационных объектов, таких как иллюстрации прочитанных художественных текстов, ученики учатся делать презентации на письменном и устном уровне, используя тезисы и иллюстрации на персональном компьютере. Для проектной деятельности ученики находят информацию в литературе, включая интернет.

Студенты, изучающие «иностранный язык», учатся планировать и создавать сообщения и презентации на этом языке. Они также учатся создавать небольшие тексты на компьютере и записывать свою устную речь на иностранном языке для самостоятельной корректировки. Для улучшения своей устной речи они могут использовать аудио- и видео-материалы. Важной частью этого процесса является понимание информации, полученной на иностранном языке как в устной, так и в письменной форме.

Школьники, изучающие «математику и информатику», учатся применять математические представления и методы для решения образовательных задач и повседневных проблем. Они учатся представлять, анализировать и интерпретировать данные, используя текст, таблицы, диаграммы и графики. Они также учатся выбирать критерии для формирования групп данных и работать с простой геометрией в интерактивной среде компьютера, измерять и сравнивать геометрические объекты и вносить изменения в них. Важной частью этого процесса является работа с готовыми формами и объяснение, сравнение и обобщение информации.

В рамках обучения «технологии», школьники знакомятся с компьютером и ИКТ-инструментами, изучают правила безопасности при работе с ними, а также начинают использовать простые информационные объекты: текст, рисунки, аудио- и видеофрагменты. Они учатся сохранять результаты своей работы, находить и использовать информацию и работать с доступными электронными ресурсами. Важной частью этого процесса является овладение методами поиска и использования информации.

В рамках уроков «изобразительного искусства» дети изучают простые графические и растровые редакторы изображений и научаются корректировать изображения - поворачивать, обрезать, изменять контраст, яркость, нарезать или добавлять новые части. Они создают свои собственные творческие работы, используя графику, видео, анимацию и музыку. В ходе работы они могут использовать различные инструменты и технологии ИКТ для создания мультфильмов, видеофильмов, анимации и музыку. [15].

Таким образом, информационная культура – это не просто получение самых разнообразных сведений, но и умение выбирать наиболее важные и необходимые сведения из общей массы информации. Если ранее мы были озадачены вопросом, «что читать?», то сейчас все больше возникают вопросы, «что не читать?». Если вы будете стремиться изучить большое количество материала по какой-то проблеме, не останется времени, чтобы обработать информацию. Сегодня на первый план выходит не сбор информации, пишет Е. Тоффлер, но умение найти то, что нужно во всей сети данных, правильно проанализировать собранную информацию. Кроме того, необходимо уметь правильно обрабатывать информацию, которая не менее важна, чем само содержимое информации. В мире информационных технологий люди должны не только уметь находить информацию, но также уметь ее обрабатывать, интерпретировать, – пишет Е. Даусон. – Особенности нашего сообщества, а также цифровой эпохи накладывают соответствующее требование к обучающимся. Они должны быть более образованными для достижения успеха в различных областях. Они также должны иметь хорошее воспитание для принятия сложных решений, которое частично закладывается в процессе обучения в школе.

Отметим, что сегодня информационная культура является, в основном, показателем социотехнических аспектов культуры. Умение взаимодействовать с информацией часто совпадает с умением использовать информацию в различных сферах деятельности, то есть областей знаний, обеспечивающих практическую взаимосвязь человека с информационными средствами передачи и получения информации.

Ученые не определяют информационную культуру однозначно, так как каждый автор рассматривает ее с точки зрения своей науки - философии, социологии, психологии, информатики, библиотековедения, библиографоведения, семиотики, лингвистики, культурологии и других.

1.2 Особенности развития информационной культуры обучающихся 5 классов при помощи средств и приемов обучения математике

 

Всемирное использование компьютерных технологий и создание новых связей привели к изменению традиционной системы образования и созданию высокоавтоматизированного информационного пространства.

Для работы с информационными технологиями учащиеся должны научиться искать и анализировать информацию, представлять свои мнения, уметь обрабатывать данные. Эти навыки позволяют контролировать процессы и события быстро и эффективно.

На сегодняшний день акцент в обучении не только на практических навыках работы с компьютерами, но и на формировании информационной культуры. Из-за этого необходимо начинать процесс обучения на ранней стадии, пересмотреть существующие методики и содержание обучения, а также изменить методы преподавания базовых предметов.

Для развития информационной культуры учащихся широко используются ИКТ в процессе обучения. Обучающиеся должны научиться объективно относиться к информации и учитывать возрастающую информационную нагрузку. Поэтому, чтобы эффективно осваивать информацию, необходимо активно участвовать в поиске и анализе информации.

Необходимо учитывать, что в школе следует придерживаться здорового образа жизни и ограничивать использование компьютера в учебном процессе. В связи с этим, необходимо искать альтернативные способы формирования информационной культуры учащихся, используя не только уроки информатики, но и другие предметы.

Школьный возраст обучающихся 5 классов является особым периодом развития культуры, так как образование в школе – это ведущая деятельность.

Учащиеся 5 классов развивают теоретическое мышление и приобретают такие важные навыки, как планирование, анализ и рефлексия, что является очень важным в их развитии на начальном этапе обучения. В этом возрасте дети начинают осваивать новые знания и навыки, появляются потребности и мотивация к обучению, и это становится первым важным шагом в их образовательном развитии.

Эксперты утверждают, что в этом возрасте школьники учатся основным навыкам, которые необходимы для того, чтобы успешно продолжать обучение и развивать свои познавательные способности.

Учителя, работающие с учениками 5 классов, должны использовать различные методы формирования информационной культуры, такие как игровое и компьютерное моделирование ситуаций, проектная деятельность и работа в группах. Также важно использовать различные формы организации учебного процесса, например, сотрудничество между учениками, работа в группах и виртуальная коммуникация, а также самостоятельная работа с источниками информации. Все эти методы помогут развить у учащихся навыки информационной грамотности и успешно продолжать обучение в будущем.

Успешность формирования у учащихся 5 классов информационной культуры зависит от уровня информационной грамотности учителя, который работает с ними.

С учетом информационной трансформации в нашем обществе, информационные технологии становятся одним из важнейших средств формирования информационной культуры учащихся. Современные технологии позволяют эффективно работать с различными информационными ресурсами, проводить анализ, обработку, хранение и передачу данных.

Потенциал обучающихся и ознакомление с особенностями формирования структурного компонента информационной культуры обучающихся позволяет педагогам эффективно подобрать педагогические методы и средства, которые позволят создать оптимальные условия для творческой самореализации обучающихся и сформировать высокий уровень информационной культуры [26].

