Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»
Оценка 4.8

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»

Оценка 4.8
Документация +2
docx
Междисциплинарный 4
1 кл—4 кл
19.11.2018
Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»
Рабочая программа курса «Мы - исследователи» является частью основной образовательной программы начального общего образования СОШ и реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности. Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: программа «Мы - исследователи» предназначена для детей 6-11 лет. Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся: расширяется кругозор в предметных областях; повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, - происходит непроизвольное запоминание учебного материала; наилучшим образом развиваются творческие способности; развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
РП Мы - исследователи.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Мы ­ исследователи» является частью основной  образовательной программы начального общего образования СОШ и реализует  общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности. Программа составлена с учетом: 1.Требований Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования. 2.Программы формирования универсальных учебных действий. 3.Требований к результатам освоения основной образовательной программы. Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от  каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в  различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее,  правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о  необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Этому  может в значительной степени способствовать организация исследовательской  деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время. Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься  исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая  окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют  в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых  впечатлений, любознательность, желание экспериментировать,  искать истину,  ответы на самостоятельно или кем­то поставленные вопросы, самим задавать эти   вопросы окружающим ­ важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и  младшего школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность ­  естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это  стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир. Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают возможности детей  использовать различные источники при работе с информацией. Значительно  расширить поле исследовательской деятельности позволят дополнительные занятия с учащимися во внеурочное время. Основные принципы реализации программы: ­ научность:  включает в себя способы исследования, систематизацию,  корректировку новых и полученных ранее знаний; ­ личностный подход: предполагает отношение педагога к личности ученика  как к главной ценности, создание условий для личностного роста каждого ребенка; ­ преемственность: ориентирует педагога на создание условий для   восхождения от более низких уровней к более высоким, ориентируясь на  предыдущие личные достижения каждого ребенка;  ­ результативность: хороший результат, партнерство, творчество и успех:  создание чего­то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Цель программы: овладение такими ценностями как сотрудничество, развитие  личности ребёнка через включение его в деятельность. Задачи: ● ● сотрудничества; ● ●  создавать условия для развития ребёнка;  формировать ценностные отношения к окружающему миру, опыт общения,   развивать у детей умение работать с различными источниками информации;  развивать творческие способности, мышление, кругозор детей. Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной  программы: программа «Мы ­ исследователи» предназначена для детей 6­11 лет. Сроки реализации программы: Программа курса рассчитана на 4 года обучения.   1 год обучения – 33 часа  (1 час в неделю), 2­4 год обучения ­ 34 часа (1 час в неделю). Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа,  эксперимент, наблюдение, экспресс­исследование, коллективные и индивидуальные  занятия, самостоятельная работа, защита  работ, мини­конференция, консультации. Методы контроля: доклад, защита исследовательских работ, выступление,  выставка, презентация, мини­конференция, научно­исследовательская конференция. Личностные результаты и универсальные учебные действия Ожидаемые результаты Личностные Испытывать  чувство  гордости за  красоту родной природы, свою  малую родину,  страну;  осознавать себя гражданином  страны; Выполнять  правила  поведения на  природе;  звнакомить­ся  с историей,  культурой  Регулятивные Определять цель  учебной  деятельности с  помощью учителя и  ли самостоятельно,  искать средства и  пути их  осуществления; Учиться  обнаруживать и  формулировать  учебную проблему,  выбирать тему  проекта; составлять  план выполнения  задач, решения  проблем творческого  Познавательные Коммуникативные Определять, какая  нужна   информация; Отбирать  необходимые  источники: книги,  словари,   справочная  литература,  электронные  носители; отбирать,  классифицировать  полученную  информацию;  устанавливать  аналогии и  Организовывать  взаимодействие в  группе,  договариваться друг с другом; распределять роли и т.