Развитие коммуникативной сферы учащихся с ОВЗ, как фактор их успешной социализации
Оценка 4.8

Развитие коммуникативной сферы учащихся с ОВЗ, как фактор их успешной социализации

Оценка 4.8
docx
воспитательная работа
26.02.2022
Развитие коммуникативной сферы учащихся с ОВЗ, как фактор их успешной социализации
« Развитие коммуникативной сферы учащихся с ОВЗ, как фактор их успешной социализации». «Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Л.С. Выготский В настоящее время, когда дети стали меньше общаться со сверстниками и взрослыми, все больше времени проводят у экранов компьютеров и планшетов, на передний план выходит проблема развития коммуникативных качеств школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Поэтому в первую очередь мы, педагоги, и конечно, родители должны помочь детям научиться общаться, приобрести необходимые для этого качества. Понятие "коммуникативные умения" объединяет широкий комплекс умений, освоение которых обеспечивает для ребенка полноценное включение в общество, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.
Развитие коммуникативных способностей.docx

 « Развитие коммуникативной сферы учащихся с ОВЗ, как фактор их успешной социализации». 

 

Слайд                                                 «Умение ребенка позитивно общаться позволяет    ему комфортно жить в обществе людей…»

Л.С. Выготский

 

    В настоящее время, когда дети стали меньше общаться со сверстниками и взрослыми, все больше времени проводят у экранов компьютеров и планшетов, на передний план выходит проблема развития коммуникативных качеств школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Поэтому в первую очередь мы, педагоги, и конечно, родители должны помочь детям научиться общаться, приобрести необходимые  для этого качества.

  Понятие "коммуникативные умения" объединяет широкий комплекс умений, освоение которых обеспечивает для ребенка полноценное включение в общество, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.

      Исследования показали, что в коммуникативной деятельности школьников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает затруднения в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, обидчивостью. Дети с ОВЗ одновременно требуют внимания и отторгают его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение; не умеют и не желают признать свою вину в конфликтной ситуации, не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, вместо умения самому справляться с трудной ситуацией, дети склонны обижаться, перекладывать ответственность на других. Они не испытывают желания вступать в речевые и личностные контакты, обмениваться впечатлениями, договариваться о содержании предстоящей совместной деятельности. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание.

    Как только ребенок приходит в образовательное учреждение, особо важными становятся именно коммуникативные навыки ребенка.  Общение выступает в качестве одного из основных условий его развития, формирования личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.

Слайд

·        Ребенок взаимодействует с педагогами как  значимыми носителями положительного повседневного опыта.

·        Ребенок взаимодействует со сверстниками на уровне класса, школы, т.е. в знакомой защищенной социальной среде. На этом уровне ребенок получает или не получает первое практическое подтверждение социальных знаний, начинает их ценить, или отвергает.

·        Ребенок взаимодействует с различными социальными объектами за пределами школы, в открытой незащищенной общественной среде.

Педагоги должны помочь детям научиться общению, помочь приобрести необходимые для этого качества:

Слайд

•        Желание вступать в контакт с окружающими;

•        Знать нормы и правила, необходимые для общения с окружающими;

•        Уметь слушать собеседника, организовать диалог;

•        Уметь эмоционально сопереживать;

•        Умение разрешать конфликтные ситуации;

   Хорошо влияет на развитее коммуникативных качеств школьников общение с людьми разного возраста. Это позволяет ребенку одновременно усвоить несколько шаблонов поведения: уважительное отношение к взрослым, подражание старшим и забота о младших, ответственность за них. Все это служит для дальнейшего встраивания человека в любой коллектив и общество в целом.

Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Общение сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учеба, труд, игра, социальная ориентация и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в общество. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

   Овладение техникой общения, как и многими другими умениями, у детей с ОВЗ происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающихся, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми. Недостаточная сформированность коммуникативных навыков детей с ОВЗ отрицательно влияет на развитие личности ребенка, его межличностных отношений и затрудняет установление контактов с окружающими, отрицательно влияя на социализацию, тогда как современная педагогика и психология ставят перед собой цель создания условий успешной социализации ребенка с ОВЗ, что и делает данную работу актуальной.

