Развитие навыков проектной деятельности студентов техникума на учебных дисциплинах профессионального цикла
Оценка 4.7

Развитие навыков проектной деятельности студентов техникума на учебных дисциплинах профессионального цикла

Оценка 4.7
Лекции
doc
другое
08.11.2021
Развитие навыков проектной деятельности студентов техникума на учебных дисциплинах профессионального цикла
Развитие навыков проектной деятельности студентов техникума на учебных дисциплинах профессионального цикла
Статья проекты Зубач.doc

Развитие навыков проектной деятельности студентов

техникума на учебных дисциплинах профессионального цикла

 

Метод проектов возник еще в начале 20 века.

Основная его идея предполагала обучение, сообразное личному интересу студента в том или ином предметном знании. Главный тезис современного понимания метода проектов звучит так: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».

Благодаря применению данной технологии развивается сотрудничество, партнерство преподавателя и студента, их совместный поиск новых комплексных знаний. Посредством проектной деятельности педагог стремится найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.

Использование технологии проектного обучения ориентирует современных студентов не только на простое усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого обучаемого. Все это способствует развитию умения адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни современного человека.

Кратко суть проектного подхода можно выразить в том, что студент занимается деятельностью, направленной на решение реальной практической задачи или проблемы.

В рамках системы среднего профессионального образования технология проектного обучения приобретает особую значимость по следующим причинам.

1. Студенты 1-2 курсов в психологическом плане относятся к юношескому возрасту, который представляет собой так называемый «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Такая промежуточность общественного положения и статуса юношества способствует активизации мыслительной деятельности студентов и повышению степени их самостоятельности.

2. На данной ступени обучения, на основе рефлексии у студентов активно развивается свое собственное самосознание,  образ «Я», соотношение реального и идеального «Я».

3. Перед студентами стоит задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире, с чем связана необходимость развития самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции.

Итак, развивая навыки проектной деятельности студентов, мы ставим главной целью формирование у них через практико-ориентированное обучение следующих общих компетенций:

-       Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-       Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

-       Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-       Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

-       Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

-       Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.

В практике техникума могут использоваться различные по содержанию виды проектов.

-       Ролевые проекты, где участники принимают на себя определенные роли, имитируют социальные или деловые отношения.

-       Исследовательские проекты, в которых обязательна постановка проблемы, формулирование гипотезы и разработка исследовательских действий.

-       Прикладные проекты, которые отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников: документ, проект закона, словарь и др. Должна   быть возможность их внедрения в практику.

-       Интернет - проекты в которых работа студента, организована на основе компьютерной телекоммуникации.

-       Информационные проекты, направленные на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении: ознакомление участников проекта с конкретной информацией и ее обработка уже для широкой аудитории – анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы.

По форме проекты могут быть:

-       индивидуальными;

-       групповыми;

-       коллективными.

Студентами 1 курса в техникуме выполняются индивидуальные информационные проекты в рамках учебной дисциплины «Общий курс железных дорог».

Проектная деятельность студентов организована в данном случае по следующему алгоритму.

В начале учебного года, в сентябре, каждым студентом выбирается тема проекта из списка, составленного преподавателем. Она может быть сформулирована как в рамках тематического плана по Общему курсы железных дорог,  так и несколько выходить за него. Также преподаватель может сам предложить студентам на обсуждение проблемы железнодорожного транспорта, после чего возможно вместе сформулировать тему для проекта.

В октябре студентом совместно с преподавателем определяются: цели, задачи, структура работы, источники информации и литературы, способы сбора и анализа информации, поиск и изучение информации для проекта.

Само исследование и написание работы происходит в ноябре и декабре  в первом полугодии учебного процесса. Преподавателем проводятся консультации согласно графика, а также посредством электронной почты.

В помощь обучающимся вся необходимая информация размещена на странице преподавателя «Вконтакте».

В начале учебного года, в январе, студенты сдают преподавателю готовые письменные проекты. На первом этапе проверки работы оцениваются в соответствии с критериями степени самостоятельности и глубины исследования, уровня творчества, оригинальности подходов, решений, стиля и грамотности изложения, соблюдения требований к оформлению проекта и пр.

Следует отметить, что данная методика обучения предполагает, что итоговый результат проектной деятельности студентов, который выносится на защиту, может быть представлен в самых разнообразных формах: сценарий, бизнес-план, мини-учебник, пособие, памятки и рекомендации, рекламный буклет, сайты, презентации и др.

В рамках учебной дисциплины Общий курс железных дорог защита индивидуального проекта происходит в виде групповой конференции с презентациями и докладами по каждой из тем. Т.е. весь отработанный, оформленный материал студенту необходимо представить одногруппникам и преподавателю, защитить свой проект, ответить на вопросы в пределах темы. Этот этап является вторым этапом  и проходит он в феврале месяце, оценивания проектной работы.

Итоговая оценка за индивидуальный проект складывается на основе оценок, полученных студентом на первом и втором этапах оценивания. Результаты объявляются на заключительной части конференции и заносятся в ведомость.

В заключение следует сказать, что данный вид учебной деятельности позволяет студенту раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои знания, исследовательские способности, самостоятельность, активность, креативность, умение стратегически планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов.

Развитие навыков проектной деятельности у студентов позволяет сформировать у студента установку на то, что он должен учиться сам, а преподаватель – осуществлять мотивационное управление его обучением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

Проектная деятельность интересна тем, что её можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность студентов и преподавателей, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Проектирование помогает нам в осознании роли знаний в жизни и обучении, оно направлено на наше психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие, активизацию способностей, создаёт условия для самоопределения, творческой самореализации и непрерывного образования.


Скачано с www.znanio.ru

Развитие навыков проектной деятельности студентов техникума на учебных дисциплинах профессионального цикла

Развитие навыков проектной деятельности студентов техникума на учебных дисциплинах профессионального цикла

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

В начале учебного года, в январе, студенты сдают преподавателю готовые письменные проекты

В начале учебного года, в январе, студенты сдают преподавателю готовые письменные проекты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2021