В.А. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Было установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук в головной мозг.
Чем чаще мы будем развивать мелкую моторику младших школьников, совершенствовать их тонкомоторные навыки тем сильнее мы будем стимулировать их речевое развитие и подготовим руку к письму.
Нетрадиционные приемы и методы развития мелкой моторики младших школьников на логопедических занятиях
Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.
Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.
Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук
Такие игры дают нагрузку на мелкую моторику руки, что способствует появлению более тонких, дифференцированных движений, влияет на развитие тактильного чувства. Благодаря связи между движением различных частей нашего тела с корой больших полушарий, что особенно сильно выражено в отношении пальцев рук, данный вид игры способствует:
Почему так важны для младших школьников игры, тренирующие мелкую моторику?
активизации деятельности клеток мозга;
стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, воображение;
воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
ИГРЫ -ШНУРОВКИ
развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
развивает пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
формируют навыки шнуровки, способствуют развитию речи;
развивают творческие способности;
также развивается глазомер, внимание, укрепление пальцев и всей кисти рук, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.