Развитие музыкальности
Оценка 4.8

Развитие музыкальности

Оценка 4.8
docx
17.05.2024
Развитие музыкальности
развитие музыкальности.docx

Методический доклад

на тему: «Развитие музыкальности у детей

на уроках хореографии»

 

 

Содержание

 

Введение

 

1. Деятельность преподавателя и концертмейстера в классе хореографии.

 

2. Музыкальное развитие на уроках хореографии.

 

2.1. Развитие «музыкальности» исполнения танцевального движения.

 

2.2. Основные этапы ознакомления с музыкальным сопровождением.

 

3. Принципы подхода к подбору музыкальных фрагментов для уроков хореографией.

 

Заключение.

 

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они также развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а также помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности.

 

Музыкальное оформление прививает воспитанникам эстетические вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.

 

Переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после окончания занятия музыкально оформлены, чтобы воспитанники привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой.

 

Музыкальное поддержание урока – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, чтобы, воспитанник не делал, упражнение или танец, необходимо выбирать предельно ясные мелодии, особенно на первых этапах обучения.

 

1. Деятельность преподавателя и концертмейстера в классе хореографии.

 

Искусство танца  без музыки  существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и концертмейстер. Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Музыкальное оформление урока готовится концертмейстером под руководством педагога заранее. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист (баянист) исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

 

Планирует работу в хореографических классах педагог-хореограф. Тематическое планирование учебного материала по хореографии тоже делает педагог. Концертмейстер обязан знать и программу, и план каждого занятия. Сотворчество педагога-хореографа и концертмейстера необходимо во всех сферах (планирование, реализация программ учебной и постановочной работы). От концертмейстера не зависит построение занятий, это решает хореограф. А вот какова будет отдача, на каком эмоциональном уровне они пройдут, во многом зависит от музыканта, от подобранной и предложенной им музыки.

 

2. Музыкальное развитие на уроках хореографии.

 

2.1. Развитие «музыкальности» исполнения танцевального движения.

 

Музыкальное развитие на уроках хореографии осуществляется при помощи определенных методов и приемов:

 

- В начале идет работа по накоплению опыта слушания музыки.

 

- Вторым источников получения знаний – является слово педагога , которое приводит к пониманию и восприятию музыкального образа конкретных  музыкальных произведений.

 

- Третьим источником является непосредственно музыкально-танцевальная деятельность самих детей.

 

Для развития «музыкальности» исполнения танцевального движения применяются следующие методы работы:

 

- наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом);

 

- словесный (педагог помогает понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение, способствует проявлению творческой активности);

 

- практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений);

 

Развивая детское воображение, восприятие, фантазию, полезно применять метод прослушивания музыкального материала с последующей краткой беседой. Метод не нов, но он оправдывает себя. Результат этой работы всегда положительный: движения детей постепенно становятся более выразительными. Дети учатся контролировать свои движения и делать их гармоничными.

 

В плане музыкального воспитания преподаватель имеет возможность научить детей следующему:

 

- выделять в музыке главное;

 

- передавать движением различный интонационный смысл (ритмическое,  мелодическое,  динамическое начало).

 

Это можно делать на любых этапах занятий: и в упражнениях, и в танцевальных этюдах.

 

Главная музыкальная мысль, заложенная в произведении - это мелодия, основа музыки. Важнейший элемент музыки – ритм. Темп и в музыке и в танце един. Все эти характеристики танцующие дети должны знать, понимать, определять. Тонкое чувство восприятия музыки развивается у детей во время органичного соединения движения и музыкальной фразы (начало и окончание). Преподаватель- хореограф учит выполнению «команд»: начало мелодии – начало движения, окончание мелодии – окончание движения. Воспитывается умение укладываться в музыкальную фразу.

 

2.2. Основные этапы ознакомления с музыкальным сопровождением.

 

Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи: ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами, научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства.

 

Для развития музыкальности учащиеся должны внимательно вслушиваться в музыку, а следовательно преподаватель показывает движения под музыкальное сопровождение, а не под счёт.

 

Второй этап – формирование восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями. Здесь ставятся задачи: умение исполнять движения в соответствии с характером музыки, восприятие и передача настроения музыки в движении, характера движений. На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографических заданий. Этот этап продолжается длительное время. Идет тщательная подборка музыкального материала для каждого движения классического и народно-сценического экзерсиса в соответствии с предъявляемыми требованиями (квадратность, характер мелодии, наличие затакта, темп, размер).

