Магомедова Софият Сабировна,
учитель начальных классов МБОУ гимназии № 17, г. Махачкала
Развитие креативности мышления у младших школьников в процессе обучения математике
Понятия творческий и креативный с производными от них понятиями встречаются довольно часто, поэтому мы отмечаем, что их следует считать синонимами для обозначения одного и того же понятия. Согласно традиции, сложившейся в психолого-педагогической литературе, термин "креативность" ассоциируется с подходом к изучению мышления. Термин "креативный" возник гораздо раньше и уже стал классическим.
Наш век открыл возможность творить во всех сферах человеческой деятельности: искусстве, политике, технике, науке и т.д. Кроме того, главным критерием креативности была новизна. В настоящее время понятие творчества включает в себя процесс творчества в сознании творца и реальности и результат этого процесса.
С введением федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования проблема творческого мышления становится все более актуальной. В первую очередь это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Недавнее увеличение объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьников. Творчество основано на открытости личности миру, включая другие возможные миры. Такой человек более восприимчив к любой внешней информации: природной, социальной, культурной. Природные и культурные процессы ведут творческую личность по-своему, заставляя ее выживать и решать все возникающие противоречия как свои собственные проблемы [6].
Спектр творческих задач очень сложен - от решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна и та же: при решении происходит творческий акт. Здесь необходимы особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сравнивать и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, формулы и т.д. - все это вместе представляет творческие способности.
Педагогическая наука выделяет три этапа творческого процесса:
1. Этап возникновения творческой ситуации. (На этой стадии возникает противоречие между знанием и незнанием.)
2. Эвристическая фаза. (Стратегия решения проблемы, идея, план реализованы.)
3. Этап завершения. (Используются как логические и эмоциональные, так и образные, эстетические, а также практические критерии и средства для демонстрации правильности и ценности результата.) [3].
Творческое усвоение знаний может быть достигнуто путем создания проблемных ситуаций, дающих возможность "открыть" полученные знания, различные формы и методы исследовательского характера.
Учитель с помощью специальных методических приемов конкретно создает проблемную ситуацию: вводит учащихся в противоречие и предлагает им найти способ его самостоятельного решения; сталкивается с противоречиями на практике; излагает разные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает студентам рассмотреть явление с разных позиций; побуждает студентов сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуации, сопоставлять факты.; ; в нем представлены проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в формулировке вопроса; с противоречивыми данными; с намеренно допущенными ошибками; с ограниченным временем принятия решений; преодолением умственной инертности и другими).
На уровне начального образования, то есть в 1. до 4. в начале года дети сталкиваются со многими проблемными ситуациями, которые побуждают их к математическому мышлению. Простое распределение тетрадей и учебников может стать проблемой для первоклассников, если их спросят, достаточно ли образовательных потребностей для всего класса. Глядя на относительно небольшую стопку тетрадей, дети, скорее всего, подумают, что их будет недостаточно, потому что они имеют в виду размер этих и других элементов. Проверкой правильности предположения детей будет раздача тетрадей. Эта задача является примером сравнения одного набора с другим и оценки количества единиц набора [2].
Упражнения по решению сложных текстовых задач, сопоставлению выражений, требующие использования знакомых детям закономерностей и связей в новых условиях, упражнения геометрического содержания, которые часто требуют переосмысления ранее полученных знаний, и другие следует использовать для ознакомления детей с проблемными заданиями. Только в этом случае преподавание математики окажет эффективную помощь в решении образовательных, воспитательных и развивающих образовательных задач, способствуя развитию познавательных способностей учащихся, таких качеств личности, как настойчивость в достижении цели, инициативность, умение преодолевать трудности.
В начальном обучении математике велика роль арифметических задач. Ребенок ходит с ней с первых дней в школу. Изначально и до окончания школы математическое задание всегда помогает ученику выработать правильные математические понятия, глубже разобраться в различных аспектах взаимоотношений в окружающей его жизни, позволяет применять изученные теоретические положения. Решая задачи, дети приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задания способствуют развитию их логического мышления и речи. Большое значение имеет решение проблем в воспитании личности учащихся. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала , но для этого необходимо учитывать возрастные возможности младших школьников.