Выделяют основные направления, в результате которых реализуется процесс формирования информационной культуры обучающихся (табл. 2)

 

Таблица 2 – Основные направления, способствующие развитию информационной культуре обучающихся

Направление, способствующие развитию информационной культуре обучающихся

Содержание

Информационные ресурсы общества и информационная

 

Целью направления является формирование у обучающихся представления о роли и значении информации в жизни человека, информационных ресурсах общества, составе и способах их трансформации. В результате обучающиеся должны ориентироваться на типы и виды носителей информации, которые необходимы для успешного обучения, узнать основные приемы передачи информации, выделение ключевых слов и аннотации.

Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

Основной задачей является тренировка умения производить поисковые запросы разных типов, необходимых для эффективного обучения. Ожидаемый результат - умение распознавать и выполнять разные типы запросов, а также знание структуры и функционала библиотечной системы каталога, что позволит ученикам понимать библиотеку как информационную систему. Учащимся необходимо научиться находить информацию по адресному, тематическому и фактическому запросу, а также иметь навыки самостоятельного поиска информации в библиотеке.

Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся

Основным намерением является обучение учащихся методам разумной и интеллектуальной работы с формализованными текстами, а также способов передачи информации. По результатам обучения ученики научатся логическим принципам чтения, построения и структурирования текста, а также рациональным методам работы с ним. После прохождения практической части обучения, учащиеся смогут составлять простые и сложные планы текста, писать сочинения и конспекты, правильно оформлять цитаты и список использованной литературы, создавать рефераты.

Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности.

Целью обучения является овладение технологиями создания учебных материалов, необходимых для достижения целей учебного процесса. В рамках изучения студенты узнают о всех этапах и технологиях подготовки докладов, рефератов и обзоров литературы, а также о правилах их оформления. На собственных примерах составления докладов и обзоров, учащиеся получат возможность активно практиковать полученные знания, навыки и умения.

Информационная культура и новые информационные технологии.

Одной из основных целей обучения является демонстрация возможностей компьютерных технологий, позволяющих искать, обрабатывать, хранить и использовать информацию. Студенты ознакомятся с потенциалом современной информационной культуры и научатся создавать новые типы информационных материалов.

 

Сейчас обучение считается информационным процессом, и педагоги ставят вопрос целенаправленного развития способности обучающихся работать с различными информационными ресурсами, то есть развития информационной культуры обучающихся.

Информационная культура подразумевает следующие компетентности в области информационных технологий:

-                    владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, модем, телефон, факс, компьютер, принтер, копир и т. п.)

-                    поиск, понимание и преобразование, применение и представление необходимой информации, т. е. умение работать с информацией.

-                    владение информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)

Информационная культура личности формируется в течение всей жизни. В его формировании большую роль играет школа.

Одной из целей основного общего образования является формирование первоначальных навыков обработки информации у выпускников в процессе изучения всех предметов. Они должны научиться искать, выделять, хранить, систематизировать, анализировать и обобщать информацию, а также интерпретировать и трансформировать ее. Правильная и систематическая подготовка к работе с информацией поможет выпускникам сформировать универсальные учебные действия, в основе которых лежит умение учиться.

Чтобы формировать информационную культуру обучающихся, учебные задания должны быть разработаны таким образом, чтобы обучающиеся с первого дня учебы в школе непрерывно обращались к необходимости:

-                   получение и хранение информации;

-                   знание информации и умение преобразовывать ее;

-                   применение информации в учебном процессе;

-                   уметь критически относиться с полученной информацией, оценивать уровень ее достоверности.

И учебники, и тетради на печатном носителе могут быть материалами, которые постоянно, планомерно ставят каждого обучающегося перед необходимостью работать с данными. На страницах учебника содержатся иллюстрации, схемы, таблицы. Задания предназначены для создания таких образовательных ситуаций, где осуществляется поиск информации и самостоятельный исследовательский процесс. В конце учебника представлены различные словари, позволяющие учащимся научиться работать со справочными материалами.

Учебники представляют собой предметное содержимое в наиболее разнообразных формах: рисунки и изображения, текст и лексика, условные значения, пиктограмма, таблица, диаграмма, схема и др.

Поэтому в учебниках широко представлены знаково-символические средства:

1) помогающие ученику ориентироваться в учебнике;

2) необходимые для освоения программы каждой предметной линии.

Одной из задач основного общего образования является развитие у выпускников навыков работы с информацией. В процессе изучения предметов они должны научиться эффективно находить, отбирать, классифицировать, анализировать и обобщать информацию. Это включает умение интерпретировать и трансформировать материал. Ученики должны уметь самостоятельно определять параметры поиска, такие как выбор темы и интерпретации, сравнение по заданным критериям и другие. Развитие этих навыков поможет им сформировать универсальные учебные действия, основанные на умении учиться.

Задания учебников также предусматривают получение обучающимися дополнительных данных из самых различных ресурсов:

-                   справочных, научно-художественных, периодических литератур;

-                   сетей Интернет;

-                   от детей;

-                   дисковых, плакатных;

-                   от наблюдений, опыта взаимодействия.

Задачей обучения является не только передача информации обучающимся, но и обеспечение возможности их фиксации и последующего использования полученных знаний. Для этого должны быть доступны различные методы фиксации, такие как запись, создание своих текстов, создание схем, таблиц, диаграмм и иллюстраций. Однако для эффективной фиксации необходимо понимание и умение анализировать и преобразовывать информацию, а не просто ее запоминать.

Данные, получаемые обучающимися, могут быть закреплены только через выполнение учебных заданий. Для того чтобы лучше запомнить информацию и усвоить ее, можно создавать свой собственный текст, например, комментарии или тезисы. Также можно использовать данные при решении задач, создавать презентационные материалы, развивать умение формировать монологические высказывания, задавать и отвечать на вопросы, вести диалог и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, важно уметь слушать и выслушивать собеседников и оппонентов.

Учащиеся оценивают достоверность информации на всех этапах ее подготовки, проверяя соответствие фактам, научность, соответствие учебной задаче и уместность в использовании. Контроль может осуществляться через самоконтроль, экспертизу, анализ результатов, а также через взаимную проверку со стороны других учащихся и преподавателя в фронтальном, парном и групповом обсуждении.

Для достижения поставленных задач формирование информационного культурного потенциала обучающихся способствует: выбор современных технологий: технология критического мышления; игровая технология; технология диалоговой взаимопомощи; проблемно-диалоговое обучение; приёмы работы: система вопросов и заданий учителя, составление плана текста, моделирование, художественный анализ произведения, составление алгоритма, простейшей инструкции; формы работы для достижения результатов: индивидуальная; групповая; коллективная; в парах.

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

Формирование информационной культуры учащихся является задачей, предусмотренной Федеральным Государственным Образовательным стандартом основного общего образования и примерными основными общеобразовательными программами.

