РАЗВИТИЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ
В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I
Л.М.Булгакова
Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Гимназия №6»
e-mail: lmb2005@mail.ru
Аннотация. В работе «Развитие кораблестроения в годы правления Петра I» рассматривается рождение военного флота Российской империи. В работе раскрываются этапы становления военного флота при Петре I, а также его значимость в истории Российской империи.
Информация, представленная в работе может быть использована на уроках истории, а также во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: навигация, кораблестроение, фрегат, мореходы, корабль, верфь, флот
«Школа математических и навигацких наук» открылась в XVIII веке в Москве по приказу царя Петра I (Навигация – это наука о вождении кораблей). Здесь учили будущих офицеров русской армии и флота. С чем связано, что царь Пётр I открыл именно Навигацкую школу и почему он столько внимания и времени уделял строительству кораблей?
История кораблестроения начинается тысячи лет назад с возникновением первых плотов и лодок. Приблизительно 2500 лет до нашей эры суда были различными: военными, торговыми, рыбацкими; для перевозки грузов или пассажиров. Первые суда передвигались с помощью шестов и весел. Далее примерно в X - XI веках возникли парусные суда. В дальнейшем стали строить суда для отдыха, на которых плавали просто для приключений.
Морские плавания потребовали
от людей новой информации и новых умений: определять дислокацию судна в открытом море в разную
погоду, в дневное время и в
ночное время. Граждане узнавали о морских течениях,
приливах и отливах, обучались предсказывать погоду. Мореходам требовались знания астрономии,
навигации, географии. Эти знания и опыт сохранялись и передавались из поколения в поколение.
Известно, что уже в VIII веке наши прародители плавали по Каспийскому морю. В IX
– X веках русские мореходы были полными хозяевами Черного моря, поэтому
восточные народы именовали его «Русским морем».
В XII веке на Руси были построены палубные суда.
Палубы предназначались для размещения воинов и в то же время служили защитой для гребцов.
Славяне были хорошими судостроителями и строили суда разных конструкций:
- шитик - плоскодонное судно с рулем,
вёслами и мачтой с прямым парусом;
- баркас – судно с двумя мачтами с прямыми парусами;
- поморская лодья - имела три мачты, на любой по непосредственному парусу;
- раньшина - судно, корпус которого в подводной сегменты имел яйцевидную форму; благодаря этому при сжатии льдов судно «выскакивало» на поверхность, а когда льды расходились, опять окуналось в воду.
В конце XV века в Соловецком монастыре основана верфь для постройки промысловых судов. В XVI – ХVII веках запорожские казаки, совершали рейды по Чёрному морю на собственных лодьях. Они их называли «Чайки», и наводили кошмар на турок. После взятия Иваном Грозным Казани (в 1552 году) и Астрахани (в 1556 году), эти города стали центрами строительства судов для Каспийского моря.
Царь Борис Годунов старался создать в Российской федерации военный флот, но ему не удалось.
В 1634 году в Нижнем Новгороде русскими мастерами в начале было построено морское судно по иноземным чертежам, оно называлось «Фридерик». Следующее развитие русского флота сопряжено с именем Петра Первого.
Петр I родился 9 июня 1672 года в Москве. По старорусскому обычаю Петра стали учить с пяти лет. 22 марта 1677 года юного царя окропили святой водой, благословили и посадили за азбуку. Царевич обучался охотно, любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с картинками. Узнав о его интересах царица (его мама) велела выдать ему «исторические книги» и рукописи с картинками из дворцовой библиотеки, среди них были и рисунки кораблей [4].
В 10-летнем возрасте Петра был провозгласили царём. Это произошло так: в то время в Российской федерации произошел мятеж, на глазах юного Петра жестоко расправились с близкими ему людьми. В результате восстания на престол были возведены совместно братья Иван и Пётр, но они были детьми, и начала править их старшая сестра, царевна Софья Алексеевна. Петра с матерью отправили в село Преображенское под Москвой. Обучение предстоящего царя прервалось. Ему было позволено создать собственные «потешные» полки, с которыми он разыгрывал побоища. Позже они стали базой русской постоянной армии [4]. Неподалеку находилось немецкое поселение (слобода), где жили генералы и офицеры, разный мастеровой народ. Их Пётр прельщал к своим играм в равной степени с детьми. В 1686 году 14-летний Пётр завёл при собственных «потешных» войсках артиллерию. Огнестрельных дел мастер Фёдор Зоммер демонстрировал царю гранатное и огнестрельное дело. Для таких игр было доставлено 16 пушек. Предстоящий царь одевался в мундир, обучался устраивать стрельбу из ружей и пушек, копал окопы, учился наводить понтоны и закладывать мины. Он принял решение независимо пройти все ступени военной службы.