 

Третий этап – образование и закрепление навыков, то есть автоматизацияспособов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие задачи: эмоционально-выразительное выполнение упражнений экзерсиса, развитие самостоятельной творческой активности детей. В процессе систематической работы, учащиеся приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее. У детей развивается интерес и любовь к музыке через движения.

 

Обучение хореографии в школе искусств целесообразно начинать с занятий по ритмике. Занятия ритмикой служат преддверием для занятий хореографией. На уроках ритмики происходят первые соприкосновения с музыкой, развивается внимание, музыкальная память, чувство ритма, умение двигаться под музыку.

 

С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять и уяснить те простые правила, которые необходимы на уроках ритмики и хореографии:

 

а) музыка - хозяйка на занятиях, без нее не может быть музыкальной игры, она руководит в музыкальных упражнениях и самостоятельной работе,

 

б) музыку надо "беречь", во время звучания нельзя шуметь, говорить, смеяться, без музыки не разрешается двигаться,

 

в) музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания.

 

В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком марша, польки, вальса, мазурки, полонеза, на не сложных музыкальных примерах. Для развития образного мышления подбираются не большие и не сложные для восприятия  музыкальные примеры, но очень яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети, прослушав данный музыкальный фрагмент, могли бы создать мини-этюд, или воплотить конкретный образ под конкретно заданную музыку («Медведь», «Осенний листопад», «Снежинки» и т.д.).

 

Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, способствуют освоению элементов танца, игр, и т.д.

 

На следующих этапах обучения вводится классический танец, народно сценический танец и музыкальный материал подбирается не сложный, чтобы учащимся было легче организовать свои движения в соответствии с музыкой. Далее комбинации усложняются, усложняется музыкальный материал. Музыка в любом своем проявлении создает прежде всего содержательную основу танца. Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях.

 

Основной задачей руководителя в работе с учащимися должно быть стремление привить детям большую любовь к танцам, развить музыкальность, воспитывать художественный вкус.

 

3. Принципы подхода к подбору музыкальных фрагментов для уроков хореографией

 

 Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит  музыкальное развитие учащихся. Музыкальное оформление уроков по хореографии должно быть весьма разнообразно как по мелодике, так и ритму. Характер ритмов часто меняется в ходе урока. Когда изучается новое движение или его отдельные элементы, ритм должен быть простым, мелодия не сложной, доступной. Затем, в процессе работы, музыкальный материал усложняется, усложняется ритмический рисунок внутри такта, изменяется форма и размер музыкального фрагмента, особенно в прыжках, или при соединении различных упражнений в единую комбинацию.

 

Рассмотрим музыкальный материал для классического экзерсиса, он должен обладать следующими свойствами:

 

1. Квадратность.

 

Это значит, что одно движение делается 4 раза: крестом–вперед, в сторону, назад, в сторону. Квадрат состоит из тактов в размере 2/4 или 4/4.

 

2. Определенный ритмический рисунок и темп.

 

Для исполнения таких движений, как Adagio, Tendus, Rond de jambe par terre, ритмический рисунок не имеет особого значения, но имеет значение темп. Он должен быть медленным и мелодия должна быть лирической, так как движения исполняются плавно и медленно. Для исполнения движения battements tendus–необходим четкий ритмический рисунок, а также присутствие синкопированного ритма. Исполнение этих движений идет в быстром темпе размер 2/4 или 4/4 при медленном исполнении.

 

3. Наличие затактов.

 

Любой затакт имеет немаловажное значение в исполнении движения, кроме того, он определяет темп всего упражнения. На начальном этапе, когда движение разучивается и исполняется на сильную долю, затакт не играет решающей роли, так как движения на этом этапе исполняются в медленном темпе по квадратам на сильную долю (battements tendus, battements tendus jetes, battements frappe). В дальнейшем же это качество играет немаловажную роль.

 

4.Темповые и метрические особенности.

