УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «МАКСИМУМ» ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
Принята на заседании педагогического совета МУДО «ДЮЦ «Максимум» г. Магнитогорска Протокол № 4 от 31.05.2024 |
УТВЕРЖДАЮ Директор МУДО «ДЮЦ «Максимум» г. Магнитогорска ___________________У.А. Титова Приказ № 253/1-Д от 07.06.2024 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИВАЙКА»
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень: стартовый
Возрастная категория обучающихся: 6-8 лет
Срок реализации: 1 год (360 часов)
Форма обучения: очная с применением дистанционных образовательных технологий
Авторы-составители:
Давлетбаева Гульнара Бухарбаевна,
Турбан Ольга Петровна
педагоги дополнительного образования
Магнитогорск
2024
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы |
|
1.1. Пояснительная записка |
|
1.2. Цель и задачи программы |
|
1.3. Содержание программы |
|
1.4. Планируемые результаты |
|
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий |
|
2.1 Календарный учебный график |
|
2.2. Условия реализации программы |
|
2.3. Формы аттестации |
|
2.4. Оценочные материалы |
|
2.5. Методические материалы |
|
2.6. Рабочая программа воспитания |
|
2.7. Список литературы |
|
Приложения |
|
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивайка» (далее – Программа) ориентирована на успешное развитие интеллектуальных, познавательных способностей дошкольников, адаптацию к школьному обучению. Разработана с учётом современных теорий, технологий, возрастных и психофизиологических особенностей детей 6-8 лет, основных идей Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа в соответствии с современными требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
Разработка Программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024);
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ № 678-р от 31 марта 2022 г.);
Приказ МинПросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступил в силу с 01.03.2023 г.);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020 Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Устав и локальные акты учреждения МУДО «ДЮЦ «Максимум» г. Магнитогорска.
Данная программа дополнительного образования относится к программам социально-гуманитарной направленности.
Уровень освоения содержания образования стартовый.
Программа включает в себя 2 блока:
1. Занимательная математика.
2. АБВГДейка
Актуальность программы заключается в том, что она способствует развитию у детей социальных и коммуникативных умений, мелкой моторики, познавательно-исследовательской деятельности и логических способностей, формирует математические умения, обучает грамоте с помощью увлекательных игр со звуками, буквами, словами и цифрами, которые помогут сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения.
Анализ образовательных запросов детей и родителей показал востребованность в программе данной направленности. Дополнительное образование является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей. Данная программа - это открытое образовательное пространство, где реализуются развивающие, творческие, коммуникативные, досуговые потребности обучающихся.
Отличительная особенность данной программы заключается в использовании в образовательном процессе принципов проблемного обучения и практико-ориентированных технологий. Образовательный и воспитательный процесс по данной программе осуществляется не только во время занятий, но и в короткие перерывы между ними (организуются динамические паузы в игровой форме по закреплению пройденного материала). За рамками учебных занятий педагог организует досуговые мероприятия, посвященные календарным праздникам и т.д.
Структурной особенностью программы является тематическое планирование содержание уроков по разделам. Темы программы группируются вокруг двух основных блоков: «Занимательная математика» и «АБВГДейка».
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что применение в комплексе различных педагогических технологий (технология личностно-ориентированного обучения, проблемно-поискового обучения, технологии проектной деятельности и т.д.) эффективно сказывается на развитии личностных компетенций. Занимаясь по программе, обучающиеся получают практические навыки и знания. Занятия содержат большой потенциал для реализации метапредметных связей, опираясь на свои знания и опыт, обучающиеся переносят их из одной области в другую, что очень важно, из теории в практическую деятельность. Включение в образовательный процесс принципов проблемно-поискового метода содействует формированию изобретательского мышления, способностей к нестандартным решениям. Ориентируя каждого ребенка на достижение индивидуально-личностных успехов, происходит целенаправленное развитие личности. Применение таких форм, как работа в коллективе и соревновательная деятельность, содействуют формированию чувства сплоченности и ответственности за результат.
Особенности реализации программы.
Обучение по программе возможно в дистанционном формате с использованием сети Интернет (использование закрытой группы объединения в ВКонтакте).
При реализации программы не предусмотрены индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Обучающимся, освоившим Программу и успешно прошедшим аттестацию по итогам её освоения, выдается (по запросу) свидетельство об освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 6-8 лет.
