Педагогический опыт.
Развитие креативности учащихся на уроках музыки как условие формирования их музыкальной культуры.
«Если ученик в школе не научится сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Л.Н. Толстой
Креативностью называют способность продуцировать необычные творческие идеи, отклоняться от стандартных схем мышления и поведения, быстро и правильно решать проблемы и проблемные ситуации. Креативность позволяет человеку постоянно искать и находить оптимальный выход из ситуации, преодолевать или реконструировать ее. Именно уроки музыки могут способствовать развитию креативности у школьников.
По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Каждый исторический период нашей страны ассоциируется славными творческими людьми. Потребность общества в творческих, деятельных, одаренных и духовно развитых гражданах является актуальной, значимой и сегодня.
Это подтверждает современная КОНЦЕПЦИЯ преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации. В ней говорится о том, что особое значение приобретает искусство, обладающее способностью опосредованно передавать духовно-нравственные, эстетические и художественные традиции, содействуя развитию художественной культуры обучающихся и ценностному восприятию произведений искусства и объектов художественной культуры. Изучение учебных предметов в рамках предметной области «Искусство» направлено: на приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества; на развитие художественно-ценностных ориентаций в окружающем мире, духовно-нравственных принципов и способности творческого освоения окружающей среды.
Актуальность креативности в педагогике российской школы наблюдается и в «Навыках 21 века», где выделяют разный набор элементов, однако общее русло прослеживается чётко: это универсальные компетентности связанные с умением мыслить критически и креативно.
Педагогически значимые ориентиры воспитания творческой личности сконцентрированы в таких характеристиках, как развитые способности, потребности в преобразующей деятельности, достаточно большой объем усвоенных знаний, умений, сочетание аналитического и интуитивного мышления, способность и стремление к жизнетворчеству, исследовательскому поиску.
Отсутствие в программах по музыке жестко регламентированного деления музыкального материала на учебные темы позволяет учителю творчески подходить к подбору материала в зависимости от художественно-педагогической идеи урока, особенностей и уровня развития класса. Вот почему именно урок музыки предоставляет учителю простор для развития креативности учащихся.
Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов полагают, что процесс творческого становления (креативности) включает несколько этапов:
1. Пробуждение, накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как основы творчества. Важными моментами этого периода являются информационно богатое пространство и импульс побуждения, источники, мотивирующие творческую деятельность.
2. Подражание, имитация, освоение эталонов креативного поведения, технологий, средств, способов творческой деятельности. Главное на этом этапе — освоение технологического опыта.
3. Импликации (связи), перенос, применение освоенных приемов в новых личностно-значимых условиях, экспериментирование, поиск новых связей и отношений, источник становления Я-концепции в плане собственных возможностей, импульс к развитию позиции творца.
4. Трансформация, преобразование опыта в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями.
5. Гармонизация психологической структуры креативности, индивидуализация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности.
В процессе становления личностно ориентированного образования в преподавании урока музыки произошли некоторые изменения, которые коснулись, в первую очередь, методов музыкального образования. В соответствии с этими изменениями неотъемлемой частью урока в программах Г. С. Ригиной, В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак; Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной; В. О. Усачевой, В. А. Школяр, В. Н. Школяр и др., является развитие креативности, которое возможно при помощи различных типов творческих заданий.
Нахождение методов и приёмов, для развития креативности на уроках музыки и определило проблему педагогического опыта. Именно творческий человек - это человек, обладающий гибким мышлением, свободным воображением, фантазией, интуицией в любой сфере деятельности, что и является основной целью современного образования – формирование социально активной личности школьника, способной полноценно реализовать себя в новых жизненных условиях.
Выделенная проблема обусловила цель и задачи реализации опыта.
Цель: организация образовательной среды, способствующей развитию креативности обучающихся основной школы.
Задачи реализации опыта:
- Изучить теоретические основы развития креативности, для формирования музыкальной культуры личности.
- Создать информационный банк методов и приёмов креативного обучения и разработать «методический продукт» – календарно-тематическое планирование с графой «творческие задания», ориентированное на формирование креативной компетенции обучающихся.
