Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №23 компенсирующего вида» города Чебоксары
Чувашской Республики
Статья из опыта работы
«Развитие памяти старших дошкольников в воспитательно-образовательном процессе»
Подготовила учитель-дефектолог
Садовникова Надежда Федоровна
г. Чебоксары 2020г
Память человеку необходима. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Память лежит в основе способностей человека, является условием обучения и развития. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности, ни общества.
В дошкольной практике трудности обучения возникают из-за того, что дошкольники имеют недостаточный объем памяти, не владеют приемами продуктивного запоминания, не умеют осуществлять самоконтроль. В настоящее время резко увеличился объем сведений, который приходится запоминать и использовать современному дошкольнику. В связи с этим, возникает противоречие между объемом материала, который нужно запомнить и способностью усваивать его детьми. Таким образом, актуальной целью в развитии старших дошкольников является развитие памяти.
В старшем дошкольном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов, необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных» по Л.С.Выготскому эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста: учении, общение, игра, труд.
Старший дошкольный возраст важен для развития эмоциональной памяти. Но ребенок запоминает не вообще чувство, а чувство к конкретному человеку, предмету, то есть его эмоциональная память неотделима от образной. Этот вид памяти очень развит у детей этого возраста, при этом наивысший уровень продуктивности образной памяти достигается в 8-11 лет.
В старшем дошкольном возрасте появляется тенденция к опосредованному запоминанию. Для дошкольников проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего-либо». Из этого следует, что дошкольники обладают хорошей механической памятью. Следует отметить, что ребёнок может успешно запомнить и воспроизвести и непонятный ему текст. Поэтому необходимо контролировать не только результат, но и сам процесс (как, какими способами ребёнок это запомнил).
Непроизвольное запоминание особенно преобладает у дошкольников у первоклассников. Ребенок легко и надолго запоминает то, что вызвало у него непосредственный интерес, что привлекло его своей яркостью, с чем он активно действовал. Существенную роль при этом играет слово. Если предметы, с которыми встречается ребенок, называются, то он запоминает их лучше.
Но механизмы памяти ребенка не исчерпываются
непроизвольным запоминанием. К этому этапу жизни в психике ребенка появляется важное новообразование овладение мнемической деятельностью, возникновение произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребёнок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребёнок самостоятельно выделил задачу на запоминание.
Важным показателем развития произвольной памяти
дошкольника является не только его умение поставить
перед собой мнемическую задачу, но и проконтролировать
ее
выполнение, то есть осуществить самоконтроль.
Сущность самоконтроля заключается в умение ребёнком соотнести, сличить полученный результат в процессе выполнения какой-либо деятельности с заданным образцом с целью своевременного исправления ошибки дальнейшего их недопущения.
Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, то есть рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными.
Использование приемов обучения старших дошкольников смысловому запоминанию.
Основой словесно-логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л. Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью». В качестве мыслительных приёмов запоминания могут быть использованы: смысловое соотношение, классификация, выделение смысловых опор и составление плана.
Обучение мнемическому приёму, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа:
а) формирование самого умственного действия;
б) использование его как мнемического приёма, средства запоминания.
Таким образом, прежде чем использовать, например, приём классификации для запоминания материала необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.
Процесс развития памяти у старших дошкольников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста (без специального обучения) не используют приёмы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству - механическому повторению. Смысловая память основана на понимании, т.е. деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, а вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути её компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нём главные мысли.
Формирование классификации как умственного действия у детей старшего дошкольного возраста происходит постепенно. В процессе классификации младшие школьники проявляют большую самостоятельность и меньше нуждаются в организации их деятельности со стороны взрослых.
Большие возможности для развития логической памяти детей содержит работа, связанная, с обучением их пересказу.
Обычно занятия такого типа проходят следующим образом: педагог читает рассказ, предварительно предупредив детей о необходимости внимательно слушать с целью последующего пересказа, задает вопросы, помогающие детям лучше понять содержание текста, уточняет в случае необходимости ответы детей, затем следует повторное чтение текста и воспроизведение его несколькими детьми. Но этого недостаточно.
