«Развитие личности младшего школьника во внеурочной деятельности». Из опыта работы учителя начальных классов

  • Педсоветы
  • Семинары
  • docx
  • 12.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Существует несколько типов организации моделей внеурочной деятельности: базовая модель, модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель, инновационно -образовательная модель. В статье рассмотрен опыт организации внеурочной деятельности младших школьников по модели дополнительного образования в МБОУ «СОШ № 117» города Сорочинска Оренбургской области в казачьем классе.
Иконка файла материала Текст выступления.docx

 «Развитие личности младшего школьника во внеурочной деятельности».

 

 

Аннотация.

Существует несколько типов организации моделей внеурочной деятельности: базовая модель, модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель, инновационно -образовательная модель. В статье рассмотрен опыт организации внеурочной деятельности младших школьников по модели дополнительного образования в МБОУ «СОШ № 117» города Сорочинска Оренбургской области в казачьем классе.

 

«Здорово ночевали, казачата!» - так каждое утро начинается развод в казачьем классе нашей школы. И я говорю вам, участникам конференции: «Здравствуйте!». Вашему вниманию предлагаю свой опыт работы по теме «Развитие личности младшего школьника-казака во внеурочной деятельности  в рамках ФГОС второго поколения НОО». В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами  начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная часть процесса образования детей младшего школьного возраста.

Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся, формировании ученического коллектива и способствующей успешной социализации ребенка в обществе.

Главная цель организации внеурочной деятельности—содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению личного опыта организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Для достижения главной цели необходимо выстраивать ВД в соответствии  со следующими принципами:

-Гуманистической направленности.

-Системности.

-Вариативности.

- Добровольности

-Креативности.

-Успешности и социальной значимости. 

- Рефлексивности.

- Индивидуальности и дифференциации.

- Прогностичности.

В нашей школе организована внеурочная деятельность учащихся по модели дополнительного образования, которая опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. Модель дополнительного образования предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.

Организация образовательного процесса на практико-ориентированной и деятельностной основе, присущей дополнительному образованию, позволила создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения и творческой самореализации младших школьников. Модель педагогически целесообразна, так как способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, формированию желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решать ряд важных задач: обеспечение благоприятной адаптации ребенка к школе; оптимизация учебной нагрузки обучающихся; улучшение условий для развития ребенка; учет возрастных и индивидуальных особенностей.

В организации внеурочной деятельности  условно выделены три этапа:

-проектный;

-организационно-деятельностный;

-аналитический.

На проектном этапе организации внеурочной деятельности мной, как классным руководителем, изучены интересы, увлечения и желания учащихся и родителей. Для этого проведены беседы, анкетирования, классные и родительские собрания. Данные сведения необходимы были для составления индивидуальных маршрутов детей во внеурочной деятельности. Выбрано направление класса – казачье. Богатая культура российского казачества, в том числе оренбургского казачества, представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, гражданско-патриотического и физического воспитания.

При проектировании системы внеурочной деятельности использованы разнообразные формы и методы её организации:

- кружки и занятия по интересам, способствующие познанию и приращению казачьей культуры;

- встречи с интересными людьми (ветеранами Великой Отечественной войны, вооруженных конфликтов и Вооруженных Сил РФ);

- проектная деятельность;

- творческие вечера;

- экскурсии и походы;

- благотворительные концерты;

- ученическое самоуправление;

- отчетные концерты и выставки;

- презентации достижений и т.д.

- проведение казачьих ритуалов;

- проведение бесед, тематических вечеров (утренников), читательских конференций по военно-патриотической тематике, истории и боевых традиций казачества.

- создание стендов и экспозиций в музее по  истории казачества;

- благоустройство памятника казакам;

- проведение торжественных мероприятий, посвященных памятным датам в истории казачества;

Используются как традиционные, так и нетрадиционные методы: беседы, рассказ, метод примера, упражнения, поручения, соревнования, игры, поощрения и наказания, наблюдения, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности, презентации, шоу-технологии, калейдоскопы дел, КТД, мини-спектакли и т.д.

Для проведения занятий мы используем спортивный зал, зал хореографии, актовый  зал, компьютерный класс, игровую комнату, спортивную площадку.       

Для проектирования и построения системы внеурочной деятельности учащихся создана нормативно – правовая база. В число документов входит  и воспитательная система школы «Ступени, ведущие вверх», реализуемая в рамках общественно-активной школы. Главная составляющая воспитательной системы нашей школы – это стремление создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой, окружающим миром и социумом. Воспитательная система школы «Ступени, ведущие вверх» охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность за пределами школы. Система школы включает Программу духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях ФГОС.

 

Разработана концепция воспитания юного казака, проект «Воспитание юного казака» и программа воспитания и социализации младшего школьника-казака. Актуальность использования Программы заключается в том, что в младшем школьном возрасте у ребенка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей деятельностью. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. На организационно-деятельностном этапе внеурочной деятельности все направлено на реализацию проекта.

