Развитие навыков общения как один из Здоровилова Елена
Александровна основных принципов социализации.
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования.
Исследователи развития современного образования Б. М. Бим-Бад, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. А. Караковский, М. М. Поташник и др. справедливо полагают, что перед школой, перед педагогами сейчас встала проблема воспитания цельной нравственной личности, находящейся в согласии с миром и с собой. Тем более что зависимость самого существования жизни на Земле от разума человека становится всё очевиднее.
Но - что значит «человек разумный»? Значит ли это только то, что его уровень IQ достаточно высок, и именно это позволит ему в дальнейшей жизни стать успешным человеком и полностью жить в согласии с самим собой и окружающим миром?
Одно время я долго не могла понять, почему при одинаковом образовании одни прозябают на незначительных постах, а другие весело взбираются по служебной лестнице. Почему есть полнейшие бездари, зарабатывающие сумасшедшие деньги, и умницы, которые концы с концами свести не могут? Почему в некоторых семьях ругаются и разводятся, а в некоторых, хоть и ругаются, но не разводятся? “А дело все в том, — утверждает психолог Гарвардского университета, главный аналитик “New York Times” и “Psychology Today” Даниэль Гольман, — что именно эмоции ответственны за принятие решений”. Все считают, что правильные логичные поступки совершаются благодаря интеллекту. Ничего подобного. В своих решениях человек исходит из своих ощущений, он руководствуется эмоциями, даже когда убежден в обратном.
В книге «Emotional Intelligence» («Эмоциональный интеллект»), вышедшей в октябре 2008 года в Соединенных Штатах, автор указывает, что настоящий показатель интеллекта не I.Q., a E.Q. Его можно определить, «как способность слышать собственные чувства, контролировать всплески эмоций, как умение принять правильное решение и оставаться в спокойствии и оптимистично оценивать сложную ситуацию». В этом состоит великая революция, ожидающая нас в новом веке: реванш чувств и эмоций над умом технократа.
В Соединенных Штатах и в Европе было проведено специальное исследование вследствие того, что многие представители «золотой молодежи» и «рабочие лошадки», которым пророчили блестящее будущее, вдруг «сошли с дистанции». Оказалось, что все это из-за плачевно низкого коэффициента E.Q. и неумения общаться в коллективе. Когда у человека возникают проблемы на работе, виной тому чаще всего эмоциональная незрелость, а не профессиональная некомпетентность.
Как же подготовить ребёнка к возможности жить (а не выживать) в современном обществе, добиться успеха, достигнуть своих целей, те есть повысить его E.Q.? Именно для этого и существует «социализация».
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. (Википедия).
Во многом от педагога зависит, каким станет ребенок, насколько разовьются его способности, насколько успешен он будет в жизни. «Счастье, если встречаются талантливый ученик и увлечённый педагог. В этом тандеме выигрывают оба - ученик, получивший возможность совершенствовать свои способности, и учитель, который поднимая ученика, поднимается сам» - эти слова я прочитала на одном из педагогических интернет - форумов.
Став классным руководителем 8 класса, прежде всего я провела диагностику коллектива. Самый первый метод - это социометрия, при помощи которого я увидела ясную картину психологической обстановки в классе ( наличие и количество лидеров, аутсайдеров, микрогруппы и т. д.) Нельзя сказать, что психологический климат был тяжёлым, тем ни менее - конфликты возникали довольно часто. А в борьбе против неугодного учителя дети становились единым целым, забыв про личные обиды. Я стала наблюдать и анализировать - искать причину.
Начала я с индивидуальной работы с лидерами. В беседах один-на-один дети раскрываются лучше, им не надо «рисоваться» перед сверстниками, они всегда откровенны и адекватны. Во время бесед я проводила психологическую диагностику (тест Люшера, тест Эткинда). Описание теста Люшера я привожу ниже.
Цветовой тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов и его текущим психологическим состоянием. http://www.lastochkin.ru/Sections/Download/DownloadSection.aspx
Он позволяет за короткое время дать глубокую, обшиpную и свободную от сознательного контpоля респондента картину его внутpенних диспозиций.
