«Развитие личности младшего школьника во внеурочной деятельности». Из опыта работы учителя начальных классов
Оценка 5

«Развитие личности младшего школьника во внеурочной деятельности». Из опыта работы учителя начальных классов

Оценка 5
Педсоветы +1
docx
воспитательная работа
Взрослым
12.04.2020
«Развитие личности младшего школьника во внеурочной деятельности».  Из опыта работы учителя начальных классов
Существует несколько типов организации моделей внеурочной деятельности: базовая модель, модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель, инновационно -образовательная модель. В статье рассмотрен опыт организации внеурочной деятельности младших школьников по модели дополнительного образования в МБОУ «СОШ № 117» города Сорочинска Оренбургской области в казачьем классе.
Текст выступления.docx

 «Развитие личности младшего школьника во внеурочной деятельности».

 

 

Аннотация.

Существует несколько типов организации моделей внеурочной деятельности: базовая модель, модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель, инновационно -образовательная модель. В статье рассмотрен опыт организации внеурочной деятельности младших школьников по модели дополнительного образования в МБОУ «СОШ № 117» города Сорочинска Оренбургской области в казачьем классе.

 

«Здорово ночевали, казачата!» - так каждое утро начинается развод в казачьем классе нашей школы. И я говорю вам, участникам конференции: «Здравствуйте!». Вашему вниманию предлагаю свой опыт работы по теме «Развитие личности младшего школьника-казака во внеурочной деятельности  в рамках ФГОС второго поколения НОО». В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами  начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная часть процесса образования детей младшего школьного возраста.

Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся, формировании ученического коллектива и способствующей успешной социализации ребенка в обществе.

Главная цель организации внеурочной деятельности—содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению личного опыта организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Для достижения главной цели необходимо выстраивать ВД в соответствии  со следующими принципами:

-Гуманистической направленности.

-Системности.

-Вариативности.

- Добровольности

-Креативности.

-Успешности и социальной значимости. 

- Рефлексивности.

- Индивидуальности и дифференциации.

- Прогностичности.

В нашей школе организована внеурочная деятельность учащихся по модели дополнительного образования, которая опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. Модель дополнительного образования предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.

Организация образовательного процесса на практико-ориентированной и деятельностной основе, присущей дополнительному образованию, позволила создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения и творческой самореализации младших школьников. Модель педагогически целесообразна, так как способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, формированию желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решать ряд важных задач: обеспечение благоприятной адаптации ребенка к школе; оптимизация учебной нагрузки обучающихся; улучшение условий для развития ребенка; учет возрастных и индивидуальных особенностей.

В организации внеурочной деятельности  условно выделены три этапа:

-проектный;

-организационно-деятельностный;

-аналитический.

На проектном этапе организации внеурочной деятельности мной, как классным руководителем, изучены интересы, увлечения и желания учащихся и родителей. Для этого проведены беседы, анкетирования, классные и родительские собрания. Данные сведения необходимы были для составления индивидуальных маршрутов детей во внеурочной деятельности. Выбрано направление класса – казачье. Богатая культура российского казачества, в том числе оренбургского казачества, представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, гражданско-патриотического и физического воспитания.

При проектировании системы внеурочной деятельности использованы разнообразные формы и методы её организации:

- кружки и занятия по интересам, способствующие познанию и приращению казачьей культуры;

- встречи с интересными людьми (ветеранами Великой Отечественной войны, вооруженных конфликтов и Вооруженных Сил РФ);

- проектная деятельность;

- творческие вечера;

- экскурсии и походы;

- благотворительные концерты;

- ученическое самоуправление;

- отчетные концерты и выставки;

- презентации достижений и т.д.

- проведение казачьих ритуалов;

- проведение бесед, тематических вечеров (утренников), читательских конференций по военно-патриотической тематике, истории и боевых традиций казачества.

- создание стендов и экспозиций в музее по  истории казачества;

- благоустройство памятника казакам;

- проведение торжественных мероприятий, посвященных памятным датам в истории казачества;

Используются как традиционные, так и нетрадиционные методы: беседы, рассказ, метод примера, упражнения, поручения, соревнования, игры, поощрения и наказания, наблюдения, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности, презентации, шоу-технологии, калейдоскопы дел, КТД, мини-спектакли и т.д.

Для проведения занятий мы используем спортивный зал, зал хореографии, актовый  зал, компьютерный класс, игровую комнату, спортивную площадку.       

Для проектирования и построения системы внеурочной деятельности учащихся создана нормативно – правовая база. В число документов входит  и воспитательная система школы «Ступени, ведущие вверх», реализуемая в рамках общественно-активной школы. Главная составляющая воспитательной системы нашей школы – это стремление создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой, окружающим миром и социумом. Воспитательная система школы «Ступени, ведущие вверх» охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность за пределами школы. Система школы включает Программу духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях ФГОС.

 

Разработана концепция воспитания юного казака, проект «Воспитание юного казака» и программа воспитания и социализации младшего школьника-казака. Актуальность использования Программы заключается в том, что в младшем школьном возрасте у ребенка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей деятельностью. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. На организационно-деятельностном этапе внеурочной деятельности все направлено на реализацию проекта.

Для более насыщенного содержания внеурочной деятельности учащихся нам потребовалась помощь наших социальных партнеров – учреждений дополнительного образования, культуры и спорта: Центра детского технического творчества, Детско-юношеской спортивной школы, Школы искусств «Лира», Служителей Храма Михаила Архангела, ЦД «Дружба», РДК, ЦДТ, ВДПО, ДОСААФ, ветеранов ВОВ и локальных воин, районного музея и музея «Память», МКУ СО «Социальный приют для детей и подростков «Радуга». Шефом казачьего класса является Сорочинское городское казачье общество.

