Развитие одаренных детей
Оценка 5

Развитие одаренных детей

Оценка 5
doc
27.11.2020
Развитие одаренных детей
problema_razvitija_socialnoj_kompetencii_odarennyk.doc

 

 

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

 

   Одной из приоритетных задач совре­менного общества специалисты все чаще называют задачу по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития и реализации их потенциальных возможностей в социально ценной дея­тельности.

     В связи с этим, в 1997 году в рамках пре­зидентской программы «Дети России» бы­ла разработана Федеральная целевая про­грамма «Одаренные дети». Тогда же была разработана рабочая концепция одареннос­ти, в которой определялись понятия «ода­ренность» и «одаренный ребенок», виды одаренности, особенности личности ода­ренного ребенка, цели, принципы, методы, примерное содержание образования ода­ренных детей. Целью данной концепции было обобщение результатов исследований и опыта работы с одаренными детьми, что позволило бы разрабатывать методы выяв­ления одаренности и осуществлять выбор методов и технологий развития и обучения одаренных детей. В 2001 году Прави­тельство Российской Федерации утверди­ло Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, где указывается, что важной задачей в услови­ях новых социальных требований к системе российского образования является «фор­мирование профессиональной элиты, вы­явление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи». Как бы в подтверждение общественной значимости и актуальности данного аспек­та образовательной деятельности A.A. Ло­сева пишет: «Забота об одаренных детях се­годня - забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важ­ная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей ин­дивидуальности, проявить заботу об ода­ренных детях, так как именно их интеллек­туальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл».

   Основной проблемой одаренных детей ученые называют проблему реализации их способностей в личностно и социально зна­чимых областях деятельности. Иными сло­вами, одаренные дети, став взрослыми, не­часто оправдывают возлагаемые на них на­дежды, и лишь очень немногие из этих де­тей впоследствии реализуют себя в соответ­ствии со своими особыми способностями. Таким образом, задача учебных учреж­дений, учителей, педагогов заключается в том, чтобы в максимальном объеме обеспе­чить образовательные потребности одарен­ных детей, превратить их способности в до­стижения и помочь реализоваться в жизни через социализацию и самоактуализацию".

    Для ответа на вопрос о том, как органи­зуется работа с одаренными детьми в систе­ме российского образования, обратимся к Рабочей концепции одаренности, где указаны основные типы образовательных структур для обучения одаренных детей. К ним относятся:

• дошкольные образовательные учреж­дения (ДОУ);

• общеобразовательные школы, в кото­рых создаются условия для индивидуаль­ного обучения одаренных детей через ис­пользование технологий развивающего обучения, введение факультативов, специ­альных курсов, изучение школьных пред­метов по вариативным программам, созда­ние индивидуальных планов и т.п.;

• система дополнительного образования;

• школы, ориентированные на работу одаренными детьми (гимназии, лицеи, типовые ОУ).

     Что касается педагогической деятельно­сти учителей иностранного языка, то они могут оказать существенную помощь в ре­шении основных задач по работе с одарен­ными детьми, создавая условия для их раз­вития и социализации средствами своего предмета. Роль иностранного языка, наря­ду с русским языком, историей, правом, экономикой, как дисциплин, обеспечиваю­щих успешную социализацию учащихся, особо подчеркивается в Концепции модер­низации российского образования.

 

Особенности трактовки цели обуче­ния одаренных детей иностранному языку.

   Как уже отмечалось выше, одной из про­блем одаренных детей является проблема реализации их способностей. Специалисты выделили несколько причин, лежащих в ее основе. Вот некоторые из них:

• склонность одаренных детей избегать, а не решать проблемы, сталкиваясь с ними в социальной сфере. Это обусловлено от­сутствием навыков в преодолении труднос­тей в познавательной сфере;

• настрой одаренного ребенка на «погло­щение» знаний, что значительно затрудня­ет поиск нестандартных и оригинальных решений;

• трудности общения со сверстниками, а иногда и с взрослыми людьми. По словам B.C. Юркевич, у многих одаренных детей заметно «отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных усло­виях школьного и общего социума».

