Государственное учреждение образования
«Горбовичская средняя школа»
Развитие личностных компетенций учащихся
начальных классов при осуществлении (организации)
различных видов деятельности
(познавательной, коммуникативной.
поисковой, творческой и др.) на учебных занятиях.
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Климова марина Владимировна
Горбовичи, 2022 г
Качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.
Считаю, что именно урок занимает важнейшее место в условиях построения образовательного процесса. Именно на уроке я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции. Для этого применяю современные образовательные технологии, создаю «ситуацию успеха», психологического комфорта, обеспечиваю сохранение здоровья учеников, то есть осуществляю развитие компетентности личности младших школьников.
Хочу рассказать, как я развиваю компетенции на уроках литературного чтения.
Что такое читательская компетентность и читательские компетенции?
Компетенции – это набор видов деятельности, которые осуществляет ученик на уроке. Они являются важным результатом образования, поэтому должны быть сформулированы у всех обучающихся.
Компетентность – это совокупность качеств развитой личности, сформированных знаний, умений и навыков, в нашем случае, в чтении детской литературы, которые ученик реализует в практике.
Выделены три основные компетенции, составляющие основу читательской компетентности - это: познавательная, ценностно-смысловая и коммуникативная.
Ценностно-смысловая компетенция определяется наличием читательского кругозора, т.е. знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения и полноценного восприятия литературных произведений, а также научно-познавательных текстов. Читательские умения: знание отечественных и зарубежных авторов, жанров произведений, умение отвечать на вопрос «о чем произведение», последовательно передавать сюжет произведения, характеризовать героя, разбивать текст на части, выделять главную мысль самостоятельно, своими словами, умение апеллировать к источнику знаний.
Познавательная компетенция определяется читательской самостоятельностью в работе с книгой и, сформированностью читательских умений работать с текстом художественного произведения, а также научно-познавательных текстов. Читательские умения направлены на: умение работать с книгой, ставить цель чтения, пересказывать текст полно, выборочно или кратко, выделять главные слова; пользоваться библиотекой, составлять аннотацию, называть мотивы чтения, проявлять читательскую самостоятельность; владение основными видами речевой деятельности, способностью к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ, учитывающих умение анализировать произведение и текст, умение ставить цели и пересказывать текст, формировать идейный смысл произведения.
Коммуникативная компетенция определяется наличием продуктивных способов чтения и качественного навыка, направленного на овладение основными способами чтения и качеством навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.
Формирование данных компетенций происходит в процессе анализа художественных произведений.
В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению выступают образовательные технологии:
-личностно – ориентированные;
-развивающие;
-деятельностно- ориентированные;
-развивающие технологии критического мышления;
-игровые технологии;
-проблемного обучения;
-дифференцированного обучения;
-технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями.
Формы и виды работы с литературным произведением
На уроках литературного чтения необходимо создавать проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.
Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.
Прием устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.
Большое внимание на уроках уделяю словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь использую разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываю перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.
Создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявятся творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов продемонстрируют умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.
Формы и виды работы:
-литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;
-уроки читательского мастерства;
-презентации по творчеству писателей;
-для подготовки к урокам дополнительная литература;
-тесное сотрудничество со школьной библиотекой;
-проблемно - поисковые ситуации;
Приемы активного чтения:
· Прием «Толстые и тонкие вопросы» (для более успешной адаптации во взрослой жизни, детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).
· Прием «Чтение с остановками». Данный прием содержит три стадии:
1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Приемы графической организации учебного материала:
· Прием «Составление кластера». Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
· Прием «Перепутанные логические цепочки». На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.
Приемы, требующие творчества учащихся:
· Прием «Цветопись». Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
Приемы, которые я использую для повышения интереса к
учебному материалу:
1. Прием "Фантастическая добавка”
Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но
говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных,
которые там обитают: РАСУСТ /страус/ ДУЗЕМА /медуза/ КУТИЛА /улитка/ КРИКОЛ
/кролик/
2. Прием "Лови ошибку”
Главное научить не только мгновенно реагировать на ошибку (с помощью
наглядного пособия «Светофор»), но и доказать почему ошибка и как её
исправить.
3. Прием "Свобода выбора”
Читать на любой странице, но обязательно отчитаться – рассказать, нарисовать.
Прием безотказный – ни одного скучающего лица.
Огромное влияние на детей оказывает самостоятельная работа, именно самостоятельность является высшим уровнем активности. Поэтому на уроках стараюсь больше времени отводить на самостоятельную работу, подбирая разнообразные задания для самостоятельного выполнения, давая индивидуальные задания.
При работе с учебной книгой использую разнообразные виды самостоятельной работы:
- чтение текста вслух, про себя, выборочное чтение;
- постановка вопросов к тексту;
- ответы на вопросы текста, раздела;
- поиск объяснений явлений;
- словарная работа;
- составление плана;
- пересказ по плану;
- работа с иллюстрациями учебника;
Самостоятельную работу с учебником провожу на уроках систематически.
Как результат применения данных приёмов – положительная динамика формирования первоначальных основ читательской компетенции второклассников: наблюдается повышение уровня развития навыков правильного, осмысленного, выразительного чтения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.