Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»
Оценка 5

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Оценка 5
Документация +2
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
19.11.2018
Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»
Рабочая программа курса «Здоровячок» реализует спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности «Здоровячок» направлена на формирование у школьников понятия «здоровье» как сложного социально-медико-психологического феномена, определяющего развитие личности в целом. В то же время содержание курса составлено с учетом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся начальной школы.
РП Здоровячок.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Здоровячок» является частью Основной образовательной программы СОШ и реализует спортивно­оздоровительное направление внеурочной  деятельности. Программа составлена с учетом: 1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования.  2.Требований к освоению основной образовательной программы начального общего  образования. 3. Программы формирования универсальных учебных действий. Основные цели программы:  формирование осознанного отношения младших школьников к своему физическому и психическому здоровью на основе целостного подхода путем передачи учащимися  знаний, необходимых для развития здоровьесберегающего мышления и ориентации на здоровый образ жизни;  формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной  социальной адаптации, а также профилактике вредных привычек и девиантных форм  поведения;  формирование представлений и системы необходимых минимальных навыков  поведения в ситуациях, представляющих опасность.  Задачи: сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу  жизни;  формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной  жизни, физического воспитания;  обеспечить физическое и психическое саморазвитие;  научить использовать полученные знания в повседневной жизни;  добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Общая характеристика курса Программа внеурочной деятельности  «Здоровячок» направлена на формирование у  школьников понятия «здоровье» как сложного социально­медико­психологического  феномена, определяющего развитие личности в целом. В то же время содержание  курса составлено с учетом возрастных и психофизиологических особенностей  учащихся начальной школы. Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в  XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских  школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем  неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с  их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное  увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.  В последние годы возрастают школьные факторы риска и их влияние на здоровье  учащихся.  Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников  постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов  саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических  болезней. В результате существующая система школьного образования имеет  здоровьезатратный характер.  Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив  энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?  Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы  «Здоровячок».  Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских  Данная  программа строится на принципах: исследований по состоянию здоровья школьников.  Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.   Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и  принципов предлагаемого курса.  При этом необходимо выделить практическую направленность курса. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к  вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию  досуга.  Обеспечение мотивации Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни. Занятия носят научно­образовательный характер. Основные виды деятельности учащихся: навыки дискуссионного общения; опыты; игра.    Описание места курса в плане внеурочной деятельности  Данный курс реализуется  в 1­ 4­х классах ,по 1 часу в неделю ( 1 класс­33 часа, 2­4  классы­34 часа в год) активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса Личностные результаты изучения курса «Здоровячок»: • сохранения и укрепления личного и общественного здоровья; • различных ситуациях риска нарушения здоровья; проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и  проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении  оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в  • личного здоровья и здоровья окружающих людей во всех его проявлениях; • сохранении и укреплении их здоровья во всех его проявлениях. Метапредметные результаты изучения курса  «Здоровячок»: • характеристика личного и общественного здоровья как социально­культурного  феномена, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех  • его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и  типологическим возрастным особенностям;  • досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального  здоровья во всех его проявлениях; • зрения возможных рисков нарушения здоровья и возможностей его  совершенствования; • взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия. Предметные результаты: выполнять санитарно­гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и  осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;  осуществлять активную оздоровительную деятельность;  формировать своё здоровье. Учащиеся должны знать: управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и  анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности с точки    факторы, влияющие на здоровье человека;  причины некоторых заболеваний;  причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;  виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные  ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое  состояние и укрепление здоровья человека;  о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;  основные формы физических занятий и виды физических упражнений. Содержание курса 1 класс Тема 1. Советы доктора Воды. (1час) Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.  Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка.  Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко». Тема 2. Друзья Вода и мыло. (1час) Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов.  Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа. Тема 3. Глаза – главные помощники человека. (1час) Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз.  Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению. Тема 4. Подвижные игры. (1час) Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе»,  «Попрыгунчики», Раз, два, три­беги!»  Тема 5. Чтобы уши слышали. (1час) Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правил  сохранения слуха. Тема 6. Почему болят зубы. (1час) Игра «Угадай­ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором  Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование. Тема 7. Чтобы зубы были здоровыми. (1час) Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар».  Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа.  Разучивание стихотворение. Тест. Тема 8. Как сохранить улыбку красивой? (1час) Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые  Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить  зубы». Творческая работа.  Тема 9. «Рабочие инструменты» человека. (1час)  Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная  минутка. Игра­соревнование «Кто больше?» Памятка  «Это полезно знать».  Практическая работа. Тема 10. Подвижные игры. (1час) Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч». Тема 11. Зачем человеку кожа. (1час) Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ  учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.  Тема 12. Надёжная защита организма. (1час) Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа.      Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи».     Моделирование  схемы. Тест. Тема 13. Если кожа повреждена. (1час) Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная  минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?» Тема 14. Подвижные игры. (1час) Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета»,  «Поезд». Тема 15. Питание – необходимое условие для жизни человека. (1час) Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища.  Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра  «Продолжи сказку».  Тема 16. Здоровая пища для всей семьи. (1час) Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение  опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?».  Золотые правила питания. Тема 17. Сон – лучшее лекарство. (1час) Игры «Можно ­ нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ  ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна  «Плохо – хорошо».  Тема 18. Как настроение? (1час) Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука  волшебных слов. Тест.   Тема 19. Я пришёл из школы. (1час) Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь»,  Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи  рассказ».  Тема 20. Подвижные игры по выбору детей. (1час) Тема 21­22. Я – ученик. (2 часа)  Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?»  Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по  содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».  Тема 23­24. Вредные привычки. (2 часа) Беседа «Это красивый человек». Игра «Да ­ нет». Оздоровительная минутка  «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов.  Это нужно  запомнить! Практическая работа в парах.   Тема 25. Подвижные игры. (1час) Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня». Тема 26. Скелет – наша опора. (1час)  Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж  ушей». Это интересно. Правила первой помощи. Тема 27. Осанка – стройная спина! (1час) Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка.  Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические  упражнения. Тема 28. Если хочешь быть здоров. (1час) Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая  работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»  Тема 29. Правила безопасности на воде. (1час) Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам  «Учись плавать». Имитация движений пловца. Тема 30­31. Подвижные игры. Весёлые старты. (2 часа) Тема 32­33 Обобщающие занятия «Доктора здоровья». (2часа) Встреча с докторами здоровья. Игра­рассуждение «Здоровый человек­это…»,  Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо­плохо». Повторение правил здоровья.  Памятка Здоровячков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе. Содержание курса 2 класс Тема 1. Причины болезни. (1час) Слово учителя. Повторение девиза «Уроков здоровья». Анализ стихотворения.  Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов. Тема 2. Признаки болезни. (1час) Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению  правил «Как помочь больному?» Тема 3. Как здоровье? (1час) Игра­ соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоё здоровье», Оздоровительная  минутка. Практическая работа «Помоги себе сам». Тема 4. Как организм помогает себе. (1час) Повторение причин болезни. Рассказ учителя. Режим дня. Оздоровительная минутка.  Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно  готовить уроки». Тема 5. Здоровый образ жизни. (1час) Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил. Анализ ситуации. Игра «Вставь  словечко». Оздоровительная минутка. Мудрые слова доктора Свежий Воздух. Тема 6. Какие врачи нас лечат. (1час) Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме.  Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья. Тема 7. Инфекционные болезни. (1час) Слово учителя. Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?».  Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова  «Поднялась температура…» Тема 8. Прививки от болезней. (1час) Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка».  Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно».  Тема 9. Какие лекарства мы выбираем. (1час) Игра «Кто больше знает?» Беседа «Из чего получают лекарства». Словарная работа.  Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова. Тема 10.  Домашняя аптечка. (1час) Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Работа над стихотворением С.  Михалкова «Для больного человека…» Аптека дома. Оздоровительная минутка. Это  полезно знать!  Тема 11. Отравление лекарствами. (1час) Беседа по теме. Игра – соревнование «Кто больше?» Оздоровительная минутка.  Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа. Тема 12. Пищевые отравления. (1час) Повторение признаков лекарственного отравления. Рассказ учителя.  Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при  отравлениях. Тема 13. Если солнечно и жарко. (1час) Повторение правил поведения при пищевом отравлении. Беседа по теме. Анализ  ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед…» Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!» Тема 14.  Если на улице дождь и гроза. (1час) Повторение правил. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы».  Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Тема 15. Опасность в нашем доме. (1час)  Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка. Игра  «Светофор здоровья».  Тема 16. Как вести себя на улице. (1час) Рассказ учителя. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра  «Светофор здоровья». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте. Тема 17. Вода – наш друг. (1час) Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом.  Тема 18. Как уберечься от мороза. (1час) Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки  обморожения. Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно –  вредно».  Тема 19. Чтобы огонь не причинил вреда. (1час) Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор  здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре». Тема 20. Чем опасен электрический ток. (1час) Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная  работа. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор  здоровья».  Тема 21. Травмы. (1час) Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах  (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов. Тема 22. Укусы насекомых. (1час) Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг какой – то  страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка.  Словарная работа. Заучивание слов.  Тема 23. Что мы знаем про собак и кошек. (1час). Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с  животными. Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно!  Тема 24. Отравление ядовитыми веществами. (1час) Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» Рассказ учителя.  Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья» Признаки отравления  ядовитыми веществами. Словарная работа. Первая помощь при отравлениях.  Тема 25. Отравление угарным газом. (1час) Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления  угарным газом.  Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные  слова».  Тема 26. Как помочь себе при тепловом ударе. (1час) Рассказ учителя. Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе  сам! Игра «Светофор здоровья». Тема 27. Растяжение связок и вывих костей. (1час) Повторение «Какие бывают травмы». Рассказ учителя. Признаки растяжения связок  и вывиха костей. Оздоровительная минутка. Практическая работа в группах.  Тема 28. Переломы. (1час) Виды переломов. Знакомство с правилами. Оздоровительная минутка. Практическая  работа в парах.  Тема 29. Если ты ушибся или порезался. (1час) Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…»  Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Словарная работа. Практическая  работа в парах.  Тема 30. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело. (1час) Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка. Когда  крошка попала в горло. Если что­то попало в ухо. Отгадывание кроссворда  «Органы». Тема 31. Укусы змей. (1час) Рассказ учителя. Это интересно! Признаки укусы змеи. Оздоровительная минутка.  Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда.  Тема 32. Расти здоровым. (1час) Рассказ учителя о неизлечимых болезнях века. Оздоровительная минутка. Решение  задач.  Тема 33. Воспитай себя. (1час) Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка. Тема 34. Я выбираю движение. Обобщающий урок.(1час)  Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!» Содержание курса 3 класс Тема 1. Как воспитывать уверенность и бесстрашие. Беседа по теме «Как воспитывать уверенность и бесстрашие.» Работа по  стихотворению Э Успенского «Академик Иванов». Анализ ситуации по стихотворению И. Токмаковой «Не буду бояться». Игра «Давайте разберемся»,  практическое занятие. Тема 2. Учимся думать.  Беседа по теме занятия. Заучивание слов. Игра «Почему это произошло?». Беседа  «Свое мнение». Тема 3. Спеши делать добро. Игра «продолжи сказку». Беседа по теме. Заучивание пословицы. Игра в пословицы.  Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность».  Тема 4. Поможет ли нам обман. Беседа «Что такое ложь?». Игра «Продолжите рассказы». Творческая работа. Тема 5. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Беседа по прочитанному. Заучивание  слов. Заучивание пословиц о правде и лжи. Тема 6. Надо ли прислушиваться к советам родителей. Беседа по теме. Анализ ситуаций на примере стихотворения С. Михалкова «Я  ненавижу слово «спать». Творческая работа «Портрет родителей». Пожелание себе.  Чтение и обсуждение отрывка из рассказа Е. Чарушина «Курочка». Тема 7. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. Беседа по теме. Анализ рассказа М. Горького «Воробышек». Оздоровительная  минутка. Игра «Почему нам запрещают?».   Тема 8. Все ли желания выполнимы.(1час)\ Беседа по теме. Анализ ситуаций в  стихотворениях «Две сестрички дружно жили» и  А. Барто «Девочка ­ рёвушка. Толкование пословиц и крылатых выражений. Тема 9. Как воспитать в себе сдержанность. Беседа «Что такое каприз?». Игра «Проверь себя». Оздоровительная минутка.  Работа с толковым словарем. Толкование пословиц. Тема 10. Как отучить себя от вредных привычек. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа по  теме «Вредные привычки». Составление памятки «Это полезно знать!». Повторение  основного девиза. Работа со стихотворением Г. Остера «Нет приятнее занятья…».  Заучивание слов. Игра «Давай поговорим». Чтение стихотворений на тему занятия. Тема 11. Я принимаю подарок. Беседа по теме. Игра «Закончите предложение».  Анализ ситуации в стихотворении Г Остера «Если ты пришел на елку…» и Н. Носова «Письмо Незнайки». Составление  памятки «Это полезно помнить!». Игра «Подбери слова благодарности». Тема 12. Я дарю подарки. Беседа по теме. Анализ ситуации из песни Э Успенского «У нашей мамы праздник» и стихотворении Г Остера «Если друг на день рожденья…». Ввод понятия «эмоция» и  его происхождение. Игра «Выбери ответ».  Составление памятки «Это полезно  знать!». Тема 13. Наказание.  Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении «Мальчик нарядный в гости идет»  и стихотворении Э Мошковской «Я ушел в свою обиду». Творческая работа. Тема 14. Одежда.  Беседа по теме. Игра «Кто больше знает?». Игра «Закончи фразу». Толкование  пословицы. Игра «Найди правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Э  Мошковской «Смотрите, в каком я платьице!». Обсуждение  высказывания  А. П.  Чехова. Тема 15. Ответственное поведение.  Беседа по теме.  Игра «Закончите высказывание». Составление памятки «Правила  поведения с незнакомыми людьми». Чтение стихов «Азбука безопасности». Анализ  ситуации по отрывку из рассказа А. Раскина «Как папа опаздывал». Тема 16. Боль.  Разгадывание кроссворда. Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении О.  Дриза «Шип в мою ладонь впился…». Игра «Закончите фразу». Тема 17. Сервировка стола.  Беседа по теме. Разгадывание кроссворда. Работа над правильным правописанием и  произношением слова «аппетит». Беседа «Как правильно накрыть стол».  Практическая работа по этой теме. Беседа «Мы идем в кафе». Тема 18. Правила поведения за столом.  Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении З. Александровой «Ложкою  мешая, сердится Танюшка…» Работа над правилами поведения за столом. Анализ  ситуации в стихотворении  Г. Остера «От знакомых уходя…» Тема 19. Ты идешь в гости .  Анализ ситуаций. Беседа по теме. Составление приглашений. Составление памятки  «В гости надо приходить…» Тема 20. Как вести себя в транспорте и на улице.  Беседа по теме. Составление памятки «О правилах поведения в транспорте, на  улице». Чтение стихотворений «Азбука поведения». Игра «Выбери правильный   ответ».  Тема 21. Как вести себя в театре, кино, школе.  Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении А. Барто «В театре». Игра «Найди правильный ответ». Беседа «Правила поведения в общественных местах, школе, в  детском саду, на игровой площадке». Тема 22. Умеем ли мы вежливо обращаться.  Беседа по теме. Игра «Комплимент». Анализ ситуации. Беседа «Умей правильно  отказаться от предложения». Чтение стихотворений о «волшебных» словах.  Тема 23. Умеем ли мы разговаривать по телефону.  Беседа по теме. Игра «Телефон».  Составление  памятки «Правила ведения  телефонного разговора». Игра «Комплимент».  Тема 24. Помоги себе сам.  