    Анализ перечисленных причин указыва­ет на их преимущественно социальный ха­рактер. Это натолкнуло нас на мысль о том, что одаренные дети, в силу личностных особенностей, с трудом реализуют свои способности и адаптируются к социальной среде из-за недостаточного уровня разви­тия социальной компетенции. Поскольку социальная компетенция является элемен­том коммуникативной компетенции в со­ставе социокультурной, можно предполо­жить, что при изучении иностранного язы­ка одаренные дети приобретут и разовьют необходимые социальные навыки и уме­ния, используя иностранный язык как средство общения и взаимодействия.

     Таким образом, социальный заказ на обучение одаренных детей иностранному языку можно сформулировать следующим образом: при обучении одаренных детей иностранному языку необходимо создать условия для их социализации, развить не­которые личностные качества и сформиро­вать определенный уровень социальных умений, что позволило бы им развить и ре­ализовать свои способности. Как известно, социальный заказ влияет на определение цели обучения. В данном контексте при конкретизации цели обучения одаренных детей иностранному языку акценты будут смещаться в сторону социальной компетен­ции. В этой связи цель обучения одаренных детей иностранному языку может быть уточнена и определена следующим обра­зом: развитие способностей учащихся ис­пользовать иностранный язык как инстру­мент познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.

 

Содержание обучения иностранному языку одаренных детей.

Конкретизация цели обучения неизбеж­но ведет к некоторой детализации содержа­ния обучения. Содержание должно быть таким, чтобы в максимальном объеме обес­печить образовательные потребности детей и развить, а в некоторых случаях и сформи­ровать, социальную компетенцию. А.И. Са­венков отмечает, что при разработке содержания обучения одаренных детей следует обращать внимание не только на его коли­чественные (объем, время изучения мате­риала), но и на качественные характеристи­ки. В частности, А.И. Савенков указывает на важность включения в содержание обу­чения одаренных детей программ и специ­альных занятий, на которых они могли бы обсуждать социальные и межличностные проблемы. «Эти занятия... помогают ребен­ку точнее оценивать и совершенствовать свой образ жизни, стиль поведения, харак­тер общения, что положительно сказывает­ся на самооценке ребенка и межличност­ных отношениях со сверстниками и взрос­лыми, активно содействует пониманию де­тей самих себя, изучения ими сходства и различия с другими детьми, познанию сво­их способностей». Интерпрети­руя данное утверждение, можно сказать, что одной из качественных характеристик содержания обучения иностранному языку одаренных детей будет выделение в нем со­держания иноязычной социальной компе­тенции. В этом случае мы предлагаем руко­водствоваться следующими положениями:

• Иноязычную социальную компетен­цию следует рассматривать в узком смысле, то есть как компетенцию, обеспечивающую взаимодействие и общение человека с дру­гими людьми.

• Социальная компетенция на иностран­ном языке формируется на основе имеюще­гося опыта общения на родном языке.

• Социальная компетенция, как и все ключевые компетенции, имеет возрастную динамику и возрастную специфику.

Фор­мирование компонентов социальной ком­петенции зависит от возрастных законо­мерностей развития, ведущих потребнос­тей (мотивов) и задач возрастного периода, поэтому необходимо учитывать:

- психологические особенности данной возрастной категории учащихся;

- особенности формирования навыков общения и социализации некоторых типов личности;

- индивидуальный темп развития;

- структуру коммуникативных способ­ностей ребенка, в частности: наличие как положительного, так и отрицательного опыта общения; наличие или отсутствие мотивации к общению (социальная или коммуникативная зрелость);

- возможность опираться на знания и умения, сформированные в процессе изуче­ния других предметов (русский язык, лите­ратура, риторика, история и т.п.).

• Исходя из определения социальной компетенции, следует выделить:

- область знаний (языковых и социаль­ных);

- область умений (речевых и социаль­ных);

- область способностей и личностных характеристик.

• Содержание социальной компетенции может быть определено ситуациями (а не лексической темой) из сфер общения уча­щихся, в которых происходит социализация ребенка, освоение им правил и норм социаль­ного поведения, способов взаимодействия.

