Развитие креативности личности современного школьника в процессе моделирования метафоры на уроках литературы
Оценка 4.9

Развитие креативности личности современного школьника в процессе моделирования метафоры на уроках литературы

Оценка 4.9
ppt
19.06.2022
Развитие креативности личности современного школьника в процессе моделирования метафоры на уроках литературы
Развитие креативности личности современного школьника в процессе моделирования.ppt

Развитие креативности личности современного школьника в процессе моделирования метафоры на уроках литературы

Развитие креативности личности современного школьника в процессе моделирования метафоры на уроках литературы

Развитие креативности личности современного школьника в процессе моделирования метафоры на уроках литературы


Горелышева С.А.,
учитель русского языка и литературы  

Моделирование метафоры (метафорическое творчество) как креативный процесс

Моделирование метафоры (метафорическое творчество) как креативный процесс

Моделирование метафоры (метафорическое творчество) как креативный процесс

Цель - решение с помощью метафор проблемных и познавательных ситуаций

Креативностьспособность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем и быстро разрешать проблемные ситуации.

В структуре креативных способностей учащихся способность к созданию метафор выделяется как самостоятельный компонент

Метафоричность – показатель креативности готовность работать в фантастическом, "невозможном" контексте «склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей умение в простом видеть сложное, в…

Метафоричность – показатель креативности готовность работать в фантастическом, "невозможном" контексте «склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей умение в простом видеть сложное, в…

Метафоричность – показатель креативности

готовность работать в фантастическом, "невозможном" контексте

«склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей

умение в простом видеть сложное, в сложном – простое»

Метафора Метафоризация при решении "образной" и/или "смысловой" проблемы является интеллектуальной творческой деятельностью сила, разрушающая грани невозможного сила, способная приблизить далекое и возвысить обыденное рассказывает об…

Метафора Метафоризация при решении "образной" и/или "смысловой" проблемы является интеллектуальной творческой деятельностью сила, разрушающая грани невозможного сила, способная приблизить далекое и возвысить обыденное рассказывает об…

Метафора

Метафоризация при решении "образной" и/или "смысловой" проблемы является интеллектуальной творческой деятельностью

сила, разрушающая грани невозможного

сила, способная приблизить далекое и возвысить обыденное

рассказывает об обыденном новым, необычным способом

формирует образы и смыслы, в реальности не существующие

Механизм моделирования метафоры можно представить как ряд мыслительных операций возникновение авторского замысла и поиск основания метафоры - объекта, позволяющего автору выразить свою идею и скрытые…

Механизм моделирования метафоры можно представить как ряд мыслительных операций возникновение авторского замысла и поиск основания метафоры - объекта, позволяющего автору выразить свою идею и скрытые…

Механизм моделирования метафоры можно представить как ряд мыслительных операций

возникновение авторского замысла и поиск основания метафоры - объекта, позволяющего автору выразить свою идею и скрытые интересы

выбор вспомогательного объекта, который является образным компонентом

синтез: создание в воображении "идеальной реальности" с целью получить новый смысловой результат с многоплановыми ассоциациями

новый объемный смыслосодержащий образ, реализующий замысел автора

Модель обучения метафоре креация рефлексия реализация мотивация

Модель обучения метафоре креация рефлексия реализация мотивация

Модель обучения метафоре

креация

рефлексия

реализация

мотивация

МОТИВАЦИЯ понимать переносные значения слов; читать и оценивать тексты, содержащие метафоры; включать в свою речь нестандартные обороты в метафорическом значении

МОТИВАЦИЯ понимать переносные значения слов; читать и оценивать тексты, содержащие метафоры; включать в свою речь нестандартные обороты в метафорическом значении

МОТИВАЦИЯ
понимать переносные значения слов; читать и оценивать тексты, содержащие метафоры; включать в свою речь нестандартные обороты в метафорическом значении
РЕАЛИЗАЦИЯ
непосредственное освоение метафоры учащимися старших классов: умение находить, понимать, трактовать метафору, создавать по аналогии или конструировать по заданному образцу, употреблять метафору в речи.
РЕФЛЕКСИЯ
способность критически оценивать уровень своей речевой подготовки, работать над совершенствованием выразительных возможностей речи, испытывать потребность в получении новых знаний, анализировать допущенные ошибки, стараться устранить их причину
КРЕАЦИЯ
творческий процесс, конечной целью которого является создание учащимися индивидуально-авторских метафор

Алгоритм работы 1. Образовательная напряженность “Индуктор” - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого

Алгоритм работы 1. Образовательная напряженность “Индуктор” - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого

Алгоритм работы

1. Образовательная напряженность
“Индуктор” - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.




