РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ
НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО
ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
Рыбинок Екатерина Валерьевна
Учитель физики и информатики
КГУ «Алчановская основная школа»
Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения к учению самих учащихся.
Потребность в получении новых знаний заложена в детях природой. Потребность получения знаний с возрастом резко снижается, так как ребенок переполнен информацией. Чтобы заинтересовать школьников есть возможность использовать их потребности характерные для данного возраста: потребность в общении, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности. Именно эти потребности подростков я стараюсь учитывать при мотивации учебной деятельности.
Для повышения мотивации необходимо:
ü обеспечить у учеников переживание успеха в деятельности, для этого необходимо правильно подобрать уровень сложности заданий и заслуженно оценить результат;
ü использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;
ü организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;
ü самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;
ü видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.
Формы и методы ведения урока должны способствовать тому, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке должна сделать этот урок интерактивным.
Ученик в процессе обучения должен стать субъектом учения, т.е. иметь потребность и желание познать учебный материал и применить его на практике. Эту задачу невозможно выполнить без создания соответствующей мотивации. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала.
Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Это было чем-то новым и неизведанным, и привлекало внимание детей. Компьютер таил в себе много новых возможностей. Он мог быть другом и помощником, был способен развлечь и связать со всем миром. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится чем-то обычным и, соответственно, у них теряется интерес к предмету «информатика».
Давайте вспомним и назовём классификации методов обучения по уровню активности обучающихся.
1.Обучающийся выступает в роли "объекта" обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом – источником правильных знаний. (Пассивный)
2.Обучающийся является "субъектом" обучения, выполняет творческое задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания (часто-домашние), вопросы от ученика к учителю, развивающие творческое мышление. (Активный)
3. Обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Учитель-ученик, ученик-ученик. (Интерактивный)
Какие же методы и приемы формирования мотивации на уроках информатики можно применить? Расскажу о некоторых из них, которые я использую в своей работе.
1. Обращение к жизненному опыту ребенка.
При изучении нового материала учитель опирается на жизненный опыт самих детей. Например, изучая тему «Классификация. Основание классификации» в качестве примера можно использовать деление учащихся в школе по классам. Детям нетрудно понять, как распределяются все учащиеся по классам в школе; что берется за основание такого распределения объектов. При изучении темы «База данных. СУБД» можно в качестве практической работы взять создание телефонной книги. Детям это знакомо – у всех есть мобильные телефоны.
Таким образом, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что учащиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности.
2.Использование занимательного материала
Использование на уроках игр, головоломок, кроссвордов, ребусов способствует развитию познавательного интереса к предмету и формирует устойчивую мотивацию. Так при изучении темы «Кодирование информации» знакомим детей с шифрованием и с различными шифрами. Для домашней или самостоятельной работы детям даю задание: придумать самим свой шифр. Дети с интересом выполняют такую работу. В дальнейшем можно предложить проектно-исследовательскую работу под общим названием «Криптография – наука о тайнописи». Темы для проектов могут быть разные: например, «История появления криптографии», «Ребус – тоже криптография?» и др.
Большой интерес у детей вызывает на уроках использование в качестве занимательного материала пословиц и поговорок на компьютерный лад.
Например, игра «Узнай пословицу»
1. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу тебе, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу тебе, кто ты)
2. Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь)
3. Не Windowsом единым жив компьютер (Не хлебом единым жив человек)
4. Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)
5. Вирусов бояться – в Интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить)
3. Проектно-исследовательская деятельность.
О методе проектов в настоящее время сказано уже много, и педагоги успешно применяют его на своих уроках. Не остаемся в стороне и мы – учителя информатики.
Бесспорно, создание проекта - процесс сложный, но он побуждает детей к поиску ответов на вопросы. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации своих проектов учащиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно - иллюстративный материал, проявить свое творчество, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство уверенности в своих силах и способностях.
Для обеспечения устойчивой мотивации учебной деятельности, я широко использую проекты на всех ступенях обучения информатике, начиная с мини-проектов в среднем звене, до долгосрочных проектов в старшем звене.
