Развитие критического мышления в процессе обучения профессиональных дисциплин
Оценка 4.8

Развитие критического мышления в процессе обучения профессиональных дисциплин

Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
физика
11 кл
09.11.2020
Развитие критического мышления в процессе обучения профессиональных дисциплин
Статья рассматривающая критическое мышление с помощью шестиугольного обучения
Развитие критического мышления в процессе обучения профессиональных дисциплин.doc

Развитие критического мышления в процессе обучения профессиональных дисциплин

 

Л.П.Карнаухова

преподаватель высшей категории

 ГБПОУ ИО «Иркутский техникум транспорта и строительства»

Г.Иркутск. ул.Багратиона дом 45

[email protected]

 

Учитель живет до тех пор, пока учится,

как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

К.Д.Ушинский

 

         Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.

         В основу Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, при котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности обучающегося. Поэтому моя работа как преподавателя направлена на формирование у обучающихся познавательного интереса, и на удовлетворение  потребности узнавать что – то новое. Обучающийся должен быть вовлечен  в процесс обучения.

На уроках профессионального цикла, таких как техническая механика, электротехника я должна научить, обучающихся логически мыслить, сопоставлять, классифицировать, обобщать. Когда подобные умения выражены, можно говорить о том, что познавательные интересы обучающегося сформировались.

         В своей профессиональной деятельности я активно использую новые технологии, например  такие как «Скрайбинг» «Веб-квест» «Шестиугольное обучение», которые способствуют развитию критического мышления.

         Одним из приемов развития критического мышления является шестиугольное обучение. Которая входит в число новых форм интерактивной организации учебной деятельности, пришедшая к нам из Великобритании. Основателем, которой является Рассел Тарр. Применяется она сравнительно недавно, поэтому недостаточно апробирована в отечественном образовании. Данная методика позволяет уйти от пассивного слушания лекционного материала к активной форме работы обучающихся на уроке, что приводит к повышению эффективности занятий.

         Использование данной технологии в работе позволяет:

ü  за определенное время обобщить и систематизировать учебный материал;

ü  устанавливать связи между понятиями и событиями, искать доказательства и выстраивать алгоритмы;

ü  активизировать деятельность обучающихся на уроке;

ü  управлять групповым процессом.

Среди плюсов шестиугольного обучения можно назвать: Сотрудничество в парах и группах в процессе обучения, позволяя создавать, общаться и критически мыслить, а это требуемые навыки XXI века. Использование шестиугольников наглядно оживляет урок любого предмета. Причём, их можно модифицировать на любую тему или предмет.

Технология привлекает к обучению каждого обучающегося, занимательность и интерактивность заданий вызывает большой интерес у ребёнка. Запоминание объёмного материала происходит быстро и легко. Эффективная систематизация материала у каждого обучающегося при сборке мозаики из шестиугольников складывается своя неповторимая система знаний, что служит реализации деятельностного и дифференцированного подходов к обучению. Технологию можно адаптировать к любой возрастной категории. Её можно применять не только на уроках теоретического обучения но  и на  внеурочных занятиях.

В основе технологии шестиугольного обучения лежит использование шестиугольных карточек (гексов).

Почему шестиугольники?

Форма шестиугольных карточек позволяет ученикам проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности.

Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым понятийным или событийным связям.

Есть несколько вариантов использования данной технологии.

1.Мы вписываем учебный материал в шестиугольники, разрезаем их, и предлагаем обучающимся собрать мозаику.

2. Мы можем оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы обучающиеся могли выразить своё мнение по заданной проблеме.

Это тот случай, когда мы можем дать обучающимся  время для углубленного изучения текста, для погружения в учебную проблему.

Это и есть цель «шестиугольного обучения».

                3. Работа в группах.

Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей.

4. Маркированные шестиугольники. 

В данном случае цвет определяет определённую квалификацию. То есть учебный материал распределяется по видовым признакам.

В процессе работы обучающиеся анализируют учебный материал, имеют возможность выбора приоритетов, собственной классификации и обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Заполняя шестиугольники, обучающиеся сами выбирают, как их соединить. В результате работы может получиться композиция в виде ромашки, линии, сот и другие фигуры. При изучении нового материала учащиеся могут сделать неожиданные, но правильные выводы.

В процессе реализации метода шестиугольного обучения повышается познавательный интерес у обучающихся. Обучающиеся учатся анализировать учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Данный метод позволяет осуществить переход от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к формированию у них устойчивого глубокого познавательного интереса.

Среди плюсов шестиугольного обучения можно назвать:

ü  возможность организации работы в группах, парах, индивидуально;                          

ü  интерактивность, наглядность методики;

ü  эффективная систематизация материала;

ü  реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению;

ü  активизация обучающихся, включение каждого ребенка в работу на уроке;

ü  адаптивность к разным возрастным группам;

ü  эффективная реализация развивающего потенциала конкретного урока.

Среди минусов шестиугольного обучения можно отметить, что подготовительный этап занимает много времени.

Данная методика многогранна и применима в процессе проведения не только уроков или учебных занятий, а также внеклассных мероприятий. Метод шестиугольного обучения подходит для просветительской и методической деятельности.

Литература:

1.       Аствацатуров Г.О. Шестиугольное обучение как образовательная технология. [Электронный ресурс] – Ссылка для доступа: http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/

2.       Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 

3.       Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 2003

4.       Кукушин В.С. Педагогические технологии. Ростов - на – Дону. 2002

5.       Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004

6.       Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004

Источники:

1.      https://www.classtools.net/hexagon/

2.      http://www.classtools.net/blog/using-hexagon-learning-for-categorisation-linkage-and-prioritisation/

3.      http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/


Скачано с www.znanio.ru

Развитие критического мышления в процессе обучения профессиональных дисциплин

Развитие критического мышления в процессе обучения профессиональных дисциплин

Каждая из групп заполняет свои шестиугольники

Каждая из групп заполняет свои шестиугольники
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2020