Условия набора детей, принципы формирования групп. В объединение принимаются дети. Наполняемость групп: от 15 человек.
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей:
Дети младшего школьного возраста 6-8 лет очень подвижны, энергичны. Их произвольное внимание не прочно, если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагируют на все новое, яркое. Любят слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте). Дети живут, в основном, настоящим. Наши слова обучающиеся могут понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще дети трудятся лучше в начале, чем при завершении этого труда.
Объем программы: 360 часов (2*180).
Форма обучения: очная с применением дистанционных образовательных технологий.
Язык обучения: русский.
Тип занятий: комбинированное занятие.
Срок освоения программы: 1 год.
Форма организации образовательного процесса – групповая. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Режим занятий. Занятия проводятся 5 раз в неделю продолжительностью 2 академических часа.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей и умений, положительной мотивации в учебной деятельности.
Задачи программы:
Блок «Занимательная математика»
Предметные:
1. расширить кругозор в различных областях элементарной математики;
2. научить решать математические и логические задачи;
3. развивать математические и творческие способности.
Блок «АБВГДейка»
Предметные:
1. расширить кругозор в области письменности и чтения;
2. научить решать логические задачи по развитию речи;
3. развивать устную речь и навыки письма.
Личностные:
1. расширить коммуникативные способности обучающихся;
2. формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
3. воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Метапредметные:
2. развивать образное и логическое мышление, память, внимание посредством использования различных заданий и упражнений;
3. развивать умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
4. развивать мелкую моторику и глазомер.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план «Занимательная математика»
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СПРАВОЧНОЕ БЮРО (2 часа) |
||||||
1. |
Введение в образовательную программу, как люди научились считать: когда зародилась математика, и что явилось причиной ее возникновения? |
2 |
1 |
1 |
Беседа. Опрос |
|
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЧИСЕЛ (24 часа) |
||||||
2. |
Что такое число? Старинные системы записи чисел. Числовые |
2 |
1 |
1 |
Беседа. Викторина
|
|
3. |
Тайны и загадки числа 1 |
2 |
1 |
1 |
||
4. |
Тайны и загадки числа 2 |
2 |
1 |
1 |
||
5. |
Тайны и загадки числа 3 |
2 |
1 |
1 |
||
6. |
Тайны и загадки числа 4 |
2 |
1 |
1 |
||
7. |
Тайны и загадки числа 5 |
2 |
1 |
1 |
||
8. |
Тайны и загадки числа 6 |
2 |
1 |
1 |
||
9. |
Тайны и загадки числа 7 |
2 |
1 |
1 |
||
10. |
Тайны и загадки числа 8 |
2 |
1 |
1 |
||
11. |
Тайны и загадки числа 9 |
2 |
1 |
1 |
||
12. |
Тайны и загадки числа 0 |
2 |
1 |
1 |
||
13. |
Тайны и загадки числа 10 |
2 |
1 |
1 |
||
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА( 40 часов) |
||||||
14. |
Геометрические фигуры |
18 |
8 |
10 |
Беседа. Наблюдение, практические работы. |
|
15. |
Задания на конструирование и трансформацию фигур из спичек |
6 |
2 |
4 |
||
16. |
Упражнения и головоломки со |
6 |
2 |
4 |
||
17. |
Симметрия. Симметричные фигуры |
10 |
4 |
6 |
||
В МИРЕ ЛОГИКИ (46 часов) |
||||||
19. |
Числовые головоломки. История |
6 |
2 |
4 |
Беседа. Конкурсы. Практические задания. |
|
20. |
Магические квадраты. |
6 |
2 |
4 |
||
21. |
История возникновения ребусов. |
6 |
2 |
4 |
||
22. |
Математическая эстафета |
6 |
2 |
4 |
||
23. |
История «Танграма». |
4 |
2 |
2 |
||
24. |
Танграм своими руками. Построение фигур из деталей танграма по схеме. |
4 |
2 |
2 |
||
25. |
Игра «Пентамино». |
6 |
2 |
4 |
||
26. |
Конструирование фигур. |
8 |
2 |
6 |
||
МИР ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ (32 часа) |
|
|||||
27. |
Логические задачи. |
12 |
6 |
6 |
Беседы. Опрос |
|
29. |
Задачи на сравнение. |
10 |
4 |
6 |
||
30. |
Нестандартные задачи. |
10 |
4 |
6 |
||
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (34 часа) |
||||||
31. |
Сложение и вычитание. |
16 |
6 |
10 |
Беседы. Наблюдение. Конкурсы |
|
32. |
Математические игры. |
6 |
2 |
4 |
||
33. |
Ключворды. |
6 |
2 |
4 |
|
|
34. |
Шифровка и кодирование текста |
4 |
2 |
2 |
||
35. |
Викторина «Шифровка и кодирование текста» |
2 |
|
2 |
||
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа) |
||||||
36. |
Игра «Царица наук – математика». |
2 |
|
2 |
Аттестация по итогам освоения программы. |
|
|
Итого: |
180 |
71 |
109 |
|
|
Содержание учебного плана «Занимательная математика»
Теория: история возникновения математики. Как люди научились считать: когда зародилась математика, и что явилось причиной ее возникновения?
