«Развитие креативности дошкольников посредством оригами»
Степанова Виктория Михайловна,
воспитатель высшей категории
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с №157 «Светлячок»,
Самарская обл. г. Тольятти
Одним из видов художественно-творческой деятельности является конструирование из бумаги. Когда мы говорим о бумаге, то каждый знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда взрослые
используют его возможности. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает
дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой
кругозор.
Оригами (перевод с япон. – «сложенная бумага») – это японское искусство
складывания бумаги. Оригами не просто развлечение. Предмет «оригами»
предполагает не только и не столько знакомство со складыванием конкретных
фигурок из бумаги, но и использование радостного для ребят занятия с целью
развития у них целого комплекса навыков.
Педагогами разных стран выявлено, что оригами:
Развивает творческие способности, творческое воображение;
Развивает пространственное воображение, память, чертежные навыки, мелкую
мускулатуру кистей рук, концентрацию уверенность в своих силах и
способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
Знакомит с основными геометрическими понятиями;
Улучшает способность следовать устным инструкциям;
Расширяет коммуникативные способности.
Кроме развивающих задач, оригами помогает решить и воспитательные
задачи, такие как:
Воспитывает интерес к созданию образов через поделки в технике оригами;
Воспитывает личность ребенка, как активного, с эстетическим отношением к
действительности человека;
Воспитывает самостоятельность, терпение, аккуратность при выполнении
работы.
Художественное творчество дошкольников проявляется не только в разных видах детской деятельности, но и большой потенциал для раскрытия детского творчества оказывается в художественном труде. Художественный труд играет важную роль в учебно-воспитательном процессе дошкольных учебных заведений, и традиционно относится к творчески-продуктивной деятельности, в процессе которой ребенок создает из различных видов материалов полезные и эстетически
значимые предметы и изделия.
В оригами огромный диапазон уровней сложности: в начале с детьми можно сложить из бумаги фигуры животных, фонарик, или кораблик. Дети более старшего возраста могут справиться со сложными фигурами оригами, например сложить журавля или цветок лотоса.
В оригами есть все, чтобы создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступени и любое их количество.
Оригами имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления
детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий.
Можно соединить занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки
животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами
становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. И
это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное
искусство оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка.
Оригами помогает: сделать рывок в развитии речи; улучшить произношение и
обогатить лексику; подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят,
которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;
предотвратить появление так называемого писчего спазма - частой беды
начинающих школьников; развить внимание, терпение, так называемый
внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
стимулировать фантазию, проявить творческие способности.
Оригами способствует ознакомлению ребенка с окружающим миром. Для
этого воспитатели подбирают сюжеты, которые близки опыту детей. Это
помогает систематизировать имеющиеся у детей представления об окружающем
мире, а также расширить их, применить варианты обобщения.
Занятия бумажным творчеством дают детям знания о величине, форме,
цвете, количестве предметов и их расположении в пространстве, а также знания о
человеке и природе.
Оригами способствуют не только развитию фантазии, воображения и
творчества детей, но и их социальному развитию. Можно, например, предложить
детям создать под руководством взрослых общую большую композицию. Это
позволит детям приобрести значимые социальные навыки: дошкольники учатся
действовать совместно, дожидаться своей очереди в работе, радоваться общему
положительному результату.
У детей развиваются важные черты личности: умение договариваться,
общаться и т.п. Личностному развитию детей способствует внимательное
уважительное отношение к дальнейшей судьбе поделок. Можно работы каждого
ребенка выставлять на специальный стеллаж. А красивые поделки станут
подарком друзьям и близким.
Таким образом, занятия оригами интересно детям и доставляет им огромное
наслаждение. Оригами развивает конструктивное мышление, способность
комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое
воображение, художественный вкус и самое главное – творческие способности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.