- Разработать педагогический инструментарий для оценивания сформированности креативной компетенции учащихся на уроках музыки.
- Осуществить мониторинг эффективности использования методов креативного обучения.
Практическая значимость опыта заключается в возможности использования банка методов и приёмов развития креативной компетенции на разных этапах урока и системы мониторинга результатов развития креативной компетенции учащихся в работе учителя музыки.
Понятие «креативность», на мой взгляд, включает следующие ключевые принципы, без которых развитие креативности учащихся невозможно.
Конструктивность. Результат творческой деятельности можно применять как самому ученику для своих последующих работ, так и учителю в качестве дидактического материала для младших учащихся: рисунки, проекты, сочинения, слайд-шоу, брошюры о композиторах и музыкальных инструментах оживят урок музыки, сделают его более ярким и интересным; кроссворды, ребусы, можно использовать в качестве итоговых работ. Дети всегда с гораздо большим интересом выполняют задания, сделанные такими же учениками, как и они сами. Работы других учащихся, увиденные ими на уроке, хорошо стимулируют их собственную творческую деятельность.
Радость открытия. Творческая деятельность позволяет самовыразиться ученику, осознать себя творцом своей деятельности,она повышает его самооценку. Ребѐнок чувствует себя личностью, что становится прекрасным стимулом его дальнейшей созидательной деятельности. Единение ученика и учителя. Учитель, желающий развить в своих учениках креативность, должен сам быть творческой личностью. Общаясь с ребѐнком, он должен демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности. В процессе этой деятельности происходит удивительное единение учителя и ребенка, которое позволяет ученику видеть в учителе советчика,помощника. Активность. Способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач, самостоятельно думать, принимать решения - основные черты творческого поведения. Без них и не может быть творческой личности. Здесь очень важна внутренняя мотивация, внутренний побудительный мотив, познавательный интерес. Если ребѐнку не интересно, его невозможно заставить быть активным и не о какой креативности не может идти речи.
Талант. Каждый ребенок талантлив, талантлив по-своему. Учителю нужно суметь вовремя разглядеть этот талант и создать благоприятные условия для его развития.
Изобретательность. Изобретательность может проявляться во всѐм: в необычной форме подачи музыкального материала, нестандартности музыкального мышления, богатстве идей, разнообразии замысла. Творческие личности должны рисковать, поскольку они прокладывают новый путь- путь, никем не хоженый в прошлом.
Вдохновение. Невозможно проводить уроки творчества без вдохновения. Этот процесс взаимопроникающий: он идет от учителя к ученику и от ученика к учителю. Вдохновение проявляется через атмосферу, взгляды, реплики, действия. Именно на волне вдохновения происходит развитие учащихся на максимальной высоте.
Новизна. Зачастую это не просто создание нового, а создание нового для данного затруднений в работе, неопределѐнности, пробелов в знаниях. Порой творчество начинается с нового видения известной проблемной ситуации.
Оригинальность. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение (будь то просто своя, отличная от других, трактовка музыкального произведения). Оригинальность мысли, возможность получения ответов, значительно отличающихся от привычных, нестандартное мышление и восприятие мира - именно это необходимо развить в учениках.
Созидание. Творчество – это всегда процессc созидания:созидания идей, форм их осуществления в жизнь.
Творчество. Учитель должен включать в программу обучения разделы, которые бы позволяли учащимся демонстрировать их
творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Вопросы, которые поощряют учеников думать творчески, обычно содержат следующие задания: а) представьте себе, б) сочините, в) порассуждайте, г)предложите гипотезу и т. д. Обучение должно быть «проблемным», то есть должно содержать элементы исследовательского поиска и строиться должно как самостоятельный творческий процесс. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда внѐм есть всѐ, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Мягкость и терпимость со стороны учителя. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддержание уверенности подростка в результативности своей деятельности и позитивную самооценку у учеников. Ребѐнок, который уверен в своих силах, будет скорее действовать по своему разумению, чем тот, который в своих силах не уверен. Этот процесс достаточно сложный, во многом его результативность зависит от взрослого. Педагог, работающий с подростками, должен понимать, что чрезмерная критичность, пренебрежительное отношение к его достижениям может привести к тому, что способный и творчески одарѐнный инициативный ученик не только перестаѐт быть таковым, но и начинает себя вести совершенно противоположным образом.
