Развитие обучающихся через музейную педагогику и
музейно-педагогическое пространство в учреждении образования
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;
не уважать оной есть постыдное малодушие»
А. С. Пушкин
Значительная роль музеев и музейных комнат в образовании и воспитании учащихся ни у кого не вызывает сомнений.
Исключительная особенность школьного музея (музейной комнаты) состоит в том, что созданный и действующий в образовательном пространстве школы, он, прежде всего, должен реализовывать задачи обучения школьников, получения и накопления ими новых знаний, служить развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
О необходимости введения в практику работы образовательных учреждений специального курса «отчизноведение», содержащего географический и исторический материал, было дано ещё в начале XX века Д.Д. Семеновым, который доказывал большое педагогическое, государственное и научное, культурное значение приобщения учащихся к познанию прошлого и настоящего родного края.
Развитие чувства любви к Родине справедливо считали первоосновой воспитания Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Необходимость введения краеведческого элемента в обучение и изучение «истории своей ближайшей родины» обосновывал К.Д. Ушинский.
Школьный музей создает условия для применения активных форм обучения, реализации деятельного подхода к усвоению новых знаний. Учащиеся из пассивных объектов обучения превращаются в настоящих коллег учителя в процессе познания, что служит дополнительной мотивацией к учебе. Активность, самостоятельность в учебной и воспитательной работе – такие качества формируются у школьников в процессе обучения при использовании методов музейной педагогики. Особенность школьного музея заключается в том, что образовательно-воспитательная функция практически реализуется на всех направлениях его деятельности, так как учащиеся сами собирают, изучают, экспонируют и пропагандируют музейные материалы, постоянно знакомятся с ними в процессе внеурочных и учебных занятий.
С целью формирования у школьников гражданско-патриотических качеств, расширения кругозора и воспитания познавательных интересов и способностей, овладения обучающимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности с 2010 года в общеобразовательном учреждении работает музейная комната «Время и поколения».
В пополнении фонда музейной комнаты принимали участие сотрудники, учащиеся и их родители.
Среди современных направлений работы школьной музейной комнаты приоритетными являются: поисковое; просветительское; творческое; работа над обновлением и пополнением фондов.
В настоящее время собрано около 200 музейных предметов — фотографии, предметы военного времени, письма с фронта, награды, военная амуниция, предметы быта.
Основную часть работы в музейной комнате выполняет актив (творческая группа). Он постоянно пополняется новыми учащимися. Актив обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет в инвентарной книге музейной комнаты; создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки, проводит экскурсионно-лекторскую работу; оказывает содействие в использовании экспозиций музейной комнаты в учебно-воспитательном процессе.
На базе музейной комнаты проводятся тематические классные часы, уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Материалы экспозиций используются при проведении уроков гражданственности, истории.
Поисковая работа по пополнению фонда музейной комнаты продолжается.
Школьные музеи и музейные комнаты играют большую роль в решении задач патриотического воспитания обучающихся. Музейную комнату можно назвать «волшебной машиной времени». В ней за короткое время, отведённое на занятие или внеучебное мероприятие, подросток может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть прошлое и день сегодняшний, сопоставить, сравнить события разных времён, познакомится с подлинными документами, увидеть экспонаты, дающие наглядную информацию о трудовых и ратных подвигах предшествующих поколений.
Музейная педагогика дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. Музейная педагогика способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.