Опираясь на перечисленные выше поло­жения, попробуем определить содержание иноязычной социальной компетенции для начальной школы. Итак, к сферам общения младшего школьника можно отнести сле­дующие:

- сфера социально-бытового общения: семья, родные, друзья, выполнение неслож­ных обязанностей по дому;

- сфера делового (учебно-трудового) об­щения: школа, музыкальная школа;

- сфера увлечений: музыкальная или спортивная школа, кружки, занятия по ин­тересам;

- сфера социально-культурного обще­ния: правила поведения в театре, музее, на природе, во время путешествий;

- сфера исследовательского и научно-познавательного общения.

    Первые четыре сферы общения определе­ны и в Стандарте начального общего образо­вания по иностранному языку, и в Програм­мах по иностранному языку для начальной школы. Здесь следует отметить, что при обу­чении одаренных детей, организация общения в рамках указанных сфер социального взаимодействия имеет особое значение для их социализации. Сфера исследовательско­го и научно-познавательного общения обыч­но не выделяется, но нам она представляется очень важной, особенно при работе с одарен­ными детьми. Организация исследователь­ского, творческого обучения позволяет ак­тивизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способнос­ти. Общение с учеными, с нашей точки зрения, может дать учащимся возмож­ность прикоснуться к миру науки, приобре­сти бесценный опыт творческого и социаль­ного взаимодействия.

     Языковые знания, речевые умения и си­туации общения детально разработаны в Программах по иностранному языку. Об­ласть социальных знаний, например, по­дробно освещена в разделе «Коммуника­тивно-речевой репертуар. Речевые этикет­ные формы» программы В.В. Сафоновой «Английский язык для школ с углублен­ным изучением иностранных языков. 1-4 классы», где предлагаются си­туации для решения таких речевых задач, как: приветствие и ответы на приветствие; представление себя и других людей; обра­щение к людям разного возраста и статуса; привлечение внимания; советы и предосте­режения; побуждение (приглашение) к дей­ствию и выражение согласия/несогласия выполнить действие; выражение благодар­ности и ответа на нее и т. д. Учащиеся долж­ны знать, как решить такие задачи.

     К области социальных умений можно отнести умения, связанные с применением вышеперечисленных знаний, например: умение адресовать свое сообщение; умение привлечь внимание собеседника; умение предложить свою помощь; умение слушать собеседника и проявлять заинтересован­ность в том, что он говорит и т.п.

   Также к области социальных умений на иностранном языке можно отнести умение ориентироваться в ситуации общения; всту­пать в контакт и поддерживать его; умение уместно использовать адекватные ситуа­ции, словесные и несловесные средства об­щения. К данному перечню умений можно добавить умение принять точку зрения со­беседника; умение аргументировано пояс­нить свою точку зрения; умение не допус­кать и решать конфликтные ситуации в общении; умение критично относиться к сво­им действиям и высказываниям.

   На наш взгляд, указанные социальные знания и умения вполне соответствуют со­циальным задачам младшего школьного воз­раста и могут составить содержание социаль­ной компетенции на иностранном языке.

    В содержание социальной компетен­ции мы предлагаем также включить ме­нее разработанный компонент - способ­ности, которые могут проявиться уже у младших школьников и которые можно оценить по степени их выраженности: способность вступать в общение как со сверстниками, так и с взрослыми (ини­циировать общение); способность под­держивать общение; способность прини­мать и понимать точку зрения партнера (способность встать на позицию другого); способность к сопереживанию; способ­ность определять состояние партнера, си­туацию и условия общения; способность строить свое общение с учетом внешних условий; способность внимательно слу­шать собеседника (устойчивость внима­ния, способность воспринимать инфор­мацию на слух); способность четко фор­мулировать свои мысли и высказывать свою точку зрения; способность к отстаи­ванию своей позиции; способность кон­тролировать свое поведение.

     Указанные способности формируются при наличии определенных качеств лично­сти и, в свою очередь, развивают эти каче­ства, а именно: дружелюбие; любознатель­ность; порядочность (нравственность); от­крытость; наблюдательность; толерант­ность; такт; терпение; правдивость; ответст­венность; настойчивость; волю; решитель­ность; саморегуляцию (организованность, дисциплинированность).