Практика: решение задач, кроссворд.
Теория: Числа от 1 До 100. История Чисел от 1 До 10. Использование цифр в литературе и крылатых выражениях. Зрительный образ цифр от 0 до 9.
Практика: Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Удивительные свойства действий. Число 0. Графические диктанты.
Теория: Что такое геометрия. История развития геометрии. Взаимное расположение предметов в пространстве. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Практика: Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Задачи и головоломки со спичками. Решение занимательных задач со спичками. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Решение геометрических головоломок.
Теория: Числовые головоломки. Отгадывание задуманных чисел.
Практика: Заполнение числовых кроссвордов, на основе наблюдений найти способ решения магического квадрата; определять место каждого числа в определенной последовательности. Знакомство с новым понятием «Танграм». Изготовление наглядного математического материала. Конструирование по заданному образцу.
Теория: Методика решения различных задач: задач на поиск недостающих частей, предметов, отличий; задач, допускающих несколько способов решения; задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Практика: ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Графическое моделирование связей между данными и искомым.
Практика: Игра «Царица Наук – Математика».
1.3.2. Учебный план «АБВГДейка»
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
ЛИТЕРАТУРНОЕ СПРАВОЧНОЕ БЮРО (2 часа) |
||||||
1. |
Введение в образовательную программу, как люди научились писать: когда зародилась писменность, и что явилось причиной ее возникновения? |
2 |
1 |
1 |
Беседа. Опрос |
|
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР БУКВ (24 часа) |
||||||
2. |
Знакомство с буквами и звуками |
2 |
1 |
1 |
Беседа. Викторина
|
|
3. |
Тайны и загадки гласных букв |
2 |
1 |
1 |
||
4. |
Тайны и загадки гласныхбукв |
2 |
1 |
1 |
||
5. |
Тайны и загадки гласныхбукв |
2 |
1 |
1 |
||
6. |
Тайны и загадки гласныхбукв |
2 |
1 |
1 |
||
7. |
Тайны и загадки согласных букв |
2 |
1 |
1 |
||
8. |
Тайны и загадки согласных букв |
2 |
1 |
1 |
||
9. |
Тайны и загадки согласных букв |
2 |
1 |
1 |
||
10. |
Тайны и загадки согласных букв |
2 |
1 |
1 |
||
11. |
Тайны и загадки согласных букв |
2 |
1 |
1 |
||
12. |
Тайны и загадки согласных букв |
2 |
1 |
1 |
||
13. |
Тайны и загадки согласных букв |
2 |
1 |
1 |
||
Мир ЗВУКОВ(40 часов) |
||||||
14. |
Буквы и звуки |
18 |
8 |
10 |
Беседа. Наблюдение, практические работы. |
|
15. |
Различие между звуками и буквами, фонематический слух |
6 |
2 |
4 |
||
16. |
Упражнения и головоломки |
6 |
2 |
4 |
||
17. |
Правильная артикуляция. Упражнения для постановки звуков и четкого произношения |
10 |
4 |
6 |
||
В МИРЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ РЕБУСОВ (46 часов) |
||||||
19. |
Азбука в загадках. История |
6 |
2 |
4 |
Беседа. Конкурсы. Практические задания. |
|
20. |
Магические слоги. |
6 |
2 |
4 |
||
21. |
История возникновения литературных ребусов. |
6 |
2 |
4 |
||
22. |
Литературная эстафета |
6 |
2 |
4 |
||
23. |
История «Гадзетты». |
4 |
2 |
2 |
||
24. |
«Гадзетта» своими руками. |
4 |
2 |
2 |
||
25. |
Игра «Встреча с литературной сказкой». |
6 |
2 |
4 |
||
26. |
Сочиняем мини-сказки. |
8 |
2 |
6 |
||
МИР ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ БУКВ (32 часа) |
|
|||||
27. |
Изографы. |
12 |
6 |
6 |
Беседы. Опрос |
|
29. |