Не огpаничен ни интеллектуальными, ни культуральными, ни языковыми, ни возpастными pамками.
Успешно применяется во всем мире для :
- самодиагностики и коррекции своего психологического состояния;
-анализа причин семейных конфликтов и проблем в личной жизни;
- выбора способа психотеpапевтического воздействия и контроля его эффективности;
- пpоведения психологических экспеpтиз в спорте, судопроизводстве, бизнесе и иных сферах деятельности.
На основе результатов этого теста я, прежде всего, выявила высокий уровень невротичности практически у всех подростков. Наблюдая и анализируя причины, я пришла к выводу - дети не умеют правильно общаться. То есть общаться то они общаются, но - чаще всего это общение проходит в ироничной или агрессивной форме. Каждый пытается отстоять свою точку зрения, совершенно не слушая аргументы собеседника, после этого следуют обиды и сплетни. Мне вспомнились слова Артура Шопенгауэра: "Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так - все ночи напролет".
А ведь это те самые факторы, которые в будущем будут мешать этим, уже выросшим детям, добиться успеха в жизни, стать профессионалами своего дела и просто быть счастливыми. Следовательно - надо учить ребят общению. Только мало было МНЕ решить, надо, чтоб ОНИ сами этого захотели. На одной из бесед я задала классу вопрос: «С каким человеком приятно общаться?» На первых местах были ответы - «с тем, кто красиво говорит, не употребляет бранных слов, спокойно ведёт беседу и умеет слушать». Обобщив результаты анкет, я составила темы бесед.
Проблемы с умением слушать есть у всего класса. Наблюдая за ними на уроках (своих и чужих), я замечала – внимание у большинства рассеянное, хотят успеть сделать несколько дел одновременно, в том числе и просто поболтать. Но, при отличной памяти и развитом для своего возраста интеллекте, они успевают ещё и неплохо учиться.
Для того, чтоб на своих уроках и классных мероприятиях завладеть аудиторией я, прежде всего, начала работать над собой. К сожалению, в наших пед. университетах не обучают ораторской речи, методикам публичных выступлений, поэтому поиск нужных методик я производила сама, следуя принципу: «Претендуешь, требуешь - соответствуй».
Я считаю, что учителю следует быть примером для ребят. Дети и подростки какое-то время нуждаются в образце для подражания. Если им не смогут стать родители или учителя, то им становится подросток на улице или кто- нибудь другой, зачастую с не очень хорошей социальной ориентацией.
Чтобы повести за собой, учитель, прежде всего, должен убедительно и красиво говорить. Об этом авторитетно говорил Н.В. Гоголь.
«Слог профессора должен быть увлекательный, огненный. Он должен в высочайшей степени овладеть вниманием слушателей. Если хоть один из них может предаться во время лекции посторонним мыслям, то вся вина падает на профессора: он не умел быть так занимателен, чтобы покорить своей воле даже мысли слушателей. Нельзя вообразить, не испытавши, какое вредное влияние происходит от того, если слог профессора вял, сух и не имеет той живости, которая не дает мыслям ни на минуту рассыпаться. Тогда не спасет самая ученость — его не будут слушать; тогда никакие истины не произведут на слушателей влияния, потому что их возраст есть возраст энтузиазма и сильных потрясений; тогда происходит то, что САМЫЕ ЛОЖНЫЕ МЫСЛИ, СЛЫШИМЫЕ ИМИ СТОРОНОЮ, НО ВЫРАЖЕННЫЕ БЛЕСТЯЩИМ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ, МГНОВЕННО УВЛЕКУТ ИХ И ДАДУТ ИМ СОВЕРШЕННО ЛОЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.» А в этом случае подростки уходят на улицу, в подвалы. Там говорят не скучными нотациями, а понятным и живым языком и на интересные темы. Этого я не могла допустить.
Я нашла методики по психологии публичного выступления (М.С.Халин «Методика публичного выступления»), другие материалы: http://suva.msk.ru/index/0-31, изучила и убедилась - это работает, меня слушают намного внимательнее, чем это было раньше. Я увидела яркую ответную реакцию своей аудитории. Особенно наглядно это проявляется на классных часах и беседах, где мне хотелось достучаться до души каждого ребёнка.
