Индивидуальный проект
«Развитие личностного потенциала
через курс «Литературное чтение:
УМК «Перспектива» с учетом возрастных особенностей для 1-4 классов».
4 класс: Проектная деятельность ученика как средство формирования ключевых компетенций.
Срок реализации: 2020 – 2024 г.
Ø Автор проекта: Шарапова Анна Витальевна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 1 ЗМР РТ».
Зеленодольск, 2020г.
Паспорт педагогического проекта
Автор проекта и название ОО |
Шарапова Анна Витальевна |
Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО |
Лаборатория «РОСТ»: поддержка жизненной успешности участников образовательных отношений в системе проектной деятельности. |
Направление педагогического проекта |
Организация проектной деятельности с учащимися начальной школы. |
Название (тема) педагогического проекта |
«Развитие личностного потенциала через курс «Литературное чтение: УМК «Перспектива» с учетом возрастных особенностей 1-4 классов». 4 класс: «Проектная деятельность ученика как средство формирования ключевых компетенций». |
Решаемая ключевая проблема |
Нежелание учащихся выходить за рамки школьной программы, репродуктивное получение знаний не способствует их жизненной успешности и самореализации. |
Цель (-и) педагогического проекта |
Цель – создание условий для развития коммуникаций, группового взаимодействия, ответственности, самореализации учащихся путем вовлечения в проектную деятельность. |
Целевая группа |
Учащиеся начальной школы (4 класс). |
Основная идея педагогического проекта |
Создать систему проектов по литературному чтению для учащихся 4-х классов. |
2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта |
· Участие в проектной деятельности способствует личностному росту учащихся и развитию коммуникативных навыков. · У учащихся формируются навыки конструктивного решения проблемных ситуаций, снижение уровня тревожности перед «новым». · Проектная деятельность повышает уровень ответственности обучающихся, развивает жизненные навыки, что способствует успешному продолжению обучения в старшей школе. |
Используемые технологии/методики/приёмы/техники |
Технология создания уроков 4К , проектная технология. Методы: анализ, консультации, тесты, диагностики, анкетирование, проведение тренингов. |
Значимые продукты педагогического проекта |
Проекты обучающихся, связанные с формированием жизненной успешности. Системное участие обучающихся в проектах, направленных на решение значимых социальных проблем. |
Личный вклад педагога в изменения в ОО |
Участие в систематизации и проведении проектной работы учащихся ОО. |
Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я), занятие (-я), публикация (-и) |
Публикация в сборнике статей. |
Содержание
Введение…………………………………………………………... 1. Информационно-аналитическое обоснование проекта………. 2. Целевой блок проекта………………………… 2.1 «Развитие личностного потенциала через курс «Литературное чтение»…………………………………… 2.2 Проектная деятельность ученика как средство формирования ключевых компетенций ……………................ 3. Конкретный план реализации проекта………………….. 3.1 Видение практического применения проектов для достижения поставленных целей………………………. 3.2 Проекты обучающихся, связанные с формированием жизненной успешности .…………… 3.3 Система проектов для учащихся 4-х классов по литературному чтению…………………… 4. Вывод 5. Приложения …………………………..
|
|
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время система образования вынуждена предугадывать и реагировать на эволюционные вызовы нынешней эпохи: неопределенность будущего, сложность, разнообразие современного мира. Фундаментальной ценностью системы образования становится личность ребенка: самобытная, разная и самоопределяющаяся. На смену типовым образовательным программам, ориентированным на передачу знаний, приходят программы, акцентированные на вариативность и осмысленность деятельности, формирование картины мира, персонализацию, уникальность личности человека и его потенциала. Таким образом, назначением образования становится не передача знаний, а развитие личности учащегося таким образом, чтобы он сам мог получать и применять эти знания.
Каждый из практикующих учителей найдет свой ответ вопрос: «Что значит развивать ребенка?» Каким образом выстроить процесс обучения и воспитания на уроке и во внеурочной деятельности, чтобы развитие было видно и учителю, и ученику, и его родителю. Цель моей педагогической деятельности, как и многих других учителей XXI века - личностное развитие ребенка.
Актуальность проекта
Развитие личности младшего школьника связано с реализацией его инициативы, активности и самостоятельности в процессе обучения. Поэтому содержательными акцентами современного образования становятся:
1) социально-эмоциональное развитие обучающихся;
2) развитие личностного потенциала;
3) формирование 4К-компетенций;
4) мотивация к познанию;
5) персонализированное обучение.
Одним из способов развития и совершенствования личностных возможностей учащихся способствует вовлечение в проектную деятельность.