Опираясь на эти ключевые принципы, можно вырастить по-настоящему креативного ребенка.
В своей работе для развития креативности у детей, использую методы Д. Кабалевского, Л.В. Горюновой.
- Метод размышления о музыке направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Его использование подразумевает не усвоение учащимися готового знания, а выбор проблемы учителем предъявление ее для самостоятельного решения ученикам, ведет к музыкально-педагогическому диалогу между учеником и учителем, между учеником и музыкой, между сверстниками. Столкновение мнений вызывает «творческий конфликт», который приводит к открытию новых, известных на практике, но ранее осознававшихся истин.
- Метод создания композиций направлен на объединение разных форм общения учащихся с музыкой при исполнении одного произведения, в процессе которого дети сами разрабатывают исполнительский план песни, подбирают оркестровку, создают пластические образы, что, несомненно, ведет в активизации креативности учащихся.
- Метод создания художественного контекста направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, окружающий их мир, жизненные ситуации). Учащиеся проявляют креативность в свободном подборе ассоциативного ряда, в продуцировании необычных идей, в умении выйти за рамки привычного языка музыкальных образов, чтобы видеть новые грани музыкального произведения.
- Метод моделирования художественно-творческого процесса направлен на развитие творческого мышления, фантазии, воображения. Его сущность заключается в создании учителем на уроке необходимых условий для того, чтобы школьник смог ощутить себя в роли композитора, пройти путь рождения музыки. Таким образом, наделив «чужой» творческий процесс собственным личностным смыслом, происходит как бы соучастие слушателя в творчестве автора, активизируется процесс сопереживания, сочувствия, понимания, т.е. создаѐтся благоприятная почва для повышения уровня личностно-творческого отношения к данному явлению искусства и творчеству автора.
- Метод «сочинение сочиненного» направлен на виртуальное сочинение музыки. Прежде чем познакомиться с произведением композитора, дети «предсочиняют» это произведение, определяя основные средства музыкальной выразительности: лад, динамику, темп, тембр, регистр, особенности ритма, мелодии, форму. Фактически учащиеся мысленно «проходят» путь композитора, путь творчества: от замысла идеи до еѐ завершения в звуковом пространстве, и потом сравнивают, насколько совпали их представления с оригиналом.
Применяю проектную деятельность на уроках музыки. Проектно-исследовательская деятельность является творческой по своей сути, будучи органично включенной в учебный процесс, может обогатить его, предоставить дополнительные возможности развития. В основе метода проектов лежит развитие творческого и критического мышления, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Ученики решают проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получают реальный и ощутимый результат.
Интересной формой индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, которая обеспечивает преемственность с начальной школой, являются различного рода импровизации: речевые, вокальные, ритмические, пластические, а также художественные импровизации (рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений) импровизации позволяют детям проявлять выдумку, фантазию, свободу интерпретации музыкальных произведений.
Подводя итоги, следует отметить, что креативность как личностно-созидательная категория — неотъемлемая часть человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности. Интуитивное рисование, пластическое интонирование, подбор цветовых ассоциаций развивает чувствительность человека к музыкальным произведениям, помогая через доступную деятельность выразить свое индивидуальное видение содержание музыкального произведения.
А.В. Морозов и Д.В. Чернилевский отмечают, что креативности выражается в восприимчивости, чувствительности человека к проблемам, склонности разрушать или изменять стереотипы с целью получения неожиданных и оригинальных решений, вот почему я предполагаю, что вышеназванные методы развивают креативность.
Все творческие задания С. Казакова, доцент кафедры пения и методики музыкального воспитания УрГПУ, условно распределила на 4 блока [6]:
1. блок умственной ориентировки;
2. блок аудиального развития;
3. блок эмоционального развития;
4. блок творческой направленности.
