Развитие математической речи учащихся начальных классов
Оценка 4.6

Развитие математической речи учащихся начальных классов

Оценка 4.6
docx
математика
20.05.2020
Развитие математической речи учащихся начальных классов
Cтатья от уч.нач.кл.А.З. Тер-Мисакянц.docx

Развитие математической речи учащихся начальных классов

   Одна из важнейших задач обучения математике – развитие речи учащихся. От успешного решения этой задачи зависит формиование у учащихся умений объяснить учебный материал, а в конечном итоге зависит развитие математических сособностей. И эту работу следует начать уже в 1 классе.

   На уроках математики, как и на других предметах, мы работаем по развитию устной и письменной речи, к которой предъявляются такие требования, как содержательность, логичность и последовательность, ясность и точность. Все эти требования реализуются в комплексе.

   Рассмотрим примеры развития устной речи.

Работа над звуковой стороной речи сводятся к формированию правильного произношения и выразительного чтения математических теминов и выразительного чтения любого задания.

Для успешного решения этой задачи учитель должен следить прежде всего за своей речью, а затем за речью учащихся. Полезно в ходе устного опроса предлагать (фронтально  или индивидуально в каждом классе и в случае необходимости) упражнения вида:

1.     Прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, миллиметр, выажение, вычислить, сложить, наименование и т.п.

2.     Прочитайте: прибавить к числу 75, вычеть из числа 79, к числу 129 прибавить 235 и т.п.

3.     Прочитайте: прибавить к  95, вычесть из 123, к 89 прибавить и т.п.

   Если учащиеся употребляют падеж неправильно, учитель помогает им, читает сам, а затем просит повторить кого-нибудь из учеников. Так из урока в урок он приучает детей читать математические выражения.

4.     Пример 25-12 Петя прочитал так: «Из двадцать пять вычесть двенадцать». Прав ли он?

Аналогичные и другого вида упражнения может составить каждый учитель.

Слованая работа на уроках математики сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содеожательное связное высказывание. С этой целью полезно предлагать упражнения следующих видов:

1.     Упражнения на объяснение значений математических терминов:

а) объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, сложение, разрядное число, разрядные слагаемые и т.д. (термины берутся из программы соответствующего класса);

б) математическое выажение 18 х 4 Сережа прочитал: «18 взять 4». Как надо прочитать это выражение?

в) выполнив действие 18+2 =20, Маша ответила: «У меня получилось 20, я сосчитала правитьно». Правильно ли она сказала?

При составлении упражнений данного вида следует включать больше заданий на применение терминов (правильное и неправильное).

2.     Упражнение на правильное написание терминов:

а) запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум...рация, выч...таемое, ед...ница, кил...гамм и т.п.;

б) исправьте ошибку в записи слов: «вычеслить», «дилить», «слажить» и т.п.

3.     Упражнение на составление правильных связных высказываний:

а) почитайте педложения, вставив пропущенные слова: От ... слагаемых ... не изменится; Чтобы к числу прибавить сумму, можно к числу прибавить ... слагаемое, а потом к полученному результату ... второе слагаемое;

б) используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило: слагаемое,сумма, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, надо, из.

   Упажнения этого вида напавлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений. У тех учителей, котоые уделяют серьезное внимание усвоению определенных правил, учащиеся с ними справляются.

   Формирование культуры математической речи сводится к устранению грамматических и математических ошибок, таких речевых недостатков, как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложении и т.п.

   На этом этапе работы по развитию речи достигается ясность и точность речи. Полезны упражнения следующего вида.

1.     Упражнение  на устранение грамматических и математических ошибок:

 

 

 а) устраните математические ошибки в тексте: «Чтобы найти неизвестное число в выражении       + 2 = 8, надо к 8 прибавить 2»;

 

б) на вопрос учителя Петя ответил так: «При прибавлении к цифре 5 числа 4 будет 9». Какие ошибки допустил Петя?