1. Цель моего проекта – создание условий для развития коммуникаций, группового взаимодействия, ответственности, самореализации учащихся путем вовлечения в проектную деятельность.
2. Начиная работу над проектом, я ставила перед собой следующие задачи:
1) Изучить информацию по проектной деятельности учащихся.
2) Объяснить преимущество данного вида работы и мотивировать учащихся на работу над проектами.
3) Внедрить проектную деятельность в классно - урочную и внеурочную деятельность.
4) Формировать у учащихся умение сотрудничать (кооперация), вырабатывать общую стратегию решения задач, успешно распределять обязанности (коммуникация), осуществлять взаимопомощь.
5) Отслеживать результаты влияния проектной деятельности учащихся на развитие личностного потенциала каждого ученика.
3. Место проекта в концепции управленческого проекта
создания ЛРОС в ОО:
Концепцией управленческого проекта «Лаборатория «РОСТ» является поддержка жизненной успешности участников образовательных отношений в системе проектной деятельности. Поэтому мой проект вписывается в основную линию работы лицея в данном направлении, способствуя организации проектной деятельности с учащимися начальной школы.
4. Технологии:
В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Достижению данных целей способствует использование технологии деятельностного метода, проектной технологии.
Эффективность использования проектной технологии обусловлена тем, что:
· ребенок с большим увлечением выполняет только ту деятельность, которая выбрана им самим свободно;
· деятельность строится не в русле учебного предмета;
· ребенок проявляет инициативу;
· при выполнении работы создается доброжелательная обстановка на занятиях;
· проектная деятельность способствует более интенсивному общению участников деятельности; большую вовлеченность.
2. Целевой блок проекта
2.1 «Развитие личностного потенциала через курс «Литературное чтение»
Согласно ФГОС начального общего образования, базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, являются:
– наличие у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– появление самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной творческой деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– становление ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– осознание себя как гражданина страны, в которой он живёт.
– сформированность эстетических чувств ребёнка, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой художественной культуры, стремления к творческой самореализации.
Авторы программы по литературному чтению УМК «Перспектива»,
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, считают, что современная школа должна стать школой духовно-нравственного развития. Опираясь на произведения, подобранные в учебниках для литературного чтения, педагог воспитывает в детях любовь Отечеству, к своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, культуру диалога, что хорошо согласуется с задачей толерантности как важнейшего личностного качества.
На уроках литературного чтения эта идея реализуется через удачный подбор авторских произведений и произведений устного народного творчества. В учебники «Родная речь» и «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова) включены лучшие произведения выдающихся поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, В.Ф. Одоевского, А.И. Куприна и многие другие.
Важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. Учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества и классической литературе. Эти произведения дают обширный материал для формирования таких качеств, как: смелость, способность сопереживать, трудолюбие, доброта, настойчивость и ответственность, готовность помогать другому.
Таким образом, использование проектов на уроках в начальной школе, которые будут выходить за рамки изучаемого материала, а также углублять и расширять знания учащихся по изучаемым темам, способствует развитию качеств личности учащихся и позволяет сделать вывод об эффективности проектов на уроках чтения.
2.2 Проектная деятельность ученика как средство формирования ключевых компетенций
В решении главной задачи школы - формировании образованной, культурной личности - трудно переоценить значение предмета «Литература», так как содержание этого курса - изучение детьми художественных произведений, а цель его - восприятие и освоение учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей, содержащихся в художественном тексте.
Особенно важен этот предмет в деле общего развития ребёнка, поскольку литература предоставляет колоссальные возможности для «развития ума, воли и чувств ученика», как определял цели развития (по Л.В. Занкову).
Метод проектов – это совокупность учебно – познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных заданий с обязательной презентацией результатов.
Основной целью проектной деятельности является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач. Метод проектов призван научить учащихся принятию самостоятельных решений, формированию умения ставить задачи и задавать вопросы, умению работать в команде, поиску нестандартных и оригинальных решений, а также формированию способности привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих. Все вышеперечисленное способствует раскрытию индивидуального потенциала учащегося и развивает познавательную активность на уроках и во внеурочное время.
Грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет дать ощутимый педагогический эффект, направленный на личностное развитие учащихся.
Ключевыми компетенциями являются:
· критическое мышление;
· креативность;
· коммуникация;
· кооперация.
· Наиболее важным при выполнении проектной работы по литературному чтению, является формирование у учащихся понимания главной мысли произведения, отношения к героям произведения с точки зрения моральных норм (анализирует, предлагает идеи), принятых в обществе и отображаемой действительности (дает оценку). Таким образом, ученик развивает критическое мышление (анализирует; предлагает гипотезы, варианты решения; аргументирует; осуществляет контроль; дает оценку).