Анализ ситуации в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в школу». Работа с  мудрыми мыслями. Беседа по теме. Чтение  и анализ стихотворения С. Маршака  «Кот и лодыри». Анализ ситуации в стихотворении  Г. Остера «Если друг твой самый лучший…» Игра «Закончи предложения». Тема 25. Умей организовать свой досуг. Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации  в потешных сказках (по мотивам русского фольклора). Тема 26. Что такое дружба.  Беседа по теме. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». Игра «Хочу быть».  Чтение стихотворения П. Синявского «Ветерок с березкой шепчется». Анализ  ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».  Тема 27. Кто может считаться настоящим другом.  Беседа по теме. Чтение и анализ  отрывка из рассказа В. Осеевой «Долг». Игра  «Продолжи предложение». Анализ ситуации в стихотворении А. Шалыгина  «Настроение упало». Игра «Любит ­ не любит». Анализ выражения А. Экзюпери  «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…» Тема 28. Как доставить родителям радость.  Чтение отрывков из стихотворений детских писателей. Беседа по теме. Игра «Давай  поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Г. Ширковца «Не пойму я взрослых  этих…» Игра  «Комплимент».  Тема 29. Если кому ­ нибудь нужна твоя помощь.  Беседа по теме. Игра «Выбери правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении  Е. Благининой «Наш дедушка». Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». Тема 30. Спешите делать добро.  Беседа по теме. Толкование пословиц. Игра «Кто больше знает?» Высказывания  великих людей  о доброте. Инсценировка отрывка из произведения Н. Носова  «Приключения Незнайки и его друзей». Чтение стихотворений о доброте. Тема 31. Огонек здоровья.  Беседа по теме Театральная постановка «Доктор Айболит». Викторина «Будь  здоров!» Работа над пословицами о здоровье.   Тема 32. Путешествие в страну здоровья.  Игра­ путешествие «В страну здоровья». Станция «Мойдодыр» (о личной гигиене).  Станция «Неосторожность» (оказание первой помощи при несчастных случаев).  Станция «Не болей» (профилактика инфекционных заболеваний). Станция  «Опрятность» (уход за одеждой). Станция «Долой грязь» (гигиена жилища) и т. д. Тема 33­34. Культура здорового образа жизни.  Урок ­ соревнование. Культура поведения. Человек и окружающий мир. Культура  общения. Человек и его здоровье. Писатели детям. Содержание курса 4 класс Тема 1. Что такое здоровье?  Слово учителя. Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная  минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…» Тема 2. Что такое эмоции?  Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи  предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё имя». Тема 3. Чувства и поступки.  Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Оздоровительная минутка.  Игра «Кто больше знает?»  Творческая работа в тетради. Тема 4. Стресс.  Рассказ учителя. Словарная работа. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Заучивание слов. Тема 5 Учимся думать и действовать. Повторение. Чтение  и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по  теме. Игра «Что? Зачем? Как?» Тема 6. Учимся находить причину и последствия событий.  Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Оздоровительная минутка.  Игры «Назови возможные последствия», «Что? Зачем? Как?» Тема 7. Умей выбирать.  Анализ сказки. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Комплимент». Тема 8. Принимаю решение. Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим».  Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со стихотворением Б.  Заходера «Что красивей всего?» Тема 9. Я отвечаю за своё решение. Практическая работа. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игры «Что я  знаю о себе», «Продолжите предложение».  Тема 10. Что мы знаем о курении.  Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа  по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа. Тема 11. Зависимость.  Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Словарная  работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим».  Тема 12. Умей сказать НЕТ.  Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игры «Давай  поговорим», «Что? Зачем? Как?».  Тема 13. Как сказать НЕТ.  Игра «Зеркало и обезьяна». Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра  «Продолжите предложение». Толкование пословиц. Психологический тренинг. Тема 14. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ?  Робота со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра  «Комплимент». Оздоровительная минутка. Рассказ учителя. Работа с плакатом  «Дерево решений». Практическая работа. Тема 15. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.  Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка.  Работа с деревом решений. Творческая работа. Тема 16. Волевое поведение.  Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра  «Сокровища сердца». Психологический тренинг. Тема 17. Алкоголь.  Встреча с медработником. Коллективное рисование. Это интересно!  Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить! Тема 18. Алкоголь – ошибка.  Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий  воробей». Игра «Выбери ответ». Оздоровительная минутка. Это полезно помнить!  Психологический тренинг. Тема 19. Алкоголь – сделай выбор.  Беседа по теме. Игра «Список проблем». Оздоровительная минутка.  