Ни для кого не секрет, что математику любят в основном те студенты, которые умеют решать задачи. Поэтому, обучая детей овладевать умением решать задачи, мы окажем значительное влияние на их интерес к предмету. В то же время, если вы научите младшего школьника создавать модель для конкретной задачи, ему будет легче найти решение.
Систематическое использование специальных заданий и задач на уроках математики и внеклассных занятиях с помощью моделирования, направленных на развитие творческого мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет им более уверенно ориентироваться в простейших законах окружающей действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни [4].
Работа с текстами стандартных заданий является важным элементом общего развития ребенка, элементом развивающего обучения. Считается, что умение решать стандартные задачи может научить вас решать проблемы в целом. Все совсем не так. Бывает так, что хорошие ученики, которые могут решить практически любую задачу, входящую в обязательный минимум, не способны понять состояние задачи по другой теме, и поэтому на уроках, во внеклассных занятиях нельзя ограничиваться решением задач по определенной теме, но необходимо решать с детьми нестандартные задачи (логические, комбинаторные,). Задачи такого рода развивают творческие способности, гибкость ума, системное и последовательное мышление, умение четко формулировать противоречие и находить способ его решения (диалектическое мышление), умение выдвигать гипотезы и уметь их проверять. Они вовлекают детей в поисковую деятельность, способствуют развитию общих интеллектуальных навыков.
Для развития творческого мышления у учащихся эффективно использовать задачи графического моделирования, но при решении таких задач важно учитывать возрастные особенности младших школьников [5].
Например, использование моделирования при решении арифметической задачи может способствовать быстрому нахождению решения задачи, разнообразию способов ее решения, всестороннему развитию творческих способностей младших школьников, поскольку при создании модели задачи используются такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация.
Используя технику моделирования, учащийся работает с такими мыслительными процессами, сравнивая, обобщая, классифицируя, анализируя и синтезируя, что служит развитию творческого мышления младшего школьника.
Главной целью математического образования должно быть развитие способности к математическому, а следовательно, творческому и сознательному исследованию явлений реального мира. Реализации этой цели может и должно способствовать решение различного рода нестандартных логических задач на уроках математики. Поэтому использование этих заданий учителями начальных классов на уроках математики не только желательно, но и является необходимым элементом преподавания математики [1].
Сам процесс решения задач с помощью определенной техники очень положительно влияет на творческое развитие школьников, так как требует выполнения мыслительных операций. Итак, при решении любой задачи студент проводит анализ: отделяет вопрос от состояния, подбирает данные и требуемые цифры; намечает план решения, осуществляет синтез с помощью конкретизации (мысленно рисует состояние проблемы), а затем абстрагирование (отвлекает внимание от конкретной ситуации, выбирает арифметические действия).; в результате многократного решения задач любого рода студент обобщает знания об отношениях между данными и 1, искомыми в задачах данного типа, в результате чего обобщается метод решения задач данного типа.
Список использованной литературы
1. Бантова можноМ.А. Методика единицпреподавания видах математики помощьюв начальных решенииклассах поиску/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова внесет– М.: Просвещение, 2016. – 345 с.
2. Белошистая опытаА.В. Методика справаобучения точки математике младшихв начальной учителяшколе: Курс лекций решение/ А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 456 c.
3. Богоявленская должнаД.Б. Психология ребенка творческих первыйспособностей магазин/ Д.Б. Богоявленская задач– М.: Академия, 2017. – 345с.
4. Венгер задачЛ.А. Воспитание могутсенсорной основе культуры чтобыребенка условия/ Л.А. Венглер работ- М.: Высш. шк.,1988. – 134с.
5. Выготский обычноЛ.С. Педагогическая искомоепсихология изучите/ Л.С. Выготский решения- М.: Педагогика задачи пресс, 1999. - 536 с.
6. Гусева уровнейТ.В. О некоторых решениевидах работы умениес моделями денег- схемами целью/ Т.В. Гусева ребенок// Начальная разныешкола.- 2017. №12. - С. 2-7.66
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.