· Проекты являются обобщенным восприятием, переработкой информации по выбранной тематике и трансляцией накопленного и приобретенного опыта учащихся. Ученик предлагает идеи; находит оригинальные идеи свои, своей и других команд; применяет базовые умения в нестандартной ситуации; находит оригинальное решение, ведет поиск новых идей и решений после завершения задания. При выполнении проекта ученик анализирует информацию самостоятельно или в команде, во взаимодействии с педагогами, и получает опыт интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической) – это коммуникация.
· Учащиеся могут выполнять проекты как индивидуально, так и группами. Кооперация (обращается за помощью; слушает чужие аргументы и соглашается с чужими предложениями; встраивает свою работу в общую работу группы; определяет свой вклад в общую работу; приглашает к выступлению/ответу соучеников).
· В ходе работы над проектным заданием развивается коммуникация (задает вопросы; отвечает на них; спрашивает непонятное в рассуждениях одноклассников; разъясняет свои идеи; избегает конфликтные ситуации).
3. Конкретный план реализации проекта
Опираясь на все вышеперечисленное, наша команда выбрала направление «Литературное чтение». В рамках этого направления наша команда распределила работу на 4 года (4 класса) и разработала банк проектных работ по литературному чтению.
В нашем лицее проектная деятельность охватывает всех учащихся с 1 по 11 класс.
Естественно, проекты в младших классах – это трудная задача. Дети еще слишком малы для того, чтобы выполнить все самостоятельно. Поэтому уже с первых дней готовим своих учеников. Учим формулировать тему проекта, ставить цели, определять задачи, которые требует реализация проекта. Особое внимание уделяется поиску информации. Источником информации могут быть как литература (справочники, словари, определители, атласы, энциклопедии и др.), так и интернет. Особенно интересно учащимся добывать информацию у взрослых и одноклассников (социологический опрос, анкетирование, интервью и т.д.). На сегодняшний день можно уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в нашем лицее полностью разработана и апробирована. Мы успешно работаем в этом направлении уже несколько лет и скопили бесценный опыт коллег - учителей, которые давно и успешно внедряют элементы проектной методики обучения на своих уроках и во внеурочной деятельности.
3.1 Видение практического применения проектов для
достижения поставленных целей
Проектная деятельность в начальной школе позволяет всесторонне развивать личность ребенка и способствовать его социализации. Ценным является то, что использование данной технологии обеспечивает контроль за внеучебными достижениями обучающихся (личностные, метапредметные результаты).
Не следует забывать и о том, что проектная деятельность школьников отличается рядом признаков от учебно - исследовательской.
Во-первых, метод проектов направлен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта.
Во-вторых, в учебно-исследовательской деятельности главным итог - достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение практического результата. Кроме того, проект на завершающем этапе деятельности, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.
Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально организованной учебной среде.
Рассмотрим возможности использования метода проектов в практике работы начальной школы.
Наш лицей укомплектован оборудованием для проведения опытов и исследований, как учащимися начального звена, так и более старшими лицеистами.
Благодаря этим лабораториям, расширились возможности учеников в исследовательской деятельности.
В своей педагогической практике я использую разные виды проектов:
· групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата;
· нндивидуальный проект - творческий проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога;
· информационный проект или информационно-творческий проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации. Также, используется понятие творческо-информационного проекта;
· исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы;
· краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.
· практико-ориентированный проект – целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера;
· игровой (ролевой) проект – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца;
· среднесрочный проект – продолжительностью от 1 недели до 1 месяца;
· творческий проект – результатом самореализации участников проектной группы становится изготовление продукта;
· телекоммуникационный проект (учебный) – групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.
Среди проектов, вызвавших у учащихся познавательный интерес, можно назвать следующие работы: «Как повысить скорость чтения? Мои наблюдения», «Как появились буквы?», «Мой опыт создания сказки», «Книжки-малышки для сестренки» и другие.
Также работа над проектной деятельностью проходит на занятиях внеурочной деятельности, где учащиеся изучают этапы работы над проектом, учатся ориентироваться в потоке информации и отбирать нужный материал, составлять презентации, защищать проект, и т.п.
Преимущества применения проектного метода в образовательном и воспитательном процессе:
1.Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся.
2.Работа над проектами стимулирует познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам, сплачивает коллектив.
3.2 Проекты обучающихся, связанные с формированием
жизненной успешности
Считаю, что грамотно организованная проектная деятельность способствует личностному развитию учащихся: повышается мотивация в получении дополнительных знаний и изучении методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.
Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации. Проектная деятельность развивает исследовательские и творческие способности личности. Ценность образовательных проектов, на мой взгляд, состоит в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.
Главный результат – не просто подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или даже склеенная из бумаги модель. Педагогический результат – это незабываемый опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, получение новых знания и умений. Это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.
3.3 Система проектов для учащихся 4-х классов
по литературному чтению
Изучив материал программы по литературному чтению для 4 класса, я распределила проекты по основным разделам, изучаемым в рамках УМК «Перспектива».
Примерные темы исследовательских проектов по литературному чтению для 4 класса:
Книга в мировой культуре:
· Почему каждому человеку необходимо чтение?
· Раскрывают ли иллюстрации книги содержание произведения?
· Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.
Истоки литературного творчества:
· Чем похожи богатыри прошлого и настоящего?
· Интересны ли былины современным детям?
· Мой опыт создания сборника былин.
О Родине, о подвиге, о славе:
· Как писатели описывают великий подвиг народа?
· В чем заключается красота героев произведений? (на примере произведений по выбору)
· Что такое подвиг? (на примере произведений по выбору)
· Чему я учился у А.Гайдара? («Военная тайна», «Судьба барабанщика» и др. рассказы).
· Создание коллажа «Моя Родина» (на примере литературных произведений).
· Как я составлял сборник произведений о Родине.
Жить по совести, любя друг друга:
· В чем секрет нравственных уроков рассказов Н.Носова?
· Почему Иванушка - дурачок - главный герой народного творчества?
· Какова роль пословиц и поговорок в жизни современного человека?
· Чему я научился с помощью рассказов К. Драгунского?
· Сколько чувств испытывает читатель рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы»?
Литературная сказка:
· Существуют ли законы сказки?
· Есть ли «золото в сказках»?
· Какие секреты я нашел в сказке Х.К. Андерсена «Русалочка»?
· Есть ли уроки нравственности в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?
· Почему взрослые любят читать «Сказку о потерянном времени» Е.Шварца?
Великие русские писатели:
· Портреты героев произведений Л.Андреева "Петька на даче" и А.П. Чехова "Ванька".
· Моя экскурсия по сказкам А.С. Пушкина.
· Мой опыт создания хрестоматии по чтению.
Литература как искусство слова:
· Как времена года в поэзии связаны с настроением автора?
· Как повысить скорость чтения? Мои наблюдения.
· Похожи ли картины природы в поэзии и живописи?
Периодическая печать:
· Нужно ли читать газеты и журналы?
· Чему учат детские журналы?
· Мой опыт создания детского журнала (газеты).
4.
Вывод
Использование проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности способствует развитию у учащихся личностного потенциала, мотивации к познанию, социально-эмоциональному развитию, персонализации обучения. Методика использования проектов направлена на достижение большей самостоятельности, развитию критического мышления, креативности, коммуникации и способности к кооперации.
Считаю очень полезным с раннего возраста включать детей в посильную проектную деятельность. Так как именно при работе над проектом развиваются такие интеллектуальные качества, как пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества. С возрастом данные качества укрепляются, совершенствуются и становятся личными качествами человека.
Список литературы по организации проектной деятельности в школе:
1. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004.
2. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода / В. П. Белогрудова // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8.
3. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся : метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2002.
4. Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика / О. Брыкова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006.
5. Громова Т. Научить ставить вопросы и искать решения / Т. Громова // Управление школой: изд. дом Первое сентября.
6. Закурдаева С.Ю. Формирование исследовательских умений / С. Ю. Закурдаева // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2005.
7. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 112 с.: ил. - (Библиотека учителя). - ISBN 5-9252-0214-7.
8. Справочное пособие по организации поисково-исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений / сост.: Н.В. Карпова, С.В. Кускова, Л.Е. Толкачева. – Псков.
9. Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения // Профильная школа. - 2006. - № 4, 5.
Сайты:
1. https://obuchonok.ru/node/5802
2. https://sites.google.com/a/1927.org.ru/naucno-metodiceskaa-rabota/pedagogiceskie-tehnologii/proektnaa-deatelnost
3. https://pionerov.ru/assets/downloads/mc/recommendations/PPD.pdf
4. http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-1/67-proektnaya-deyatelnost-kak-osnova-sotsializatsii-uchashchegosya
5. http://www.kspu.ru/upload/documents/2015/10/19/71da327648fc882ccefc7530c24077b1/proektnaya-deyatelnost-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii.pdf
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.