Для более насыщенного содержания внеурочной деятельности учащихся нам потребовалась помощь наших социальных партнеров – учреждений дополнительного образования, культуры и спорта: Центра детского технического творчества, Детско-юношеской спортивной школы, Школы искусств «Лира», Служителей Храма Михаила Архангела, ЦД «Дружба», РДК, ЦДТ, ВДПО, ДОСААФ, ветеранов ВОВ и локальных воин, районного музея и музея «Память», МКУ СО «Социальный приют для детей и подростков «Радуга». Шефом казачьего класса является Сорочинское городское казачье общество.

С данными учреждениями составлены договора о совместной деятельности и план совместной работы.

В ФГОС предлагается организовать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей: общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное. Мы предложили родителям и детям по данным направлениям следующие кружки:

Общеинтеллектуальное - «Сольфеджио», «Учимся создавать проект»

Спортивно-оздоровительное - «Казачья удаль», «Ритмика», туризм

 Социальное - «История казачьей культуры», «Школьный музей»

Общекультурное – декоративно-прикладное искусство «Композиция прикладная» (ДПИ)

Духовно-нравственное – ОРКСЭ, индивидуальные занятия на музыкальных инструментах (фортепиано, синтезатор, баян, аккордеон),  «Коллективное музицирование», «Основы актерского мастерства».

Начальные представления об оренбургском казачестве, исторических и культурных традициях казачества ребятам дают занятия кружка «История казачества».

Особая роль отводится школьному музею, в котором представлены предметы быта казачьей семьи, оформлены экспозиции на казачью тематику. Посещающие нас классы, гости школы знакомятся с историей возникновения казачества, бытом, традициями и культурой этого самобытного народа.

Программы кружков «Казачья удаль» и «Туризм» предназначены для оздоровительной работы с детьми, привития интереса к физической культуре, спорту и туризму,  развития волевых и нравственных качеств; пропаганды  здорового образа жизни.

На аналитическом уровне организации внеурочной деятельности приоритетную роль играют действия оценочно-аналитического характера. Предметом анализа и оценки являются следующие аспекты:

-включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;

-содержание и способы организации внеурочной деятельности;

Показателем эффективности деятельности человека являются два основных критерия: продуктивность деятельности и удовлетворенность участников деятельности её организацией и результатами.

Показателями продуктивности внеурочной деятельности стали:

-знания, умения и навыки, сформированные у младших школьников по итогам внеурочной деятельности;

-достижения учащихся в охваченных ими видах внеурочной деятельности.

Чем отличаются ребята-казаки от обычных школьников: во-первых, более развитыми речевыми умениями, активной монологической речью. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и рассуждают, делают выводы, обосновывают своё мнение, противопоставляют добро и зло. А это позволяет нам надеяться на то, что выпускник начальной школы научится заботиться о своей земле, о своей малой родине, любить и уважать её, гордиться ее историей, культурой, традициями, будет и дальше развивать в себе качества, требуемые временем: мобильность, гибкость, толерантность, стремление к творчеству.

Во-вторых, отличаются высокими результатами участия в конкурсах и олимпиадах на школьных, городских, областных и федеральных уровнях. В портфолио у каждого ученика много грамот, дипломов, сертификатов. Реализованы такие проекты как: «Мой город», «Мой казачий класс», «Верный друг казака», «Вера казака», «Культура казака», «Мы наследники казачьих традиций» (3 место в Зональном конкурсе), «Оренбуржье – казачий край» (1 место в областном конкурсе), «Оренбуржье – форпост России» (2 место в областном конкурсе). Собранный исследовательский материал был использован в социальных проектах «Дом музей «Казачий быт» (городской этап всероссийской акции "Я - гражданин России», 2 место) и «Казачья конюшня» (областной конкурс «Я- гражданин России», II место).

Учащиеся гордятся тем, что они учатся в казачьем классе. Сложились традиции:  «День именинника», «День матери», «Масленица», День Оренбургского казачества. К концу 4 класса определились свои организаторы, сценаристы, музыканты, художники, артисты, спортсмены.

Родители положительно относятся к внеурочным занятиям, кружки оценивают как возможность развития творческих способностей детей.

Программа гражданско-патриотического воспитания младшего школьника-казака, которая заняла 2 место на региональном этапе всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», отмечена грамотой за участие в VIII Всероссийском конкурсе для классных руководителей «Мудрая сова».

Статья о деятельности казачьего класса, отправленная на международный конкурс имени А.С.Макаренко, заняла 2 место в номинации «Иллюстрация к «Педагогической поэме».

В итоге класс стал победителем областного смотра-конкурса на лучший кадетский класс. Значит, можно сделать вывод, что в классе создано благоприятное условие для раскрытия потенциальных возможностей каждого ученика, для самореализации, самосовершенствования и социализации ребенка в жизни. Положительная динамика достижений учащихся и одобрения со стороны родителей и общественности доказывают эффективность реализации  внеурочной деятельности в казачьем классе.

Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной системы ОУ, показателем сформированности социального опыта детей.

Но мы хотели бы более тесно сотрудничать с классами казачьей направленности области, а для этого нужен транспорт, которым мы, к сожалению, не обладаем.

Спасибо за внимание!