ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Одной из приоритетных задач современного общества специалисты все чаще называют задачу по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития и реализации их потенциальных возможностей в социально ценной деятельности.
В связи с этим, в 1997 году в рамках президентской программы «Дети России» была разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Тогда же была разработана рабочая концепция одаренности, в которой определялись понятия «одаренность» и «одаренный ребенок», виды одаренности, особенности личности одаренного ребенка, цели, принципы, методы, примерное содержание образования одаренных детей. Целью данной концепции было обобщение результатов исследований и опыта работы с одаренными детьми, что позволило бы разрабатывать методы выявления одаренности и осуществлять выбор методов и технологий развития и обучения одаренных детей. В 2001 году Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, где указывается, что важной задачей в условиях новых социальных требований к системе российского образования является «формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи». Как бы в подтверждение общественной значимости и актуальности данного аспекта образовательной деятельности A.A. Лосева пишет: «Забота об одаренных детях сегодня - забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одаренных детях, так как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл».
Основной проблемой одаренных детей ученые называют проблему реализации их способностей в личностно и социально значимых областях деятельности. Иными словами, одаренные дети, став взрослыми, нечасто оправдывают возлагаемые на них надежды, и лишь очень немногие из этих детей впоследствии реализуют себя в соответствии со своими особыми способностями. Таким образом, задача учебных учреждений, учителей, педагогов заключается в том, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности одаренных детей, превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни через социализацию и самоактуализацию".
Для ответа на вопрос о том, как организуется работа с одаренными детьми в системе российского образования, обратимся к Рабочей концепции одаренности, где указаны основные типы образовательных структур для обучения одаренных детей. К ним относятся:
• дошкольные образовательные учреждения (ДОУ);
• общеобразовательные школы, в которых создаются условия для индивидуального обучения одаренных детей через использование технологий развивающего обучения, введение факультативов, специальных курсов, изучение школьных предметов по вариативным программам, создание индивидуальных планов и т.п.;
• система дополнительного образования;
• школы, ориентированные на работу одаренными детьми (гимназии, лицеи, типовые ОУ).
Что касается педагогической деятельности учителей иностранного языка, то они могут оказать существенную помощь в решении основных задач по работе с одаренными детьми, создавая условия для их развития и социализации средствами своего предмета. Роль иностранного языка, наряду с русским языком, историей, правом, экономикой, как дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, особо подчеркивается в Концепции модернизации российского образования.
Особенности трактовки цели обучения одаренных детей иностранному языку.
Как уже отмечалось выше, одной из проблем одаренных детей является проблема реализации их способностей. Специалисты выделили несколько причин, лежащих в ее основе. Вот некоторые из них:
• склонность одаренных детей избегать, а не решать проблемы, сталкиваясь с ними в социальной сфере. Это обусловлено отсутствием навыков в преодолении трудностей в познавательной сфере;
• настрой одаренного ребенка на «поглощение» знаний, что значительно затрудняет поиск нестандартных и оригинальных решений;
• трудности общения со сверстниками, а иногда и с взрослыми людьми. По словам B.C. Юркевич, у многих одаренных детей заметно «отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума».
Анализ перечисленных причин указывает на их преимущественно социальный характер. Это натолкнуло нас на мысль о том, что одаренные дети, в силу личностных особенностей, с трудом реализуют свои способности и адаптируются к социальной среде из-за недостаточного уровня развития социальной компетенции. Поскольку социальная компетенция является элементом коммуникативной компетенции в составе социокультурной, можно предположить, что при изучении иностранного языка одаренные дети приобретут и разовьют необходимые социальные навыки и умения, используя иностранный язык как средство общения и взаимодействия.
Таким образом, социальный заказ на обучение одаренных детей иностранному языку можно сформулировать следующим образом: при обучении одаренных детей иностранному языку необходимо создать условия для их социализации, развить некоторые личностные качества и сформировать определенный уровень социальных умений, что позволило бы им развить и реализовать свои способности. Как известно, социальный заказ влияет на определение цели обучения. В данном контексте при конкретизации цели обучения одаренных детей иностранному языку акценты будут смещаться в сторону социальной компетенции. В этой связи цель обучения одаренных детей иностранному языку может быть уточнена и определена следующим образом: развитие способностей учащихся использовать иностранный язык как инструмент познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.
Содержание обучения иностранному языку одаренных детей.