Анализирование теоретических основ формирования информационной культуры учащихся показал, что различные подходы существуют в определении понятия «информационная культура». С помощью исторического и философского подходов изучается значение информационной культуры в существовании и развитии общества и человечества. Педагогический и микропроцессный анализ также применяется для изучения информационной культуры в контексте общества в настоящее время.

Одним из ключевых аспектов обучения является формирование у обучающихся разносторонней информационной культуры, которая позволяет им успешно искать и использовать различную информацию в самых разных задачах, будь то теоретические или практические. В этом процессе необходимо развивать несколько критических умений и навыков: умение эффективно выделять значимую информацию, дифференцировать и оценивать ее, а также применять и перерабатывать информацию в соответствии с поставленными целями.

Успешность обучения зависит от компетентности педагогов и их уровня информационной культуры. Информационная культура преподавателя представляет собой важную составляющую общей информационной культуры человека и зависит от специфики его профессиональной и педагогической деятельности. Она включает в себя как информационные знания и навыки, так и мировоззрение, которые преподаватель передает в процессе образовательной деятельности. Высокий уровень информационной культуры преподавателя не только облегчает процесс обучения, но и способствует развитию информационной культуры учащихся через использование качественных образовательных ресурсов и методов.

Оценка федерального государственного стандарта образования основного образования показывает, что на результаты обучения основной программы основного образования накладываются требования, связанные с информационной культурой обучающихся. В рамках этого стандарта также разрабатывается подпрограмма формирования компетенции в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которая является составной частью информационно-культурного процесса.

ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ

 

2.1 Учебный кластер математических заданий как одно из средств, развивающих информационную культуру обучающихся 5 классов посредством приемов обучения математике

 

Результаты анализа различных научных источников, представленных в первой главе данной работы позволили сделать выводы о том, что для эффективного развития информационной культуры обучающихся 5 классов, предпочтительны математические задания, содержащие следующие приемы обучения математики:

1)                     поиск лишнего;

2)                     сравни;

3)                     составление и распознавание диаграмм;

4)                     «найди отличия» (можно задать их количество);

5)                     упорядочивание;

6)                     «цепочки»;

7)                     «на что похоже?»;

8)                     «лабиринты»;

9)                     составление схем-опор;

10)                хитроумные решения;

11)                работа с разного вида таблицами;

12)                работа со словарями.

Вместе с тем, для диагностики уровня развития информационной культуры обучающихся 5 классов возможно применение следующих средств обучения математике:

a)     индивидуальные задания;

b)    тесты;

c)     самостоятельные работы;

d)    проверочные работы;

e)     поисковые задания с использованием компьютера.

В данном пункте представим учебный кластер математических заданий по развитию и диагностике уровня развития информационной культуры обучающихся 5 классов при помощи средств и приемов обучения математике (табл. 3).

 

Таблица 3 – Содержание учебного кластера математических заданий

Тема математического задания

Средства обучения математики

Приемы обучения математике

Компонент проявления информационной культуры

1

задача, способствующая военно-патриотическому воспитанию

индивидуальное задание

составление диаграммы

в интересе к информационной деятельности

2

экономическое воспитание

проверочная работа

сравни

в осознанном выборе источников информации

3

формирование компьютерной грамотности

 

с использованием компьютера

работа с таблицами и диаграммами

в комплексном использовании электронных информационных ресурсов

4

работа с десятичными дробями с помощью онлайн калькулятора

индивидуальное задание

использование схем-опор.

в комплексном использовании сетевых информационных ресурсов.

5

формирование финансовой грамотности

индивидуальное задание

составление алгоритма

во владении алгоритмами и переработки информации

 

Учебный кластер математических заданий, направленный на развитие информационной культуры

Математическое задание № 1

Компонент проявления информационной культуры: в интересе к информационной деятельности.

Учебная тема: задача, способствующая военно-патриотическому воспитанию.

Средство обучения: индивидуальное задание.

Прием обучения: составление диаграммы.

Текст задания

1) Максимальная скорость советского истребителя военного времени “ЯК-3” 720 км/ч, а немецкого истребителя “Мессершмидт-109” на 120 км/ч меньше скорости “ЯК-3” и на 30 км/ч больше истребителя “Фокке-Вульф-190-А”. Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью “ЯК-3”.

2) Используя ответ предыдущей задачи сравните максимальные скорости советских истребителей “МИГ-3”, “ЛА-7” -640 и 680 км/ч соответственно со скоростями немецких истребителей.

Методические указания: после решения таких задач провожу небольшую беседу о том, что в увеличении скорости самолетов и улучшении их технико-эксплуатационных показателей большую роль сыграли работы в области аэродинамики таких выдающихся математиков, как Келдыш, Кочин, Четаев. Отмечаю, что превосходство нашей боевой техники заключалось не только в авиации. Максимальная скорость среднего танка Т-34 – 55 км/ч, а немецкого танка такого же класса Т-III-40 км/ч. Решение таких задач способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.

 

Математическое задание № 2

Компонент проявления информационной культуры: в осознанном выборе источников информации.

Учебная тема: экономическое воспитание.

Средство обучения: проверочная работа.

Прием обучения: сравни.

Текст задания: каждый из учеников нашего класса получил учебники бесплатно. Сколько стоят эти учебники, если цена (книги) математики … руб., русского языка … руб.

Сколько государственных средств сэкономит один такой класс, если продлит жизнь учебникам на 2 года, на 5 лет?

Методические указания:

1. Прежде всего, ученики должны осознавать, что для решения задачи им необходимо выбрать правильный источник информации (в данном случае - информацию о ценах учебников). Это является компонентом проявления информационной культуры.

2. Затем ученики должны использовать информацию о ценах учебников, чтобы решить поставленную задачу. Для этого им нужно произвести простые математические вычисления.

3. Далее ученики должны оценить экономическую значимость данной задачи. Они должны понимать, что продление жизни учебников позволит сэкономить государственные средства на замену учебников в будущем.

4. Педагог может провести обсуждение данной задачи в классе, чтобы ученики могли поделиться своими мыслями и решениями. Это позволит им улучшить свои информационно-культурные компетенции и лучше понять экономический и социальный аспект продления срока использования учебников.

Математическое задание № 3

Компонент проявления информационной культуры: в комплексном использовании электронных информационных ресурсов.

Учебная тема: формирование компьютерной грамотности.

Средство обучения: с использованием компьютера.

Прием обучения: работа с таблицами и диаграммами.

Текст задания: проведите среди учеников вашего класса опрос на тему: «Сколько часов каждый день вы тратите на выполнение домашнего задания?». Занесите данные в таблицу. По результатам опроса постройте линейную диаграмму.

Методические указания: 

1. Предварительно объясню ученикам, что такое опрос, как правильно задавать вопросы и как учитывать полученные ответы.

