МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Шадринский государственный педагогический университет»
Педагогический факультет
Статья на тему:
«РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМА «КЛАСТЕР»
Шадринск - 2019
О.В.Масляева
студентка 4 курса
заочного отделения
педагогического факультета
ФГБОУ высшего образования «ШГПУ»
Научный руководитель:
кандидат филологических наук
доцент кафедры Т и М Н О
Милованова Л.А.
Аннотация: Критическое мышление учащегося младших классов является фактором его функционирования и развития, поэтому проблема формирования критического мышления у учащихся приобретает особое значение. Применяя приём «кластер» на уроках русского языка содержание учебного предмета усваивается гораздо лучше, повышается уровень знаний, ведь данный прием работы рассчитан не на запоминание, а на вдумчивый, творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и поиск путей ее решения. Важно на уроке русского языка использовать проблемные задачи. Имеющиеся в них противоречия вызывают дискуссию, побуждают к размышлениям, поискам и определенных выводов.
В данной статье выделяется основная классификация кластеров и характеризуются их достоинства и недостатки.
Ключевые слова: критическое мышление, прием, кластер, младшие школьники, процесс развития, учебный процесс, составление кластера, на уроках русского языка
Одним из приемов, способствующих развитию мыслительной деятельности младших школьников, является прием «Кластер». Он широко применяется учителями начальной школы при изучении дисциплины «Русский язык».
Этот прием можно считать проявлением «наглядного мозгового штурма». В процессе составления кластера происходит развитие гибкости мышления и аналитических способностей учащихся. Стимулом служит проблемная ситуация, которую невозможно решить традиционным способом. В таком случае обучающиеся активизируют свои знания по той или иной теме и в процессе умственного труда создают качественно новый, обладающий уникальностью кластер.
В зависимости от планируемых результатов урока учитель предлагает младшим школьникам определенный способ оформления кластера – графический или художественный. Если учебный материал по теме урока содержит большое количество терминов и понятий, которые образуют несколько логических цепочек, используется графический способ. Он характеризуется структурированностью, точностью и отсутствием многословия [5, С.68-72].
При художественном способе оформления кластер создается с помощью разнообразных рисунков. Он выражает индивидуальность обучающегося, поскольку раскрывает его мировосприятие [5, С.68-72].
Например, после изучения темы «Правописание слов с безударными с гласными в корне слова» в третьем классе учитель предлагает учащимся кластер с пропущенными «гнездами». Учащимся нужно заполнить пропущенные «гнезда», используя рисунки, соответствующие пропущенным понятиям.
Работая над созданием кластера, необходимо учитывать несколько правил: не бояться записывать все, что приходит на ум; дать волю воображению и интуиции; продолжать работу, пока время или идеи не закончатся; постараться построить как можно больше связей.
Младшие школьники могут составлять как сжатые, так и развернутые кластеры. В структуру сжатого кластера входят только общее и частные понятия. Теоретический материал конкретизирован и имеет строгую форму изложения.
При изучении по русскому языку темы «Категории времени глагола» прием «кластер» сжатый кластер выглядит следующим образом: в центре – ключевое слово («время глагола»), от него – лучи («настоящее», «будущее», «прошедшее»), к каждому лучику необходимо записать придуманное учениками слово, соответствующее теме (способы образования форм времени). Из данных слов учеником составляется текст, названием которого может служить ключевое слово в центре. Подобным образом обучающиеся усваивают основные морфологические понятия [1, С.55].
Развернутый кластер представляет собой раскрытие общего понятия посредством приведения частных понятий и иллюстрирования их примерами и рисунками. Обычно он создается на основе ассоциаций учащихся. Они записывают все, что приходит на ум, выстраивая логические цепочки. Затем из всего многообразия идей отбираются лучшие, они становятся фундаментом для создания кластера по теме урока. Развернутый кластер позволяет охватить исчерпывающий объем информации [5, С.68-72].
К наиболее популярным видам кластеров относятся: «Фишбоун», «Планета и её спутники» и блок-схема.
Самым часто используемым учителями начальных классов на этапе изучения нового материала является – «Фишбоун».
Схемы фишбоун («рыбьи косточки»), придуманные профессором Кауро Ишикава, представляют собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно представить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов [7, С.37].
Процесс составления схемы фишбоун:
- провести горизонтальную стрелку через середину листа; дать название главной стрелке;
- от главной «кости» нарисовать дополнительные «косточки» под углом 45 градусов – каждая из них посвящена одной проблеме или группе проблем; подписать каждую из «косточек»; добавить дополнительные «косточки»;
- идеально, если разные части проблемы расположены так, что наиболее важная проблема находится в голове «рыбы».
Такой вид кластера позволяет младшим школьникам более глубоко проанализировать причины событий, поставить цель, показать внутренние связи между разными частями темы урока. Применение схемы фишбоун помогает учащимся уточнить проблему, выявить причины ее возникновения, ключевые факты. Схему фишбоун целесообразно использовать на уроках русского языка, когда тема урока плохо поддается структурированию [7, С.37].
На этапе закрепления и систематизации изученного материала самой востребованной и продуктивной моделью кластера является «Планета и ее спутники». Ею удобно воспользоваться также на этапе целеполагания, повторения изученного материала.
При коллективном составлении кластера можно воспользоваться приемом «Корзина идей», предложив учащимся назвать факты, сведения самим, не повторяя ранее сказанного.
Алгоритм выполнения какого-то вида работы (к примеру, планы лингвистических разборов) или процессы учитель может представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками [2, С.102].
