"Развитие лицевой и артикуляционной моторики"

  • doc
  • 01.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие лицевой и артикуляционной моторики.doc

Развитие лицевой и артикуляционной моторики

Развитие мимических мышц может строиться на исполь­зовании естественных мимических движений:

·        «Плакса»  — зажмуривание глаз;

·        «Надуем шарик»  — надувание щек без сопротивления и с надавливанием;

·        «Мы удивились»   — приподнимание и опускание над­бровных дуг;

·        «Тигренок»   — оскаливание зубов; «Упрямые бараны»   — нахмуривание мышц лба;

·        «Солнышко дразнится»   — высовывание языка и т.д.

Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, лико­вание и т.д. На всех этапах работы можно использовать наглядный материал: картинки с изображением людей, лица которых выражают различные чувства, карточки с услов­ным графическим изображением эмоций, фотографии. Для закрепления умения придавать лицу нужное выражение, следует проводить инсценировки песен, игры-драматизации, использовать игры типа «Лото». В последнем случае дети сидят на ковре кружком, в центре которого лежат карточки с изображением эмоций (рисунком вниз). Играющие по очереди берут карточки, не показывая их друг другу, затем один ребенок мимически передает изображенную на его кар­точке эмоцию, а остальные ее угадывают. После этого уста­навливается соответствие ответа изображению.

Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Например:

·        «Прятки»  — чередование плотного смыкания губ с

рас­тягиванием их в улыбке с обнажением зубов;

·        «Вкусное варенье»   — круговое скользящее движение
языка по губам;

·        «Футбол»  — движения языка вправо и влево в полости

рта с выпячиванием щеки;

·        «Язычок сердится»   — упор кончика языка в альвеолы

верхних резцов и др.

Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.

Позднее детям можно предложить задания, в которых артикуляционные позы сочетаются с движениями разных частей тела:

·        открыть широко рот и развести руки в стороны;

·        округлить губы и руками показать обруч;

·        вытянуть губы вперед «трубочкой» и потянуться за ру­ками вперед;

·        растянуть губы в улыбке и поднять руки через стороны вверх, встав на носки.

Ориентировку на ритм движений и переключение с од­ного ритма на

другой логопед и воспитатели формируют в процессе занятий по слуховому, зрительному и тактильно­му восприятию (с опорой на графическую модель): «сделай как я», «выложи, постучи, похлопай, потопай так, как я».

При этом сопряженно-отраженно отрабатываются:

·        ритм повтора: ///,////// (карточки одинаковые); .  

·         ритм чередования: / ////// / //////, ////,//// // // (чередуются карточки двух цветов);

·        ритм противопоставления: / // / //; // ////;//// / /> I II I II (чередуются карточки двух цветов и размеров).

Так, занимаясь постановкой и автоматизацией правиль­ного звукопроизношения у ребенка, взрослый упражняет его в ориентировке на ритм повтора и чередования:

·        чередовать произнесение пар гласных звуков, например «а-у», «а-и». При этом во время произнесения использо­вать звуки, противоположные по артикуляционным ха­рактеристикам. («А» — губы не напряжены, расстоя­ние между резцами приблизительно равно толщине боль­шого пальца, поставленного ребром, язык лежит на дне ротовой полости без напряжения; руки подняты чуть в стороны вверх. «У» — губы вытянуты вперед, язык от­тянут назад сильнее, чем при «О», кончик языка значи­тельно отдален от нижних резцов, руки вытянуты впе­ред и т. д.);

·        слогов: «ЛА — ЛА — ЛА! Одинаково сказала. Язычок вверх. ЛА — па — Ла — па! Язычок то наверху, то внизу. Делай как я».

При этом формируется умение осуществлять безоши­бочную переключаемость с одного артикуляционного дви­жения на другое. Для развития способности дифференциро­вать слоги используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с аку­стически далекими и акустически близкими звуками.

Сначала движения даются в замедленном темпе с пере­ходом на средний, а затем — с переходом на быстрый. На­пример:

Су-та-си-то

Па-та-ма-на

Па-та-ка-ха

Па-ка-ха-ха

     Та-ко-хо-хо.

Данные упражнения необходимы для воспитания точ­ности, дифференцированности, четкости, плавности и устой­чивости артикулярных движений. В то же время, при рабо­те над слоговой структурой слова педагог помогает оценить правильность-неправильность произносимого взрослым об­разца («Там маМА или МАма?», «Ты кушаешь КАшу или каШУ?» и т.д.).

Проговаривание слов и предложений можно сопровож­дать дирижированием (движение руки относится к произ­несению одного или нескольких слов на выдохе). Предло­жение произносится на одном выдохе, совместно с педаго­гом. Движения плавные, переходящие одно в другое. Может быть использован прием наращивания слов.

Вдох

Выдох: Снег!

Вдох

Выдох: Падает снег!

Вдох

Выдох: Тихо падает снег!

Выдох: Тихо падает белый снег!

Выдох: Тихо падает белый пушистый снег!

 

   Дыхательная гим­настика влияет не только на формирование пра­вильного речевого дыхания. Мы дали каждо­му упражнению название, и придумали четверостишие. Теперь ребятишки с огром­ным удовольствием выполня­ют эту полезную дыхательную гимнастику.

Хотим  поделиться своей «изю­минкой».

   Дятел

Пестрый дятел тук да тук,

Слышим мы знакомый звук.

Это с той зеленой ели

Раздается громкий стук.

Погладить нос (боковые ча­сти носа) от кончика к пере­носице — сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5—6 раз).                                       

Василек

Распустился наш цветок —

Ярко-синий василек.

Ну пойдем скорей гулять,

Аромат его вдыхать!

Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.        