3. Личное решение образовательной задачи (работа с материалом, смешение слов, событий, явлений. Из этого “хаоса” последует создание своего текста)



2. Создание образовательной среды обеспечивает условие для формирования учениками собственного образовательного продукта.

4. Социализация

5. Рефлексия

Создание образовательной среды

Создание образовательной среды

Создание образовательной среды

На данном этапе школьники проходят 5 ступеней:
А) перечисление «тропов».
Б) узнавание их в поэтических текстах.
В) работа с термином (использование литературоведческого словаря)
Г) сопоставление со сравнением.
Д) определение ассоциаций по предложенным стихотворениям.

ОБРАЗЕЦ:

мертвая душа ледяная корка

Лед может таять, души могут ожить от теплого слова

Личное решение образовательной задачи

Личное решение образовательной задачи

Личное решение образовательной задачи

Алгоритм создания метафоры:

1.Выбор объекта: дождь - плачущий человек
спектр метафор:

- звучание - противопоставление: Дождь всхлипывал с ясной улыбкой.
- вид - антитеза: «Злое небо сладкою улыбкой провожает дождь в последний путь».
- действие - гипербола: «Надрывный плач дождя над высохшей землей».
- причина – олицетворение: «Грубый ветер столкнул его с тучи»
- звучание – гипербола: «Грохотало смехом небо, когда на землю падал он».

Что делает? (Назвать действие объекта

Что делает? (Назвать действие объекта

2. Что делает? (Назвать действие объекта.) Небо рыдает.
3. На что похоже? (Выбрать другой объект, совершающий такое же действие.) Тучка плачет.
4. Где? (Назвать место, где находится объект или где происходит действие объекта.) Над высохшей землёй…
5. П. 3 + п. 4 = метафора. (Прилагательное из пункта 4 плюс существительное из пункта 3.) Небо рыдает над высохшей землёй.
Демонстрация речевой фразы с последующим объяснением ее смысла. (Ребята пробуют составить метафоры, используя ассоциации)
 Итог: небесные слёзы, слёзы небосклона
 

Голубое небо в блестках. Дождик , солнцем ослеплённый,

Голубое небо в блестках. Дождик , солнцем ослеплённый,

1)Голубое небо в блестках. Дождик, солнцем ослеплённый, Щедро брызгает на землю Струи жидкого стекла.
2)Город под потоками воды, Вновь сезон сменяется сезоном... Дождь идёт... И зимние следы Растворяют слёзы небосклона...
3)Люблю я дождь в окне прозрачном, Когда каскадами воды, Он пробегает улицей невзрачной, Целует бережно цветы.

Созданные учениками метафоры

Социализация

Социализация

Социализация

Защита творческих работ
Сравнение собственных продуктов творчества с классическими образцами
Выводы о том, какое воздействие способна оказывать метафорическая речь на человека; как в процессе креативной деятельности рождается метафора.

взаимообучение рецензия самооценка


Эвристическая ситуация развивается на новом уровне

Рефлексия - Как вы поняли, что происходило на мастерской? -

Рефлексия - Как вы поняли, что происходило на мастерской? -

Рефлексия

- Как вы поняли, что происходило на мастерской?
- Какие чувства сменялись в вашей душе?
- О чем пришлось задуматься?
- Что было трудным?
- Какие моменты особенно запомнились?
Осознание своей деятельности.
- Какие изменения произошли во мне? Был ли осуществлен первоначальный замысел?
ЛУЧШАЯ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ МЕТАФОР ЗАПИСЫВАЕТСЯ НА ДОСКЕ:
Дождь идёт... И зимние следы
Растворяют слёзы небосклона...

Заключительное слово учителя

Заключительное слово учителя

Заключительное слово учителя

Богат внутренний мир подрастающего человека, и если этот мир вы украсите метафорическими знаками, то, вступая во взрослую жизнь, всегда найдёте правильный ответ, сделаете верный выбор.
Послесловие…
Создать хорошую метафору очень трудно. Еще Аристотель говорил, что «метафора - это отличительный признак творца». Однако чем активнее ребята будут учиться «многоэкранно» видеть любое явление или объект, тем быстрее научатся креативно мыслить в постоянно меняющихся условиях современной жизни.
 

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2022