Развитие математической речи учащихся начальных классов
Одна из важнейших задач обучения математике – развитие речи учащихся. От успешного решения этой задачи зависит формиование у учащихся умений объяснить учебный материал, а в конечном итоге зависит развитие математических сособностей. И эту работу следует начать уже в 1 классе.
На уроках математики, как и на других предметах, мы работаем по развитию устной и письменной речи, к которой предъявляются такие требования, как содержательность, логичность и последовательность, ясность и точность. Все эти требования реализуются в комплексе.
Рассмотрим примеры развития устной речи.
Работа над звуковой стороной речи сводятся к формированию правильного произношения и выразительного чтения математических теминов и выразительного чтения любого задания.
Для успешного решения этой задачи учитель должен следить прежде всего за своей речью, а затем за речью учащихся. Полезно в ходе устного опроса предлагать (фронтально или индивидуально в каждом классе и в случае необходимости) упражнения вида:
1. Прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, миллиметр, выажение, вычислить, сложить, наименование и т.п.
2. Прочитайте: прибавить к числу 75, вычеть из числа 79, к числу 129 прибавить 235 и т.п.
3. Прочитайте: прибавить к 95, вычесть из 123, к 89 прибавить и т.п.
Если учащиеся употребляют падеж неправильно, учитель помогает им, читает сам, а затем просит повторить кого-нибудь из учеников. Так из урока в урок он приучает детей читать математические выражения.
4. Пример 25-12 Петя прочитал так: «Из двадцать пять вычесть двенадцать». Прав ли он?
Аналогичные и другого вида упражнения может составить каждый учитель.
Слованая работа на уроках математики сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содеожательное связное высказывание. С этой целью полезно предлагать упражнения следующих видов:
1. Упражнения на объяснение значений математических терминов:
а) объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, сложение, разрядное число, разрядные слагаемые и т.д. (термины берутся из программы соответствующего класса);
б) математическое выажение 18 х 4 Сережа прочитал: «18 взять 4». Как надо прочитать это выражение?
в) выполнив действие 18+2 =20, Маша ответила: «У меня получилось 20, я сосчитала правитьно». Правильно ли она сказала?
При составлении упражнений данного вида следует включать больше заданий на применение терминов (правильное и неправильное).
2. Упражнение на правильное написание терминов:
а) запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум...рация, выч...таемое, ед...ница, кил...гамм и т.п.;
б) исправьте ошибку в записи слов: «вычеслить», «дилить», «слажить» и т.п.
3. Упражнение на составление правильных связных высказываний:
а) почитайте педложения, вставив пропущенные слова: От ... слагаемых ... не изменится; Чтобы к числу прибавить сумму, можно к числу прибавить ... слагаемое, а потом к полученному результату ... второе слагаемое;
б) используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило: слагаемое,сумма, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, надо, из.
Упажнения этого вида напавлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений. У тех учителей, котоые уделяют серьезное внимание усвоению определенных правил, учащиеся с ними справляются.
Формирование культуры математической речи сводится к устранению грамматических и математических ошибок, таких речевых недостатков, как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложении и т.п.
На этом этапе работы по развитию речи достигается ясность и точность речи. Полезны упражнения следующего вида.
1. Упражнение на устранение грамматических и математических ошибок:
|
а) устраните математические ошибки в тексте: «Чтобы найти неизвестное число в выражении + 2 = 8, надо к 8 прибавить 2»;
б) на вопрос учителя Петя ответил так: «При прибавлении к цифре 5 числа 4 будет 9». Какие ошибки допустил Петя?
в) Сережа, решая уавнение 8 – х =3, рассуждал так: «Чтобы найти х, надо из большего числа (8) вычесть меньшее (3) и получим х: х = 8 – 3, х = 5». Павильно ли рассуждал Сережа?
2. Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном такие же, как и на уроках чтения, русского языка, только используется математический матеиал, что усилит межпредметные связи. В частности, полезны такие упражнения:
а) устраните недостатки в объяснении ученика, если его ответ на вопрос «Как сложить числа 25 и 8?» был таким: «К 25 надо прибавить сумму чисел 5 и 3. Заменим второе число 8 суммой удобных слагаемых 5 и 3. Удобнее к 25 пибавить первое слагаемое 5, получим 30. К полученной сумме прибавим второе слагаемое 3, т.е. 25 + (5+3)=(25+5)+3=33»;
3. б) пример 295+12=307 Петя прочитал: «К двести девяносто пять прибавим 12 и получим триста семь». Правильно ли он поолучил?
Если учащиеся затрудняются дать ответ, учитель сам читает пример, обращая особое внимание на окончания числительных, а затем просит поверить кого-нибудь из учеников.
Упражнение данного вида довольно сложны. Но с ними учащиеся справляются, если учитель систематически и целенаправленно работает в этом плане.
Развитие связной математической речи осуществляется в соответствии с требованиями методики развития связной речи на уроках чтения. Этому этапу работы серьезное внимание следует уделять в 3 классе. Полезны так же упражнения следующего вида:
1. Составьте текст, используя набор карточек со словами:
а) чтобы, на, произведение, двух чисел, это, умножить, число, можно, умножить, первый, число, на, множитель, число, на второй, и, полученное, умножить, множитель;
б) 4 х (2 х 3), тогда (4 х 2) х 3, 24, =, 8 х 3, =.
2. Прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось связное объяснение:
Значит, 48 : 4 = 12. Это число 12. Разделить 48 на 4 значит найти число, которе при умножении на 4 дает 48 .
3. Закончите объяснение: «Чтобы раздеить число 12 на произведение 3 х2, можно 12 разделить на 3 и ...»
В зависимости от подготовленности класса можно составить более сложные упражнения, в которых одновременно нужно вставить пропущенные слова и устранить непоследовательность в тексте, т.е. приведенные выше упражнения могут быть использованы в азличных комбинациях.
Развитие письменной математической речи в основном сводится к развитию умений оформлять рнешеие упражнений и задач различными способами.
В работе с младшими школьниками следует учитывать и следующие моменты:
1. Работая над оформлением решения задач, больше внимания уделять решению их различными способами, изменению условия задачи, ее вопроса.
2. Не проявлять лишних формальных требований к записи решения задачи и ответа на вопрос. Главное – правильное решение и грамотное его оформление.
3. Краткую запись задачи целесообразно выполнять только тогда, когда она помогает ученику решить задачу. Как правило, в большинстве случаев лучше под руководством учителя, чтобы предупредить грамматические ошибки, которые дети часто допускают при смостоятельной работе.
Для реализации задач развития математической речи учащихся в работе учителя должна быть определенная система. Только при этом условии удается сформировать у детей соответствующие умения.
Развитие математической речи – работа трудная и кропотливая так как приходится много заниматься с каждым учеником индивидуально.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.