Конкретизация цели обучения неизбежно ведет к некоторой детализации содержания обучения. Содержание должно быть таким, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности детей и развить, а в некоторых случаях и сформировать, социальную компетенцию. А.И. Савенков отмечает, что при разработке содержания обучения одаренных детей следует обращать внимание не только на его количественные (объем, время изучения материала), но и на качественные характеристики. В частности, А.И. Савенков указывает на важность включения в содержание обучения одаренных детей программ и специальных занятий, на которых они могли бы обсуждать социальные и межличностные проблемы. «Эти занятия... помогают ребенку точнее оценивать и совершенствовать свой образ жизни, стиль поведения, характер общения, что положительно сказывается на самооценке ребенка и межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми, активно содействует пониманию детей самих себя, изучения ими сходства и различия с другими детьми, познанию своих способностей». Интерпретируя данное утверждение, можно сказать, что одной из качественных характеристик содержания обучения иностранному языку одаренных детей будет выделение в нем содержания иноязычной социальной компетенции. В этом случае мы предлагаем руководствоваться следующими положениями:
• Иноязычную социальную компетенцию следует рассматривать в узком смысле, то есть как компетенцию, обеспечивающую взаимодействие и общение человека с другими людьми.
• Социальная компетенция на иностранном языке формируется на основе имеющегося опыта общения на родном языке.
• Социальная компетенция, как и все ключевые компетенции, имеет возрастную динамику и возрастную специфику.
Формирование компонентов социальной компетенции зависит от возрастных закономерностей развития, ведущих потребностей (мотивов) и задач возрастного периода, поэтому необходимо учитывать:
- психологические особенности данной возрастной категории учащихся;
- особенности формирования навыков общения и социализации некоторых типов личности;
- индивидуальный темп развития;
- структуру коммуникативных способностей ребенка, в частности: наличие как положительного, так и отрицательного опыта общения; наличие или отсутствие мотивации к общению (социальная или коммуникативная зрелость);
- возможность опираться на знания и умения, сформированные в процессе изучения других предметов (русский язык, литература, риторика, история и т.п.).
• Исходя из определения социальной компетенции, следует выделить:
- область знаний (языковых и социальных);
- область умений (речевых и социальных);
- область способностей и личностных характеристик.
• Содержание социальной компетенции может быть определено ситуациями (а не лексической темой) из сфер общения учащихся, в которых происходит социализация ребенка, освоение им правил и норм социального поведения, способов взаимодействия.
Опираясь на перечисленные выше положения, попробуем определить содержание иноязычной социальной компетенции для начальной школы. Итак, к сферам общения младшего школьника можно отнести следующие:
- сфера социально-бытового общения: семья, родные, друзья, выполнение несложных обязанностей по дому;
- сфера делового (учебно-трудового) общения: школа, музыкальная школа;
- сфера увлечений: музыкальная или спортивная школа, кружки, занятия по интересам;
- сфера социально-культурного общения: правила поведения в театре, музее, на природе, во время путешествий;
- сфера исследовательского и научно-познавательного общения.
Первые четыре сферы общения определены и в Стандарте начального общего образования по иностранному языку, и в Программах по иностранному языку для начальной школы. Здесь следует отметить, что при обучении одаренных детей, организация общения в рамках указанных сфер социального взаимодействия имеет особое значение для их социализации. Сфера исследовательского и научно-познавательного общения обычно не выделяется, но нам она представляется очень важной, особенно при работе с одаренными детьми. Организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности. Общение с учеными, с нашей точки зрения, может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести бесценный опыт творческого и социального взаимодействия.
Языковые знания, речевые умения и ситуации общения детально разработаны в Программах по иностранному языку. Область социальных знаний, например, подробно освещена в разделе «Коммуникативно-речевой репертуар. Речевые этикетные формы» программы В.В. Сафоновой «Английский язык для школ с углубленным изучением иностранных языков. 1-4 классы», где предлагаются ситуации для решения таких речевых задач, как: приветствие и ответы на приветствие; представление себя и других людей; обращение к людям разного возраста и статуса; привлечение внимания; советы и предостережения; побуждение (приглашение) к действию и выражение согласия/несогласия выполнить действие; выражение благодарности и ответа на нее и т. д. Учащиеся должны знать, как решить такие задачи.
К области социальных умений можно отнести умения, связанные с применением вышеперечисленных знаний, например: умение адресовать свое сообщение; умение привлечь внимание собеседника; умение предложить свою помощь; умение слушать собеседника и проявлять заинтересованность в том, что он говорит и т.п.