Кроме того, я понимала - чтоб возникала и поддерживалась обратная связь, тема мероприятия должна быть личностно значимой. Для этого в начале года, а затем и каждой четверти, мы проводим анкетирование (иногда анонимное), в котором ребята отражают волнующие их темы, или, как они говорят – «о чём бы хотелось поговорить». Чаще всего это вопросы межличностного общения, вопросы из области конфликтологии и взаимоотношения полов.
Поскольку я - классный руководитель 8 класса, я осознаю, что 14-15 лет - самый пик проблемного «подросткового» возраста», период перехода от стадии «зависимого состояния ребёнка» к «ответственной жизненной позиции взрослого», и эти темы для ребят очень актуальны. Ведь если не мы с родителями, то общению их научит улица, только не конструктивному, а ассоциальному.
При подготовке к внеклассным мероприятиям я использую труды известных психологов – М. Литвака, Маслоу, Хорни, А. Грецова и других. Очень хорошо мне помогает метод трансактного анализа Э.Берна, в беседах по конфликтологии и теории общения я использую именно этот труд. Для того, чтоб научить ребят правильно общаться, достойно выходить из конфликтных ситуаций, я обучаю их принципам психологической амортизации, описанных М.Литваком и Э.Берном. Разбиваясь на группы, мы проводим тренинги по развитию навыков общения. В конце учебного года я заметила, что конфликтов стало намного меньше, дети стараются «аммортизировать». Тест Люшера тоже показал- уровень невротичности стал ниже.
Класс у меня - «сильный». Основная масса ребят - это дети с высоким уровнем интеллекта и из социально благополучных семей. Тем ни менее, я заметила, что успеваемость имеет тенденцию держаться на одном уровне и даже изредка спадать. Внешние факторы, которые мы не в силах изменить, я не беру во внимание. Работая с этой ситуацией, я стараюсь подключить самосознание ребят и нацеленность на успех. В данном случае эффективнее индивидуальная работа.
При проведении индивидуальной работы я пользуюсь некоторыми диагностическими методами. Прежде всего, это цветовой тест Люшера, о котором уже шла речь, он даёт наглядное представление об эмоциональном состоянии ребёнка, степени его невротичности и помогает сделать вывод о том, что мешает ему в данный момент овладевать знаниями, подобрать методы коррекции.
Для успешной работы и достижения поставленных целей необходима правильно организованная работа с родителями, ведь ребёнок, прежде всего, живёт в семье. Темы родительских собраний я стараюсь подбирать так, чтоб они перекликались с темами классных часов и бесед. Ведь это замечательно, когда детям есть что обсудить с родителями дома, помимо учёбы. Тем более темы для обсуждения способствуют личностному росту. В конце 8 класса тест на уровень E.Q. я не проводила, так как очевидно, что работа ещё не завершена. У нас ещё в запасе 3 года и всё это время мы будем идти к поставленной цели.
Таким образом, я могу сделать вывод - работу по социализации детей педагогу следует начинать с самого себя. Ученики пойдут за ним, будут учиться овладевать навыками конструктивного общения, повышать свой EQ, если они будут видеть перед собой человека, который мало того, что на собственном примере учит их законам жизни в обществе, но ещё и находится в постоянном поиске и саморазвитии. А успех учителя- это успех его учеников ,их успешность в жизни, только результат отложен во времени, в отличие от результата деятельности других специалистов. Но, ведь ошибки учителя, даже отложенные во времени, могут иметь не менее серьёзные последствия, чем ошибки врача. Об этом следует помнить.
Список литературы для бесед и работы:
1.Грецов А.Г. Попова Е.Г. «Беседы с подростками о них самих».
2.Э.Берн «Игры, в которые играют люди».
3. А.Маслоу «Мотивация и личность».
4.М. Литвак «Психологическое айкидо».
5. М.С.Халин «Методика публичного выступления».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.