С данными учреждениями составлены договора о совместной деятельности и план совместной работы.

В ФГОС предлагается организовать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей: общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное. Мы предложили родителям и детям по данным направлениям следующие кружки:

Общеинтеллектуальное - «Сольфеджио», «Учимся создавать проект»

Спортивно-оздоровительное - «Казачья удаль», «Ритмика», туризм

 Социальное - «История казачьей культуры», «Школьный музей»

Общекультурное – декоративно-прикладное искусство «Композиция прикладная» (ДПИ)

Духовно-нравственное – ОРКСЭ, индивидуальные занятия на музыкальных инструментах (фортепиано, синтезатор, баян, аккордеон),  «Коллективное музицирование», «Основы актерского мастерства».

Начальные представления об оренбургском казачестве, исторических и культурных традициях казачества ребятам дают занятия кружка «История казачества».

Особая роль отводится школьному музею, в котором представлены предметы быта казачьей семьи, оформлены экспозиции на казачью тематику. Посещающие нас классы, гости школы знакомятся с историей возникновения казачества, бытом, традициями и культурой этого самобытного народа.

Программы кружков «Казачья удаль» и «Туризм» предназначены для оздоровительной работы с детьми, привития интереса к физической культуре, спорту и туризму,  развития волевых и нравственных качеств; пропаганды  здорового образа жизни.

На аналитическом уровне организации внеурочной деятельности приоритетную роль играют действия оценочно-аналитического характера. Предметом анализа и оценки являются следующие аспекты:

-включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;

-содержание и способы организации внеурочной деятельности;

Показателем эффективности деятельности человека являются два основных критерия: продуктивность деятельности и удовлетворенность участников деятельности её организацией и результатами.

Показателями продуктивности внеурочной деятельности стали:

-знания, умения и навыки, сформированные у младших школьников по итогам внеурочной деятельности;

-достижения учащихся в охваченных ими видах внеурочной деятельности.

Чем отличаются ребята-казаки от обычных школьников: во-первых, более развитыми речевыми умениями, активной монологической речью. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и рассуждают, делают выводы, обосновывают своё мнение, противопоставляют добро и зло. А это позволяет нам надеяться на то, что выпускник начальной школы научится заботиться о своей земле, о своей малой родине, любить и уважать её, гордиться ее историей, культурой, традициями, будет и дальше развивать в себе качества, требуемые временем: мобильность, гибкость, толерантность, стремление к творчеству.

Во-вторых, отличаются высокими результатами участия в конкурсах и олимпиадах на школьных, городских, областных и федеральных уровнях. В портфолио у каждого ученика много грамот, дипломов, сертификатов. Реализованы такие проекты как: «Мой город», «Мой казачий класс», «Верный друг казака», «Вера казака», «Культура казака», «Мы наследники казачьих традиций» (3 место в Зональном конкурсе), «Оренбуржье – казачий край» (1 место в областном конкурсе), «Оренбуржье – форпост России» (2 место в областном конкурсе). Собранный исследовательский материал был использован в социальных проектах «Дом музей «Казачий быт» (городской этап всероссийской акции "Я - гражданин России», 2 место) и «Казачья конюшня» (областной конкурс «Я- гражданин России», II место).

Учащиеся гордятся тем, что они учатся в казачьем классе. Сложились традиции:  «День именинника», «День матери», «Масленица», День Оренбургского казачества. К концу 4 класса определились свои организаторы, сценаристы, музыканты, художники, артисты, спортсмены.

Родители положительно относятся к внеурочным занятиям, кружки оценивают как возможность развития творческих способностей детей.

Программа гражданско-патриотического воспитания младшего школьника-казака, которая заняла 2 место на региональном этапе всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», отмечена грамотой за участие в VIII Всероссийском конкурсе для классных руководителей «Мудрая сова».

Статья о деятельности казачьего класса, отправленная на международный конкурс имени А.С.Макаренко, заняла 2 место в номинации «Иллюстрация к «Педагогической поэме».

В итоге класс стал победителем областного смотра-конкурса на лучший кадетский класс. Значит, можно сделать вывод, что в классе создано благоприятное условие для раскрытия потенциальных возможностей каждого ученика, для самореализации, самосовершенствования и социализации ребенка в жизни. Положительная динамика достижений учащихся и одобрения со стороны родителей и общественности доказывают эффективность реализации  внеурочной деятельности в казачьем классе.

Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной системы ОУ, показателем сформированности социального опыта детей.

Но мы хотели бы более тесно сотрудничать с классами казачьей направленности области, а для этого нужен транспорт, которым мы, к сожалению, не обладаем.

Спасибо за внимание!


 

Развитие личности младшего школьника во внеурочной деятельности»

Развитие личности младшего школьника во внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решать ряд важных задач: обеспечение благоприятной адаптации ребенка к школе; оптимизация учебной нагрузки обучающихся; улучшение условий для развития ребенка;…

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решать ряд важных задач: обеспечение благоприятной адаптации ребенка к школе; оптимизация учебной нагрузки обучающихся; улучшение условий для развития ребенка;…

Воспитательная система школы «Ступени, ведущие вверх» охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность за пределами школы

Воспитательная система школы «Ступени, ведущие вверх» охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность за пределами школы

Чем отличаются ребята-казаки от обычных школьников: во-первых, более развитыми речевыми умениями, активной монологической речью

Чем отличаются ребята-казаки от обычных школьников: во-первых, более развитыми речевыми умениями, активной монологической речью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2020