    На наш взгляд, предложенное содержа­ние социальной компетенции на иностран­ном языке достаточно универсально и мо­жет применяться не только при обучении одаренных детей.

 

Формы организации обучения иност­ранному языку одаренных детей с акцен­том на развитие социальной компетен­ции.

Для формирования и развития социаль­ной компетенции нужны такие формы ор­ганизации обучения, которые позволяли бы моделировать ситуации и коммуника­тивные задачи из сфер социального обще­ния и взаимодействия, свойственные опре­деленному возрасту. Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, пред­почитают трудиться в одиночку, поэтому важно, чтобы это были и индивидуальные, и коллективные формы работы (парные, групповые, командные), которые дают воз­можность одаренному ребенку адаптиро­ваться к взаимодействию с другими детьми, научиться прислушиваться к мнению дру­гих, высказывать и отстаивать свою точку зрения, корректировать свое поведение и подчинять свои интересы интересам кол­лектива, команды.

     В современной методической и педаго­гической литературе предлагается огром­ный выбор таких форм работы, которые можно использовать и в рамках традицион­ной классно-урочной системы, и в рамках нетрадиционного обучения. Задача учите­ля, на наш взгляд, будет заключаться в уме­лом выборе той формы работы, которая больше всего подойдет его одаренным уче­никам, раскроет их способности, создаст ситуацию успеха и атмосферу радости об­щения, понравится ему самому и позволит решить основные задачи обучения.

   Наиболее эффективным в плане развития социальной, равно как и коммуникативной, компетенции является использование метода проектов. Преиму­щества данного метода таковы:

• реализация дифференцированного подхода в обучении;

• возможность сочетать индивидуаль­ные, парные и групповые формы работы;

• многообразие форм реализации проек­та и оформления конечного результата, на­пример: учебно-ролевая экспедиция (экс­курсия); игры-путешествия; конференции по проблемам исследований; выпуски аль­бома, альманаха; представление проекта озеленения территории школы; системати­зация справочного материала по теме или проблеме и создание картотеки; создание дополнительных учебных материалов и т.п.

• возможность осуществлять познава­тельно-исследовательскую деятельность как в рамках одного, так и нескольких учеб­ных предметов;

• реализация творческого потенциала как учащихся, так и самого учителя, созда­ние позитивного настроя (ситуации успе­ха) и стимула для дальнейшего творчества;

• повышение самооценки;

• создание позитивной модели социаль­ного взаимодействия и сотрудничества в рамках сферы учебного, исследовательско­го и научно-познавательного общения;

• использование иностранного языка как инструмента познания и средства об­щения.

 

 

Используемая литература:

 

1.Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов.- М.: «Академия», 2007.- 240с.

2. Русские дети: Основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия / Д.А. Баранов, О.Г. Баранова, Т.А. Зимина и др.- СПб.: Искусство-СПб, 2006.- 566с.

3. Сластенин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие  / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.                  Под ред. В.А. Сластенина.- В 2-х ч.-М.: ВЛАДОС, 2003.

4.  Зубов А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам: учеб. пособие / А.В. Зубов, И.И. Зубова.- М.: «Академия», 2009.- 144с.

5. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб. пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева.- М.: «Академия», 2001.- 264с.

 

 

 

 

 


ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

ОУ). Что касается педагогической деятельно­сти учителей иностранного языка, то они могут оказать существенную помощь в ре­шении основных задач по работе с одарен­ными детьми, создавая условия…

ОУ). Что касается педагогической деятельно­сти учителей иностранного языка, то они могут оказать существенную помощь в ре­шении основных задач по работе с одарен­ными детьми, создавая условия…

В этом случае мы предлагаем руко­водствоваться следующими положениями: •

В этом случае мы предлагаем руко­водствоваться следующими положениями: •

К области социальных умений можно отнести умения, связанные с применением вышеперечисленных знаний, например: умение адресовать свое сообщение; умение привлечь внимание собеседника; умение предложить свою помощь;…

К области социальных умений можно отнести умения, связанные с применением вышеперечисленных знаний, например: умение адресовать свое сообщение; умение привлечь внимание собеседника; умение предложить свою помощь;…

Используемая литература: 1

Используемая литература: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2020