Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Орфографическая зоркость – это способность видеть, анализировать и исправлять
орфографические ошибки в написании слов. Развитие этой навыка является важной
задачей для учеников. Сформировать орфографическую зоркость – значит научить
детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является
изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим
способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность
допустить ошибку.
Орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя – формировать орфографическую зоркость учащихся. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Основные аспекты развития орфографической зоркости:
1. Правильное произношение и слуховое восприятие:
- Отработка звукопроизношения букв и сочетаний звуков.
- Аудирование и анализ слов и предложений с целью выявления звуковых связей и
закономерностей.
- Развитие фонематического слуха.
Следует наметить основные цели:
1) научить детей слуховой зоркости – слуховому восприятию;
2) научить зрительной зоркости – зрительному вниманию;
3) научить мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки, говорить, вести диалог на уроке и т.д.
С чего следует начать? Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв.
2. Знание правил орфографии:
- Ознакомление учащихся с основными правилами написания слов и исключениями
из них.
- Постепенное знакомство с исключениями и правилами, связанными с употреблением
буквы "ё".
- Усвоение и применение правил орфограмматики (например, буква "и"
после мягкого знака).
3. Чтение и анализ текстов:
- Чтение учащимися различных текстов разной степени сложности.
- Выделение орфографических ошибок в текстах и их исправление.
- Обсуждение и анализ основных правил и исключений, которые применяются в
тексте.
При формировании правописных умений и навыков у учащихся необходимо помнить, что немаловажное значение имеет уровень развития оперативной памяти (кратковременной памяти). Поэтому следует развивать у детей этот вид памяти.
Работа ведётся по алгоритму:
1. Прочитай предложение, записанное на доске вслух, пойми смысл.
2. Отчётливо и ясно проговаривай каждое слово по слогам.
5. Просматривай как пишутся слова, особенно трудные. Объясняй все орфограммы.
5. Закрывай глаза и мысленно “пиши” каждое слово. При этом проговаривай трудные слова по слогам. (“Если не уверен в написании какого-то слова, открой глаза, рассмотри его еще раз и снова сделай с ним эту же работу”.)
4. Активная практика:
- Диктанты и письменные упражнения с акцентом на правильное написание слов.
- Практическая работа над диктантами различных уровней сложности.
- Использование разнообразных учебных материалов и игр для тренировки
орфографии.
В работе используются методические приёмы, которые позволяют выработать навык
звукобуквенного анализа, предупредить ошибки, развивают орфографическую
зоркость, самоконтроль, такие как:
1. Сверка слов, написанных на доске, со словами в тетради;
2. Подчёркивание орфограмм;
3. Дано несколько слов с разными орфограммами. Выписать определенные;
4. Письмо с проговариванием;
5. Диктант “Проверяю себя”;
6. Диктант с обоснованием;
7. Диктант “Найди слова”.
Развитие орфографической зоркости в 5 классе является важной составляющей
образовательного процесса. Правильное произношение и слуховое восприятие,
знание правил орфографии, чтение и анализ текстов, а также активная практика
помогают учащимся улучшить свои навыки в написании слов. Ответственное
отношение учащихся к орфографии и систематическая тренировка являются ключевыми
элементами достижения успеха в этой области.
Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.
Анализируя ошибки, надо знать причины их возникновения, чтобы вовремя помочь ученику ликвидировать их. В целях обеспечения орфографической грамотности учитель не может не учитывать всего этого. И в связи с этим необходим систематический анализ ошибок в знаниях учащихся. Опыт работы показывает, что такой анализ ведётся в разных формах.
Своевременная и сознательная работа учащихся по исправлению своих ошибок – важнейшее условие обеспечения их орфографической грамотности в дальнейшем. Всё это позволяет повысить уровень грамматико-орфографических умений, орфографическую зоркость и оперативную память обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.