Как-то раз Пётр нашёл старый английский бот (небольшое гребное судно). По его приказу бот починили и опробовали на реке Яузе. Было это в 1688 году. Длина бота - 6м 5 см, мачта высотой 6,5 м, вес – вблизи 1500 кг. Он был изготовлен из дуба. Управлялся десятью веслами, по два гребца на каждое весло. Бот был вооружен четырьмя миниатюрными пушками, которые могли устраивать стрельбу ядрами массой 163 грамма, но использовались эти пушечки лишь для холостых выстрелов во время салютов [8]. На данном судёнышке юный царь начинал изучать ядра морского дела и заинтересовался науками. Под руководством голландца Тиммермана он начал изучать арифметику, геометрию, военные науки. Через годы, в 1723 году, по приказу царя ботик был перевезен в Петербург, а далее в Кронштадт и, как памятник рождения русского военного флота, был поставлен на вечное хранение в Петропавловскую крепость. Теперь он занимает место в экспозиции Центрального военно-морского музея в Петербурге.
Так возникло увлечение царя кораблестроением. В скором времени на Переяславском озере плавала небольшая флотилия похожих судёнышек. В результате потешных игр и сражений на суше и на воде солдаты, матросы, офицеры и сам Пётр, как командующий, отрабатывали боевые навыки, приобретали навыки, которые пригодились в будущем.
Пётр I стал сам править с 1689 года. Мысли о создании флота не оставляли царя. В 1693 году царь посещает Архангельск. В то время это был единственный морской порт Российской федерации. Пётр в начале увидел море и истинные немалые корабли – английские, голландские, немецкие. Петр понимал, как отстала Россия от таких стран и задумался о создании собственного флота, о расширении морской торговли. В те времена образованных людей в Российской федерации было мало. Преподавателей, которые нормально понимали инженерное и мореходное дело, Пётр обнаружил в Англии и пригласил в Россию [2].
Он разрешает заложить в Архангельске верфь для постройки военных кораблей. Меня очень впечатлило, что уже через год на воду спустили 24-пушечный корабль «Апостол Павел», а за ним - фрегат «Святое Пророчество», галеру и транспортное судно. Эти корабли создавали на Белом море первую военную флотилию Российской федерации. Пётр участвует в испытании кораблей оба раза в шторм и подвергает себя опасности. Так возникло формирование военно-морского флота [4].
Пётр сам выдумывает для собственного флота флаг: на белом фоне диагональный синий крест Андрея Первозванного (Андрей Первозванный считается покровителем Российской федерации). В начале полотно Андреевского флага было трехполосным (бело-сине-красным), впоследствии красный цвет убрали [1].
Вот что писали о флагах Петра в Европе: «… у царского величества Московского … первый флаг разделен на трое, верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой … двоеглавой орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным святым Георгием без змия. Второй стяг царя Московского также имеет полосы – белую, синюю и красную, а эти полосы прорезаны синим святого Андрея крестом. Наконец, третий флаг – квадратное полотнище с прямым синим крестом, первая и четвертая четверти – белые, вторая и третья – красные» [13].
И теперь Андреевский флаг поднимают на кораблях и судах военно-морского флота Российской федерации.
В 1697 году Пётр Алексеевич тайно едет в Европу, дабы обучаться строить корабли. Он побывал в Голландии, Англии, Саксонии, Австрии, Венеции, обучался корабельному делу, трудился на верфях в Амстердаме, знакомился с техническими достижениями [1]. Сейчас царь сам может проектировать корабли, делает чертежи и расчёты.