2. Попрошу учеников заполнить анонимную анкету с вопросом о количестве времени, которое они тратят каждый день на выполнение домашнего задания.

3. Соберем заполненные анкеты и занесем данные в таблицу Excel или Google Sheets.

4. Используем данные для построения линейной диаграммы. По горизонтальной оси отметим имена учеников, а по вертикальной оси - количество часов, которые они тратят на выполнение домашнего задания. Визуально сравним результаты.

5. Обсудим полученные результаты с учениками. По завершении анализа я могу рассказать им о том, как важно уметь планировать свое время и разумно использовать его для выполнения заданий.

Математическое задание № 4

Компонент проявления информационной культуры: в комплексном использовании сетевых информационных ресурсов.

Учебная тема: работа с десятичными дробями с помощью онлайн калькулятора.

Средство обучения: индивидуальное задание.

Прием обучения: использование схем-опор.

Текст задания: в швейной мастерской было 5 цветов ленты. Красной ленты было больше, чем синей на 2,4 метра, но меньше, чем зеленой на 3,8 метра. Белой ленты было больше, чем черной на 1,5 метра, но меньше, чем зеленой на 1,9 метра. Сколько метров ленты всего было в мастерской, если белой было 7,3 метра? Составьте схему-опору для решения данной задачи.

Методические указания: расскажу, что, опорные схемы - это оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения и укажу на то, чтобы ученики решили задачу в порядке действий решения, т.е. что за чем следует. Важно научить детей пользоваться онлайн-калькуляторами, для того чтобы они учились проверять свои ответы при решении задач.

Математическое задание № 5

Компонент проявления информационной культуры: во владении алгоритмами и переработки информации.

Учебная тема: формирование финансовой грамотности.

Средство обучения: индивидуальное задание.

Прием обучения: составление алгоритма.

Текст задания: на автозаправке клиент отдал кассиру 1000 рублей и залил в бак 23 литра бензина по цене 37 рублей 50 копеек за литр. Сколько рублей сдачи он должен получить у кассира?

Методические указания: 

1. Проверьте условие задачи и выведите из него все данные, которые необходимы для решения.

2. Определите, какую операцию нужно выполнить с этими данными.

3. Убедитесь, что единицы измерения одинаковы, и произведите необходимые переводы, если это необходимо.

4. Рассмотрите возможные ошибки в вычислениях, особенно при работе с дробями и числами с плавающей точкой.

Использование различных методов обучения математике при выполнении заданий в классе побуждает учеников к активному участию в выборе и освоении эффективных путей решения проблем. Умение составлять план текста было часто навязываемой задачей, но в рамках учебного кластера данная навык может стать осознанной потребностью ученика, что позитивно повлияет на развитие информационной культуры как важного общеучебного умения.

 

2.2 Методические рекомендации по применению учебного кластера математических заданий, как средства, предполагающего применение ряда приемов обучения математике, способствующих развитию информационной культуры обучающихся 5 классов на уроках математики

 

Целенаправленная деятельность по развитию у обучающихся 5 классов информационной культуры, а вместе с тем, умения работать с информацией в сети Интернет, посредством средств и приемов обучения математике, открывает обучающимся на уроках математики следующие возможности:

-                    создание благополучного эмоционального фона;

-                    доступ к нетрадиционным источникам информации;

-                    повышение информационной вооружённости;

-                    развитие творческих способностей;

-                    усиление мотивации обучения.

Введение различных методов обучения математике в классной работе стимулирует учеников к принятию более активной роли в выборе и применении эффективных методов решения проблем. В рамках этого учебного кластера учащиеся могут быть мотивированы для развития информационной культуры, включая способность быстро находить нужную информацию в различных источниках, изменять ее форму для удобства опознания, передачи и запоминания. Такой подход может быть близок и понятен для учащихся 5 классов, которые могут стать соавторами этого курса.

Развитие информационной культуры для учащихся 5 классов не должно рассматриваться как отдельный учебный блок, а должно быть включено в программу развития общих умений. Это поможет им овладеть навыками быстрого поиска и обработки необходимой информации из различных источников, что является важным элементом современного образования. Ученики могут стать активными участниками этого процесса и совместно разработать курс, который поможет им развить не только информационную культуру, но и другие умения, необходимые для успешного обучения.

Покажем на примерах двух технологических карт уроков математики (табл. 4 и табл. 5) возможности применения учебного кластера математических заданий, как средства, предполагающего применение ряда приемов обучения математике, способствующих развитию информационной культуры обучающихся 5 классов.


Таблица 4 – Технологическая карта урока по теме: «Сложение натуральных чисел»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «СЛОЖЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ»

Класс

Математика

Учебник

Математика. 5 класс : учебник для общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 1 /  Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 37-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2019. – 167 с. : ил.

Тип урока

Открытие нового знания

Главная дидактическая цель

Познакомить обучающихся с понятиями: слагаемое, сумма, компоненты сложения, переместительное свойство сложения, сочетательное свойство сложения.

Цели по содержанию

Обучающие:

обобщение и развитие знаний обучающихся о свойствах сложения, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых терминов, формирование навыка применения полученных знаний в жизненных ситуациях.

Развивающие:

развитие логического мышления, математического аппарата, познавательного интереса к предмету, самостоятельности; развитие навыка целеполагания, читательских компетенций.

Воспитательные:

формирование морально-этической стороны личности, эстетического сознания, научной эстетики; тренировка стрессоустойчивости.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

ввести понятие сложения чисел и свойства сложения чисел. Отработать навык работы со свойствами сложения.

Метапредметные:

формирование навыков самостоятельной работы.

формирование навыков самостоятельной работы, развитие логического мышления при использовании свойств сложения.

Личностные:

формировать  познавательный  интерес  и  умение рассуждать,  делать  выводы;  совершенствовать  устные  и  письменные вычислительные навыки

Продолжение таблицы 4Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивационный этап.

 

Создать необходимый настрой для занятия математикой.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

 

 

Следуют указаниям учителя.

Познавательные: анализ представленного материала.

Коммуникативные: умение приводить аргументы в пользу своего ответа.

Продолжение таблицы 4

 

2. Актуализация знаний

Подготовка к усвоению новых знаний и их применению

Проведем устный счет для разминки.

 

- Какие числа называют натуральными?

 

- Давайте вспомним название компонентов сложения:

В записи a+b=c

 

Как вы думаете, мы знаем все о сложении?

126+39=165

79+76=155

12*3=36

23*5=115

126-48=78

155:5=31

116:4=29

456-39=417

53+29=82

187+26=213

27*5=135

6*18=108

333:9=37

64:4=16

156-48=108

261-199=62

176+208=384

-числа используемые при счете называются натуральными.

a- первое слагаемое

в-второе слагаемое

с-сумма

Регулятивные: повторение ранее изученного материала.

3. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает

Продолжение таблицы 4 

 


проблему, поиск решения.

Постановка задачи, для. создания проблемной ситуации и пути его разрешения

- Мы сказали, в самом начале, что возможно мы знаем не всё о сложении. И это правда. Тогда предлагаю ответить вам на вопросы:

 1) Что называют суммой двух чисел?

2) Что такое переместительное свойство сложения?

3) Что такое сочетательное свойство сложения?

 

Обучающиеся отвечают на первый вопрос, на второй и третий не могут дать верного ответа.

 

Познавательные: развитие познавательной активности в процессе решения поставленных задач.

4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

 

Способствовать правильной постановки цели.

- Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

 

Если у обучающихся возникают затруднения, задает наводящие вопросы.

Продолжение таблицы 4 


Проговаривает цель поставленную учениками

 

- Что может помочь нам ответить на наши вопросы из того, что лежит на партах?

 

- Вы знаете как быстро найти нужную тему в учебнике?

 

- Отлично, тогда скажите еще раз каким образом вы Продолжение таблицы 4ответите на наши вопросы

 

- Итак, сначала попробуем заполнить пропуски в предложениях самостоятельно.

Если не получится, по воспользуемся учебником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)              при перестановке мест ____________ сумма __________________

2)              Что бы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить ___________________, а потом к полученной сумме – ____________________.

Предполагают, что должны узнать за урок.

 

 

 

 

 

 

-учебник.

 

 

 

 

- открыть содержание.

 

 

1. откроем содержание и определим страницу в учебнике.

2. прочитаем тему и найдем ответы на вопросы.

3. запишем ответы в тетрадь.

Регулятивные: развитие умения планировать свои действия.

5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Получение новых знаний по выбранному обучающимися пути.

(развитие информационной Продолжение таблицы 4культуры обучающихся с помощью развития умений поиска необходимой информации)

Отлично! Мы составили план действий. У вас будет 7 минут на его применение.

 

После истечения времени учитель просит обучающихся произнести в слух ответы на вопросы, которые были заданы.

 

2) Что такое переместительное свойство сложения?

 

3) Что такое сочетательное свойство сложения?

 

 

 

 

 

-Откроем учебник и проверим правильность заполнения пропусков.

Молодцы! Все верно.

 

Обучающиеся выполняют работу по составленному ими плану.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При перестановке мест слагаемых сумма не меняется.

 

Что бы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме – второе слагаемое.

Познавательные: расширение знаний, благодаря интернет ресурсам.

6. Первичное закрепление нового знания.

 

Применение полученных знаний на практике.

-Теперь давайте применим эти правила при работе с заданиями (работа у доски).

 

Контролирует ход решения и в случае необходимости просит класс проверить правильность выполнения задания.

 

Так же учитель определяет сильных учеников на проверку выполняемых заданий на доске.

№191

№192

№193

№194

Обучающиеся выполняют задания у доски и проговаривают правило, которое применяют в процессе решения.

Регулятивные: применения полученных знаний при решении задач.

7.Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Проверка усвоения знаний

Выполните следующую работу.

Вариант 1

№1. Вычислить, используя свойства сложения:

а) 371 + (246 + 229),

б) 634 + 258 + 166,

в) 327 + 228 + 173 + 272.

№2. Упростить выражение:

а) (х + 29) + 71,

б) с + 732 + 968.

Вариант 2

№1. Вычислить, используя свойства сложения:

а) (374 + 978) + 626,

б) 7 937 + 476 + 524,

в) 242 + 537 + 358 + 263.

№2. Упростить выражение:

а) (13 + х) + 87,

б) х + 349 + 251.

Выполняют самостоятельную работу. Первому выполнившему работу проверяет учитель. У остальных первый выполнивший ребенок.

Регулятивные: повторение изученного на уроке материала

Продолжение таблицы 49. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Определить результат деятельности урока.

Учитель раздает листы самооценки, каждому обучающемуся.

 

 

Отвечают на вопросы.

Стикерами показывают свое отношение к проведенному уроку.

Регулятивные: обобщение полученных на уроке знаний и подведение итогов.

Личностные: самоопределение и самооценка.

10. Постановка домашнего задания таким образом, что оно поможет закрепить полученные на уроке.

 

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Дает пояснения к выполнению задания.

№231

№232

Записывают домашнее задание в дневники.

Если возникают вопросы задают их.

Коммуникативные: по надобности беседуют о выполнении домашней работы

ФИО обучающегося

Достигли ли мы цели, которую поставили в начале урока?

 

Что нового я сегодня узнал?

 

 

 

Как я сегодня работал?

 

Всё ли у меня получилось?

 

Что понравилось (не понравилось) на уроке?

 

Продолжение таблицы 4

Таблица 5 – Технологическая карта урока по теме: «Вычитание натуральных чисел»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ»

Класс

Математика

Учебник

Математика. 5 класс : учебник для общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 1 /  Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 37-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2019. – 167 с. : ил.

Тип урока

Открытие нового знания

Главная дидактическая цель

Упорядочить знания о вычитании. Ввести свойства вычитания с нулем.

Цели по содержанию

Обучающие:

Использование свойств чисел при выполнении заданий.

Развивающие:

Развивать правильную математическую речь, правильную запись математических выражений.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к окружающим товарищам, умение прислушиваться к мнению других.

 

 

Продолжение таблицы 5Планируемые образовательные результаты

Предметные:

рассказать учащимся о важности вычитания, что такое вычитание, как называются числа при вычитании, научить правильно говорить и находить вычитаемое, уменьшаемое, разность, изучить свойства вычитания суммы из числа и числа из суммы сравнивать многозначные числа.

Метапредметные:

Воспитать аккуратность при записи в тетради и на доске, тактичность при анализе ответов одноклассников.

Личностные:

Развить умение принимать самостоятельное решение при выборе способов решения задачи.

 

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивационный этап.

 

Создать необходимый настрой для занятия математикой.

Урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте     Продолжение таблицы 5глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!

 

Приветствуют учителя, настраиваются на работу следуя указаниям учителя.

Регулятивные: волевая само регуляция. Личностные: умение организовать рабочее место и настроиться на активную работу.

    Продолжение таблицы 52. Актуализация знаний

Подготовка к усвоению новых знаний и их применению

- Какие числа называются натуральными?

- Давайте вспомним название компонентов вычитания:

В записи a-b=c

 

-числа используемые при счете называются натуральными.

a- уменьшаемое

в-вычитаемое

с-разность

Регулятивные: повтор ранее изученного и отработка ранее полученных навыков

3. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск решения.