 

Размер 2/4 может употребляться для различных упражнений. Но темп исполнения и сама техника всегда различны. Battements tendus, battements tendus jetes, battements frappes могутисполнятьсявразмере 2/4 втемпах allegro. Аупражнения battements fondues, plie, passé par terre - вразмере 2/4 втемпах adagio. Rond de jamb par terre может исполняться в размере ¾, то есть, одно движение на 1 такт. Таким образом, темп замедляется до adagio (или одно движение -полный круг - на 4 такта. То же самое происходит и с размером 4/4).

 

5. Метро-ритмические особенности.

 

На начальном этапе разучивания упражнения выполняются в медленном темпе (одно движение на 1 такт).

 

Все движения классического экзерсиса делятся на медленные и быстрые, с четким ритмом, и плавно скользящие. И музыкальные фрагменты выбираются по этому же принципу: медленные (в размерах 4/4, 2/4); с синкопированным ритмом (в размерах 2/4, ¾, 4/4); в умеренном темпе (на 2/4 и ¾).   На начальном этапе упражнения разучиваются на сильную долю. А по мере их запоминания необходим затакт, особенно для упражнений battements tendus, battements tendus jetes, battements frappes, petit battements. Поэтому сразу следует подбирать для них два варианта музыки, с акцентом на сильную и слабую долю, с мелким ритмическим рисунком. Под один и тот же музыкальный фрагмент движение может быть выполнено как быстро, так и в медленном темпе. На простые комбинации следует давать простые музыкальные фрагменты с ясной мелодией, в простом размере, с несложным ритмическим рисунком, но характер музыки соответствует движениям (плавный, лирический или острый). Музыкальный материал на каждом году обучения постепенно усложняется.

 

Подбор музыкального материала для народно- сценического танца подбирается также.

 

Заключение

 

Предмет хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.

 

Задача предмета привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности: развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитать художественный вкус, интересы.

 

Музыкальность – это свойство человека тонко чувствовать и понимать музыку. Музыкальность – это одно из первых и непременных условий и требований при занятиях хореографией.

Танцор должен чётко, точно и правильно воспринимать музыку, уметь слушать ее, подчиниться ее ритму и внутреннему характеру. Это музыкальный слух и музыкальный ритм.

Большое значение имеет тренировка этих качеств и слух, и ритм можно воспитать у человека, если правильно и серьезно к этому отнестись.

Музыка, воздействуя на чувства человека, вызывает настолько глубокие эмоции, что влияет и притягивает к себе сильнее, чем любой другой вид деятельности.

 

Идеальный танец создается тогда, когда все наше тело станет звучащим музыкальным инструментом и на каждый звук, как его резонанс, будет рождаться жест.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Громов Ю. И. «Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера». СП6ГУП, 1977. С.87.

 

2. Ваганова А. Я. «Основы классического танца». Л.,1980. С. 168-187.

 

3. Ярмолович Л. И. «Классический танец. Методическое пособие». Л., 1986. С. 15-44, 58-83.

 

4. С.В. Филатов “От образного слова - к выразительному движению”, М.,1993.

 

5. Ю.Слонимский “В честь танца”, М., 1988.


 

Методический доклад на тему: «Развитие музыкальности у детей на уроках хореографии»

Методический доклад на тему: «Развитие музыкальности у детей на уроках хореографии»

Введение Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место

Введение Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место

Искусство танца без музыки существовать не может

Искусство танца без музыки существовать не может

Вторым источников получения знаний – является слово педагога , которое приводит к пониманию и восприятию музыкального образа конкретных музыкальных произведений

Вторым источников получения знаний – является слово педагога , которое приводит к пониманию и восприятию музыкального образа конкретных музыкальных произведений

Это можно делать на любых этапах занятий: и в упражнениях, и в танцевальных этюдах

Это можно делать на любых этапах занятий: и в упражнениях, и в танцевальных этюдах

Второй этап – формирование восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями

Второй этап – формирование восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями

В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком марша, польки, вальса, мазурки, полонеза, на не сложных музыкальных примерах

В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком марша, польки, вальса, мазурки, полонеза, на не сложных музыкальных примерах

Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях

Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях

Определенный ритмический рисунок и темп

Определенный ритмический рисунок и темп

Метро-ритмические особенности.

Метро-ритмические особенности.

Задача предмета привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности: развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в…

Задача предмета привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности: развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в…

Ярмолович Л. И. «Классический танец

Ярмолович Л. И. «Классический танец
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2024