В это время же Пётр решает построить город Санкт-Петербург, дабы обеспечить стране выход в Балтийское море. Центром города стало Адмиралтейство - самая большая судостроительная верфь в стране. На строительство за один только год сюда прибыло 10 тысяч человек! Здесь трудились корабельные мастера из Воронежа, Азова, Казани, Архангельска, а также из Голландии и Дании. Снаряжение для кораблей готовили во множества городах. Первым крупным кораблем, построенным на Адмиралтейской верфи в 1702 году, был 54-пушечный трёхмачтовый корабль «Полтава». Пётр принимал участие в постройке кораблей и персонально утверждал их чертежи. Сам трудился корабельным мастером на постройке множества кораблей. Жил на берегу реки Свири в деревянном домике. На данном месте санкт-петербургский купец Мирон Софронов в 1832 году поставил царю памятник, который сохранился до наших дней. К лету 1704 года было построено ещё 6 военных фрегатов, 4 шнявы, 4 галеры, 24 полугалеры. На Балтике возникла первая русская эскадра. Это вызывало ощущение гордости и почтения!
Пётр строил корабли не только в Петербурге, но и в прочих городах. В Архангельске спускают на воду два фрегата: «Святой Дух» и «Меркурий», а еще через год, 22 августа 1703 года, со стапелей сошёл «Штандарт», первый фрегат Балтийского флота! [10].
В Воронеже по чертежам Петра в апреле 1700 был построен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация», на русском языке это значит «Божье сему имеется предвиденье». Самым большим кораблем петровского времени был 90-пушечный корабль «Лесное». Сколько сил и времени царь уделял созданию флота, даже сложно изложить.
К 1714 году Россия имела свой парусный флот. При Петре I строили следующие суда:
- корабли - длиной 40-55 м, трехмачтовые с 44-90 пушками;
- фрегаты - длиной до 35 м., трехмачтовые с 28-44 пушками;
- шнявы - длиной 25-35 м., двухмачтовые с 10-18 пушками;
- пармы, буера, флейты и др. длиной до 30 м.
К концу царствования Петра I военный флот состоял из 48 линейных кораблей и фрегатов, 787 галер и прочих судов; число команды на всевозможных кораблях доходило до 28 ООО человек [11].
Мне очень нравятся слова Михаила Ломоносова о Петре: «он Бог твой, Бог твой был, Россия».
Во множествах городах Российской федерации - Петербурге, Архангельске, Воронеже, Таганроге, Сочи, Балтийске – в память о великом царе поставлены памятники. Имеется они и за границей – в Риге, в Амстердаме.
К 300 – летию Российского флота памятник Петру Первому был поставлен на Москве-реке. Автор памятника известный скульптор Зураб Церетели. Его строительство длилось 2 года, а высота памятника 94 метра.
Таким образом, проанализировав материал по этой теме, можно сделать вывод, что поистине, в годы правления Петра Великого в Российском государстве был сформирован большой военный флот, который обеспечил победы державы во множества главных сражениях.
С созданием военного флота Россия стала великой державой, одной из самых могущественных на море и суше.
Литература
1. Буганов В.И. Зырянов П.Н. История России,конец ХVII-ХIХв.:Учебник / под ред. А.Н.Сахарова- М.:Просвещение 1995-304с.
2. Буганов В.И. Петр Великий и его время./ отв. ред. А.А.Новосильцев. АНСССР-М.:Наука 1989-187с.
3. ДворниченкоА.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. История России., М, издательство «Проспект», 2005, 470 с.;
4. Заичкин И.А. Почкарев И.Н. Русская история IХ-ХVIII. популярный очерк\ ред.: А. А, Преображенский -М.:Мысль 1992-797с.
5. Князьков С. Из прошлого земли русской .М.:Планета 1991г.--712с.
6. Кофенгауз Б.Б. Россия при Петре I -М.:УЧпедгиз -1995.-176с.
7. Лебедев В.И. Реформы Петра Первого. М.: 2006 г.
8. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. М., 2004.
9. Тарле Е.В. Русский флот и внешняя политика Петра I. – СПб.: Фирма «БРАСК», Морской исторический сборник, 1994. – 192 с.: ил.
10. История отечественного судостроения IX – XIX вв. В пяти томах. Том I Парусное деревянное судостроение/В.Д. Доценко, И.В. Богатырев, Г.А. Вахарловский, П.А. Кротов, А.Г. Сацкий. – СПб.: Судостроение, 1994. – 472с.: ил.
11. Краткая история Русского Флота Веселаго Феодосий Фёдорович https://history.wikireading.ru/18115
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.