Слова-перевертыши. |
10 |
4 |
6 |
||
30. |
Оживим алфавит. |
10 |
4 |
6 |
||
ИГРЫ (34 часа) |
||||||
31. |
Читаем. |
16 |
6 |
10 |
Беседы. Наблюдение. Конкурсы |
|
32. |
Скороговорки. |
6 |
2 |
4 |
||
33. |
Ключворды. |
6 |
2 |
4 |
|
|
34. |
Шифровка и кодирование текста |
4 |
2 |
2 |
||
35. |
Викторина «Шифровка и кодирование текста» |
2 |
|
2 |
||
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа) |
||||||
36. |
Игра «Царица наук – литература». |
2 |
|
2 |
Аттестация по итогам освоения программы. |
|
|
Итого: |
180 |
71 |
109 |
|
|
Содержание учебного плана «АБВГДейка»
Теория: история возникновения письменности. Как люди научились писать: когда зародилась письменность, и что явилось причиной ее возникновения?
Практика: решение задач, кроссворд.
Теория: Буквы от «А» до «Я». История букв от 1 До 10.
Практика: «В гости к алфавиту». Последовательность букв русского языка.
Теория: «Что такое звук?», «Речевые и неречевые звуки»
Практика: Звукобуквенный анализ слов, игра «Угадайка»
Теория: Словестные головоломки.
Практика: Заполнение кроссвордов, Конструирование по заданному образцу.
Теория: Методика решения различных литературных задач.
Практика:
Практика: Игра «Литературная игра».
2.4. Планируемые результаты
Блок «Занимательная математика»
Предметные:
1. расширен кругозор в различных областях элементарной математики;
2. умеют решать математические и логические задачи;
3. развиты математические и творческие способности.
Блок «АБВГДейка»
Предметные:
1.расширен кругозор в области письменности и чтения;
2.умеют решать логические задачи по развитию речи;
3.развиты устная речь и навыки письма.
Личностные:
1. расширены коммуникативные способности обучающихся;
2. сформирована культура труда и совершенствованы трудовые навыки;
3. воспитан интерес к познавательной деятельности.
Метапредметные:
1. развиты образное и логическое мышление, память, внимание;
2.развиты умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
3.развиты мелкая моторика и глазомер.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Продолжительность освоения программы: 1 год |
|
Этапы образовательного процесса |
1 год обучения |
Начало учебного года |
01.09. |
Окончание учебного года |
31.05. |
Продолжительность учебного года (учебные часы) |
36 недель (360 ч.) |
Режим занятий |
5 раз в неделю по 2 часа |
Текущий контроль |
В течение учебного года по разделам (темам) |
Промежуточная аттестация |
23.12. - 27.12. |
Аттестация по итогам освоения программы |
25.05. - 31.05. |
Продолжительность учебных занятий |
45 минут
|
Летний период (городской лагерь, походы, участие в выездных конкурсных мероприятиях) |
01.06.-31.08 |
Дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками |
1-8.01, 23.02, 8.03, 1.05, 9.05,04.11 |
2.2. Условия реализации программы
Информационное обеспечение. Электронные ресурсы:
1. Математика, 1 класс. Тема «Вверху. Внизу. Слева. Справа." - смотреть онлайн в поиске Яндекса по Видео (yandex.ru)
2. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ. 1 КЛАСС. МАТЕМАТИКА - смотреть онлайн в поиске Яндекса по Видео (yandex.ru)
3. Математика 1 класс (yandex.ru)
4. АБВГДейка ? Первые буквы алфавита ? Официальный канал - смотреть онлайн в поиске Яндекса по Видео (yandex.ru)
5. Учимся читать слоги, слова и текст. Тренажер по чтению. 1 Класс. Часть 1. (Обучение детей чтению) - смотреть онлайн в поиске Яндекса по Видео (yandex.ru)
6. http://www.mathematic-na.ru/5class/mat_5_32.php - интерактивный учебник.
