Развитие математических способностей школьников на основе формирования вычислительных навыков
Оценка 4.9

Развитие математических способностей школьников на основе формирования вычислительных навыков

Оценка 4.9
docx
математика
14.04.2020
Развитие математических способностей школьников на основе формирования вычислительных навыков
Формирование приемов учебной деятельности учащихся при обучении математике.docx

Формирование приемов учебной деятельности учащихся

 при обучении математике.

 

·         Крыницкая Валентина Тадеушевнаучитель математики

·         Разделы: Математика


     В литературе по методике преподавания математики часто под термином «прием решения задачи» подразумевается алгоритм решения математической задачи. Его математическим эквивалентом является менее формализованное алгоритмическое предписание. различные формы предъявления которого (правила, примеры-образцы, формулы и т.п.) всегда использовались в школьном курсе математике. Алгоритм решения конкретной задачи составляет лишь часть (исполнительскую) приема ее решения, так как прием содержит и описание действий, направленных на поиск решения задачи и на его анализ. Но, как известно из педагогической психологии, для овладения способами решения разнообразных учебных задач и этого недостаточно, нужно учить школьников обобщенным приемам учебной деятельности, которые были бы применены для более широкого круга задач в различных ситуациях.

      Психологи и дидакты отмечают, что процесс формирования обобщенных приемов учебной деятельности учащихся в процессе обучения должен содержать ряд этапов, каждый из которых имеет целью получить на том или ином уровне определенные свойства учебной деятельности.

      В ряде психолого-педагогических и методических работ, в учебной литературе для учителя и учащихся, в практике работы школ явно или неявно отражены отдельные элементы и этапы методики обучения учащихся приемам учебной работы, «умению учиться математике». В них содержится достаточно полное методическое обеспечение для реализации таких этапов, как диагностика, отработка. Контроль и применение приемов. Это – подготовительные упражнения для решения более сложных основных задач; упражнения, составленные методом варьирования (существенных или несущественных признаков понятий и их свойств); задания для самостоятельных и контрольных работ и т.п. Опытные учителя математики используют для диагностики анализ устных ответов и письменных работ учащихся, беседы и повседневное наблюдение за их учебной деятельностью, в начале учебного года, четверти, урока или его этапов перед учащимися ставит задачи (цели) их учебной деятельности, нередко для этого используются проблемные ситуации.

        Правда, часто в работе учителя на этих этапах не содержится необходимых акцентов – ориентации учащихся на овладение приемами учебной деятельности, а также этапы, как инструктаж, обобщение приемов и обучение переносу, обучение нахождению новых приемов, совсем отсутствует. Такое положение приводит к нарушению целостности как процесса формирования приемов учебной деятельности, так и всего процесса обучения. Покажу, как учитель математики может организовать деятельность учащихся на этих этапах. В качестве примера использую процесс формирования обобщенного приема решения уравнений алгебраическим способом в школьном курсе алгебры.

        На этапе и н с т р у к т а ж а учащиеся должны усвоить состав приема . С этой целью прием должен быть сформирован и представлен в качестве предмета специального усвоения. Это лучше сделать в процессе самостоятельного нахождения его учащимися. Тогда инструктаж распадается на три под этапа, которые можно реализовать как на одном, так и на нескольких уроках.

1.     Решение упражнений «по соображению» - на основании изученной теории. По аналогии, переносом известного приема и т.п.

2.     Осознание учащимися составляющих действий по решению учебной задачи. Лучше всего это сделать в процессе беседы, где ведущем является учитель: «Выделите и перечислите по порядку, какие действия вы выполняете для решения данной задачи». Затем  следует формулировка и фиксация состава приема в виде перечня выявленных действий (памятки) – в тетради, на карточки, на таблице, на проекторе, в учебнике.

3.     Показ образцов применения приема – решение учебных задач, сопровождаемое устными указаниями и советами по использованию приема.

   Например, при изучении темы «Применение разложения на множители к решению уравнений» в курсе алгебры 7 класса поставлена цель: усвоение учащимися приема решения уравнений, правая часть которых равна нулю, разложением левой части на множители. Этап инструктажа начинается во время устной работы в начале урока при выполнении учащимися следующих заданий:

Задание 1.Проверти, является ли значение переменной х=3 корнем уравнений:

                    0,4х = 1,2;  х – 3 =2х – 6;  2х + 1 = 3х – 4;  7х = 0; 

                    х(х – 3) = 0; (х – 1)(х – 2) = 0;  (х +2)(х – 5) =0.

Задание 2. Проверти, является ли корнями уравнений

                     (х – 1)(х – 2)=0 и (х + 2)(х –2) = 0

                    значения переменой х = 1; х = 2; х = -2; х = 5.

      Эти задания учащийся выполняет, используя определение корня уравнения, подстановкой данного значения переменной в данное уравнение.

Задание 3.Объясните, почему в задании 2 данные значения переменной обращают      

                    одно из уравнений в верное равенство.

      Учащиеся вспоминают свойство произведения, равного нулю, и его множителей.

Задание 4. Найдите в тексте учебника ответ на вопрос: «Нельзя ли использовать это

                      свойство для решения некоторого вида уравнений?».

     Учащиеся читают соответствующий пункт учебника, выделяют главное – свойство произведения, равного нулю, и основанный на нем способ решения уравнений.