На уроках русского языка при обмене кластерами и их воспроизведении для всех учащихся становится понятна логика рассуждений в разной трактовке, что позволяет закрепить знания и увидеть разные подходы в осмыслении теоретической информации [3, С.57].
Например, в четвертом классе при изучении темы «Правописание гласных в корне слов» учитель предлагает учащимся выбрать из группы те слов слова, в которых, по их мнению, гласные чередуются.
Таким образом, составляется первоначальный кластер. Обязательно выясняем, почему не все слова включены в кластер.
На этапе открытия новых знаний учащиеся работают с материалом для наблюдения (если время ограничено, можно предложить готовый текст сводного правила), который представляет собой группы слов с чередованием гласных, правописание которых зависит:
- от ударения;
- от конечной гласной корня;
- от присутствия/отсутствия суффикса а;
- от значения слова.
Далее учитель совместно с учениками определяют, от чего зависит написание чередующихся гласных в каждой группе. При возникновении затруднений учащиеся ищут ответ в тексте готового сводного правила.
Затем учитель знакомит младших школьников со словами-исключениями. Выясняют, почему эти слова вынесены в отдельную группу, почему они являются исключениями, а также определяют к какой группе относятся слова-исключения.
На этапе рефлексии совместными усилиями формируется итоговый кластер, который несколько раз озвучивается. Озвучивание - это обязательный этап, потому что он дает возможность развивать речь учеников и формирует умение понимать логические схемы.
Составление кластеров можно предлагать учащимся в качестве домашнего задания, когда необходимо графически систематизировать ту или иную информацию [4, С.17-18].
Очень удобно использовать данный прием на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения по картине.
Начинать работу с текстом следует с разделения его на части. Каждая часть может заменяться отдельными символами, знаками (буквы, цифры, слова, заглавия), концентрирующие в сжатом виде ее смысл. Очень важно, чтобы младшие школьники понимали переходы от конкретного способа выражения к более обобщенному. Придумывание заглавий к частям текста – один из путей обучения детей этому умению.
Следующий важный шаг при написании сочинения: умение объединять части в целый текст, видеть в них раскрытие единой темы. Для этого необходимо учить младших школьников выделять логические отношения между отдельными смысловыми единицами. Работая с текстом, ученики могут применять различные логические действия и тем самым не только лучше поймут текст, но и совершенствуют приемы критического мышления [6, С.247].
Такой прием работы с текстом, как кластер, обеспечивает учащимся не только его понимание, но и успешное запоминание. При этом важно отметить, что запоминание в значительной мере будет происходить непроизвольно. Кластер дает учащимся возможность показать свое видение темы (текста), дает большую свободу творческого поиска. У учеников появляется возможность исправления, редактирования своей работы.
Очень важно сущность приема довести до сознания обучаемых: они должны отдавать себе отчет в том, что делают. Без этого младшие школьники не смогут им пользоваться. Учителя начальных классов стараются добиться не только того, чтобы ученики выделяли главные и второстепенные объекты в изучаемой теме, но и называли их, записывали. При любом ответе ученика желательно попросить его объяснить, почему он так считает [6, С.201].
Применение учителем приема «Кластер» на уроках русского языка имеет свои преимущества: он учит младших школьников самостоятельно добывать знания; позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Позволяет учителю и учащимся: охватить большой объем информации; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами; осуществлять речевой контроль; извлекать основную информацию из различных источников; развивать диалогическую и монологическую речь; обогащать словарный запас; экономить время; вовлекает всех учеников в обучающий процесс [3, С.57].
Но, как и любой другой прием, кластер имеет свои недостатки. Младшие школьники, в силу возрастных особенностей, не всегда могут управлять своими эмоциями, поэтому на уроках создается определенный рабочий шум.
Некоторые учащиеся не умеют переводить текстовую информацию в графическую или затрудняются устанавливать причинно-следственные связи между объектами, при анализе информации. Кроме этого, использование приема «кластер» в учебном процессе требует от учителя дополнительной подготовки к уроку [3, С.57].
Включение кластеров в структуру уроков русского языка в начальных классах даёт возможность вовлечения в посильную для младших школьников творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных качеств критического мышления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белоглазова, Е. В. Использование интерактивных технологий на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / Е. В. Белоглазова // Гуманитарные науки и образование : науч.-метод. журнал. – 2017. – № 1. – С. 55.
2. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. / С.Заир-Бек – СПб., 2003. – С. 192
3. Ишкова, Л. И. Инновационный прием "кластер" как средство формирования нового стиля мышления [Текст] / Л. И. Ишкова // География в школе : [0+] : теорет. и науч. - метод. журн. – 2016. – № 6.
4. Козырь. Е. А. Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) : характеристика приемов технологии [Текст] / Е. А. Козырь // Русский язык. – 2009. – № 7. – С. 17-18.
5. Сенченкова, Е. В. Использование метода кластера при изучении в вузе дисциплины "Русский язык и культура речи" [Текст] / Е. В. Сенченкова // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. – 2018. – № 4. – С. 68-72.
6. Талызина Н.Ф./ Педагогическая психология : учеб. для студ. сред. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. – 5-е изд., испр. – М. : Издательский цент «Академия», 2006. – С. 288.
7. Хирьянова, И. С. Использование интерактивных схемознаковых моделей представления учебного материала в процессе обучения младших школьников [Текст] / И. С. Хирьянова // Информатика в школе. – 2014. – № 5. – С. 37.
8. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.