Не будем также забывать о межпредметной связи, которую можно увидеть в методе проектов. Например, 5 класс, ОБЖ: тема «Вода - основа жизни». Учащимся задаю мини-проект-исследование «Сколько воды потребляет ваша семья?». Временной промежуток для исследования берется небольшой 7-10 дней. Еще пример: на уроках географии изучая климат, учащиеся с помощью наблюдений, составляют таблицу, а полученные знания по теме «Табличный процессор Excel» помогают учащимся создавать диаграммы, и наглядно увидеть изменения погоды.
Таким образом, ребята ощущают себя в роли настоящих исследователей, и актуальность в получении знаний по изучаемым темам очевидна, не говоря уже о практической ценности такой работы.
Рассмотрим несколько примеров применения методов и приемов для повышения мотивации при изучении курса информатики:
Пример 1: тема "Обработка графической информации". 7 класс.
Все обучающиеся "сидят" в соцсетях и практически все редактируют свои фотографии с помощью предложенных инструментов - используют различные рамочки и т. д. С помощью GIMP можно также профессионально отредактировать фотографию: убрать ненужные предметы, улучшить причёску, убрать дефекты на лице (как часто это делают при создании выпускных альбомов). Поэтому практическую работу в "Художественная обработка изображений" мы выполняем редактируя свои фотографии, украшая с помощью фильтров.
Обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что учащиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности.
В наш век бурного развития и использования информационных технологий практические навыки, полученные на уроках информатики, очень пригодятся им в профессиональной деятельности. Ведь не секрет, что для ряда школьных дисциплин характерно то, что ученики не имеют представления, как они могут применять получаемые знания, и в результате теряют интерес к изучению данного предмета.
Пример 2: Класс: 9 Тема: Базы данных
Можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы «Аппаратное обеспечение ПК»).
Деление на две группы
Задание: «Кластер».
Пример 2: Класс: 9 Тема: Алгоритмы и исполнители.
Работа в группах. На поисково-исследовательском этапе класс делится на группы (по 5 человек).
Задание: составить кластер на основе изучения материала учебника. Также наряду с составление кластера обучающиеся составляют список вопросов. Затем группы выступают со своими работами, обсуждают появившиеся вопросы (вся деятельность осуществляется между обучающимися, учитель выполняет функцию координатора; на возникшие вопросы могут отвечать члены других групп, при затруднении обращаясь к учителю). (См. приложение 1,2)
Ролевые, деловые игры
Пример 3: Тема: Основные компоненты компьютера и их функции. 7 класс.
Игра «Шутка наборщика»
При наборе слов наборщик
решил пошутить, все согласные он вставил, а гласные пропустил. Найди
неизвестные буквы по теме «Память компьютера»
Игра «Разгадай слово»
Пример 4: Тема: Измерение информации. 7 класс.
На доске заготовлены
примеры перевода единиц измерения информации и несколько ответов. Решив
примеры, учащиеся должны прочитать закодированное слово.
0,5 Кб = ____ Б
1,2 Мб = ____Кб
0,3 Гб =_____ Мб
1024 Мб = ____ Гб
2700 Кб = ____ Мб
3600 Б = _____Кб
К=1228,8 Кб;
А=307,2Мб; С=512
Б; Р=3,51Кб; Е=2,63Мб; Н= 1Гб
( см. приложение 4)
Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна.
2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Учитель
Душевный, открытый
Любящий, ищущий, думающий
Много идей - мало времени
Призвание
Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной
информации. Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа
учащихся. Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и
представления в нескольких словах.
Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.
А в завершении хочу еще добавить, что мотивация ребенка на уроке зависит не только от учителя, и от родителей тоже. Если родители не пустят на самотек обучение своего чада, а постараются контролировать выполнение домашнего задания, обратят внимание на то, чем увлекается их ребенок – к чему у него тяга, может ему интересна химия – тогда нужно купить энциклопедию по химии и вместе читать и разбирать опыты и т.д.
И обязательно интересоваться: «Как прошел день?»; «Какие оценки получил?»; «Что было на уроках?». Создадут дома атмосферу доброжелательности и спокойствия. А главное, помочь, поддержать, подбодрить и направить своего ребенка в нужное русло!
Сильнейшим стимулом мотивации является похвала. Давайте чаще хвалить детей!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.