«Технология моделирования на уроках как средство формирования УУД»
Оценка 4.8

«Технология моделирования на уроках как средство формирования УУД»

Оценка 4.8
Семинары
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
17.12.2018
«Технология моделирования на уроках  как средство формирования УУД»
Прогрессирующий современный мир, меняющийся с быстротой калейдоскопа, диктует педагогу применять современные методы и технологии. Введение ФГОС начального общего образования предусматривает поиск и выделение необходимой информации, её структурирование, логические действия и операции, активное применение метода моделирования на уроках как средство формирования УУД.
статья Карташова ГМО.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Начальная общеобразовательная школа № 28» Доклад на тему: «Технология моделирования на уроках  как средство формирования УУД» Карташова Наталья Александровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории Балашиха, 2018 г. Прогрессирующий   современный   мир,   меняющийся     с быстротой   калейдоскопа,     диктует   педагогу     применять современные методы и технологии.  Начальная   школа   ­     начало   формирования универсальных   учебных   действий   у   детей.   В   силу   своего возраста,   ученики   начальной   школы   в   большей   степени обладают   предметной   образностью   и   наглядной конкретностью, а центральной линией развития детей этого возраста  является интеллектуальное развитие.  Младший   школьный     возраст   является   благодатным для развития словесно­логического мышления, произвольной смысловой   памяти,   внимания,   интеллектуальных   операций, развития организационных умений, способности к реализации внутреннего плана действий. Для современного   учителя в условиях   ФГОС   становится     приоритетной   задачей формирование системы универсальных учебных действий.  Ниже   приведена   таблица   классификации   (по   А.Г. Асмолову) универсальных учебных действий (в дальнейшем УУД).   Личностные УУД Коммуникативные УУД Самоопределение   Смыслообразование  Планирование  Постановка вопросов   Нравственно­этическая ориентация   Разрешение конфликтов   Познавательные УУД Общеучебные универсальные  действия: Логические универсальные действия: Действия постановки и решения  проблем Умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои  мысли  Регулятивные УУД Целеполагание   Планирование   Прогнозирование   Контроль Коррекция  Оценка  Саморегуляция               Особое  внимание обращаю на познавательные УУД, которые включают общеучебные, логические действия, действия постановки и  решения  проблем.               Выделяют группу общеучебных универсальных действий   ­   знаково­символические   действия,   основным показателем развития  которых в начальной школе является овладение моделированием.  Введение   ФГОС   начального   общего   образования предусматривает  поиск   и   выделение   необходимой информации,   её   структурирование,   логические   действия   и операции, активное   применение  метода моделирования  на уроках   как средство формирования УУД. Ребенка  окружает необычайно интересный и сложный мир, познавать который он начинает с ранних лет. Детские игрушки похожи на объекты, которые  окружают его вокруг. Играя   в   различные   игры,   дети   воспроизводят   отношения, которые складываются в обществе.  В   начальной   школе   учитель   опирается     на   то,   что развито у младшего школьника, а именно любознательность, яркие   эмоции,  любовь   к   играм,  инсценировкам,  любовь     к рассуждениям,   поделкам, восприимчивость  к красоте и гармонии.   фантазиям,   рисованию, Что   мало   развито   у   младшего   школьника,   что   надо развивать?   Интеллектуальное   мышление,   внимание, моторика,   подготовленность   к   художественно   –   речевой деятельности,   словесно­логическая   память,   понятийное мышление, самооценка, навыки моделирования.   В   школе   на   уроках   в   качестве   наглядных   пособий используются   различные   макеты,   муляжи,   карты,   схемы, таблицы. Всё это служит для изучения тех объектов, явлений и   процессов,   которые   сложно   или   невозможно   изучить непосредственно,   но   можно   смоделировать,   т.е.   создать модель объекта.     Как   соотнести   и   разграничить   наглядность   и моделирование в учебном процессе? Оба   средства   обучения   тесно   связаны   между   собой, поскольку   и   моделирование,   и   наглядность   имеют   общую цель   –   выделение   главного,   существенного   в   изучаемых объектах   и   предметах.   