Воронкова Е.В. учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №621 Колпинского района
г. Санкт-Петербурга
Развитие интереса к учению в школе.
Отношение к учению — понятие, которое по своему содержанию делится на три вида: положительное, отрицательное и пассивное. Любое отношение учащегося к учению характеризуется наличием у него желания учиться. Но различается это отношение по уровню активности и усердия, а также по характеру переживаний, обусловленных учением. Чтобы не изучал ребенок в школе, у него всегда возникают определенные переживания, вызванные выполнением той или иной деятельности, которые отражаются в его психическом состоянии, — радость, скука или огорчение.
У некоторых школьников отношение к учению легко установить по проявлению эмоций, психического состояния. Однако не всегда эмоции ученика имеют отчетливое и действительно соответствующее переживанию внешнее выражение. Внешнее выражение зависит от глубины и продолжительности переживаний, темперамента, силы воли и характера школьника. Так, у меланхоликов и флегматиков внешнее выражение своих эмоций менее выразительно, чем у сангвиников и холериков. В подростковом возрасте, в пору самоутверждения и нравственного самосовершенствования, ребята пытаются скрыть, замаскировать присущие им черты характера. Например, холерики пытаются скрыть свою неуравновешенность и чрезмерную активность, а флегматики стремятся избежать вялости и равнодушия.
Мотивы учения отражают также отношение учащихся к школе. Именно характер отношений к школе зависит от многих факторов. Знать их и способствовать формированию полноценного ведущего мотива — значит создавать положительное отношение к школе и к учению. Знание мотивов позволяет проникнуть в субъективный мир ученика, понять какой смысл он вкладывает в ту или иную деятельность. Гете В. писал «в человеческих делах, как и в природе, главное внимание обращено на мотивы». Об этом же писал великий советский писатель М. Горький «ничего нет в жизни более важного и любопытного, чем мотивы человеческих действий».
Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?
Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера. Проблемно – поисковые, деятельностные технологии обучения широко применяются учителями начальных классов. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами), тем интереснее ему работать. Как можно осуществлять более частую проверку знаний? Работа в парах с взаимопроверкой с помощью “сигнальных кружков”, рассказ домашнего задания друг другу, хоровые ответы на несложные вопросы. Когда ученик работает у доски, классу даётся задание – внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ или оценку ответа. Важна также психо-сберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем – недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза “было бы лучше, если…”.
Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.
Стимулирование познавательной активности учащихся в начальных классах:
· Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.).
· Наглядность.
· Творческие работы по разным предметам.
· Участие в предметных олимпиадах.
· Научно – исследовательская деятельность.
· Проектная деятельность учащихся.
· Внеклассные мероприятия по предметам.
· Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).
· Дифференциация (разноуровневые задания).
· Использование различных педагогических технологий:
· -игровые,
· -личностно- ориентированные,
· -развивающие,
· -проблемное обучение,
· -компьютерные.
· Интегрированные уроки.
· Карточки, перфокарты для индивидуальной работы.
Другой источник интереса к учению – сама познавательная деятельность, которая приносит детям иные впечатления.
Если содержание обучения вызывает у детей радость открытия мира, чувство нового, удавление и т.д., т.е. интеллектуальные радости и переживания, то процесс деятельности рождает осознание своего роста, удовольствие от процесса работы, чувство успеха, собственного достоинства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.