Орфография, как система правил, состоит из пяти разделов:
правила передачи фонем буквами в составе слов;
правила употребления прописных (заглавных, больших) и строчных (малых) букв;
правила переноса слов из одной строки в другую;
правила о слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаниях слов;
правила графических сокращений слов.
Орфографическая зоркость— это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил.
Орфографический навык – это умение быстро обнаруживать в словах и словосочетаниях орфограммы и определять их типы.
Орфографическая грамотность — это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания.
Орфографическую работу нужно реализовывать через:
1) Углубление познавательных интересов;
2) Чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;
3) Использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
4) Повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе, положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;
5) Введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;
6) Организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.
Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель всё знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошёл ученик в поле, поймал бабочку, зажал её между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришёл к учителю.
- Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мёртвая бабочка?
Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:
- Всё в твоих руках!
Ребята, скажите, как поступил ученик?
-Он выпустил бабочку!
(Учитель разжимает ладони и бабочку на магните помещает на доске рядом с записанной темой урока.)
- Вот и я хочу, чтобы вы верили, что овладеть грамотным письмом возможно. Всё в ваших руках!
Запоминание с помощью выполнения творческих работ
Жили-были два брата – два суффикса –ЕК- и –ИК-. И до того были похожи друг на друга, что и не различишь. Но характеры у них были разные.
ИК- имел твёрдый и непреклонный характер: как слово не изменяют, он крепко сидит в нём:
Ключик – ключика, ларчик – ларчика
А у суффикса -ЕК- характер был другой: шаловливый, озорной. Ему нравилось меняться до неузнаваемости. Его кругленькая Е то и дело выкатывается из слова в косвенных падежах:
Замочек – замочка, орешек – орешка
Этих братьев легко различить, если хорошо изучить их характеры.
Что значит алгоритм правила? Это разбивка правила на несколько этапов, вычленение особенностей правила, составление схемы, по которой легко восстанавливается формулировка правила.
Ученик должен удивляться и радоваться тому, что …
- он видит орфограммы,
-он может написать их правильно,
-ему нравится работать,
- на уроках русского языка интересно,
- все это дает хорошие результаты!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.