  Бычок

Вышел на лужок бычок

С черным пятнышком бочок.

Ты уж не бодайся,

С нами занимайся!

Сделать вдох носом. На вы­дохе протяжно тянуть звук [м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

 

Замочек

Дверь с тобой мы закрываем,

На замочек запираем.

Не успели мы закрыться,

Кто-то в дверь уже стучится.

При вдохе оказывать сопро­тивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более про­должительного выдоха сопро­тивление должно быть пере­менным за счет постукивания по крыльям носа.

      

     Гномик

Наш веселый добрый гном

Часто размышляет.

Звуки «ба-бо-бу» и «гм-м-м»

Вслух он повторяет.

Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с по­стукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «гм-м-м».

            

    Шарик

Будто шариком играем:

Наш животик мы сдуваем.

Дружно все вдохнули:

Шарик наш надули.

Быстро втянуть внутрь жи­вота брюшные мышцы, одно­временно сделав резкий выдох через нос (3—4 раза).

 

  Доктор

Горлышко свое мы

Доктору покажем.

Чтобы все увидел —

«А-а-а» ему мы скажем.

Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько воз­можно, высунуть язык, стара­ясь кончиком его достать до подбородка, произнести «а-а-а» (5—6 раз).

 

Текс

 

Движения или статичная поза

1

2

 

Осень

Раз, два, три, четыре, пять    - мы идем грибы искать

Собираем грибы в кор­зинку

Нам весело в осеннем лесу

Посмотрите, как здесь много брусники. По­пробуйте ягоды на вкус

Ветер северный подул и все листья с деревьев сдул

Полетели, закружились и на землю опустились

Дождик стал по ним стучать: «Кап-кап-кап»

На полянке толстячок — это гриб боровичок

А под ним, собрав по­житки, в домик прячут­ся улитки

Шли-шли — к мишкиной берлоге подошли

Поочередно показать пальцы, имитация ходь­бы ими

Переплести пальцы «корзинкой»

Потянуть руки вверх

Положить левую ладонь на стол, а правой соби­рать ягоды

Распрямить кисти рук и пошевелить пальцами

Двигать плавно руками, опустив на стол ладош­ками вверх

Постучать пальцами по столу

Сжать правую руку в кулак, накрыть ладонью левой руки правую

Оставить левую руку сверху, а правая рука «Улитка»

Соединить кончики пальцев в виде круга

Языком двигать вверх-вниз Язык «чашечкой»

Улыбнуться (губы сомк­нуты, язык за зубами)

Улыбнуться и кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого, затем нижнюю губу. Движе­ния плавные. Язычок положить на нижнюю губу, легко подуть на него (язык широкий)

Языком делать круговые движения (вверх, вниз, в стороны)

Язычком постучать по верхним зубам

Язык присосать к твер­дому нёбу (упражнение «Грибок»). Язык про­гнуть «чашечкой»

Рот открыть (язык спо­койно лежит за зубами)

Рот широко открыть и показать, как зевает мишка (3—4 раза)

 

Зима

 

Мы во двор пошли гу­лять — раз, два, три, четыре, пять

Бабу снежную лепили

Птичек крошками кор­мили

С горки мы потом катались

И на саночках катались

А еще в снегу валялись

Все в снегу пришли

Съели суп и спать легли

Загибать пальчики по одному

Имитировать лепку снежных комков

Крошить хлеб всеми пальцами

Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой

Положить на стол ладонь правой руки и вести по ней указательным пальцем левой

руки

Положить ладони на стол, повернуть другой стороной

Отряхнуть ладони от снега

Проводить движения воображаемой ложкой

Языком двигать вверх-вниз

Скругленные края языка загнуть вверх «чашечкой»

Язык сложить «чашеч­кой — кормушкой»

Рот открыть, язык опустить

за нижние зубы, выгнуть

спинку языка «горкой»

Упражнение «Саночки» —

рот открыть, улыбнуться.

Языком двигать вперед-

назад, боковые края языка

скользят по коренным зубам, нижняя челюсть не должна двигаться

Плавное двигать широким языком вперед-назад

Упражнение «Цоканье»

Упражнение «Лодочки»

 

Весна

 

Каплями забулькала,

плакала сосулька: «Кап-

кап-кап!»

А вот и долгожданное

тепло к нам пришло. На

земле лужи

На реке трескается лед,

плывут льдины

На опушке береза. Вот

ее ствол

Лопаются почки на

деревьях

За зиму звери похудели

Наши алые цветки рас­крывают лепестки

Наши алые цветки за­крывают лепестки

И тихо спать легли

Тихо засыпают, голов­ками качают

Стучат указательными

и безымянными пальцами по столу

Положить руки на колени ладонями вниз

Ударять 3 раза кулачками друг о друга

Соединить локти, поднять вверх пальцы

Вытянуть напряженно

пальцы, широко рас-

ставить и коснуться по очереди друг друга

Обнять руками лицо и плавно повернуть голову влево-вправо

Раскрывать цветок (руки «чашечкой»)

Закрывать цветок

Положить руки под щеку

Качать кулачками впе­ред-назад

Упражнение «Сосулька

тает» — открыть рот,

вытянуть острый язык

Рот открыть, положить

широкий язык на нижнюю

губу и чуть-чуть двигать его сначала в левую, затем в правую сторону

Двигать нижней челюстью вправо-влево

Язык высунуть и напряженно тянуть к носу

Широкий язык подвести

под верхнюю губу и пощелкать

Щеки втянуть, затем вернуться в исходное положение

Улыбнуться

Язык «чашечкой»

Рот закрыть, язык спо­койно лежит за нижними зубами

Язык двигать вверх-вниз, затем убирать за нижние зубы