Развитие навыков проектной деятельности студентов
техникума на учебных дисциплинах профессионального цикла
Метод проектов возник еще в начале 20 века.
Основная его идея предполагала обучение, сообразное личному интересу студента в том или ином предметном знании. Главный тезис современного понимания метода проектов звучит так: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
Благодаря применению данной технологии развивается сотрудничество, партнерство преподавателя и студента, их совместный поиск новых комплексных знаний. Посредством проектной деятельности педагог стремится найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.
Использование технологии проектного обучения ориентирует современных студентов не только на простое усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого обучаемого. Все это способствует развитию умения адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни современного человека.
Кратко суть проектного подхода можно выразить в том, что студент занимается деятельностью, направленной на решение реальной практической задачи или проблемы.
В рамках системы среднего профессионального образования технология проектного обучения приобретает особую значимость по следующим причинам.
1. Студенты 1-2 курсов в психологическом плане относятся к юношескому возрасту, который представляет собой так называемый «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Такая промежуточность общественного положения и статуса юношества способствует активизации мыслительной деятельности студентов и повышению степени их самостоятельности.
2. На данной ступени обучения, на основе рефлексии у студентов активно развивается свое собственное самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я».
3. Перед студентами стоит задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире, с чем связана необходимость развития самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции.
Итак, развивая навыки проектной деятельности студентов, мы ставим главной целью формирование у них через практико-ориентированное обучение следующих общих компетенций:
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.
В практике техникума могут использоваться различные по содержанию виды проектов.
- Ролевые проекты, где участники принимают на себя определенные роли, имитируют социальные или деловые отношения.
- Исследовательские проекты, в которых обязательна постановка проблемы, формулирование гипотезы и разработка исследовательских действий.
- Прикладные проекты, которые отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников: документ, проект закона, словарь и др. Должна быть возможность их внедрения в практику.
- Интернет - проекты в которых работа студента, организована на основе компьютерной телекоммуникации.
- Информационные проекты, направленные на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении: ознакомление участников проекта с конкретной информацией и ее обработка уже для широкой аудитории – анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы.
По форме проекты могут быть:
- индивидуальными;
- групповыми;
- коллективными.
Студентами 1 курса в техникуме выполняются индивидуальные информационные проекты в рамках учебной дисциплины «Общий курс железных дорог».
Проектная деятельность студентов организована в данном случае по следующему алгоритму.
В начале учебного года, в сентябре, каждым студентом выбирается тема проекта из списка, составленного преподавателем. Она может быть сформулирована как в рамках тематического плана по Общему курсы железных дорог, так и несколько выходить за него. Также преподаватель может сам предложить студентам на обсуждение проблемы железнодорожного транспорта, после чего возможно вместе сформулировать тему для проекта.
В октябре студентом совместно с преподавателем определяются: цели, задачи, структура работы, источники информации и литературы, способы сбора и анализа информации, поиск и изучение информации для проекта.
Само исследование и написание работы происходит в ноябре и декабре в первом полугодии учебного процесса. Преподавателем проводятся консультации согласно графика, а также посредством электронной почты.
В помощь обучающимся вся необходимая информация размещена на странице преподавателя «Вконтакте».
В начале учебного года, в январе, студенты сдают преподавателю готовые письменные проекты. На первом этапе проверки работы оцениваются в соответствии с критериями степени самостоятельности и глубины исследования, уровня творчества, оригинальности подходов, решений, стиля и грамотности изложения, соблюдения требований к оформлению проекта и пр.
Следует отметить, что данная методика обучения предполагает, что итоговый результат проектной деятельности студентов, который выносится на защиту, может быть представлен в самых разнообразных формах: сценарий, бизнес-план, мини-учебник, пособие, памятки и рекомендации, рекламный буклет, сайты, презентации и др.
В рамках учебной дисциплины Общий курс железных дорог защита индивидуального проекта происходит в виде групповой конференции с презентациями и докладами по каждой из тем. Т.е. весь отработанный, оформленный материал студенту необходимо представить одногруппникам и преподавателю, защитить свой проект, ответить на вопросы в пределах темы. Этот этап является вторым этапом и проходит он в феврале месяце, оценивания проектной работы.
Итоговая оценка за индивидуальный проект складывается на основе оценок, полученных студентом на первом и втором этапах оценивания. Результаты объявляются на заключительной части конференции и заносятся в ведомость.
В заключение следует сказать, что данный вид учебной деятельности позволяет студенту раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои знания, исследовательские способности, самостоятельность, активность, креативность, умение стратегически планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов.
Развитие навыков проектной деятельности у студентов позволяет сформировать у студента установку на то, что он должен учиться сам, а преподаватель – осуществлять мотивационное управление его обучением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.
Проектная деятельность интересна тем, что её можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность студентов и преподавателей, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Проектирование помогает нам в осознании роли знаний в жизни и обучении, оно направлено на наше психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие, активизацию способностей, создаёт условия для самоопределения, творческой самореализации и непрерывного образования.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.