Постановка задачи, для. создания проблемной ситуации и пути его разрешения

- Мы сказали, в самом начале, что возможно мы знаем не всё о вычитании. И это правда. Тогда предлагаю ответить вам на вопросы:

 1) Как узнать насколько одно число больше другого?

2) Как вычесть сумму из числа?

3) Как вычесть число из суммы?

 

Обучающиеся отвечают на первый вопрос, на второй и третий не могут дать верного ответа.

 

Познавательные: освоение новых знаний о сравнении и знаках сравнения;

Коммуникативные: обсуждение во время изучения нового материала непонятных моментов.

    Продолжение таблицы 54. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

 

Способствовать правильной постановки цели.

- Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

Если у обучающихся возникают затруднения, задает наводящие вопросы.

Проговаривает цель поставленную учениками

- Что может помочь нам ответить на     Продолжение таблицы 5наши вопросы из того, что лежит на партах?

- Вы знаете как быстро найти нужную тему в учебнике?

- Отлично, тогда скажите еще раз каким образом вы ответите на наши вопросы

 

Предполагают, что должны узнать за урок.

 

 

 

 

 

 

-учебник.

 

 

 

 

- открыть содержание.

 

 

1. откроем содержание и определим страницу в учебнике.

2. прочитаем тему и найдем ответы на вопросы.

3. запишем ответы в тетрадь.

Регулятивные: развитие умения планировать свои действия.

5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Получение новых знаний по выбранному обучающимися пути.

(развитие информационной культуры обучающихся с помощью развития умений поиска необходимой информации)

Отлично! Мы составили план действий. У вас будет 7 минут на его применение.

    Продолжение таблицы 5После истечения времени учитель просит обучающихся произнести в слух ответы на вопросы, которые были заданы.

 

2) Как вычесть сумму из числа?

 

 

 

 

3) Как вычесть число из суммы?

 

 

 

 

Молодцы! Все верно.

 

Обучающиеся выполняют работу по составленному ими плану.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для того, что бы вычесть суму из числа, можно сначала вычесть из этого числа первое слагаемое, а потом из полученной разности – второе слагаемое

Что бы из суммы вычесть число, можно вычесть его из одного слагаемого, а к полученной разности прибавить другое слагаемое.

Познавательные: самостоятельный поиск ответов на вопросы.

    Продолжение таблицы 56. Первичное закрепление нового знания.

 

Применение полученных знаний на практике.

-Теперь давайте применим эти правила при работе с заданиями (работа у доски).

Контролирует ход решения и в случае необходимости просит класс проверить правильность выполнения задания.

Так же учитель определяет сильных учеников на проверку выполняемых заданий на доске.

№258

№262

№264

№265

Обучающиеся выполняют задания у доски и проговаривают правило, которое применяют в процессе решения.

Коммуникативные: постановка правильной математической речи

Познавательные: приобретение навыков решения задач по представленной теме.

    Продолжение таблицы 57.Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Проверка усвоения знаний

Разделитесь на пары и выполните следующую работу.

Вариант 1

Вычислите:

3018-(1023+1295)

4017-(3000+117)

(4947+2543)-1947

(1234+4312)-1212

2019+1999-1319

Вариант 2

Вычислите:

2018-(23+1085)

5019-(3049+107)

(4907+543)-1907

(4312+1234)-1016

6894-4033+1020

Выполняют самостоятельную работу в парах. После меняются тетрадями и выполняют взаимопроверку.

Регулятивные: повторение изученного на уроке материала

9. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Определить результат деятельности урока.

Учитель раздает стикеры, по три каждому обучающемуся. Ответить на вопросы:

Что нового я сегодня узнал? Как я сегодня работал?

Впечатление об уроке.

 

Отвечают на вопросы.

Стикерами показывают свое отношение к проведенному уроку.

Регулятивные: обобщение полученных на уроке знаний и подведение итогов.

10. Постановка домашнего задания таким образом, что оно поможет закрепить полученные на уроке.

 

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

№287

№288

Записывают домашнее задание в дневники.

Если возникают вопросы задают их.

Коммуникативные: по надобности беседуют о выполнении домашней работы

    Продолжение таблицы 5

Таким образом, использование применения учебного кластера математических заданий, как средства, предполагающего применение ряда приемов обучения математике, способствующих развитию информационной культуры обучающихся 5 классов, требует от учителя:

       изучения основ информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности;


 

−       повышения эффективности воспитательного процесса на базе создания и активного использования информационного пространства воспитательной работы.

Для эффективного обучения математике необходимо использовать разнообразные приемы обучения с применением как традиционных, так и современных носителей информации. Это позволяет развивать умение анализировать, создавать, хранить и распространять информацию, а также быстро ориентироваться в информационном потоке. Эти общеучебные умения необходимы для создания информационно-культурного пространства, соответствующего потребностям и интересам учащихся. Поэтому задача школы - создание такого пространства для успешного обучения.

 

 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

 

Для формирования информационной культуры учеников в 5 классе необходимо применять разнообразные методы и средства обучения, включая компьютерные программы и информационные ресурсы. В современном информационном обществе информация имеет огромное значение, и школа должна помочь ученикам развивать навыки работы с ней. Педагогическая деятельность в этом направлении должна включать использование новых методов и материалов для более эффективного обучения и контроля знаний.

Когда мы искренне хотим учиться, мы обращаемся к информационной культуре, которая помогает нам универсализировать наши качества и лучше понимать нашу личность, наше место в мире и нашу роль в обществе. Образование играет важную роль в формировании информационной культуры, которое должно подготовить нового специалиста в информационном сообществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования заставляет каждого учителя оценить свои знания и умения, чтобы определить свою готовность к реализации этого стандарта. Особое внимание уделяется обучению учеников различным способам поиска, сбора, обработки и анализа информации в соответствии с задачами учебного предмета и технологиями. Важным навыком также является умение работать с клавиатурой, захватывать и анализировать изображения и звуки, готовить презентации с аудио, видео и графической поддержкой и следовать этикету при использовании информации.

В настоящее время учителя осознают значительную роль компьютера и информационных технологий в обучении младших школьников. Важным навыком для учеников является умение искать нужную информацию в различных источниках, таких как электронные справочники и базы данных. В этом контексте преподаватели должны обучать учеников различным методам поиска, сбора, обработки и анализа информации, используя информационные и коммуникационные технологии. Кроме того, важно научить учеников работать с клавиатурой, обрабатывать изображения и звуки, готовить презентации с графической, аудио и видео поддержкой и следовать правилам этики в использовании информации.

Мы не должны забывать о значимости книги в обучении и развитии школьников, так как она способствует развитию их познавательных интересов, расширению читательского кругозора, формированию ценностей и развитию творческих способностей. При этом, мы понимаем, что понятие «информационная культура» основано на двух основных понятиях - «информация» и «культура».