Творческая  работа с деревом решений. Психологический тренинг. Тема 20. Наркотик.  Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная  минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим».  Тема 21. Наркотик – тренинг безопасного поведения.  Игра «Пирамида». Повторение правил. Оздоровительная минутка. Практическая  работа. Игра «Давай поговорим». Психологический тренинг.  Тема 22. Мальчишки и девчонки.  Беседа по теме. Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра  «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа. Тема 23. Моя семья.  Защита рисунков. Анализ ситуации в рассказе К.Д.Ушинского «Сила не право».  Оздоровительная минутка. Чтение и анализ стихотворения. Игра «Продолжи  предложение». Тема 24. Дружба.  Игровое занятие с любимыми героями. Разыгрывание ситуаций.  Тема 25. День здоровья.  Открытие праздника. Игры и соревнования.  Тема 26. Умеем ли мы правильно питаться? Сюжетно ­ ролевая игра «Мы идём в магазин». Это интересно! Отгадывание загадок.  Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом. Тема 27. Я выбираю кашу.  Игра «Пословицы запутались». Это интересно! Игры «Отгадай ­ ка», «Затейники».  Оздоровительная минутка «Зёрнышко». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша»  Игра «Угадай сказку». Тема 28. Чистота и здоровье.  Праздник чистоты с Мойдодыром. Инсценировка. Игра «Три движения». Тема 29. Откуда берутся грязнули? (игра – путешествие)  Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина  «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского «Очень страшная история». Это  полезно помнить! Работа со стихотворением. Тема 30. Чистота и порядок (продолжение путешествия). Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай». Оздоровительная минутка.  Работа со стихотворениями. Тема 31. Будем делать хорошо и не будем плохо. Беседа по теме. Работа с пословицами. Высказывания о доброте. Оздоровительная  минутка. Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтении и анализ стихотворений. Тема 32. КВН «Наше здоровье»  Тема 33. Я здоровье берегу – сам себе я помогу (урок­праздник) (2часа) Тема 34. Будем здоровы.  № Тема занятия  Тематическое планирование 1 класс Характеристика деятельности Особенности организма. Как нужно  заботиться о здоровье? Советы доктора  Воды. Друзья Вода и Мыло. Чистота­залог здоровья. Да  здравствует мыло душистое Органы чувств человека. Охрана  зрения. Гимнастика для глаз Народные игры Глаза – главные  помощники человека. Подвижные игры Чтобы уши слышали. Ухо­орган слуха. Охрана слуха.  Кол­во часов аудит 1 внеуадит 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Почему болят зубы. Чтобы зубы были  здоровыми. Как сохранить  улыбку красивой. Самомассаж ушей Строение зуба. Как беречь зубы.  Умеешь ли ты правильно чистить  зубы? Что вредно для зубов. Практикум по  чистке зубов Улыбка красит человека. Зубы  временные и постоянные. Как нужно  ухаживать за зубами Русские народные игры Главные  помощники  человека­руки.  Как можно тренировать руки. Как  ухаживать за руками и ногтями Подвижные игры «Рабочие  инструменты»  человека. Зачем человеку кожа Строение кожи. Правила ухода за  Надёжная защита  организма Если кожа  повреждена Подвижные игры Питание –  необходимое условие кожей. Кожа­надежная защита человека.  Практическая работа. От чего кожа может заболеть? Как  помочь больной коже Игры народов мира Питание –необходимое условие жизни человека. Доктор­здоровая пища. для жизни  человека Здоровая пища для  всей семьи Сон – лучшее  лекарство Какое настроение? Я пришёл из школы Подвижные игры Я ­ ученик Вредные привычки Подвижные игры Советы доктора Здоровая пища.  Золотые правила питания Для чего человеку нужен сон? Сон­ лучшее лекарство Что такое настроение? Как  контролировать свое настроение Какие причины влияют на  настроение? Игры народов мира Игра «Какой я ученик?» Правила для  учащихся Красивый человек, какой он? Что  нужно делать , чтобы быть красивым и здоровым? Что помогает не следовать вредным привычкам? Научи меня играть. Какие подвижные  игры знаете вы? Скелет – наша опора Скелет­опора человека. Скелет – Осанка – стройная  спина Если хочешь быть  здоров Правила  безопасности на воде Подвижные игры Обобщающие уроки  «Доктора природы» защитник внутренних органов Что такое правильная осанка? Почему важно сохранять правильную осанку?  Правила для поддержания правильной осанки Где живут микробы? Как микробы  попадают в организм? Закаляйся, если хочешь быть здоров! Как правильно вести себя на воде? Командные игры. Русская игра.  «Городки» Обобщение знаний детей 1 1 1 2 2 1 1 1 1 2 16 17 18 19 20 21­ 22 23­ 24 25 26 27 28 29 30­ 31 32­ 33 1 1 1 2 № Тема занятия Характеристика деятельности Тематическое планирование 2 класс 1 2 3 Причина болезни Признаки болезни Как здоровье? Почему люди болеют? Никто не  позаботится обо мне лучше,чем я сам По каким признакам можно понять,  что человек заболел? Как помочь  больному? Тест «Твое здоровье» .Как нужно  Кол­во часов аудит 1 внеаудит 1 1 Как организм  помогает себе сам Здоровый образ  жизни Какие врачи нас  лечат Инфекционные  болезни Прививки от  болезней Какие лекарства мы  выбираем Домашняя аптека 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 заботиться о своем здоровье? Режим дня­помощник человека.  Памятка  «Как правильно готовить  уроки?» Что такое ЗОЖ?