7. http://komdm.ucoz.ru/index/0-11 - устные задачи на движение.
8. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php - образовательные проекты портала «Вне урока»:Математика. Математический мир.
9. http://mathkang.ru/ – российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
10. http://4stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
11. http://puzzle-ru/blogspot.com -головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
12. http://www.develop-kinder.com –«Сократ» - развивающие игры и конкурсы.
13. http://www.nachalka.ru – учебно – методическая помощь;
14. http://www.mathworld.ru - задания на развитие логического мышления.
Материально-техническое обеспечение
Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными необходимым оборудованием (доска школьная, компьютер с проектором) и материалами, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями.
1. Оборудованное рабочее место педагога;
2. Оборудованное рабочее место для каждого обучающегося;
3. Компьютер, проектор, подборка презентаций;
4. Бумага;
5. Простые и цветные карандаши, ручки шариковые;
6. Для обучения с применением дистанционных технологий: наличие компьютера, сервера, программного обеспечения.
Кадровое обеспечение. Реализация Программы осуществляется педагогом дополнительного образования, соответствующим Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 № 652 н).
2.3. Формы аттестации
Входной контроль – диагностика способностей и интересов обучающихся. В начале учебного года ребенок проходит «0 срез» для установления уровня подготовки.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в форме педагогического наблюдения.
При обучении с использованием дистанционных технологий текущий контроль осуществляется в дистанционном режиме и оценивается по итогам выполненной работы. Формы текущего контроля: тестирование, опрос, выполнение итогового задания и представление результата педагогу. Выполненные задания, обучающиеся пересылают педагогу по электронной почте, в сообщениях в группах объединения в сети Интернет (фото документа, видео выполненного задания), либо анализируются в процессе on-line общения по видеоконференцсвязи.
Результат обученности ребенка оценивается по его личным достижениям относительно собственных возможностей.
Аттестация по итогам освоения блока программы «Занимательная математика» осуществляется в виде математического праздника «Царица наук – математика», где ребята смогут продемонстрировать свои знания по решению различных текстовых задач, кроссвордов, ребусов и т. д.
2.4. Оценочные материалы
Кроссворды, логические задачи и викторины (Приложение 1)
Формы отслеживания результатов реализации программы:
Наблюдение за деятельностью обучающихся, изменениями в поведении;
Опросы и беседы с обучающимися, родителями;
Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков.
2.5. Методические материалы
Методы реализации программы
- словесный (рассказ, объяснение, беседа);
- практический (выполнение заданий, практические упражнения, участие в мероприятиях и т.п.);
- наглядный;
- поисково-исследовательский (поиск идей, вариантов решений);
- метод самовоспитания (деятельность, направленная на изменение своей личности в соответствии с поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями; отношение к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки).
Основным методом общения педагога с обучающимся является диалоги. Диалоги между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение творческой работы и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей.
Педагогические технологии
Информационно-коммуникационные технологии;
Технология проектного обучения;
Технология дифференцированного обучения;
Технология разноуровнего обучения.
По способам организации деятельности используются различные формы работы с обучающимися:
- тематические занятия;
- педагогическая беседа;
- проектная работа;
- развивающие, ролевые и дидактические игры;
- соревнования и конкурсы;
- праздничные мероприятия;
- практические задания;
- формы организации дистанционного обучения: самообучение, организуемое посредством взаимодействия, обучающегося с образовательными ресурсами, а также с педагогом (онлайн-консультации, компьютерное тестирование, самостоятельная работа, видео по теме).
2.6. Рабочая программа воспитания
Цель воспитательной работы – формирование и развитие у обучающихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих установок, способствующих их личностному, гармоничному развитию в соответствии с принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы их воспитанности.
Задачи воспитательной работы:
- освоить основные нормы и традиции общества;
- формировать ценностного отношения к семье, труду, Отечеству, природе;
- сплотить коллектив объединения;
- воспитать творчески активную личность;
- поддержать социальные инициативы и достижения обучающихся.
Направления воспитательной работы:
- экологическое воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- здоровьесбережение;
- духовно-нравственное воспитание;
- профориентационная работа;
- организация досуга.