Первый блок заданий —«Интеллектуальная зарядка» —направлен на развитие умений интегрировать, т.е. связывать воедино, ассоциировать, классифицировать и обобщать информацию; логически мыслить и выделять главное.
Второй блок заданий —«Аудиалъный контакт» —развивал внимание и память учащихся, умение прислушаться к себе, к окружающему миру, умение «слушать» и «слышать» музыку.
Согласно статье С. Казаковой, авторы методики ставили задачу научить детей прислушиваться не только к звукам окружающего мира, но и к собственным ощущениям. Постепенно, помимо физиологических ощущений, учащиеся обращали внимание на оттенки своего настроения. В конце исследования учащиеся передавали целые комплексы чувств и эмоций, вызванных жизненными обстоятельствами, музыкальными произведениями, услышанными на уроке, или другими факторами, то есть делились более глубокими внутренними переживаниями.
Третий блок —«Эмоциональный калейдоскоп» —был направлен на развитие эмоционально-чувственной сферы детей: умения дифференцировать собственные эмоциональные состояния; выявлять связь с различными видами искусств; сравнивать жизненные эмоции с художественными.
Для того чтобы учащиеся наиболее тонко смогли прочувствовать образы музыкального произведения, авторы использовали метод пластического интонирования. Реализация метода позволит детям не только описать музыкальные образы, но увидеть и почувствовать, как в процессе развития музыки меняется характер пластического жеста.
В ходе этого задания учащимся предлагалось построить взаимосвязи между словом, жестом и чувством, такое задание так же можно назвать развивающим ассоциативное мышление, хотя С. Казакова не указывает в свое статье на термин «ассоциация».
Четвертый блок заданий —«Творческий марафон» —развивал умственную гибкость учащихся, их поисковую и вербальную активность через умение переключаться с одного вида деятельности на другой; умение выразить в вербальной форме логику развития своей мысли; умение мобилизовать в нужный момент свое внимание и память. В него были включены задания на тембровое, ритмическое, пластическое, мелодическое и вербальное фантазирование.
Любой вид деятельности на уроке направлен на то, чтобы создать условия для самовыражения в слове (рассуждение о содержании музыкального произведения) или в деятельности (пение, игра на детских музыкальных инструментах, пластическое интонирование). Таким образом, главным становится не только способность ученика к созиданию, но и проявление своей индивидуальности и оригинальности, т. е. креативности [4].
С.В. Гиппиус считает что, развитие креативности происходит не через какие-либо специальные упражнения, а через обогащение впечатлений, через умение удивляться и размышлять об увиденном и услышанном. Урок музыки как урок живого общения с музыкальным искусством наилучшим образом подходит для накопления сенсорного эмоционального опыта через различные виды музыкальной деятельности, что содержанием первого этапа развития креативности по мнению Т.А. Барышевой и Ю.А. Жигалова [1].
Использование творческих заданий помогает накопить необходимый сенсорный, эмоциональный, интеллектуальный опыт, необходимый для развития креативности.
Урок музыки как урок искусства —это всегда деятельность, условия для которой создаются учителем. Все виды музыкальной деятельности способствуют «проживанию» музыкального произведения, осознанию композиторского замысла. Воспринимая музыку через призму своего жизненного опыта и кругозора, каждый ребенок придумывает свою, неповторимую историю.
Беседа о содержании прослушанного произведения или работа над выразительностью в песне является неотъемлемой частью урока музыки, которые могут помочь проявиться оригинальности детской фантазии. Личностно ориентированный подход к обучению требует от этих стандартных составляющих формирования у учащихся способности к самовыражению.
В младших классах уместно предложить детям разгадать музыкальную загадку, и при помощи наводящих вопросов постепенно подвести учащихся к осознанию музыкального образа. При этом важно учитывать, что фантазии ребят по поводу услышанной музыки могут быть бесконечными, а вопросы учителя должны постепенно подводить к отгадке. Личность учителя, его манера общаться должна вести за собой учащихся, бережно направляя детскую фантазию, но, не подавляя её.