 

в) Сережа, решая уавнение 8 – х =3, рассуждал так: «Чтобы найти  х, надо из большего числа (8) вычесть меньшее (3) и получим хх = 8 – 3, х = 5». Павильно ли рассуждал Сережа?

 

2.     Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном такие же, как и на уроках чтения, русского языка, только используется математический матеиал, что усилит межпредметные связи. В частности, полезны такие упражнения:

а) устраните недостатки в объяснении ученика, если его ответ на вопрос «Как сложить числа 25 и 8?» был таким: «К 25 надо прибавить сумму чисел 5 и 3. Заменим второе число 8 суммой удобных слагаемых 5 и 3. Удобнее к 25 пибавить первое слагаемое 5, получим 30. К полученной сумме прибавим второе слагаемое 3, т.е. 25 + (5+3)=(25+5)+3=33»;

 

3.     б) пример 295+12=307 Петя прочитал: «К двести девяносто пять прибавим 12 и получим триста семь». Правильно ли он поолучил?

    Если учащиеся затрудняются дать ответ, учитель сам читает пример, обращая особое внимание на окончания числительных, а затем просит поверить кого-нибудь из учеников.

    Упражнение данного вида довольно сложны. Но с ними учащиеся справляются, если учитель систематически и целенаправленно работает в этом плане.

    Развитие связной математической речи осуществляется в соответствии с требованиями методики развития связной речи на уроках чтения. Этому этапу работы серьезное внимание следует уделять в 3 классе. Полезны так же упражнения следующего вида:

1.     Составьте текст, используя набор карточек со словами:

а) чтобы, на, произведение, двух чисел, это, умножить, число, можно, умножить, первый, число, на, множитель, число, на второй, и, полученное, умножить, множитель;

б) 4 х (2 х 3), тогда (4 х 2) х 3, 24, =, 8 х 3, =.

2.     Прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось связное объяснение:

Значит, 48 : 4 = 12. Это число 12. Разделить 48 на 4 значит найти число, которе при умножении на 4  дает 48 .

3.     Закончите объяснение: «Чтобы раздеить число 12 на произведение 3 х2, можно 12 разделить на 3 и ...»

В зависимости от подготовленности класса можно составить более сложные упражнения, в которых одновременно нужно вставить пропущенные слова и устранить непоследовательность в тексте, т.е. приведенные выше упражнения могут быть использованы в азличных комбинациях.

Развитие письменной математической речи в основном сводится к развитию умений оформлять рнешеие упражнений и задач различными способами.

В работе с младшими школьниками следует учитывать и следующие моменты:

1.     Работая над оформлением решения задач, больше внимания уделять решению их различными способами, изменению условия задачи, ее вопроса.

2.     Не проявлять лишних формальных требований к записи решения задачи и ответа на вопрос. Главное – правильное решение и грамотное его оформление.

3.     Краткую запись задачи целесообразно выполнять только тогда, когда она помогает ученику решить задачу. Как правило, в большинстве случаев лучше  под руководством учителя, чтобы предупредить грамматические ошибки, которые дети часто допускают при смостоятельной работе.

   Для реализации задач развития математической речи учащихся в работе учителя должна быть определенная система. Только при этом условии удается сформировать у детей соответствующие умения.

   Развитие математической речи – работа трудная и кропотливая так как приходится много заниматься с каждым учеником индивидуально.


 

Развитие математической речи учащихся начальных классов

Развитие математической речи учащихся начальных классов

Маша ответила: «У меня получилось 20, я сосчитала правитьно»

Маша ответила: «У меня получилось 20, я сосчитала правитьно»

Как сложить числа 25 и 8?» был таким: «К 25 надо прибавить сумму чисел 5 и 3

Как сложить числа 25 и 8?» был таким: «К 25 надо прибавить сумму чисел 5 и 3

Краткую запись задачи целесообразно выполнять только тогда, когда она помогает ученику решить задачу

Краткую запись задачи целесообразно выполнять только тогда, когда она помогает ученику решить задачу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2020