Оценивание является постоянным процессом.
Оценивание может быть только критериальным.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. Например, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
Оценочная деятельность учителя.
Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ образования принципов:
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
Оценивать можно только то, чему учат.
Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Объект оценки
Предмет оценки
Процедуры оценки
сформированность учебных дей-ствий с предметным содержанием
способность к решению учебно-познавательных и учебно-практи-ческих задач с использованием средств, релевантных содержа-нию учебных предметов
а) внутренняя накопленная оценка
б) итоговая оценка
в) процедуры внешней оценки
Оценка предметных результатов
Планируемые результаты:
специфика предметных результатов
опорный
учебный
материал
дополнение
расширение
углубление
пропедевтика
Учебные действия
Учебный материал
актуальные: исполнительская
компетентность
перспективные: зона ближайшего
развития
Вывод:
Ученик овладел опорной системой знаний и
учебными действиями, необходимыми для
продолжения образования на следующей
ступени, способен использовать их для
решения простых учебно-познавательных
и учебно-практических задач средствами данного
предмета
Уровень заданий
Базовый (10)- тестовые задания открытого типа
1. Какая пара слов не является словосочетанием? Выпишите это сочетание слов.
река широка
характеристика героя
длинный день
пролистал газету
Повышенный (5)-задания по лингвистическому анализу текста
Определите стиль текста. Ответ запишите словом.
Творческий (1)- определение проблематики текста
Как вы думаете, почему Кай испугался Снежной королевы? (Прочитайте внимательно текст и запишите ответ. Ответ должен быть полным).
Уровень достижений
Качественная оценка
Уровни:
Высокий (максимальный) – «5» или «5+» («превосходно») полное освоение
/решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения.
Программный -«3» - частичное освоение, «4» - полное освоение
/решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой теме, либо старые знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.
Базовый (необходимый) – «3» - частичное освоение, «4» - полное освоение
/решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где потребовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.
Низкий – «2» /обязательное задание так и не удалось выполнить
Уровень успешности – это оценка, которая может быть переведена в отметку по любой балльной шкале. Например:
Базовый уровень «хорошо, но не отлично».
Программный уровень «отлично».
Высокий уровень (необязательный) «превосходно».
УРОВНИ УСПЕШНОСТИ
5-балльные ОТМЕТКИ
ЧАСТИЧНО – 3
ПОЛНОСТЬЮ – 4
ЧАСТИЧНО – 4
ПОЛНОСТЬЮ – 5
ЧАСТИЧНО – 5
ПОЛНОСТЬЮ – 5 +
Критерии оценки.
Качественная оценка | Отметка – баллы успешности | 5-бальная отметка |
Базовый уровень (базовый минимум) | 1 б.у. – частичное освоение | 3 (удовл.) |
2 б.у. – полное освоение | 4 (хорошо). |
Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где потребовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.
Критерии оценки.
Качественная оценка | Отметка – баллы успешности | 5-бальная отметка |
Программный уровень. | 3 б.у. – частичное освоение | 4+ (близко к отлично) |
4 б.у. – полное освоение | 5 (отлично). |
Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой теме, либо старые знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.
Критерии оценки.
Качественная оценка | Отметка – баллы успешности | 5-бальная отметка |
Максимальный | 5 б.у. – приближение к макс. уровню. | 5+ или 5 и 5 |
6 б.у. – полное освоение | 5+ или 5 и 5 (превосходно) |
Необязательный максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения.
Итоговые оценки и отметки (за четверть) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль (блок темы), который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их возможной пересдачи.
Лист оценки предметных результатов (ФГОС) учащегося
ФИО | Общий балл// оценка | % выполнения базового уровня | % выполнения повышенного уровня | % выполнения творческого уровня | Уровень достижений |
Ганюшкина Юля | 93/5 | 97 | 100 | 100 | Высокий |
Оценка выполнения тестовых и контрольных заданий (ФГОС)
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний (50-74%).
Программный уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов (75-85%).
Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов (86-100%).
Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Ученик не способен работать с тестами (ниже 50%).
При оценивании предметных результатов необходимо учитывать, что предметом оценки, в соответствии с требованиями ФГОС, являются не только знания, но и специфические для данного предмета учебные и практические умения, базирующиеся обычно на определенных видах универсальных учебных действий. Стандарты прямо указывают, что важнейшим предметом оценивания в данном случае выступает «способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач».
стартовую диагностику;
текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения (тематическое);
итоговое (промежуточное) оценивание.
Три вида оценивания:
-лаг-
-лож-
Необходимый уровень – нулевой:
В корнях с чередованием гласных –лаг-/-лож- пиши А перед Г, О – перед Ж.
– 1 балл
2. Частичное освоение. Сравни: ложа - приложить
– 2 балла
3. Частичное освоение. Сравни: положить – полагать, положение - прилагательное
гласной – 3 балла
4. Полное освоение. Сравни: благодарный- прилагать
– 4 балла
5. Максимальное освоение. Сравни: ложный, положу; лагерь, полагаться
– 5 баллов
Потренируемся!