Планируемые результаты рабочей программы воспитания:
- освоены основные нормы и традиции общества;
- сформировано ценностное отношение к семье, труду, Отечеству, природе;
- сформированы взаимовыручка, дружеские отношения в коллективе;
- сформирована творчески активная личность;
- осуществлена поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
План воспитательной работы представлен перечнем запланированных воспитательно-значимых событий, утвержденных в программе воспитания учреждения (Приложение 2).
2.7. Список литературы
Перечень нормативных документов регламентирующих образовательную деятельность педагога дополнительного образования:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024);
2. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ № 678-р от 31 марта 2022 г.);
3. Приказ МинПросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступил в силу с 01.03.2023 г.);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020 Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»» // Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.
Список используемой литературы:
1. Агаркова, Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика / Н.В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Асарина, Е. Ю. Секреты квадрата и кубика / Е.Ю. Асарина, М.Е. Фрид. – М.: Контекст, 1995.
3. Лавриненко, Т. А. Задания развивающего характера по математике/ Т.А. Лавриненко – Саратов: Лицей, 2002.
4. Лободиной, Н. В. Развивающая математика. 1-4 классы / Н.В. Лободиной. – М: Учитель, 2004.
5. Сухин, И. Г. Занимательные материалы / И.Г. Сухин – М.: Вако, 2004.
6. Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи / Т.В. Шкляров. – М.: Грамотей, 2004.
7. Узорова, О. В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова М., 2004
«Логические концовки»
- Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).
- Если двое больше одного, то один... (меньше двух).
- Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).
- Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки)….
– Перечислите, что в мире есть только одно. (Солнце, луна, небо, Родина, Земля, Марс и т. д.)
Все перечисленное педагог записывает на доске. Дети по очереди выбирают одно слово из записанных на доске и составляют о нем два-три коротких предложения, не называя его. Н а п р и м е р : Оно круглое. Оно дает нам жизнь. Оно горячее. (Солнце.) Остальные угадывают, о чем идет речь.
На столе лежат карточки с изображениями разных животных (рыб, птиц, насекомых, зверей). Каждый из детей по очереди подходит к столу, выбирает три карточки и раскладывает их так, чтобы на первом месте был кто-то самый крупный, на втором – средних размеров, на третьем – самый маленький. Побеждает тот, кто быстрее всех разложит карточки правильно.
Отгадайте загадку и выполните графический диктант.
Не боится он лозинки,
Ест хозяйские ботинки:
Лает громко, как звонок, – Это маленький... (щенок).
Разминка для ума.
1. Сколько волос на голове? (Много.)
2. Сколько хвостов у пяти коров? (5.)
3. Сколько ножек у воробья? (2.)
4. Сколько ножек у мухомора? (1.)
5. Сколько колес у машины? (4.)…
Сказка «Приключения числа 666»; математическая сказка Владимира Данько «Единица - озорница».
«Самый сообразительный»
– Два сына и два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый?;
– Шла бабка в Москву, а навстречу ей три старика, у каждого по два мешка. Сколько всего человек шло в Москву?;
– Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в этот поселок?;
– Что легче: один килограмм ваты или один килограмм железа? и т. д.
«Рассели числа по квартирам», «У кого какая цифра», «Найди картинку-отгадку», «Найди лишний рисунок», «Прочитай крылатое выражение», «Найди лишнюю геометрическую фигуру», «Продолжи ряд», «Раздели на части», «На что похожа единица, цифра 2, 3….»,
«Отгадай название сказки», «Объясни выражение», «Домино», «Вставь пропущенные числа или дорисуй клеточки», «Графический диктант», «Посчитай по цепочке»,
«Математические бусы»
«Мал он, да удал», – И стар и млад твердят, А он маленький,
Но очень сильный, смелый,
И в любом ряду он будет первый. Удалая цифра, мастерица,
И зовется цифра: … (единица).
Сколько глаз у человека, Сколько рук и сколько ног? Всем число известно это, Без него никто б не смог
Вместе с другом выйти в путь, Веселиться, отдохнуть,
Без него никак нельзя,
И зовется оно… (два)…и т.д.
«Отгадай загадки и скажи, как одним словом можно назвать все слова-отгадки», «Отгадай, какие фигуры спрятались в отгадках».