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»

Использование визуальной информации на уроке может оказывать положительное воздействие, но на некоторых уроках достаточно предъявить таблицы или фотографии. Поэтому подготовка презентации, как последовательности слайдов, может быть нецелесообразной. Однако, уроки, где презентация является не только средством обучения, но и самой целью, также могут быть неэффективными.

Применение информационных технологий на уроках не только укрепляет полученные знания, но также стимулирует творческий и интеллектуальный потенциал детей. Ребята могут проявлять свои способности и фантазию, используя различные формы работы с помощью ИКТ. Внедрение ИКТ на уроках начальной школы позволяет каждому ученику проявить свой талант и выбрать форму работы, которая ему подходит.

Использование информационных технологий на уроках делает обучение более интересным и увлекательным для детей и учителей. Такие уроки стимулируют творческий и интеллектуальный потенциал учеников и позволяют каждому из них проявить свои способности. Кроме того, при работе с ИКТ учитель также может развивать свои профессиональные навыки и повышать качество своей работы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.                 Антонова С. Г. Информационная культура личности: вопросы формирования // Высшее образование России. 1994.  № 8.  С. 24-33.

2.                 Байкова Е.А. Формирование информационной культуры школьников начальной школы при изучении математики: методическое пособие. Москва 2017. 96 с.

3.                 Бондаренко И.И. Методические основы формирования информационной культуры учащихся начальной школы при изучении математики: автореф. дис. .... канд. пед. наук. Рязань, 2013.

4.                 Генедина Н. И. Дидактические основы формирования информационной культуры /Школьная библиотека, 2002.  157 с.

5.                 Гигиенические требования к условиям обучения обучающихся в различных видах современных ОУ. // Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2.1178-02). Москва: Наука, 2020. 124 с.

6.                 Денисова Э. А Эффективные приемы работы с учебной информацией на уроках русского языка. Монография. Новосибирск: ГЕО, 2018. 254 с.   

7.                 Ефимов В. Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. // Начальная школа.  2019 № 2 . С. 25-36.

8.                 Завьялова О. А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. // Начальная школа. 2008. № 11. С. 56-61.

9.                 Иванова Е. А. Информационная культура учителя математики: сущность и содержание // Научный вестник МГУПИ. Серия: Информатизация образования. 2015. 20-25 с.

10.            Кириленко А. В. Основы информационной культуры. Библиография: учебное пособие.  М.: Эйдос, 2008. 156 с.

11.            Кнюшенко С. М. Формирование информационной культуры личности педагога.  Москва: Эйдос, 2005.  324 с.

12.            Кузнецова Л.И. Развитие информационной культуры школьников при обучении математике: методическое пособие. Москва, 2010. 132 с.

13.            Леонтева Т. С. Информационная культура учащихся начальной школы в контексте компетентностного подхода // Педагогика сегодня: традиции и инновации: сборник научных трудов. 2016. 98-104 с.

14.            Летучая Ю.Е. Информационная культура учащихся начальной школы при овладении математическими знаниями и умениями: автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2018.

15.            Макарова Л. Н. Компьютерная культура будущих специалистов в контексте их личностного развития. // Педагогическая информатика.   Москва: Знание, 2003.  174 с.

16.            Мартынова О. А. Использование ИКТ-технологий на уроках математики в начальной школе // Образовательные технологии и общество. 2018. 65-71 с.

17.            Матвеева Е.В. Использование информационных технологий при обучении математике в начальных классах: методическое пособие. Москва, 2014. 76 с.

18.            Молокова А. В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. // Начальное образование. 2003. № 1. С.23-35.

19.            Мяэотс О. Н. Уроки информационной грамотности в школе: методические рекомендации.  Москва: Чистые пруды, 2005. 132 с.

20.            Новоковшонов Ю. А. Воспитание информационной культуры. // Народное образование. 2003.  № 6.  С. 12-13.

21.            Петрова И. Н. Развитие информационной культуры обучающихся в процессе обучения математике // Материалы XVIII научно-практической конференции и семинара учителей математики и информатики. Кемерово, 2019. 141-146 с.

22.            Петрова С.А. Развитие информационной культуры учащихся начальной школы в процессе изучения математики: автореф. дис. .... канд. пед. наук. Саратов. 2012.

23.            Ракитов А. И. Философия компьютерной революции.  Москва: Политиздат, 1991.  287 с.

24.            Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Москва: НИИ школьных технологий, 2005. 112 с.

25.            Соколова Т. Е. Информационная культура обучающегося как педагогическая проблема. Учебно-методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. 244 с.

26.            Стрелкова Н. Н. Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций для учебного процесса.   Ростов-на-Дону: ПАОВОРК, 2019. 266 с.

27.            Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. // Начальная школа плюс До и После. 2007.  № 7.  С. 30–32.

28.            Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч. 2000. № 7. С. 38-61.

29.            Тимофеева, Н.А. Информационная культура учащихся начальной школы: содержание и особенности формирования // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2017. – Выпуск №180. С. 74-78.

30.            Харчевникова Е. Л. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка (дошкольный и младший школьный возраст): Дис. … канд. пед. наук. Владимир, 1999.  172 с.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ Для создания условий успешного адаптирования ребенка в мир,

ВВЕДЕНИЕ Для создания условий успешного адаптирования ребенка в мир,

Весь спектр знаний и умений, обучающихся сегодня принято относить к понятию «информационная культура»

Весь спектр знаний и умений, обучающихся сегодня принято относить к понятию «информационная культура»

- разработать т ребования и методические рекомендации по разработке и применению учебного кластера математических заданий, как средства, предполагающего применение ряда приемов обучения математике, способствующих развитию…

- разработать т ребования и методические рекомендации по разработке и применению учебного кластера математических заданий, как средства, предполагающего применение ряда приемов обучения математике, способствующих развитию…

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

Первой информационной революцией было появление языка, письменности и возможности запомнить и передать информацию во времени и пространстве

Первой информационной революцией было появление языка, письменности и возможности запомнить и передать информацию во времени и пространстве

Четвертая информационная революция

Четвертая информационная революция

В настоящее время существует большое количество определений понятия «информационная культура»

В настоящее время существует большое количество определений понятия «информационная культура»

Формирование информационной культуры обучающегося является важным элементом общей информационной культуры, которая необходима для успешного участия в информационном обществе [1]

Формирование информационной культуры обучающегося является важным элементом общей информационной культуры, которая необходима для успешного участия в информационном обществе [1]

Если учителю удалось освоить эти навыки, он сможет успешно передать их своим ученикам

Если учителю удалось освоить эти навыки, он сможет успешно передать их своим ученикам

Представленное в программном обеспечении основного общего образования описание ожидаемых результатов обучения учащимися включает требования, связанные с развитием информационной культуры учеников