Задание 5. На основании прочитанного, выполните указанные учителем

                     упражнения из учебника

       Эти упражнения решаются на доске и в тетрадях, при этом выделяется и формулируется (в совместном обсуждении) каждое используемое для решения действие. Обобщая результаты анализа каждого упражнения, учащиеся под руководством учителя, формулируют состав приема:

1)     если правая часть уравнения (выше первой степени) равна нулю, посмотреть, нельзя ли разложить его левую часть на множители;

2)     если можно, разложить левую часть уравнения на линейные множители;

3)     последовательно приравнивая нулю множитель, содержащие переменную, решить полученные линейные уравнения;

4)     записать ответ.

          Затем учащиеся самостоятельно решают упражнения из учебника с использованием сформулированного приема.

          Таким образом, введение частного приема учебной деятельности есть обобщение способа решения нескольких конкретных учебных задач в результате анализа составляющих  действий. Анализ частных приемов позволяет выделить общее содержание деятельности по решению частных задач и сформулировать более общий прием. Такое обобщение происходит постепенно в процессе изучения материала и накопления частных приемов решения задач.

       Так, на протяжении первых шести лет обучение математике в 1 – 6 классах учащиеся решают простейшие уравнения первой степени с одной переменной на основе правил нахождения неизвестных компонентов действий и простейших тождественных преобразований выражений. При этом формируется алгоритмы (формулы, правила) решения, частные приемы решения этих видов уравнений. К концу 6 класса можно в качестве итога при заключительном повторении сформулировать вместе с учащимися обобщенный прием решения уравнения в следующем виде:

1)     рассмотреть данное уравнение, отметить его особенности;

2)     установить, какие из следующих упрощений уравнения можно сделать: раскрыть скобки, перенести слагаемые  из одной части уравнения в другую, привести подобные слагаемые в каждой части уравнения, разделить обе части уравнения на коэффициент при переменной;

3)     упростить уравнение;

4)     найти значение переменной;

5)     записать ответ;

      В начале систематического курса алгебры в 7 классе состав этого приема следует уточнить с учетом того, что здесь даются определения основным понятием (корень уравнения, равносильные уравнения, линейные уравнения), формулируются свойства уравнений. Она состоит в том, что решение каждого уравнения складывается из двух основных частей:

1)     преобразование данного уравнения к простейшему;

2)     решение простейшего уравнения по известным формулам или алгоритмам.

Таким образам, частный прием решения уравнения первой степени с одной переменной приобретает следующий вид:

1)     определить, является ли данное уравнение линейным уравнением с одной переменной, т.е. уравнением вида ах=в; если «да» - п.4, «нет» - п.2;

2)     установить, какие из следующих тождественных и равносильных преобразований нужно выполнить, чтобы привести уравнение к линейному: раскрытие скобок, приведение к общему знаменателю, перенесение членов уравнения из одной части в другую, приведение подобных;

3)     привести с помощью выбранных преобразований данное уравнение к виду ах=в;

4)     найти х=в/а, при а≠0;

5)     сделать проверку, исследование;

6)     записать ответ.

      На основе этого приема  у учащихся 7 класса вырабатывается умение решать уравнения первой степени с одной переменной.

       Затем в курсе алгебры могут быть сформулированы частные приемы решения квадратных уравнений, уравнений с переменной в знаменателе, простейших иррациональных уравнений. Программа предусматривает также знакомство с некоторыми общими для всех видов уравнений приемами равносильных преобразований к простейшим – разложение левой части на множители, если правая часть равна нулю, введение вспомогательной переменной. Анализ этих приемов позволяет выделить общее содержание деятельности по решению уравнений различных видов и к концу обучения алгебры в девятилетней школе сформулировать обобщенный прием решения уравнений алгебраическим способом:

1)     определить, является ли данное уравнение простейшим уравнением какого-нибудь вида. Если «да», выполнить п.4. если «нет» - п.2;

2)     установить, какие и в каком порядке нужно выполнить тождественные и равносильные преобразования, чтобы привести уравнение к простейшим данного вида: раскрытие скобок, приведение к общему знаменателю, перенесение членов уравнения из одной части в другую, приведение подобных, разложение левой части на множители, введение вспомогательной переменной, возведение обеих частей в степень, замена уравнения равносильной системой уравнений и неравенств;

3)     с помощью выбранных преобразований привести к простейшему;

4)     решить известным способом простейшее уравнение;

5)     сделать проверку, исследование;

6)     записать ответ.

       Работа учащихся с обобщенным приемом происходит  так же, как и с частным. Экспериментальное обучение показывает, что учащимся высокого уровня развития достаточно обобщенного приема для организации своей учебной деятельности4 учащиеся среднего и низкого уровня нуждаются в более детальных указаниях, которые содержатся в частных приемах.

      


 

Скачано с www.znanio.ru

Формирование приемов учебной деятельности учащихся при обучении математике

Формирование приемов учебной деятельности учащихся при обучении математике

Такое положение приводит к нарушению целостности как процесса формирования приемов учебной деятельности, так и всего процесса обучения

Такое положение приводит к нарушению целостности как процесса формирования приемов учебной деятельности, так и всего процесса обучения

Задание 4. Найдите в тексте учебника ответ на вопрос: «Нельзя ли использовать это свойство для решения некоторого вида уравнений?»

Задание 4. Найдите в тексте учебника ответ на вопрос: «Нельзя ли использовать это свойство для решения некоторого вида уравнений?»

В начале систематического курса алгебры в 7 классе состав этого приема следует уточнить с учетом того, что здесь даются определения основным понятием (корень уравнения, равносильные…

В начале систематического курса алгебры в 7 классе состав этого приема следует уточнить с учетом того, что здесь даются определения основным понятием (корень уравнения, равносильные…

Работа учащихся с обобщенным приемом происходит так же, как и с частным

Работа учащихся с обобщенным приемом происходит так же, как и с частным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2020