Развитие креативного мышления у детей с особыми образовательными потребностями
Оценка 4.9

Развитие креативного мышления у детей с особыми образовательными потребностями

Оценка 4.9
Документация +2
docx
преподавание
28.03.2024
Развитие креативного мышления у детей с особыми образовательными потребностями
Выступление Янгляева Т.А..docx

 

“Развитие креативного мышления у детей с особыми образовательными потребностями.”

 

Янгляева Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Бичевая.

 

«Важнейшая задача

цивилизации – научить

человека мыслить»

Т.Эдисон

 

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. И дети с ограниченными возможностями здоровья не исключение.

Я индивидуально занимаюсь с девочкой с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом расстройство аутистического спектра (РАС). И хочу рассказать, как формирую и развиваю у неё функциональную грамотность, а именно креативное мышление.

Креативность - это способность человека генерировать идеи, создавать что-то новое и не стандартное. Креативность - это способность к неординарному мышлению и применению этого мышления на практике. 

В быту на вопрос, что такое креативность, можно ответить простым примером:

Креативность – это смекалка, то есть способность человека в определенных критических ситуациях и, казалось бы, безвыходных находить ту самую лазейку, которая позволяет выровнять ситуацию и достигнуть желаемого результата даже при помощи обычных подручных инструментов.

Рекомендации по развитию творческих способностей у аутичных детей мало чем отличается от рекомендаций для детей без отклонений. Однако, есть некоторые особенности, которые необходимо учитывать, работая с детьми-аутистами. Для таких детей развитие их творческих способностей является необычайно важным. Выявив способность ребенка к тому или иному предмету, её необходимо неуклонно развивать. Все методы работы с обычными детьми также подходят и для работы с детьми с отклонениями.

На уроках по всем предметам стараюсь создать условия для того, чтобы учащаяся могла получать знания, а не брать готовые. На таких уроках в полной мере реализуется педагогика сотрудничества, которая создает все условия для качественного усвоения знаний и полноценного формирования и развития ребёнка.

Цель занятий:

1.       создание условий для достижения обучающейся необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;

2.        создание условий для всестороннего развития и социализации обучающейся с РАС;

3.        создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащейся в свободное время.

В своей работе использую множество творческих приёмов, выходящие за рамки учебника, которые учащаяся с удовольствием выполняет:

 «Определяйка», когда предлагается 3 слова (например: квадратный, синий, сладкий или круглый, красный, кислый или кубический, жёлтый, твёрдый). Нужно за 2-3 минуты придумать не менее 3 предметов, которым были бы свойственны все три определения. Поощряются самые сумасшедшие идеи.

«Подходит-не подходит», где берётся любое существительное и называются 5 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «стол — большой, жёлтый, красивый, крепкий, устойчивый» и т. д. Это бывает легко, но затем предлагается назвать 5 прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так-то просто как, может показаться на первый взгляд. Тот же стол не может быть, скажем, сладким… Но, с другой стороны, а кто его пробовал?.. Стараюсь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы один раз написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

 «Безумный генетик», когда ребёнок рисует животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных существующих животных. Хвост — как у павлина, тело червяка, передние ласты — как у тюленя, задние ноги — как у паука, уши — как у осла, глаза — как у улитки…. Придумывается ему название.

«А что если бы?». Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие:

Что если бы люди вели ночной образ жизни?

Что если бы собаки могли летать? И другие.

«Угадай – ка», где ребёнок придумывает загадки по изучаемой теме. Загадки оформляются на листах с иллюстрацией.

«Вспоминай-ка», когда ребёнку нужно вспомнить как выглядит, например, сосед(ка). Прошу описать: какие у него глаза, волосы, костюм, на какой щеке у него родинка, на каком пальце царапина и т.д.

Такие приёмы позволяют не только развить креативное мышление, но развить речь, увеличить словарный запас, укрепить память учащейся.

 «Третий- лишний». Нужно найти среди предметов, чисел, слов «лишнее», причём оно не определяется единственным образом. Один ребёнок выделит одно, а другой другое.

 «Мозаика», когда ребёнок из частей складывает изображение предмета, которое заранее не обговаривается.

Так же использую игры “Танграм”, “Колумбово яйцо”, “Волшебный круг”, “Вьетнамская игра”.

 «Что на что похоже», где рисует изображения из геометрических фигур.

«Незавершённый рисунок». И много других.

Данные приёмы соотношу с тематическим содержанием урока, чтобы активизировать познавательную деятельность учащейся и повысить интерес к учению на каждом этапе любого урока.

В результате формирования и развития творческой деятельности учащаяся приобретает качества творческой личности - это:

- способность удивляться и видеть проблемы;

- любопытство и любознательность;

- способность решать дивергентные задачи (задачи, имеющие не один, а

множество верных ответов);

- оригинальность мышления (способность выдвигать новые,

неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных);

- гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые

стратегии решения задач, устанавливать ассоциативные связи);

- продуктивность мышления (способность легко и в большом количестве

генерировать новые идеи: чем больше идей, тем больше творческих

возможностей их развития).