Зачем нужно  соблюдать ЗОЖ? Профессия­лечить людей. Как  называются врачи разных профилей?  Валеологический самоанализ Что такое инфекционные болезни?  Что такое иммунитет? Прививка­защита от болезни Что нужно знать о лекарствах? Как  получали первые лекарства? Что такое «домашняя аптека?». Какие лекарства должны быть всегда под  рукой? Аллергия. Антибиотик. Всегда ли лекарства приносят пользу? Признаки лекарственного отравления. Отравление  лекарствами Пищевые отравления Скоропортящиеся продукты.  Признаки пищевого отравления. Что  делать при признаках лекарственного  отравления? Солнце­источник жизни на Земле.  Когда солнце приносит вред?  Признаки солнечного ожога Какая опасность подстерегает  человека во время грозы? Правила  поведения в грозу Всегда ли дом­моя крепость? Правила безопасного поведения в доме Правила перехода улиц и дорог.  Правила безопасного поведения в  транспорте Правила поведения на воде. Когда  опасность рядом Мороз и солнце­день чудесный.  Первые признаки обморожения Чем опасен огонь? Пожар и его  последствия. План эвакуации при  пожаре Чем опасен электрический ток?  Первая помощь пострадавшему  Если солнечно и  жарко Если на улице дождь  и гроза Опасность в нашем  доме Как вести себя на  улице Вода ­ наш друг Как уберечься от  мороза Чтобы огонь не  причинил вреда Чем опасен  электрический ток 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 Травмы Различные виды травм. Оказание  первой помощи при  порезах, ушибах,  переломах (практическая работа) Аллергия. Помоги себе сам Домашние животные. Что мы о них  знаем? Правила  обращения с  животными Виды отравлений. Отравление  ядовитыми веществами. Признаки  отравления ядовитыми веществами.  Помоги себе сам Правила поведения при пожаре.  Признаки отравления угарным газом Что такое тепловой удар? Признаки  теплового удара. Как уберечь себя от  теплового удара Какие бывают травмы? Признаки  растяжения связок. Первая помощь  при растяжении связок Виды переломов. Помощь при  переломах. Практическая работа Помоги себе сам. Практическая  работа Что делать при попадании  посторонних предметов. Признаки укуса змеи. Первая помощь  при укусе змеи. Неизлечимые болезни. Работа ученых­ медиков. Что мешает человеку быть  здоровым? Что значит воспитать себя? Тест 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Укусы насекомых Что мы знаем про  собак и кошек Отравление  ядовитыми  веществами Отравление угарным  газом Как помочь себе при  тепловом ударе Растяжение связок и  вывих костей Переломы Если ты ушибся или  порезался Если в глаз, ухо, нос  или горло попало  постороннее тело Укус змеи Расти здоровым 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Воспитай себя Я выбираю движение Обобщение знаний детей № Тема занятия Характеристика деятельности Тематическое планирование 3 класс 1 2 3 Что такое страх? Когда вы  испытывали страх? Причины страха Как воспитывать  уверенность и  бесстрашие. Учимся думать. Пословицы и поговорки о здоровье. Спеши делать добро. Что такое добрый поступок? Спеши  делать добро Кол­во часов аудит 1 внеаудит 1 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Почему мы обманываем? Спасает ли  ложь? Работа с пословицами и поговорками   о правде и лжи. Советы родителей. Почему мы не  всегда их слушаем? Почему возникает непонимание? Как  его преодолеть? Если бы я был волшебником… Все ли желания выполнимы? Что такое каприз? Какие проблемы  могут возникать при общении с  капризным человеком. Как научиться  сдерживать себя? Что такое вредные привычки? Как с  ними бороться? Поможет ли нам  обман. «Неправда – ложь» в  пословицах и  поговорках. Надо ли  прислушиваться к  советам родителей. Почему дети и  родители не всегда  понимают друг друга. Все ли желания  выполнимы. Как воспитать в себе  сдержанность. Как отучить себя от  вредных привычек. Я принимаю подарок. Как часто вам дарят подарки. Как  Я дарю подарки. Наказание. Одежда. Ответственное  поведение. Боль. Сервировка стола. Правила поведения за столом. Ты идешь в гости. Как вести себя в  правильно принимать подарок? Слова  благодарности Как часто вы дарите подарки? Как  выбрать подарок? Что воспринимается вами ,как  наказание? Какие бывают наказания?  Нужно ли обижаться на взрослых,  которые вас наказывают? Сходство и различие различных видов  одежды. Требования к одежде Что значит быть ответственным за  свое дело? Правила поведения с  незнакомыми людьми. Что такое боль? В каких случаях вы  испытываете боль? Чем отличается убранство  праздничного стола от обычного?  Правила сервировки стола.  Практическая работа. Этикет. Правила поведения за столом Как часто вы ходите в гости? Как  нужно вести себя в гостях? Общественные места. Правила  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 транспорте и на  улице. Как вести себя в  театре , кино, школе. Умеем ли мы  вежливо обращаться. Умеем ли мы  разговаривать по  телефону. Помоги себе сам. Умей организовать  свой досуг. Что такое дружба. Кто может считаться  настоящим другом. Как доставить  родителям радость. Если кому  ­ нибудь  нужна твоя помощь. Спешите делать  добро. Огонек здоровья. Путешествие в  страну здоровья. Культура здорового  образа жизни. 