Т.Э. Тютюнникова, продолжая традиции «Шульверка» К. Орфа, определяет восприятие музыки как одну из главных задач музыкальной педагогики и видит достижение этой цели через опыт ответных двигательных реакций. Возникновение состояния сопереживания в момент восприятия музыки идентично психическому состоянию эмпатии — интуитивной способности к постижению эмоционального состояния другого человека через воображаемое отождествление с ним. Способность к сопереживанию, распознаванию и пониманию чувств другого человека прямо зависит от способности к выражению эмоций, развитости эмоционального воображения. Импровизационное движение становится живым восприятием музыки, делая видимыми и ощущаемыми скрытые эмоции [12].
Пластическое интонирование, предложенное в методики В. Коэн, тоже может помочь учащимся начальной школы рассказать об инструментальной музыке. Подбирая необходимые прилагательные для характеристики движений, дети учатся давать определения своим ощущениям, приобретают необходимый для креативности эмоциональный и сенсорный опыт [3].
Цветовые ассоциации —распространенныйспособ восприятия музыки, когда музыкальные впечатления становятся цветовыми через эмоцию, читаемую в произведении. Объясняя причины возникновения взаимосвязи органов чувств в процессе восприятия музыки, Д.К. Кирнарская отмечает роль интонационного слуха. Тембры голосов и инструментов легко ассоциировать с весом и цветом: звук баса будет бархатным, темным и тяжелым, а звук сопрано —легким, хрустальным и светлым [7].
П.В. Яньшин указывает на взаимосвязь цвета и эмоции.Приведем значения основных цветов:
· красный — активный, задорный, яркий, теплый, страстный, энергичный;
· оранжевый — активность, теплый;
· желтый — яркий, легкий, веселый, свободный, теплый;
· зеленый — приятный, жизненный, спокойный;
· голубой — нежный, добрый, ласковый, легкий, светлый прохладный;
· синий — спокойный, уверенный сосредоточенный, приятный;
· фиолетовый — красивый, мистический, энергичный;
· коричневый — неприятный, грубый, тоскливый;
· белый — холодный, грустный, безразличие;
· черный — траурный, горестный, трагичный.
Анализ результатов исследований цвета психологами говорит о том, что сознательные интепретации зачастую бывают противоречивыми. Это связано с индивидуальными особенностями и с установкой на восприятие цвета [13].
Интуитивное рисование, описанное Вальдесом Одриосола, используется в арттерапии при работе с подростками и при развитии творческих способностей. Интуитивное рисование —это техника живописи, которая предполагает использование линий, точек, пятен неопределенной формы для передачи человеческих чувств. Психологи отмечают, что левое полушарие отвечает за аналитическое мышление, в то время как работу правого полушария выдает интуиция или сверхсознание, которые лежат в основе высших проявлений творчества.
В арттерапии интуитивное рисование преследует следующие цели:
· обогащение эмоционального художественного опыта детей,
· совершенствование восприятия и образного видения,
· овладение в доступной форме элементами техники и способами творческого действия [8].
Рисование во время звучания музыкального произведения помогает не только погрузиться в звуковую ткань, но и «опредметить переживания».Рассказ о нарисованной картинке помогает учащимся рассказать о чувствах и оттенках эмоций в музыке, так как составление рассказа по картинке является для детей заметно более легким видом деятельности, с которым они уже встречались.
Подводя итоги, следует отметить, что креативность как личностно-созидательная категория — неотъемлемая часть человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности. Интуитивное рисование, пластическое интонирование, подбор цветовых ассоциаций развивает чувствительность человека к музыкальным произведениям, помогая через доступную деятельность выразить свое индивидуальное видение содержание музыкального произведения.
А.В. Морозов и Д.В. Чернилевский [10] отмечают, что креативности выражается в восприимчивости, чувствительности человека к проблемам, склонности разрушать или изменять стереотипы с целью получения неожиданных и оригинальных решений, вот почему мы предполагаем, что вышеназванные методы развивают креативность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.