Представленное в программном обеспечении основного общего образования описание ожидаемых результатов обучения учащимися включает требования, связанные с развитием информационной культуры учеников

Обучающиеся узнают о различных средствах

Обучающиеся узнают о различных средствах

В соответствии с программой подготовки информационных технологий необходимо осуществлять процесс обучения, направленный на формирование и развитие не только предметной

В соответствии с программой подготовки информационных технологий необходимо осуществлять процесс обучения, направленный на формирование и развитие не только предметной

ИКТ-среде. «Основные составляющие подпрограммы «Формирование

ИКТ-среде. «Основные составляющие подпрограммы «Формирование

Студенты, изучающие «иностранный язык», учатся планировать и создавать сообщения и презентации на этом языке

Студенты, изучающие «иностранный язык», учатся планировать и создавать сообщения и презентации на этом языке

ИКТ для создания мультфильмов, видеофильмов, анимации и музыку

ИКТ для создания мультфильмов, видеофильмов, анимации и музыку

Особенности развития информационной культуры обучающихся 5 классов при помощи средств и приемов обучения математике

Особенности развития информационной культуры обучающихся 5 классов при помощи средств и приемов обучения математике

В этом возрасте дети начинают осваивать новые знания и навыки, появляются потребности и мотивация к обучению, и это становится первым важным шагом в их образовательном…

В этом возрасте дети начинают осваивать новые знания и навыки, появляются потребности и мотивация к обучению, и это становится первым важным шагом в их образовательном…

Выделяют основные направления, в результате которых реализуется процесс формирования информационной культуры обучающихся (табл

Выделяют основные направления, в результате которых реализуется процесс формирования информационной культуры обучающихся (табл

Учащимся необходимо научиться находить информацию по адресному, тематическому и фактическому запросу, а также иметь навыки самостоятельного поиска информации в библиотеке

Учащимся необходимо научиться находить информацию по адресному, тематическому и фактическому запросу, а также иметь навыки самостоятельного поиска информации в библиотеке

Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности

Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности

Правильная и систематическая подготовка к работе с информацией поможет выпускникам сформировать универсальные учебные действия, в основе которых лежит умение учиться

Правильная и систематическая подготовка к работе с информацией поможет выпускникам сформировать универсальные учебные действия, в основе которых лежит умение учиться

Это включает умение интерпретировать и трансформировать материал

Это включает умение интерпретировать и трансформировать материал

Контроль может осуществляться через самоконтроль, экспертизу, анализ результатов, а также через взаимную проверку со стороны других учащихся и преподавателя в фронтальном, парном и групповом обсуждении

Контроль может осуществляться через самоконтроль, экспертизу, анализ результатов, а также через взаимную проверку со стороны других учащихся и преподавателя в фронтальном, парном и групповом обсуждении

В этом процессе необходимо развивать несколько критических умений и навыков: умение эффективно выделять значимую информацию, дифференцировать и оценивать ее, а также применять и перерабатывать информацию…

В этом процессе необходимо развивать несколько критических умений и навыков: умение эффективно выделять значимую информацию, дифференцировать и оценивать ее, а также применять и перерабатывать информацию…

ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В данном пункте представим учебный кластер математических заданий по развитию и диагностике уровня развития информационной культуры обучающихся 5 классов при помощи средств и приемов обучения…

В данном пункте представим учебный кластер математических заданий по развитию и диагностике уровня развития информационной культуры обучающихся 5 классов при помощи средств и приемов обучения…

Учебный кластер математических заданий, направленный на развитие информационной культуры

Учебный кластер математических заданий, направленный на развитие информационной культуры

Келдыш, Кочин, Четаев. Отмечаю, что превосходство нашей боевой техники заключалось не только в авиации

Келдыш, Кочин, Четаев. Отмечаю, что превосходство нашей боевой техники заключалось не только в авиации

Далее ученики должны оценить экономическую значимость данной задачи

Далее ученики должны оценить экономическую значимость данной задачи

Используем данные для построения линейной диаграммы

Используем данные для построения линейной диаграммы

Средство обучения: индивидуальное задание

Средство обучения: индивидуальное задание

Целенаправленная деятельность по развитию у обучающихся 5 классов информационной культуры, а вместе с тем, умения работать с информацией в сети

Целенаправленная деятельность по развитию у обучающихся 5 классов информационной культуры, а вместе с тем, умения работать с информацией в сети

приемов обучения математике, способствующих развитию информационной культуры обучающихся 5 классов.

приемов обучения математике, способствующих развитию информационной культуры обучающихся 5 классов.

Таблица 4 – Технологическая карта урока по теме: «Сложение натуральных чисел»

Таблица 4 – Технологическая карта урока по теме: «Сложение натуральных чисел»

Метапредметные: формирование навыков самостоятельной работы

Метапредметные: формирование навыков самостоятельной работы

Актуализация знаний Подготовка к усвоению новых знаний и их применению

Актуализация знаний Подготовка к усвоению новых знаний и их применению

Постановка задачи, для. создания проблемной ситуации и пути его разрешения -

Постановка задачи, для. создания проблемной ситуации и пути его разрешения -

Что может помочь нам ответить на наши вопросы из того, что лежит на партах? -

Что может помочь нам ответить на наши вопросы из того, что лежит на партах? -

Итак, сначала попробуем заполнить пропуски в предложениях самостоятельно

Итак, сначала попробуем заполнить пропуски в предложениях самостоятельно

Отлично! Мы составили план действий

Отлично! Мы составили план действий

Молодцы! Все верно. Обучающиеся выполняют работу по составленному ими плану

Молодцы! Все верно. Обучающиеся выполняют работу по составленному ими плану

Обучающиеся выполняют задания у доски и проговаривают правило, которое применяют в процессе решения

Обучающиеся выполняют задания у доски и проговаривают правило, которое применяют в процессе решения

Определить результат деятельности урока

Определить результат деятельности урока

Таблица 5 – Технологическая карта урока по теме: «Вычитание натуральных чисел»

Таблица 5 – Технологическая карта урока по теме: «Вычитание натуральных чисел»

Метапредметные: Воспитать аккуратность при записи в тетради и на доске, тактичность при анализе ответов одноклассников

Метапредметные: Воспитать аккуратность при записи в тетради и на доске, тактичность при анализе ответов одноклассников

Я в школе на уроке, - Сейчас я начну учиться

Я в школе на уроке, - Сейчас я начну учиться

В записи a - b = c -числа используемые при счете называются натуральными

В записи a - b = c -числа используемые при счете называются натуральными

Способствовать правильной постановки цели

Способствовать правильной постановки цели

Регулятивные: развитие умения планировать свои действия

Регулятивные: развитие умения планировать свои действия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024