«Развитие личности младшего школьника во внеурочной деятельности».
Аннотация.
Существует несколько типов организации моделей внеурочной деятельности: базовая модель, модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель, инновационно -образовательная модель. В статье рассмотрен опыт организации внеурочной деятельности младших школьников по модели дополнительного образования в МБОУ «СОШ № 117» города Сорочинска Оренбургской области в казачьем классе.
«Здорово ночевали, казачата!» - так каждое утро начинается развод в казачьем классе нашей школы. И я говорю вам, участникам конференции: «Здравствуйте!». Вашему вниманию предлагаю свой опыт работы по теме «Развитие личности младшего школьника-казака во внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения НОО». В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная часть процесса образования детей младшего школьного возраста.
Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся, формировании ученического коллектива и способствующей успешной социализации ребенка в обществе.
Главная цель организации внеурочной деятельности—содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению личного опыта организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Для достижения главной цели необходимо выстраивать ВД в соответствии со следующими принципами:
-Гуманистической направленности.
-Системности.
-Вариативности.
- Добровольности
-Креативности.
-Успешности и социальной значимости.
- Рефлексивности.
- Индивидуальности и дифференциации.
- Прогностичности.
В нашей школе организована внеурочная деятельность учащихся по модели дополнительного образования, которая опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. Модель дополнительного образования предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.
Организация образовательного процесса на практико-ориентированной и деятельностной основе, присущей дополнительному образованию, позволила создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения и творческой самореализации младших школьников. Модель педагогически целесообразна, так как способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, формированию желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решать ряд важных задач: обеспечение благоприятной адаптации ребенка к школе; оптимизация учебной нагрузки обучающихся; улучшение условий для развития ребенка; учет возрастных и индивидуальных особенностей.
В организации внеурочной деятельности условно выделены три этапа:
-проектный;
-организационно-деятельностный;
-аналитический.
На проектном этапе организации внеурочной деятельности мной, как классным руководителем, изучены интересы, увлечения и желания учащихся и родителей. Для этого проведены беседы, анкетирования, классные и родительские собрания. Данные сведения необходимы были для составления индивидуальных маршрутов детей во внеурочной деятельности. Выбрано направление класса – казачье. Богатая культура российского казачества, в том числе оренбургского казачества, представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, гражданско-патриотического и физического воспитания.
При проектировании системы внеурочной деятельности использованы разнообразные формы и методы её организации:
- кружки и занятия по интересам, способствующие познанию и приращению казачьей культуры;
- встречи с интересными людьми (ветеранами Великой Отечественной войны, вооруженных конфликтов и Вооруженных Сил РФ);
- проектная деятельность;
- творческие вечера;
- экскурсии и походы;
- благотворительные концерты;
- ученическое самоуправление;
- отчетные концерты и выставки;
- презентации достижений и т.д.
- проведение казачьих ритуалов;
- проведение бесед, тематических вечеров (утренников), читательских конференций по военно-патриотической тематике, истории и боевых традиций казачества.
- создание стендов и экспозиций в музее по истории казачества;
- благоустройство памятника казакам;
- проведение торжественных мероприятий, посвященных памятным датам в истории казачества;
Используются как традиционные, так и нетрадиционные методы: беседы, рассказ, метод примера, упражнения, поручения, соревнования, игры, поощрения и наказания, наблюдения, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности, презентации, шоу-технологии, калейдоскопы дел, КТД, мини-спектакли и т.д.
Для проведения занятий мы используем спортивный зал, зал хореографии, актовый зал, компьютерный класс, игровую комнату, спортивную площадку.
Для проектирования и построения системы внеурочной деятельности учащихся создана нормативно – правовая база. В число документов входит и воспитательная система школы «Ступени, ведущие вверх», реализуемая в рамках общественно-активной школы. Главная составляющая воспитательной системы нашей школы – это стремление создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой, окружающим миром и социумом. Воспитательная система школы «Ступени, ведущие вверх» охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность за пределами школы. Система школы включает Программу духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях ФГОС.
Разработана концепция воспитания юного казака, проект «Воспитание юного казака» и программа воспитания и социализации младшего школьника-казака. Актуальность использования Программы заключается в том, что в младшем школьном возрасте у ребенка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей деятельностью. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. На организационно-деятельностном этапе внеурочной деятельности все направлено на реализацию проекта.
Для более насыщенного содержания внеурочной деятельности учащихся нам потребовалась помощь наших социальных партнеров – учреждений дополнительного образования, культуры и спорта: Центра детского технического творчества, Детско-юношеской спортивной школы, Школы искусств «Лира», Служителей Храма Михаила Архангела, ЦД «Дружба», РДК, ЦДТ, ВДПО, ДОСААФ, ветеранов ВОВ и локальных воин, районного музея и музея «Память», МКУ СО «Социальный приют для детей и подростков «Радуга». Шефом казачьего класса является Сорочинское городское казачье общество.