д.; прогнозировать  последствия  коллективно  принимаемых  решений; оформлять свои  мысли в устной и  письменной речи в  соответствии с  ситуацией; при необходимости родной страны; Уважать чужое  мнение,  определяя свою позицию  характера;  выполнение проекта  вместе с учителем Работая по плану,  выверять свои  действия, при   необходимости  исправлять ошибки;  использовать  основные и  дополнительные  средства; оценка  результативности  проекта: успехов и  допущенных ошибок причинно­ следственные  связи; выстраивать логическую цепь  суждений; Оформлять и  представлять  полученную  информацию. отстаивать свою  точку зрения, умело  аргументируя  позицию,  подтверждать  аргументы фактами; при необходимости  корректировать свою  точку зрения,  учитывая  другие  аргументации Исследовательская деятельность ­ это один из методов обучения, в ходе которого  у учащихся: ● ●  расширяется кругозор в предметных областях;  повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, ­  происходит непроизвольное запоминание учебного материала;  наилучшим образом развиваются творческие способности;  развивается речь и умение выступать перед аудиторией. ● ● Учебно­методическое обеспечение Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы.  На занятиях курса  используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические  средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоения материала,  организации деятельности учеников. Тематическое планирование курса «Мы – исследователи» № I класс (33 часа) Тема занятия 1. Какой разнообразный окружающий мир. Экскурсия. 2. Как можно изучать окружающий нас мир. Игра. 3. Мы – исследователи. Игра. 4. Учимся наблюдать. Экскурсия. 5. Учимся проводить опыты. Игра. 6. Какие бывают книги. Экскурсия в библиотеку. 7. Путешествие на книжную полку. Обзор периодических  журналов. Количество часов 1 2 2 3 3 2 2 8. Книги – помощники исследователей. 9. Когда компьютер становится нам другом. 10. Компьютер и книга – источники информации. Отбор  нужной информации. 11. Компьютер – наш помощник. Презентация. 12. Учимся задавать вопросы. Игра. 13. Пробуем найти ответы (с помощью книг, журналов,  Интернета, взрослых) 14. Работа в группе. Мини­исследование. 15. Какие мы исследователи. Итоговое занятие. Итого 2 2 3 3 3 2 2 1 33 Содержание программы 1 класс (33 часа) Какой разнообразный окружающий мир. Экскурсия (1ч). Экскурсия. Правила  поведения на экскурсии. Многообразие окружающего мира. Природа родного края.  Наблюдение, сравнение, классификация, обобщение, главное и второстепенное.  Природные изменения. Как можно изучать окружающий нас мир. Игра (2ч). Поиск ответов на  поставленные вопросы. Эксперименты. Знакомство с источниками информации. Мы – исследователи (2ч). Игра «Юный исследователь». Этапы исследовательской  работы. Знакомство с методами исследования (схемами). Учимся наблюдать. Экскурсия (3ч). Наблюдение за природой. Опрос. Обработка  информации. Отчёт по собранному материалу. Оформление собранного материала.  Пиктография. Учимся проводить опыты (3ч). Игра «Учимся, пробуя».Эксперимент, проба, опыт.  Главный метод познания. План эксперимента. Результат эксперимента. Обсуждение  результатов личностного роста учащихся: формирование портфолио.  Какие бывают книги. Экскурсия в библиотеку (2ч). Знакомство со школьной  библиотекой. Правила поведения, поиск информации. Работа с каталогами, с  различными источниками информации. Анкеты, опросники, интервью. Правила  оформления библиографического материала. Путешествие на книжную полку. Обзор периодических журналов (2ч).  Источники информации – на книжной полке. Детские журналы «Миша», «Мурзилка» «Весёлые картинки» и другие источники информации. Книги – помощники исследователей (2ч). Метод исследования. Детские  энциклопедии, словари – толковый, орфографический, энциклопедический, словарь  фразеологизмов. Когда компьютер становится нам другом (2ч). Знакомство с компьютером. Работа с компьютером. Интернет – источник информации. Компьютер и книга – источники информации. Отбор нужной информации (3ч).  Поиск информации. Отбор нужной информации. Квалификация. Обобщение.  Обсуждение результатов личностного роста учащихся: формирование портфолио. Компьютер – наш помощник. Презентация (3ч). Презентация. Правила  составления презентации. Отбор материала для презентации. Оформление работы на  компьютере. Требования к оформлению работы. Учимся задавать вопросы. Игра (2ч).Опрос. Анкетирование. Оформление анкет.  Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса.  Интервьюирование. Пробуем найти ответы (с помощью книг, журналов, Интернета, опроса  взрослых) (2ч). Поиск информации. Проверка знаний этапов исследовательской  работы, источников информации. Эксперимент и диагностика. Проведение  эксперимента, диагностики по выбранной теме. Отчёт по собранному материалу. Работа в группе. Мини­исследование (2ч). Распределение на группы. Экспресс­ исследование. Распределение работы. Какие мы исследователи. Итоговое занятие (1ч) Урок – праздник молодых  исследорвателей. Тематическое планирование курса «Мы – исследователи» 2 класс (34 часа) № Тема занятия Количество часов 1. Что такое исследование? 2. Как выбрать тему исследования 3. Цель и задачи исследования 4. Гипотеза исследования 5. Организация исследования 6. Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино­ и  телефильмы по теме исследования, взрослые, друзья) 7. Наблюдение – доступный способ добычи информации 8. Эксперимент 9. Индивидуальное исследование 10. Работа в паре 11. Работа в группе 12. Презентация 13. Подготовка к защите исследовательской работы 14. Защита работ Итого Содержание программы 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 3 3 4 2 34 2 класс Что такое исследование (2ч). Исследование, исследователь, исследовательская  задача (проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений  о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение  вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий  мир: Как выбрать тему исследования (2ч). Ответы на вопросы ­ что мне интересно  больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в  свободное время? и др. Выбор интересной идеи. Темы исследования ­  фантастические, экспериментальные, теоретические. Выбор темы исследовательской  работы.  Обоснование выбранной темы. Цель и задачи исследования (2ч). Ответ на вопрос ­ зачем я провожу исследование.  Цель указывает общее направление. Ответ на вопрос ­ зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги.  