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33­ 34 поведения в общественных местах Я иду в театр. Правила поведения в  театре Ежели вы вежливы… Умеешь ли ты  говорить вежливые слова Телефон­средство общения. Какие  ошибки чаще всего встречаются при  разговоре по телефону? Какие трудности вы испытываете в  школе? Слова трудность и труд­слова  одного корня? Что такое досуг. Как его правильно  организовать. Досуг твоей семьи. Дружба крепкая не сломается. Что  значит быть  настоящим другом? Кого можно считать настоящим  другом? Всем в жизни я обязан родителям.  Почему мы не всегда их понимаем? Спешу на помощь… Анализ ситуации Доброта спасет мир. Учись делать  добро. Праздник Игра­путешествие Игра­соревнования 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № Тема занятия Характеристика деятельности Тематическое планирование 4 класс 1 2 3 4 5 Что такое здоровье? Что такое эмоции? Чувства и поступки Стресс Учимся думать и  действовать Что такое здоровье? Как сберечь свое  здоровье? Что такое эмоции? Как жить в ладу со своими эмоциями? Как мы выражаем чувства? Какими  поступками  можно  гордиться? Что такое стресс? Как выйти из  стресса? Причины плохого настроения. Как  справиться с плохим настроением? Кол­во часов аудит 1 внеаудит 1 1 1 1 6 7 8 9 10 Учимся находить  причину и  последствия событий Умей выбирать Принимаю решение Я отвечаю за свои  решения Что мы знаем о  курении 11 Зависимость 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Умей сказать НЕТ Как сказать НЕТ Почему вредной  привычке ты скажешь НЕТ? Я умею выбирать –  тренинг безопасного  поведения Волевое поведение Алкоголь Алкоголь – ошибка Алкоголь – сделай  выбор Наркотик Наркотик – тренинг  безопасного  поведения Причина и следствие событий. Думай  о последствии своих поступков  У человека всегда есть выбор. Сделай правильный выбор Мы в ответе за решения, которые  принимаем.  Какую ответственность несет человек  за свои решения? Что мы знаем о курении. Негативное  влияние курения на организм  человека Почему некоторые привычки  называются вредными? Что такое  зависимость? Как часто в жизни нам приходится  говорить «нет» Я умею сказать НЕТ Тренинг безопасного поведения Тренинг безопасного поведения Что такое сила воли? Волевое  поведение­какое оно? Что такое алкоголь? Почему алкоголь вреден для здоровья? Что такое ошибка? Сделай свой  выбор Сделай свой выбор Я хочу быть здоров. Я выбираю  здоровье Тренинг безопасного поведения 22 Мальчишки и  девчонки 23 Моя семья 24 25 Дружба День здоровья Противоположности. Интересы  мальчиков и девочек Семья­ 7 Я! Моя семья. История моей семьи Что такое дружба. Умей дорожить  дружбой Спортивный праздник 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26 27 28 29 30 31 32 33 Умеем ли мы  правильно питаться? Я выбираю кашу Чистота и здоровье Откуда берутся  грязнули? Чистота и порядок Будем делать хорошо и не будем плохо КВН «Наше  здоровье» Я здоровье берегу –  сам себе я помогу. Будьте здоровы! Сюжетно­ролевая игра Щи да каша­пища наша Обобщающее занятие Да здравствует мыло душистое.  Чистота­залог здоровья Игра­путешествие праздник КВН Урок­игра 1 1 1 1 1 1 1 23                Материально­техническое и учебно­методическое обеспечение образовательного Обобщающее занятие 1 процесса Примечания, где и для чего используется Наименование объектов и  средств  материально­  технического обеспечения Технические средства обучения Мультимедийный проектор Рабочее место учителя Интерактивная доска Экранно­звуковые пособия Коллекция ЦОР, в т.ч.  Интернет ресурсы Оборудование класса Стол учительский, парта ученическая, стулья, шкафы для хранения  пособий,доска, магнитная доска Список литература 1 Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана­ граф». 2002.­ 205 с. 2 Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно­воспитательного  комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6. 3 Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1­5 классы. – М.:  ВАКО, 2007 г. ­ / Мастерская учителя. 4 Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1­4 классы / Под ред. И.С.  Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., ­ 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.) 5 Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. ­ 85 с. 6 Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий //  Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78. 7 Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1­4  классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c. 8 Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1­11 классы): Практические разработки  физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших  школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя. 9 Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.­ сост. З.И. Невдахина. ­ Вып. 3.­ М.: Народное образование; Ставрополь:  Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с. 10 Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1­4 класса. М.: Вако, 2007. ­ 176с. ­ / Мозаика  детского отдыха. 11 Петляковой Э.Н. «Уроки здоровья в  начальной  школе» Ростов – на – Дону  «Феникс», 2011; 12 Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические  установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос,  2003. – 112 с. 13 Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с. 14 Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная  школа, №1 ­ 2003, с.57.

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности курса «Здоровячок»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2018