«Найдите закономерность и вставьте фигуры на свои места», «Назовите лишнюю фигуру», «Нарисуйте следующую картинку в ряду», «Сколько фигур имеют только одно одинаковое свойство с фигурой А?», «Разделите всех уток, построив всего две дополнительные квадратные загородки?», «Соедини числа в порядке возрастания», задания на конструирование фигур из счетных палочек и спичек: «Сложи цифры»,
«Сложи домик по образцу. Переложите одну палочку так, чтобы домик повернулся в другую сторону» и др., решение геометрических головоломок, графические диктанты.
1. Сколько концов у двух с половиной палок? (6 концов.)
2. Два числа – 1 и 3, быстро их сложите и ответ скажите. (4.)
3. На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2 вороны.) и т. д.
«Исследование квадрата, прямоугольника, треугольника»
Сегодня вы станете на время исследователями. Каждый из вас проведет мини-эксперимент. У вас на столах лежат коробочки с различными фигурами.
– Давайте исследуем квадрат. Симметричен ли он? (Да.)
– Докажите! (Если перегнуть квадрат пополам, то две половинки совпадут.)
– Сколько осей симметрии у квадрата? (Четыре.)
– Теперь исследуйте прямоугольник. Симметричен ли он? (Да.)
«Нарисуй зеркальное отражение фигуры».
Игра «Внимание», «Сосчитай бабочек», «Лабиринт» (соедини букву с цифрой), «Дикобраз» (заполни пустые кружки числового дикобраза), «Игра в шарики» (Обведи кружками пары шариков, сумма которых составляет 10), «Продолжи числовой ряд» (выполнение заданий на карточках) и показ презентации с решением заданий), «Впиши числа в клетки квадрата»,
«Прочитай ребус», «Графические диктанты», «Математические раскраски», «Сложи фигуру» с использованием деталей танграма.
Утром бабочка проснулась, (протираем глазки)
Потянулась, улыбнулась. (Сидя постепенно выпрямляем туловище и подымаемся, руки вперёд, вверх.)
Раз – росой она умылась, (умываемся)
Два – изящно покружилась, (кружимся на месте) Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела. (машем руками, как крыльями) У цветка остановилась, (присели)
Над цветочком закружилась и т. д.
Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано:
Где крыльцо, а где окно. Обведу я снова круг, Посмотрю на мир вокруг.
«О каких цифрах идет речь», Конкурс «Кто больше», «Дорисуй», «Неделька, стройся»,
«Продолжи пословицу и объясни, когда так говорят».
Изготовление игры «Танграм» и «Пентамино».
Дидактический и технический материал: предметные картинки, картинки-отгадки, загадки, задание для графического диктанта, карандаши, листы бумаги, карточки с заданиями, схемы, цветные карандаши.
«Кто в каком доме живет?», «Отгадай, кто какую книгу читал?», «Каким видом спорта занималась Таня?», «Кто что посадил?», «Прочитайте Незнайкины задачи. Исправьте условия задач, где нужно, дополните. Решите их».
- На кочке сидели . Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?
- Мама купила . Две съели за обедом. Сколько осталось?
- У Коли , а у Саши .
- На ветке сидели , прилетели еще . Сколько стало рыб?
- Сколько стоят ?
Графический диктант «Собака», «Заяц», «Раскрась самую веселую девочку».
Девять оленей ели грибочки. Двое их деток дремали на кочке. Скорее, ребята, прошу посчитать,
Сколько оленей вышло гулять? (11 оленей.) и др.
«Решай, смекай, отгадывай!» (на решение логических задач)
– Две девочки сажали деревья, а одна – цветы. Что сажала Таня, если Света с Ларисой и Лариса с Таней сажали разные растения? (Таня сажала деревья.)
– Два мальчика купили марки, один – значок и один – открытку. Что купил Толя, если Женя с Толей и Толя с Юрой купили разные предметы, а Миша купил значок? (Толя купил открытку.)
1. Два мальчика жили на улице Фиолетовой, а два – на другой улице Зеленой. Где жили Петя и Коля, если Олег с Петей и Андрей с Петей жили на разных улицах? (Петя и Коля жили на улице Фиолетовой.)...
Дидактический и технический материал: предметные картинки, картинки-отгадки, загадки, задание для графического диктанта, карандаши, листы бумаги, карточки с заданиями, схемы, цветные карандаши, карточки с шифром, ключворды, анаграммы, зашифрованные фразы.
- «Выполните математические действия и прочитайте слова»;
МОР + КА + О + ВУ – АУ + Ь = ... (Морковь.)