Умственные действия
смыслового запоминания возникают из внешних
практических действий с материальными предметами или их заместителями,
пройдя обязательный этап внешне речевого действия. Поэтому необходимо
вначале дать детям внешние опоры для мысли об описываемом в рассказе
событии, факте, действии и обеспечить им возможность практически
манипулировать с этими опорами.
В ходе работы детям необходимо помочь осознать, что для хорошего запоминания: недостаточно внимательно слушать текст, надо осуществлять с ним определенную работу. Деятельность детей направляется на усвоение приема смыслового запоминания материала: «Мы учились сегодня запоминать и рассказывать. Чтобы лучше запомнить и вспомнить, мы выделяли основные части рассказа, обозначали их последовательность, те опоры, которые способствуют запоминанию в работе с детьми можно называть помощниками и мы и дальше будем этому учиться, и все вы научитесь хорошо запоминать»
Таким образом, перед детьми ставится задача – научиться чему-то новому, используя приемы смыслового запоминания занятий.
Для запоминания логически связанного текста нужно чаще что-либо пересказывать. Сначала это могут быть простые тексты, а по мере тренировки навыков тексты могут усложняться. Таким образом, в целях достижения эффективного развития памяти старших дошкольников педагогу необходимо обучать их приемам смыслового запоминания.
Заключение
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Существует несколько оснований для классификации видов памяти. Одно из них, например, деление памяти по времени сохранения материала (долговременная и кратковременная), другое по преобладающему в процессах памяти анализатору (двигательная, слуховая, зрительная). Поскольку память связана с волей, то по характеру ее участия в запоминании и воспроизведении материала память делят на произвольную и непроизвольную.
В старшем дошкольном
возрасте память претерпевает существенные
изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка приобретает черты
произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
Движущими силами развития памяти является противоречие между объемом
материала, который нужно запомнить и невозможностью этого сделать с
помощью уже имеющихся мнемических действий. Старший дошкольный
возраст является сензитивным для становления высших
форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая
работа является в этот период необходимой. Память развивается в деятельности,
организуя деятельность детей, педагог должен применять различные пути и
средства развития памяти дошкольников в воспитательно-образовательном процессе,
такие как:
Процесс развития памяти проходит в игровой форме и поэтому не воспринимается ребенком как сложный. Главное – это сохранить у ребенка познавательный интерес и радость от достигнутых им результатов. Поэтому педагогу важно проявить максимум выдумки и фантазии, чтобы сделать коррекционно-развивающие занятия веселыми и забавными.
Литература
1.
Барташникова И.А., Барташников А.А.
Учись играя: Тренировка
интеллекта: Игры и тесты для детей 5-7 лет. - Харьков: Фолио, 1997 -
412с.
2.
Тесты д/детей, сборник
тестов и развивающих упражнений.
Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова - СПб.: «Дельта», 384с.
3.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Готов ли ваш ребёнок к
школе? Книга тестов - М.: Росмэн - 2000. - 80с.
4.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовка ребёнка к
школе: Задачи,
упражнения, диагностика. Научная редакция - Волков Б.С. М., А.П.О.,
1994-64с.
5.
Чивикова Н.Ю. Как подготовить ребёнка к школе - М: Рольф, 1999 -
208с.
6. Башаева
Т.В. Васильева Н.Н., Клюева Н.В. Энциклопедия и развитие
дошкольников. -Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.
-480с.
7. Немов
Р.С. Психология:
В 3 Кн. Общие
основы
психологии. - М.: Владос, 1997.- Кн.1.- 688с.
8. Немов
Р.С. Психология: В 3
Кн. Психодиагностика. - М.:
Владос. 1997.- Кн. 2.- 680с.
9. Эльконин Д.Б. Особенности развития психики детей шестилетнего возраста. - М.: Педагогика, 1988.- 133с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.