При работе по развитию коммуникативных навыков необходимо опираться на возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и, в первую очередь, развивать:

Слайд

- способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;

- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;

-   восприятие речи;

-   умение подражать;

-   умение соблюдать очередность в разговоре;

-   умение применять навыки общения в повседневной жизни.

Слайд

Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы следующие коммуникативные умения:

- сотрудничать;

- слушать и слышать;

- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

- говорить самому.

    Учитывая, что игра  является ведущим видом деятельности, она и является  одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей.

Игровая деятельность помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формируют у детей знания и умения доброжелательного общения,  воспитывают культуру общения (хорошие манеры), помогают сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Слайд

Виды коммуникативных игр:

-        Эмоциональные (игры-приветствия, игры-концовки). Обеспечивают создание ситуации эмоциональной открытости, дружелюбия, включённости в группу, эмоциональную разрядку, приводят к возникновению позитивного эмоционального единства, позволяют получить обратную связь.

-        Информативные (игры-тесты, игры-знакомства). Позволяют установить контакт, вызвать доверие друг к другу.

-        Интерактивные (социоигры). Ориентируют на необходимость согласования действий с другими людьми, проявление инициативы в решении общих проблем, регулируют межличностные отношения.

-        Перцептивные (игры-тренинги, игры-упражнения). Способствуют пониманию своего состояния, адекватному пониманию качеств, состояния других людей, развивают эмпатию, эмоционально-выразительные средства, интеллект.

-        Творческие (игры-экспромты, игры-шутки). Побуждают проявление изобретательности, стимулируют воображение, фантазию.

    В процессе обучения детей той или иной игре необходимо помогать детям вести диалоги, приходя им на помощь всякий раз, когда они затрудняются сами выразить просьбу, желание, мысль в словесной форме.

  При формировании коммуникативных  навыков необходимо учитывать  возрастные и индивидуальные особенности детей  и обеспечить наиболее благоприятные условия для реализации целей.

Слайды 8-13

    Работа по формированию коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: обучение, игру, труд. На самоподготовке, воспитательных занятиях, прогулках, экскурсиях, различных мероприятиях, в режимных моментах, в процессе трудовой деятельности детей необходимо систематически развивать навыки общения. Формирование коммуникативных умений является как самостоятельной задачей обучения, так и средством, позволяющим добиться успехов в развитии ребенка, т.е. обучение происходит непрерывно в самых разнообразных видах деятельности.

   Результаты работы показывают, что систематическое использование игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков, а также проведение групповых дискуссий, бесед, обсуждение различных ситуаций способствует формированию коммуникативных умений и навыков. Учащиеся становятся более общительными, открытыми, активными, уверенными, что делает их более адаптированными в обществе.

Слайд

В итоге систематической работы в этом направлении будут достигнуты следующие результаты:

•        повышение уровня коммуникативных знаний и умений учащихся

•        возрастание степени успешности общения детей со взрослыми и сверстниками

•        уменьшение числа межличностных конфликтов

•        успешное адаптирование учащихся к своему социальному окружению

•        снижение уровня школьной и личностной тревожности.

Заключение

Одной из основных задач школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является социальная адаптация ее выпускников. Формирование коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

 


 

Развитие коммуникативной сферы учащихся с

Развитие коммуникативной сферы учащихся с

Слайд · Ребенок взаимодействует с педагогами как значимыми носителями положительного повседневного опыта

Слайд · Ребенок взаимодействует с педагогами как значимыми носителями положительного повседневного опыта

ОВЗ, что и делает данную работу актуальной

ОВЗ, что и делает данную работу актуальной

Перцептивные (игры-тренинги, игры-упражнения)

Перцептивные (игры-тренинги, игры-упражнения)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2022