РО + ГУ – РУ + У + РЕЦ = ... (Огурец.)…
- «Расставь
- «Используя шифр, найдите значение каждого выражения»;
- «Прочитайте зашифрованную фразу»; «Напишите буквы вместо цифр и прочтите слова»; «Напишите буквы на циферблат часов по порядку чисел. Прочтите слово по часовой стрелке, начиная с 10 часов»; «Расшифруйте фразу, зашифрованную шифром Юлия Цезаря»; «Прочитайте зашифрованное письмо».
Викторина «Шифровка и кодирование текста»
Расшифруйте предложение, в котором каждая буква заменена ее номером в русском алфавите и все слова написаны слитно: (15)1(14)(17)6(19)(15)(33)(19)(20)(18)(16)(10)(20)(30)
(10)8(10)(20)(30)(17)(16)(14)(16)4(1)6(20).
Дидактический и технический материал: ноутбук, проектор, карточки с заданиями, карандаши простые и цветные, предметные картинки, карточки с числовыми пирамидами, ребусы, задание для графического диктанта, призы, грамоты.
– Прочитай слова и скажи, какое слово лишнее в каждом ряду?
1. Диван, стул, шкаф, конура, тумбочка. (Конура.)
2. Гвоздика, ромашка, камыш, лилия, астра. (Камыш.)…
Д/упр-е графический диктант «Обезьяна»
Расскажу я вам рассказ, В полтора десятка фраз,
Лишь скажу я слово «три», Приз немедленно бери.
– Когда надо брать приз? (На слово «три».)
Мечтает мальчик закаленный Стать олимпийским чемпионом. Смотри на старте не хитри,
А жди команду: «Раз, два… марш!» Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи, И про себя их повтори
Разок, другой, но лучше… пять. Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать. Увы, вы приз, друзья, не взяли, Когда была возможность взять!
Презентация «Умники и умницы»
Приложение 2
План воспитательной работы
Сроки реализации |
Наименование мероприятия |
Форма мероприятия |
Задачи |
Гражданско-патриотическое воспитание |
|||
Ноябрь |
«День народного единства» «Мы едины! Вместе мы непобедимы» |
Тематическая мини-беседа |
формирование осознанной гражданской позиции; формирование уважения к истории страны, города, учреждения, объединения; воспитание социальной ответственности, принятие социально значимых ценностей
|
Сентябрь |
«Я знаю герб, гимн, флаг Российской Федерации» |
Тематическая мини-беседа, викторина |
|
Февраль |
«День защитника Отечества» |
Тематическая мини-беседа |
|
Май |
«День Победы» «Что мы знаем о войне» |
Тематическая беседа, викторина |
|
Март |
«Карусель экскурсий: знаю и люблю свой город» |
Тематическая беседа, викторина |
|
Профессионально-личностное воспитание |
|||
Апрель |
«День космонавтики» |
Тематическая беседа, викторина |
формирование культуры представления/результатов деятельности; воспитание познавательной активности; воспитание уважительного отношения к истории и традициям; ранняя профориентация |
Май |
«День славянской письменности и культуры» |
Тематическая мини-беседа, викторина |
|
Октябрь февраль |
«День профессий. Все профессии важны» |
Викторина, беседа, экскурсии, игра-викторина, профессиональные пробы |
|
Социально-личностное воспитание |
|||
Сентябрь |
«Дети – дороги, дороги - опасны» «Знает каждый гражданин, этот номер 01»
|
Тематические беседы, Викторина |
воспитание позитивного отношения к жизни; приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям образовательного учреждения; воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания.
|
Октябрь |
«Вместе против террора» |
Мини-лекция с элементами беседы |
|
Ноябрь |
«Если в доме случился пожар» «Безопасность зимой»
|
Тематическая беседа |
|
Ноябрь |
«День Матери» |
Тематическая мини-беседа |
|
Декабрь |
«Конституция: права и обязанности гражданина» |
Тематическая мини-беседа |
|
Январь |
«Если скользко на дороге» |
Тематическая мини-беседа, викторина |
|
Февраль |
«Я выбираю жизнь» |
Мини-лекция с элементами беседы, викторина |
|
Март |
«Моя мама» |
Тематическая мини-беседа |
|
Май |
"Внимание – дети! Опасное движение! |
Мини-лекция с элементами беседы |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.