Но   при   использовании   наглядности существенное   выделяется   в   плане   восприятия,   а   при использовании   моделирования   оно   выделяется   в   действии, преобразующем объект. Создание   и   исследование   моделей   является неотъемлемым   элементом   любой   целенаправленной деятельности. Моделирование – исследование объектов познания на их   моделях;   построение   и   изучение   моделей   реально существующих   объектов,   процессов   или   явлений   с   целью получения объяснений этих явлений. Модель  —   это   упрощённое   подобие   объекта,   или «заместитель» некоторого объекта, сохраняющий все его признаки. Главная задача технологии учебного моделирования – организация   собственной   деятельности   обучающихся   по овладению   способами   анализа   и   обобщения   учебного материала с помощью моделирования. Учебное   моделирование –   технология,   которая позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность. Цель технологии моделирования – работа с учебными   которые   создают   сами   ученики   под моделями, руководством учителя. Еще К. Д. Ушинский говорил: «Учите ребенка каким­ нибудь  пяти  неизвестным   ему  словам, и  он  будет  долго  и напрасно   мучиться   с   ними;   но   свяжите   с   картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету». Строгие правила построения моделей сформулировать невозможно,   однако   человечество   накопило   богатый   опыт моделирования   различных   объектов   и   процессов. Моделирование   относится   к   группе   практических   методов обучения   и   предполагает   совместные   действия   учителя   и учащихся по построению и изучению модели исследуемого объекта или явления.   Рассуждая,   учащиеся,   непосредственно   под руководством   педагога   создают   модели:   строят   схемы всевозможных связей, чертят план местности, учатся строить графики и диаграммы. Самостоятельно изготавливают их из различных материалов: пластилина, картона, бумаги.  С помощью моделирования можно свести изучение от простого, незнакомого ­ к знакомому, то есть сделать объект доступным для тщательного изучения.  В этом виде деятельности у учащихся формируются не только   предметные   умения,   а   так   же,   и   метапредметные. Поэтому   целью   педагогической   деятельности   является создание   педагогом   условий   для   формирования   УУД учащихся средствами метода моделирования на уроках. Учебная   модель –   особая   форма   наглядности, позволяющая представить более ярко те свойства изучаемого объекта или явления, которые нас интересуют. Модели   по   способу   представления   делятся   на материальные   и   информационные.   А   информационные модели: на образные, смешанные и знаковые.   Материальные   (предметные)   модели   воспроизводят геометрические, физические и другие свойства оригинала. Информационные   (абстрактные)   модели   –   строятся только   на   информации,   характеризующей   свойства   и состояние объекта моделирования: Образные (наглядные) модели ­ это чертежи, графики, фотографии. Знаковые (символьные) модели – это текст, формула, программа, описание. Смешанные   модели   –   это   таблицы,   схемы,   плакаты, фильмы. Обучение моделированию – это процесс, состоящий из нескольких этапов: 1 этап  –  работа  с готовыми  моделями. В  доступной форме поясняется, что модель ­ это предмет, заменяющий реальный объект изучения в том случае, если он недоступен для непосредственного исследования. Обучение моделированию   можно начать   с изучения такой готовой модели, как глобус. Учитель подводит   детей к тому, что глобус – это уменьшенная модель Земли, которая показывает,     какую   форму   имеет   реальный   объект   и   что находится на его поверхности. Затем дети описывают объект (планету Земля)   под руководством учителя, т.е. выделяют его существенные признаки.   2 этап – упражнения  в сравнении, обобщении объектов одного   класса.   Ученики     учатся   распознавать   признаки сходства   и   различия,   выделять   главные,   по   которым несколько объектов можно объединить в одну группу. 3 этап – упражнения в изображении его символом или схемой. Четыре этапа построения модели: • Вычленение существенных признаков объекта • Построение модели. • Исследование модели. • Перенос   полученных   на   моделях   сведений   на изучаемый объект. В   основе   технологии   моделирования   лежит   принцип замещения:   реальный   предмет   ребенок   замещает   другим предметом, его изображением, каким­либо условным знаком. Может   успешно   применяться   и   как   вид   проектирования учебной деятельности, и как способ алгоритмизации учебной деятельности   метода моделирования   способствует   развитию   логического мышления,   учит   рассуждать,   последовательно   излагать   Использование   учащихся. материал, направленность обучения.   