Развитие лицевой и артикуляционной моторики
Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:
· «Плакса» — зажмуривание глаз;
· «Надуем шарик» — надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
· «Мы удивились» — приподнимание и опускание надбровных дуг;
· «Тигренок» — оскаливание зубов; «Упрямые бараны» — нахмуривание мышц лба;
· «Солнышко дразнится» — высовывание языка и т.д.
Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д. На всех этапах работы можно использовать наглядный материал: картинки с изображением людей, лица которых выражают различные чувства, карточки с условным графическим изображением эмоций, фотографии. Для закрепления умения придавать лицу нужное выражение, следует проводить инсценировки песен, игры-драматизации, использовать игры типа «Лото». В последнем случае дети сидят на ковре кружком, в центре которого лежат карточки с изображением эмоций (рисунком вниз). Играющие по очереди берут карточки, не показывая их друг другу, затем один ребенок мимически передает изображенную на его карточке эмоцию, а остальные ее угадывают. После этого устанавливается соответствие ответа изображению.
Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Например:
· «Прятки» — чередование плотного смыкания губ с
растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;
·
«Вкусное
варенье» — круговое скользящее движение
языка по губам;
· «Футбол» — движения языка вправо и влево в полости
рта с выпячиванием щеки;
· «Язычок сердится» — упор кончика языка в альвеолы
верхних резцов и др.
Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.
Позднее детям можно предложить задания, в которых артикуляционные позы сочетаются с движениями разных частей тела:
· открыть широко рот и развести руки в стороны;
· округлить губы и руками показать обруч;
· вытянуть губы вперед «трубочкой» и потянуться за руками вперед;
· растянуть губы в улыбке и поднять руки через стороны вверх, встав на носки.
Ориентировку на ритм движений и переключение с одного ритма на
другой логопед и воспитатели формируют в процессе занятий по слуховому, зрительному и тактильному восприятию (с опорой на графическую модель): «сделай как я», «выложи, постучи, похлопай, потопай так, как я».
При этом сопряженно-отраженно отрабатываются:
· ритм повтора: ///,////// (карточки одинаковые); .
· ритм чередования: / ////// / //////, ////,//// // // (чередуются карточки двух цветов);
· ритм противопоставления: / // / //; // ////;//// / /> I II I II (чередуются карточки двух цветов и размеров).
Так, занимаясь постановкой и автоматизацией правильного звукопроизношения у ребенка, взрослый упражняет его в ориентировке на ритм повтора и чередования:
· чередовать произнесение пар гласных звуков, например «а-у», «а-и». При этом во время произнесения использовать звуки, противоположные по артикуляционным характеристикам. («А» — губы не напряжены, расстояние между резцами приблизительно равно толщине большого пальца, поставленного ребром, язык лежит на дне ротовой полости без напряжения; руки подняты чуть в стороны вверх. «У» — губы вытянуты вперед, язык оттянут назад сильнее, чем при «О», кончик языка значительно отдален от нижних резцов, руки вытянуты вперед и т. д.);
· слогов: «ЛА — ЛА — ЛА! Одинаково сказала. Язычок вверх. ЛА — па — Ла — па! Язычок то наверху, то внизу. Делай как я».
При этом формируется умение осуществлять безошибочную переключаемость с одного артикуляционного движения на другое. Для развития способности дифференцировать слоги используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками.
Сначала движения даются в замедленном темпе с переходом на средний, а затем — с переходом на быстрый. Например:
Су-та-си-то
Па-та-ма-на
Па-та-ка-ха
Па-ка-ха-ха
Та-ко-хо-хо.
Данные упражнения необходимы для воспитания точности, дифференцированности, четкости, плавности и устойчивости артикулярных движений. В то же время, при работе над слоговой структурой слова педагог помогает оценить правильность-неправильность произносимого взрослым образца («Там маМА или МАма?», «Ты кушаешь КАшу или каШУ?» и т.д.).
Проговаривание слов и предложений можно сопровождать дирижированием (движение руки относится к произнесению одного или нескольких слов на выдохе). Предложение произносится на одном выдохе, совместно с педагогом. Движения плавные, переходящие одно в другое. Может быть использован прием наращивания слов.
Вдох
Выдох: Снег!
Вдох
Выдох: Падает снег!
Вдох
Выдох: Тихо падает снег!
Выдох: Тихо падает белый снег!
Выдох: Тихо падает белый пушистый снег!
Дыхательная гимнастика влияет не только на формирование правильного речевого дыхания. Мы дали каждому упражнению название, и придумали четверостишие. Теперь ребятишки с огромным удовольствием выполняют эту полезную дыхательную гимнастику.
Хотим поделиться своей «изюминкой».
Дятел
Пестрый дятел тук да тук,
Слышим мы знакомый звук.
Это с той зеленой ели
Раздается громкий стук.
Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5—6 раз).
Василек
Распустился наш цветок —
Ярко-синий василек.
Ну пойдем скорей гулять,
Аромат его вдыхать!
Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
Бычок
Вышел на лужок бычок
С черным пятнышком бочок.
Ты уж не бодайся,
С нами занимайся!
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук [м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
Замочек
Дверь с тобой мы закрываем,
На замочек запираем.
Не успели мы закрыться,
Кто-то в дверь уже стучится.
При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
Гномик
Наш веселый добрый гном
Часто размышляет.
Звуки «ба-бо-бу» и «гм-м-м»
Вслух он повторяет.
Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «гм-м-м».
Шарик
Будто шариком играем:
Наш животик мы сдуваем.
Дружно все вдохнули:
Шарик наш надули.
Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3—4 раза).
Доктор
Горлышко свое мы
Доктору покажем.
Чтобы все увидел —
«А-а-а» ему мы скажем.
Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка, произнести «а-а-а» (5—6 раз).
Текс |
Движения или статичная поза |
|
1 |
2 |
|
Осень |
||
Раз, два, три, четыре, пять - мы идем грибы искать Собираем грибы в корзинку Нам весело в осеннем лесу Посмотрите, как здесь много брусники. Попробуйте ягоды на вкус Ветер северный подул и все листья с деревьев сдул Полетели, закружились и на землю опустились Дождик стал по ним стучать: «Кап-кап-кап» На полянке толстячок — это гриб боровичок А под ним, собрав пожитки, в домик прячутся улитки Шли-шли — к мишкиной берлоге подошли |
Поочередно показать пальцы, имитация ходьбы ими Переплести пальцы «корзинкой» Потянуть руки вверх Положить левую ладонь на стол, а правой собирать ягоды Распрямить кисти рук и пошевелить пальцами Двигать плавно руками, опустив на стол ладошками вверх Постучать пальцами по столу Сжать правую руку в кулак, накрыть ладонью левой руки правую Оставить левую руку сверху, а правая рука «Улитка» Соединить кончики пальцев в виде круга |
Языком двигать вверх-вниз Язык «чашечкой» Улыбнуться (губы сомкнуты, язык за зубами) Улыбнуться и кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого, затем нижнюю губу. Движения плавные. Язычок положить на нижнюю губу, легко подуть на него (язык широкий) Языком делать круговые движения (вверх, вниз, в стороны) Язычком постучать по верхним зубам Язык присосать к твердому нёбу (упражнение «Грибок»). Язык прогнуть «чашечкой» Рот открыть (язык спокойно лежит за зубами) Рот широко открыть и показать, как зевает мишка (3—4 раза) |
|
Зима |
|
Мы во двор пошли гулять — раз, два, три, четыре, пять Бабу снежную лепили Птичек крошками кормили С горки мы потом катались И на саночках катались А еще в снегу валялись Все в снегу пришли Съели суп и спать легли |
Загибать пальчики по одному Имитировать лепку снежных комков Крошить хлеб всеми пальцами Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой Положить на стол ладонь правой руки и вести по ней указательным пальцем левой руки Положить ладони на стол, повернуть другой стороной Отряхнуть ладони от снега Проводить движения воображаемой ложкой |
Языком двигать вверх-вниз Скругленные края языка загнуть вверх «чашечкой» Язык сложить «чашечкой — кормушкой» Рот открыть, язык опустить за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горкой» Упражнение «Саночки» — рот открыть, улыбнуться. Языком двигать вперед- назад, боковые края языка скользят по коренным зубам, нижняя челюсть не должна двигаться Плавное двигать широким языком вперед-назад Упражнение «Цоканье» Упражнение «Лодочки» |
|
Весна |
|
Каплями забулькала, плакала сосулька: «Кап- кап-кап!» А вот и долгожданное тепло к нам пришло. На земле лужи На реке трескается лед, плывут льдины На опушке береза. Вот ее ствол Лопаются почки на деревьях За зиму звери похудели Наши алые цветки раскрывают лепестки Наши алые цветки закрывают лепестки И тихо спать легли Тихо засыпают, головками качают |
Стучат указательными и безымянными пальцами по столу Положить руки на колени ладонями вниз Ударять 3 раза кулачками друг о друга Соединить локти, поднять вверх пальцы Вытянуть напряженно пальцы, широко рас- ставить и коснуться по очереди друг друга Обнять руками лицо и плавно повернуть голову влево-вправо Раскрывать цветок (руки «чашечкой») Закрывать цветок Положить руки под щеку Качать кулачками вперед-назад |
Упражнение «Сосулька тает» — открыть рот, вытянуть острый язык Рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и чуть-чуть двигать его сначала в левую, затем в правую сторону Двигать нижней челюстью вправо-влево Язык высунуть и напряженно тянуть к носу Широкий язык подвести под верхнюю губу и пощелкать Щеки втянуть, затем вернуться в исходное положение Улыбнуться Язык «чашечкой» Рот закрыть, язык спокойно лежит за нижними зубами Язык двигать вверх-вниз, затем убирать за нижние зубы |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.