Также к области социальных умений на иностранном языке можно отнести умение ориентироваться в ситуации общения; вступать в контакт и поддерживать его; умение уместно использовать адекватные ситуации, словесные и несловесные средства общения. К данному перечню умений можно добавить умение принять точку зрения собеседника; умение аргументировано пояснить свою точку зрения; умение не допускать и решать конфликтные ситуации в общении; умение критично относиться к своим действиям и высказываниям.
На наш взгляд, указанные социальные знания и умения вполне соответствуют социальным задачам младшего школьного возраста и могут составить содержание социальной компетенции на иностранном языке.
В содержание социальной компетенции мы предлагаем также включить менее разработанный компонент - способности, которые могут проявиться уже у младших школьников и которые можно оценить по степени их выраженности: способность вступать в общение как со сверстниками, так и с взрослыми (инициировать общение); способность поддерживать общение; способность принимать и понимать точку зрения партнера (способность встать на позицию другого); способность к сопереживанию; способность определять состояние партнера, ситуацию и условия общения; способность строить свое общение с учетом внешних условий; способность внимательно слушать собеседника (устойчивость внимания, способность воспринимать информацию на слух); способность четко формулировать свои мысли и высказывать свою точку зрения; способность к отстаиванию своей позиции; способность контролировать свое поведение.
Указанные способности формируются при наличии определенных качеств личности и, в свою очередь, развивают эти качества, а именно: дружелюбие; любознательность; порядочность (нравственность); открытость; наблюдательность; толерантность; такт; терпение; правдивость; ответственность; настойчивость; волю; решительность; саморегуляцию (организованность, дисциплинированность).
На наш взгляд, предложенное содержание социальной компетенции на иностранном языке достаточно универсально и может применяться не только при обучении одаренных детей.
Формы организации обучения иностранному языку одаренных детей с акцентом на развитие социальной компетенции.
Для формирования и развития социальной компетенции нужны такие формы организации обучения, которые позволяли бы моделировать ситуации и коммуникативные задачи из сфер социального общения и взаимодействия, свойственные определенному возрасту. Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку, поэтому важно, чтобы это были и индивидуальные, и коллективные формы работы (парные, групповые, командные), которые дают возможность одаренному ребенку адаптироваться к взаимодействию с другими детьми, научиться прислушиваться к мнению других, высказывать и отстаивать свою точку зрения, корректировать свое поведение и подчинять свои интересы интересам коллектива, команды.
В современной методической и педагогической литературе предлагается огромный выбор таких форм работы, которые можно использовать и в рамках традиционной классно-урочной системы, и в рамках нетрадиционного обучения. Задача учителя, на наш взгляд, будет заключаться в умелом выборе той формы работы, которая больше всего подойдет его одаренным ученикам, раскроет их способности, создаст ситуацию успеха и атмосферу радости общения, понравится ему самому и позволит решить основные задачи обучения.
Наиболее эффективным в плане развития социальной, равно как и коммуникативной, компетенции является использование метода проектов. Преимущества данного метода таковы:
• реализация дифференцированного подхода в обучении;
• возможность сочетать индивидуальные, парные и групповые формы работы;
• многообразие форм реализации проекта и оформления конечного результата, например: учебно-ролевая экспедиция (экскурсия); игры-путешествия; конференции по проблемам исследований; выпуски альбома, альманаха; представление проекта озеленения территории школы; систематизация справочного материала по теме или проблеме и создание картотеки; создание дополнительных учебных материалов и т.п.
• возможность осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность как в рамках одного, так и нескольких учебных предметов;
• реализация творческого потенциала как учащихся, так и самого учителя, создание позитивного настроя (ситуации успеха) и стимула для дальнейшего творчества;
• повышение самооценки;
• создание позитивной модели социального взаимодействия и сотрудничества в рамках сферы учебного, исследовательского и научно-познавательного общения;
• использование иностранного языка как инструмента познания и средства общения.
Используемая литература:
1.Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов.- М.: «Академия», 2007.- 240с.
2. Русские дети: Основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия / Д.А. Баранов, О.Г. Баранова, Т.А. Зимина и др.- СПб.: Искусство-СПб, 2006.- 566с.
3. Сластенин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластенина.- В 2-х ч.-М.: ВЛАДОС, 2003.
4. Зубов А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам: учеб. пособие / А.В. Зубов, И.И. Зубова.- М.: «Академия», 2009.- 144с.
5. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб. пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева.- М.: «Академия», 2001.- 264с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.