С данными учреждениями составлены договора о совместной деятельности и план совместной работы.
В ФГОС предлагается организовать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей: общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное. Мы предложили родителям и детям по данным направлениям следующие кружки:
Общеинтеллектуальное - «Сольфеджио», «Учимся создавать проект»
Спортивно-оздоровительное - «Казачья удаль», «Ритмика», туризм
Социальное - «История казачьей культуры», «Школьный музей»
Общекультурное – декоративно-прикладное искусство «Композиция прикладная» (ДПИ)
Духовно-нравственное – ОРКСЭ, индивидуальные занятия на музыкальных инструментах (фортепиано, синтезатор, баян, аккордеон), «Коллективное музицирование», «Основы актерского мастерства».
Начальные представления об оренбургском казачестве, исторических и культурных традициях казачества ребятам дают занятия кружка «История казачества».
Особая роль отводится школьному музею, в котором представлены предметы быта казачьей семьи, оформлены экспозиции на казачью тематику. Посещающие нас классы, гости школы знакомятся с историей возникновения казачества, бытом, традициями и культурой этого самобытного народа.
Программы кружков «Казачья удаль» и «Туризм» предназначены для оздоровительной работы с детьми, привития интереса к физической культуре, спорту и туризму, развития волевых и нравственных качеств; пропаганды здорового образа жизни.
На аналитическом уровне организации внеурочной деятельности приоритетную роль играют действия оценочно-аналитического характера. Предметом анализа и оценки являются следующие аспекты:
-включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;
-содержание и способы организации внеурочной деятельности;
Показателем эффективности деятельности человека являются два основных критерия: продуктивность деятельности и удовлетворенность участников деятельности её организацией и результатами.
Показателями продуктивности внеурочной деятельности стали:
-знания, умения и навыки, сформированные у младших школьников по итогам внеурочной деятельности;
-достижения учащихся в охваченных ими видах внеурочной деятельности.
Чем отличаются ребята-казаки от обычных школьников: во-первых, более развитыми речевыми умениями, активной монологической речью. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и рассуждают, делают выводы, обосновывают своё мнение, противопоставляют добро и зло. А это позволяет нам надеяться на то, что выпускник начальной школы научится заботиться о своей земле, о своей малой родине, любить и уважать её, гордиться ее историей, культурой, традициями, будет и дальше развивать в себе качества, требуемые временем: мобильность, гибкость, толерантность, стремление к творчеству.
Во-вторых, отличаются высокими результатами участия в конкурсах и олимпиадах на школьных, городских, областных и федеральных уровнях. В портфолио у каждого ученика много грамот, дипломов, сертификатов. Реализованы такие проекты как: «Мой город», «Мой казачий класс», «Верный друг казака», «Вера казака», «Культура казака», «Мы наследники казачьих традиций» (3 место в Зональном конкурсе), «Оренбуржье – казачий край» (1 место в областном конкурсе), «Оренбуржье – форпост России» (2 место в областном конкурсе). Собранный исследовательский материал был использован в социальных проектах «Дом музей «Казачий быт» (городской этап всероссийской акции "Я - гражданин России», 2 место) и «Казачья конюшня» (областной конкурс «Я- гражданин России», II место).
Учащиеся гордятся тем, что они учатся в казачьем классе. Сложились традиции: «День именинника», «День матери», «Масленица», День Оренбургского казачества. К концу 4 класса определились свои организаторы, сценаристы, музыканты, художники, артисты, спортсмены.
Родители положительно относятся к внеурочным занятиям, кружки оценивают как возможность развития творческих способностей детей.
Программа гражданско-патриотического воспитания младшего школьника-казака, которая заняла 2 место на региональном этапе всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», отмечена грамотой за участие в VIII Всероссийском конкурсе для классных руководителей «Мудрая сова».
Статья о деятельности казачьего класса, отправленная на международный конкурс имени А.С.Макаренко, заняла 2 место в номинации «Иллюстрация к «Педагогической поэме».
В итоге класс стал победителем областного смотра-конкурса на лучший кадетский класс. Значит, можно сделать вывод, что в классе создано благоприятное условие для раскрытия потенциальных возможностей каждого ученика, для самореализации, самосовершенствования и социализации ребенка в жизни. Положительная динамика достижений учащихся и одобрения со стороны родителей и общественности доказывают эффективность реализации внеурочной деятельности в казачьем классе.
Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной системы ОУ, показателем сформированности социального опыта детей.
Но мы хотели бы более тесно сотрудничать с классами казачьей направленности области, а для этого нужен транспорт, которым мы, к сожалению, не обладаем.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.