Развитие мелодического слуха посредством двенадцатислоговой системы наименования звуков.
Оценка 4.9

Развитие мелодического слуха посредством двенадцатислоговой системы наименования звуков.

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
музыка
23.08.2020
Развитие мелодического слуха посредством двенадцатислоговой системы наименования звуков.
Методическая разработка о формировании звуковысотного слуха с помощью хроматического звукоряда С. В. Белецкого.
Хроморяд.docx

Волкова Светлана Александровна, преподаватель МБОУ ДО «ДШИ №1 им. Ю.А. Розума» г. Сатка, 2020 г.

 

Формирование звуковысотного слуха  при помощи хроматического звукоряда

 С. В. Белецкого.

 

 

Дайте ребёнку факты - он сам сделает выводы.

Глен Доман

 Помни правило, мой друг: вижу ноту - слышу звук.

С. В. Белецкий

 

     Идеи американского врача-нейрохирурга Глена Домана совершили «тихую революцию» во взглядах на воспитание и обучение детей. Его методика обрела множество сторонников, а заодно и массу хулителей, что совершенно естественно для всего, что не вписывается в рамки общепринятых норм.

 

  Доман, Гленн — Википедия                                   

                                                     

«Тихим революционером» в музыкальной педагогике можно считать Сергея Владимировича Белецкого, автора общедоступного метода обучения музыке посредством слого-интонационной разговорной речи.

 

ШКОЛА ГОЛОСА И СЛУХА Естественное Обучение Музыке | Italia VLIP.LV                             

         Согласно С.В. Белецкому, безымянным чёрным звукам-клавишам присваиваются собственные имена-слоги. Образуется хроморяд (хроматический звукоряд) С.В. Белецкого - двенадцатислоговая система наименования звуков темперированного строя. Хроморяд позволяет вести слоговую запись музыки в более простом, чем нотная графика, формате.

Авторская методика ставит на первое место слуховое восприятие и направлена на формирование того звукового пространства, в котором существует память на «имя» высоты звука, что позволяет ребёнку «мыслить именами звуков».

 

Доступное Обучение Музыке (Хроморяд Белецкого). Постановка и ...

        Мелодические формулы формируют лад. Благодаря их использованию происходит накопление «словарного запаса» при абсолютном равенстве звуков, издаваемых чёрными и белыми клавишами. Под «мелодическими формулами» следует понимать попевки хроморяда С.В. Белецкого и другой песенный материал, используемый на занятиях конкретным педагогом. Попевки хроморяда - это 12 жанро-мелодических формул в разных музыкальных и танцевальных жанрах, в разных размерах и тональностях.

About scool

 

     Для учебной дисциплины «музыкальная грамота» на хореографическом отделении мною разработаны наглядные пособия. Это книжки-листалки, в которых за словесным текстом песен и попевок следует их слоговая запись в хроматическом звукоряде, что позволяет в доступной форме и достаточно быстро освоить предлагаемый музыкальной материал. Книжки оформлены по принципу книг-листалок учебно-игрового комплекта Г. Домана - А. Маниченко «Букварь с пелёнок». Их особая конструкция позволяет обеспечить высокий темп перелистывания страниц. Чтобы листать было удобно, верх срезается «лесенкой», и каждый следующий лист немного выглядывает из-под предыду-

щего. Так оформлен общедоступный музыкальный материал: «Осенняя песенка» Д. Васильева-Буглая, «Жук» и «Паучок» Е. Попляновой, «Паровоз» Г. Эрнесакса, «Пёстрый колпачок» Г. Струве, русские народные песни «Ходила младёшенька» и «Как на тоненький ледок». В виде книг-листалок оформлены и некоторые попевки хроморяда.

 

     Описанный музыкальный материал является источником теоретических сведений, осваиваемых на уроке. Изучение теоретического материала происходит в процессе поиска решений по проблемным вопросам. В этом прослеживается мыслительная деятельность учащихся. На основании сходства и различия тональностей Соль мажор и ми минор дети дают свои определения понятию «параллельные тональности», на основании изменения тоники дают определение понятию «модуляция», определяют жанровые особенности польки, вальса, тарантеллы, танго, полонеза, мазурки, менуэта.

     Наглядный материал используется на уроке в различных видах деятельности. Это:

1. Пение песен и попевок по книжкам-листалкам со словами и в хроматическом звукоряде хором, в ансамбле, соло.

2. Исполнение ритмических и мелодических канонов как видов многоголосия.

3. Игра на фортепиано индивидуально каждым учащимся песен и полевок.

     Таким образом, использование хроматического звукоряда на уроках музыкальной грамоты позволяет решать следующие задачи:

1. Учить детей воспринимать музыку на уровне простой человеческой речи.

2. Формировать музыкально-логическое мышление детей.

3. Развивать звуковысотный слух учащихся, их память на «имя» высоты звука.

4. Преодолеть страх детей перед диезами и бемолями благодаря доступности чёрных клавиш.

5. Достигать чистоты и слаженности звучания.

 

Список литературы

1. Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет /ред. Пискарева К. - М.: Эксмо, 2013. - 224 с.

2. Современные технологии обучения музыке, из материалов III международной конференции [Электрон, ресурс] - 28 ноября 2008. - Режим доступа: MusicForum.ru>index.php?showtopic=52000


 

Волкова Светлана Александровна, преподаватель

Волкова Светлана Александровна, преподаватель

Согласно С.В. Белецкому, безымянным чёрным звукам-клавишам присваиваются собственные имена-слоги

Согласно С.В. Белецкому, безымянным чёрным звукам-клавишам присваиваются собственные имена-слоги

Мелодические формулы формируют лад

Мелодические формулы формируют лад

Описанный музыкальный материал является источником теоретических сведений, осваиваемых на уроке

Описанный музыкальный материал является источником теоретических сведений, осваиваемых на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2020