повышает   наглядность   и   практическую Моделирование   для   детей   младшего   школьного возраста является так же неким видом игровой деятельности, в котором развиваются  творческое  воображение, фантазия, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми и многое другое. Моделирование создает благоприятные условия для всестороннего   развития   детей.   Работая   с   моделями,   дети раскрепощаются.   У   них   развивается   речь,   создаётся уверенность в себе.   Моделирование   можно   использовать   практически   на любом уроке.  «Успех приходит к тому, кто делает то, что любит», ­     очень   любят   заниматься   возможно   использование слова Малькольма   Форбса.   Дети   моделированием.   На   уроках   следующих  видов моделирования. Модель­описание  содержит   опорные   слова, составляющие,   характеристики   объекта   описания   или требует   от   учащихся   по   данным   определениям   угадать объект,   героя.   Направлена   на   формирование   умения обучающихся работать над образом героя. В центре модели­ рассуждения  находится   объект   отношения   (слово   или рисунок).   Может   строиться   как   развитие   других   видов моделей,   а   может   быть   и   самостоятельной. С   помощью модели­сравнения  можно   выбирать   характеристики   из текста, сравнивать героев, объекты природы. Кластер  некий вид   систематизаций     знаний     учащихся   по     определенной теме.  Синквейн  использую на этапе обобщения тем.  Блок­ схемы  показывают   цепочку,   последовательность   событий, явлений и т.д., учащиеся могут их нарисовать, вырезать из бумаги. При   подведении   итогов,   при   выделении   главных  схем   причинно­ признаков   удобно   моделирование следственных связей. Работы могут быть оформлены в виде аппликаций и с использованием любых   материалов. Попс­ формула   и   кубик   Блума  могут   быть     использоваться   на различных этапах всех уроков,   очень эффективны  на этапе рефлексии. Для   чего   же   младшим   школьникам   необходимо овладеть моделированием? Моделирование   делает   учебную   деятельность осмысленной и более репродуктивной. Формирует полноценные умственные действия, научно­ теоретический стиль мышления. Приближает младших школьников к методам научного познания и обеспечивает их интеллектуальное развитие. Технология моделирования, как универсальное учебное действие, обеспечивает формирование всех видов УУД.           Список литературы: 1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская   «Как проектировать универсальные   учебные   действия   в   начальной   школе:   от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г 3.             Кудрина С.В. Учебная деятелность младших школьников.Диагностика. Формирование.­С­Пб.2004 5.             Карпенко,   А.В.Соотношение   наглядности   и моделирования   в         обучении/ А.В.Карпенко //Начальная школа.­ 2010.­ №4.­С.23­27.  6.   Ермолаева   А.А.   Моделирование   на   уроках   в начальной школе.­.: Глобус; Волгоград: Панорама 2009. 7.   Клепинина   З.А.   Моделирование   в   системе универсальных учебных действий.­ Начальная школа ­ №1­ 2012 8.   Раскина   И.И.,   Баракина   Т.В.,   Формирование представлений   о   модели   и   моделировании   в   начальной школе.//Омск: ОмГПУ, 2005    В.С.   Развивающие   занятия   по моделированию в начальной школе. / В.С.Цуканова. – Ростов­ на­Дону.: «Феникс», 2003.­ 80 с. 9.   Цуканова, 10.Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010 11.Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? ­ Рига: Эксперимент, 2000

«Технология моделирования на уроках как средство формирования УУД»

«Технология моделирования на уроках  как средство формирования УУД»

«Технология моделирования на уроках как средство формирования УУД»

«Технология моделирования на уроках  как средство формирования УУД»

«Технология моделирования на уроках как средство формирования УУД»

«Технология моделирования на уроках  как средство формирования УУД»

«Технология моделирования на уроках как средство формирования УУД»

«Технология моделирования на уроках  как средство формирования УУД»

«Технология моделирования на уроках как средство формирования УУД»

«Технология моделирования на уроках  как средство формирования УУД»

«Технология моделирования на уроках как средство формирования УУД»

«Технология моделирования на уроках  как средство формирования УУД»

«Технология моделирования на уроках как средство формирования УУД»

«Технология моделирования на уроках  как средство формирования УУД»

«Технология моделирования на уроках как средство формирования УУД»

«Технология моделирования на уроках  как средство формирования УУД»

«Технология моделирования на уроках как средство формирования УУД»

«Технология моделирования на уроках  как средство формирования УУД»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2018