Развить креативные способности помогают ассоциации.

Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти.

Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира.

Задание: выдели из предложенного ряда слов два наиболее существенных для данного слова (назвать ассоциации)

Школа (здание, стол, ученики, учитель, ручка).

Квадрат (сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш).

Сад (растение, садовник, земля, забор) и т.д. Для разных предметов свои слова»

Другой мыслительной операцией, способствующей развитию креативных способностей, и которой должны овладеть ученик, является сравнение.

Формированию приема сравнения способствуют задания, в которых требуется сравнить объекты, указать их признаки и свойства, найти сходства и различия. Так ,например, по  теме: «Имя прилагательное», я предлагаю задание: « На доске записаны слова в две колонки. Найдите к каждому слову в левой колонке определение в правой и соедините их линиями.

Стройный                                                Крот

Здоровый                                                Осёл

Мрачный                       как                    Заяц

Могучий                                                  Дуб

Трусливый и т.д.                                    Рябина и т.д.»

Развитию креативности способствует и аналогия.  Использование аналогии в обучении является одним из основных методов при поиске решения проблемы. Для формирования умения проводить аналогию можно использовать задания на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами.

Такие упражнения развивают воображение учащихся и играют немалую роль в формировании креативности мыслительной деятельности. Кроме того, систематические упражнения такого рода дают возможность усвоить алгоритм нахождения аналогов – по функциям, по признакам, по подсистемам.

Например: «Проанализируйте следующие пары слов и по аналогии вставьте пропущенные слова:

Курица – цыплёнок, лошадь - … .

Заяц – капуста, … - жёлудь.

Небо – птица, вода - …

3- треугольник, 5-…»

Классификация - следующий приём мышления, способствующий развитию креативности. Суть его -  в разбиении множества рассматриваемых явлений или объектов на попарно пересекающиеся подмножества. Подобные задания способствуют развитию умения “узнавать” знакомые объекты, переносить знания в непривычную ситуацию, видеть структуру объекта. На уроках учащаяся с удовольствием выполняет такие задания как:

·         «проанализировать и закончить ряд чисел: 1,2,3…; 2,4,6,...;10, 20, 30,...»

·         «загадки, ребусы, головоломки и тд».

А на уроке «Окружающего мира» играем в игру «Чёрный ящик»: я прячу в коробку картинку с понятием (предметом, явлением). Постепенно называю свойства (или признаки) задуманного понятия, начиная со второстепенных. Милана отгадывает какое понятие в “Чёрном ящике”? Так же можно построить задание и на уроках по темам: «Свойства воды в твёрдом, жидком и газообразном состояниях», «Звери», «Птицы» и др.

 Обобщение говорит о степени развития мыслительной деятельности, осознанности, прочности усвоения и объеме знаний учащихся.

Так, например, на уроке литературного чтения по темам: «Сказки», ребята с удовольствием выполняют такие задания: «Подумайте и попытайтесь ответить как можно быстрее, кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы.

·         Купил семена, приезжай тянуть.

·         Ушёл от зайца, волка и медведя.

·         Ключ достал, скоро буду и т.д.»

“Что бы вы попросили у...”, «Кому принадлежат эти вещи?», «Волшебные слова» и т.д.

 Часто на уроках использую решение головоломок, ребусов, занимательных задач, заданий на смекалку которые так же способствуют развитию креативности. При выполнении таких заданий ребёнку чаще всего приходится пользоваться методом проб и ошибок, что в конечном счете развивает интуицию, творчество, способность искать другой способ решения, отказавшись от ложного пути. Поиск решения таких заданий воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание. Учащаяся и сама любит придумывать ребусы.

Для занятий я приобретаю различные детские журналы и книги.

Также ученица участвует в школьных, районных, всероссийских конкурсах, викторинах, олимпиадах.

К выполнению творческих работ учащаяся относится очень заинтересованно, с удовольствием, осознавая то, что творчество даёт возможность проявить себя, понять сильные и слабые стороны своей личности, раскрыть потенциал. Важное качество любого ребёнка - умение быть эмоционально выразительным. Оно связано с возможностями развиваться не только интеллектуально, но и духовно, формировать эмоциональный интеллект.

Спасибо за внимание!


 

Развитие креативного мышления у детей с особыми образовательными потребностями

Развитие креативного мышления у детей с особыми образовательными потребностями

РАС; 3. создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащейся в свободное время

РАС; 3. создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащейся в свободное время

Третий- лишний». Нужно найти среди предметов, чисел, слов «лишнее», причём оно не определяется единственным образом

Третий- лишний». Нужно найти среди предметов, чисел, слов «лишнее», причём оно не определяется единственным образом

На доске записаны слова в две колонки

На доске записаны слова в две колонки

Ключ достал, скоро буду и т.д.» “Что бы вы попросили у

Ключ достал, скоро буду и т.д.» “Что бы вы попросили у
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2024