Формулирование целей и задач исследования. Гипотеза исследования (2ч). Предположение, рассуждение, догадка, суждение,  гипотезы­предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно,  что, если… Проблема, выдвижение гипотез. Обсуждение итогов прошедших занятий,  формирование портфолио ученика. Организация исследования (2ч). Формы и методы организации исследовательской  деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего  плана исследования. Поиск информации: книги, журналы, Интернет, кино­ и телефильмы по теме  исследования, беседы со взрослыми, друзьями (4ч). Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения  информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила  работы с ними. Особенности чтения научно­ популярной  и методической  литературы. Наблюдение – доступный способ добычи информации (2ч). Наблюдение.  Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы,  микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Эксперимент (2ч). Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с  предметом исследования. План эксперимента. Результат эксперимента. Обсуждение  итогов прошедших занятий, формирование портфолио ученика. Индивидуальное исследование (2ч). Работа индивидуальная и коллективная.   Индивидуальные консультации учителя. Работа в паре (2ч). Выбор темы. Распределение работы в паре. Работа в группе (3ч). Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в  работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы. Презентация (3ч). Продукт проектной деятельности. Наглядный материал.  Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и  размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов  исследовательской деятельности. Подготовка к защите исследовательской работы (4ч) Особенности записи  исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и  метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи,  рисунки, макеты. Защита работ (2ч) Урок­конференция. Коллективный и личностный анализ  результатов. Формирование портфолио.   Тематическое планирование курса «Мы – исследователи» 3 класс (34 часа) № Тема занятия Количество часов 1. Что такое исследование? Кто такие исследователи?  (Повторение) 2. Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов  исследовательской работы. 3. Выбор темы, постановка цели и задач. 4. Выбор путей решения. Составление плана работы. 5. Знакомство со школьной библиотекой. Работа с  каталогами. 6. Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации. 7. Составления анкет, опросников, интервью. 8. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск  объектов для опроса. Интервьюирование. 9. Обобщение анкет и результатов опроса. Составление  таблицы. 10. Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента,  диагностики по выбранной теме. 11. Отчёт по собранному материалу. 12. Предварительное прослушивание выводов и итогов по  исследованию. 13. Обобщение материала. Правила оформления  материала. 14. Оформление работы на компьютере. 15. Требования к оформлению работы. 16. Подготовка текста защиты проекта. 17. Подготовка презентации. 18. Защита проекта. Выступление. Итого Содержание программы 2 2 2 2 2 2 1 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 34 3 класс Что такое исследование? Кто такие исследователи? (2ч). Исследование,  исследователь. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под  словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует  человек свою способность исследовать окружающий мир. Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы  (2ч). Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования.  Наблюдение. Эксперимент. Опыт. Выбор темы, постановка цели и задач (2ч). Выбор темы исследовательской  работы.  Обоснование выбранной темы. Выбор путей решения. Составление плана работы (2ч). План работы.  Распределение обязанностей. Выбор путей решения. Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами (2ч). Поиск  информации. Источники информации. Библиотека. Интернет. Опрос. Экскурсия.   Каталог. Работа с каталогами. Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации (2ч).  Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет.  Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари,  энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно­  популярной  и методической литературы. Чтение ­ просмотр, выборочное, полное  (сплошное), с проработкой и изучением материала. Обсуждение итогов работы,  участия каждого члена кружка, индивидуальные достижения. Составления анкет, опросников, интервью (1ч). Анкеты, анкетирование. Опросные листы. Интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса.  Интервьюирование (2ч). Интервью, интервьюирование. Правила проведения опроса, интервьюирования. Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы (1ч). Обработка  анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи. Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по  выбранной теме (2ч). Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты.  Анкетирование. Диагностика. Отчёт по собранному материалу (2ч). Обработка информации. Оформление  информации. Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию (2ч).  Индивидуальные консультации.  Корректировка работ. Выводы. Итоги работы. Обобщение материала. Правила оформления  материала (2ч). Логическое  построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения,  обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.  Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Подведение  итогов работы, составление портфолио. Оформление работы на компьютере (2ч). Работа с компьютером. Презентация. Требования к оформлению работы (2ч). Оформление титульного листа.  Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.  Выводы и оформление “Заключения”. Подготовка текста защиты проекта (2ч). Составление текста защиты проекта.  Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт  проектной деятельности. Подготовка презентации (2ч). Подготовка презентации. Приёмы презентации  результатов исследовательской деятельности. Защита проекта. Выступление (2ч). Порядок публичного выступления. Ораторские приёмы. Свободное владение материалами исследования. Коллективное обсуждение  результатов работы, портфолио учеников. Тематическое планирование курса «Мы – исследователи» 4 класс (34 часа) № Тема занятия Количество часов 1. Что такое исследование? Кто такие исследователи?  (Повторение) 2. Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов  исследовательской работы. 3. Выбор темы, постановка цели и задач. 4. Выбор путей решения. Составление плана работы. 5. Выдвижение гипотез. 6. Сбор материала. 7. Работа с источниками информации. Индивидуальная,  групповая, коллективная работа. 8. Обработка информации. 9. Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента,  диагностики по выбранной теме. 10. Обобщение материала. Правила оформления материала. 11. Отчёт по собранному материалу 12. Предварительное прослушивание выводов и итогов по  исследованию. 13. Требования к оформлению работы. Повторение. 14. Оформление работы на компьютере. 15. Подготовка текста защиты проекта. 16. Подготовка презентации. 17. Защита проекта. Выступление. Итого 1 2 2 2 2 2 3 2 3 2 2 2 1 2 2 2 2 34 Содержание программы 4 класс Что такое исследование? Кто такие исследователи? (Повторение) (1ч).  Исследование, исследователь. Коллективное обсуждение вопросов о том, где  использует человек свою способность исследовать окружающий мир. Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы  (2ч). Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования.  Наблюдение. Эксперимент. Опыт. Обмен мнениями. Выбор темы, постановка цели и задач (2ч). Выбор темы исследовательской  работы.  Обоснование выбранной темы. Выбор путей решения. Составление плана работы (2ч). План работы.  Распределение обязанностей. Выбор путей решения. Выдвижение гипотез (2ч). Предположение, рассуждение, догадка, суждение,  гипотезы­предположения. Слова – помощники: предположим, допустим, возможно,  что, если… Проблема, выдвижение гипотез. Сбор материала (2ч). Выбор путей решения. Работа с различными источниками  информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование. Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная  работа (3ч). Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Источники получения  информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила  работы с ними. Особенности чтения научно­ популярной  и методической  литературы. Чтение ­ просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и  изучением материала. Распределение ролей в группе. Обработка информации (2ч). Обработка анкет. Оформление результатов  анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи. Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по  выбранной теме (3ч). Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты.  Анкетирование. Диагностика.   Обобщение материала. Правила оформления материала (2ч). Логическое  построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения,  обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.  Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Отчёт по собранному материалу (2ч). Обработка информации. Оформление  информации. Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию (2ч).  Индивидуальные консультации.  Корректировка работ. Выводы. Итоги работы. Требования к оформлению работы. Повторение (1ч). Оформление титульного  листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание Оформление титульного  листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.  Выводы и оформление “Заключения”. Оформление работы на компьютере (2ч). Правила работы за  компьютером. Подготовка текста защиты проекта (2ч). Составление текста защиты проекта.  Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт  проектной деятельности. Индивидуальное и групповое выступление. Подготовка презентации (2ч). Правила подготовки презентации. Приёмы  презентации результатов исследовательской деятельности. Защита проекта. Выступление (2ч). Сдача исследовательской работы. Рефлексия.  Праздник исследователей. Литература:   1. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников»  Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г.  Самара 2007г. 2. Савенков А.И. «Я ­ исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников.  Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г. 3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников». Издательство  «Аркти» Москва 2002г. 4. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы»  Волгоград: Учитель, 2008г. 5. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа,  2006г. .№2. 6. Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа,  2005г. № 9. 7. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения»  Начальная школа, 2003г. № 12. 8. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения» 1998г. 9. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей  школьника» Москва: Академия, 1998г. 10. Леонтович А.В. «В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой  деятельности»  // “Завуч” 2001г. № 1 11. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся как средство  воспитания» // “Завуч” 2001г. № 1 12. Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ»  “Завуч” 2001г. № 1 13. Харчевникова Е.Г. «Овладение учителем школьными технологиями»  Начальная  школа  2003г.  №2. 14.Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа   2006г. №2. 15. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников»   Начальная школа плюс До и После – 2005г. 16. Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После – 2004г.      М.: Русская энциклопедия,

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности курса «Мы - исследователи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2018