-лаг-
-лож-
Необходимый уровень – нулевой:
В корнях с чередованием гласных –лаг-/-лож- пиши А перед Г, О – перед Ж.
– 1 балл
2. Частичное освоение. Сравни: ложа - приложить
Пиши А перед Г, О – перед Ж в однокоренных словах со значением движения
– 2 балла
3. Частичное освоение. Сравни: положить – полагать, положение - прилагательное
Пиши А перед Г, О – перед Ж в однокоренных словах со значением движения, умей верно подбирать однокоренные слова в зависимости от чередующейся гласной – 3 балла
4. Полное освоение. Сравни: благодарный- прилагать
Пиши А перед Г, О – перед Ж в однокоренных словах со значением движения, обращая внимание на корень слова и его значение
– 4 балла
5. Максимальное освоение. Сравни: ложный, положу; лагерь, полагаться
Пиши А перед Г, О – перед Ж в однокоренных словах со значением движения, умей верно подбирать однокоренные слова в зависимости от чередующейся гласной, обращая внимание на корень слова и его значение, умей выбирать нужную орфограмму, исключая лишние слова, и составлять с выбранными словами предложения, текст
– 5 баллов
Потренируемся!
ФГОС второго поколения. Промежуточная диагностика по русскому языку в 5 классе (по программе М.М. Разумовской). Технологическая карта №2
Диагностика №1
Какая буква в слове при произношении не соответствуют звуку? Подчеркните её: леса.
Диагностика №3
Определите прямое значение указанного словосочетания: Улыбнулись сонные берёзки.
Диагностика №4
Из данных слов выбери синонимы и подчеркни их: отважный, громадный, неустрашимый.
Используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов: Вдоль реки идут туристы. По главной улице идут колонны демонстрантов.
Диагностика №6
Найдите и исправьте ошибку, объясни верное написание: отросль, отрастать.
Диагностика №7
Подберите к данным словам однокоренные слова, в которых гласная после шипящей находится под ударением: решето.
Критерии оценки:
За каждое верно выполненное задание выставляется 1 балл. Если в задании допущены ошибки орфографические, пунктуационные, грамматические – 0,5 балла (1-0-0; 0-1-0; 0-0-1).
«5» - 21-26 баллов
«4» - 14-20
«3» - 7-13
«2» - 0-6
Анализ проводится учителем по каждой диагностике отдельно (с заданием справились – кол-во, не справились – кол-во; затруднения вызвали – кол-во). Общие выводы: какие темы, разделы программы усвоены плохо, хорошо, отлично).
Диагностическая карта.
| Выполнение требований к учебному заданию |
| ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. Балановская Настя | + | 5 | ||||
2. Ладов Павел | - | + | 4 | |||
3. Костина Катя | ||||||
4. Баженов Егор | - | 3 |
Для оценки результатов учебной деятельности применяется принцип критериального оценивания, предполагающий предъявление учителем к каждой работе (до её выполнения учеником) пяти критериев оценки, отражающих цели учебного задания. Достижение каждой цели оценивается 1 баллом, и ученик, выполняя работу, набирает от 1 до 5 баллов, что позволяет давать содержательный анализ учебных результатов всем участникам образовательного процесса.
Например, к устному ответу по литературе могут быть предъявлены такие требования:
Выразительное чтение; Пересказ; Развернутый ответ на вопрос; Поиск ключевых фраз; Ответы на вопросы учителя и класса.
Оценку «5» получит ученик, выполнивший все эти требования. ВАЖНО: оценки «2» или «1» не являются отрицательным результатом работы, они лишь говорят о том, что учителю, ученику и родителям предстоит решение выявленных проблем.
Результаты наиболее значимых работ анализируются учителем с помощью диагностических карт.
Карта несёт в себе следующую информацию. Под цифрами 1, 2, 3, 4, 5 обозначены выполненные (+) или невыполненные (-) требования, предъявленные к работе. В последней графе – итоговая оценка учебной деятельности.
Этот фрагмент диагностической карты показывает, что:
Требуется дополнительная работа с целым классом над тем умением, освоение которого отражено в 3-й графе (развернутый ответ на вопрос);
Необходима индивидуальная работа с учеником Баженовым (развернутый ответ на вопрос и пересказ);
Все учащиеся класса успешно освоили умения – выразительное чтение и ответы на вопросы учителя и класса.
Информация, содержащаяся в картах, является открытой для ученика и родителей. Карта позволяет учителю не в общем, а точно характеризовать достижения и проблемы учащихся и давать необходимые рекомендации учащимся и родителям.
Оценка устного ответа по литературе (ФГОС второго поколения)
Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Ученик не может изложить изученный материал даже при помощи наводящих вопросов.
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Ученик способен пересказать изученный материал, ответить на вопросы по теме.
Программный уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов. Ученик не только может пересказать изученный материал, но и проанализировать его, ставит вопросы к изученной теме.
Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Ученик не просто пересказывает изученный материал, а анализирует его, сравнивает известные факты, приводит примеры, ставит вопросы к изученной теме.
Итоговая оценка за ступень обучения– на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
Ожидаемые результаты
ФГОС ООО:
1) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
2) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.