Развитие познавательного интереса учащихся к предмету география.
Разработка методической темы.
Цель: Развитие познавательного интереса к предмету, повышение качества обучения учащихся.
Задачи: Рассмотреть пути и средства формирования устойчивого познавательного интереса к предмету, рассмотреть эффективность каждого. Внедрить эти пути и средства в повседневную педагогическую работу.
План работы.
1. Использование нетрадиционных форм обучения, выбор наиболее эффективных.
2. Применение различных форм и методов контроля и диагностики знаний как средства развития познавательного интереса.
3. Применение ИКТ на уроках географии.
4. Разработка системы показа достижений обучаемых.
5. Разработка системы взаимопомощи учащихся на уроке и вне урока.
6. Проведение внеклассной работы по предмету.
7. Участие в НОУ, олимпиадах, городских конкурсах и турнирах по географии.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Интерес (от лат. interest — имеет значение, важно) — реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. Л.С. Выготский писал: «Интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. ...Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность».
В обучении действует множество интересов. «Весь вопрос в том, — писал Л.С. Выготский, — насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен. Наконец, третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес»2.
Первой общей закономерностью является зависимость интересов обучаемых от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности. Другой, не менее общей и важной закономерностью является зависимость интересов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают. Сначала педагог, а потом его предмет — незыблемая зависимость, определившая судьбу многих людей.
Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделим:
· увлеченное преподавание;
· новизну учебного материала;
· историзм;
· связь знаний с судьбами людей, их открывших;
· показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;
· использование новых и нетрадиционных форм обучения;
· чередование форм и методов обучения;
· проблемное обучение;
· эвристическое обучение;
· обучение с компьютерной поддержкой;
· применение мультимедиа-систем;
· использование интерактивных компьютерных средств;
· взаимообучение (в парах, микрогруппах);
· тестирование знаний, умений;
· показ достижений обучаемых;
· создание ситуаций успеха;
· соревнование (с товарищами по классу, самим собой);
· создание положительного микроклимата в классе;
· доверие к обучаемому;
· педагогический такт и мастерство педагога;
· отношение педагога к своему предмету, обучаемым;
· гуманизация школьных отношений и т. д.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.
1. Уроки-«погружения» 2. Уроки — деловые игры 3. Уроки — пресс-конференции 4. Уроки-соревнования 5. Уроки типа КВН 6. Театрализованные уроки 7. Уроки-консультации 8. Компьютерные уроки 9.
Уроки с групповыми формами 10. Уроки взаимообучения 11. Уроки творчества 12. Уроки-аукционы 13. Уроки, которые ведут учащиеся 14. Уроки-зачеты 15. Уроки-сомнения 16. Уроки — творческие отчеты 17. Уроки-формулы |
1. Уроки-конкурсы 2. Бинарные уроки 3. Уроки-обобщения 4. Уроки-фантазии 5. Уроки-игры 6. Уроки-«суды» 7. Уроки поиска истины 8. Уроки — лекции «Парадоксы» 9. Уроки-концерты 10. Уроки-диалоги 11. Уроки «Следствие ведут знатоки» 12. Уроки — ролевые игры 13. Уроки-конференции 14. Уроки-семинары 15. Интегральные уроки 16. Уроки — «круговая тренировка» 17. Межпредметные уроки 18. Уроки-экскурсии 19. Уроки-игры «Поле чудес» |
Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям.
Чтобы заинтересовать учеников на уроках географии, вводятся нетрадиционные формы уроков. Для активизации деятельности можно использовать на уроке игровые элементы по теме, психологические тренинги, тесты, игры. Во внеклассной работе можно проводить различные конкурсы, игры, соревнования. Главная задача этих методов — привить навыки изучения нового материала и закрепления пройденного, создать хорошее психологическое настроение в коллективе.
Подготовительная работа является важным этапом в использовании игровых форм и методов обучения. Многое зависит от того, кому поручается роль ведущего.
Практика работы показывает, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности, например создание проблемной ситуации, введение игровых моментов и творческих заданий, благотворно влияют на учеников. Предлагаемые формы не все новы, но они имеют огромные потенциальные возможности и преимущества. Готовясь к таким урокам, учитель должен иметь конкретный план выбранной формы урока, продумать урок до мелочей, а на самом уроке — создать непринужденную атмосферу и положительный эмоциональный настрой.
Одним из средств повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, заинтересованности и активизации деятельности учеников на уроках географии служат ролевые игры. Они особенно влияют на эффективность обучения, открывают разнообразные воспитательные возможности, развивают у школьников воображение и мышление, способствуют вовлечению учеников в творческую деятельность и общение, стимулируют познавательную активность учащихся. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда школьник не ощущает себя объектом воздействия учителя, когда он становится полноправным участником познавательной деятельности. Поэтому в процессе игры ученики сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра — это средство, с помощью которого воспитание переходит в самовоспитание.
Именно в игре строятся непринужденные отношения между учеником и учителем, когда учитель ориентирован не только на школьный предмет географии и на функции ученика, но и на личность ребенка.
Подготовка и организация проведения ролевых игр включает несколько этапов
I этап - подготовительный:
а) Установление учебных целей игры, т.е. определение конкретных знаний, умений, которым должен овладеть школьник в игре;
б) выбор ситуации с соблюдением следующих условий: правдоподобие решения конкретной учебной задачи и определение степени сложности игры - она должна соответствовать уровню подготовки и возрастным особенностям учащихся;
в) разбивка игры на фрагменты, определение целей, приемов и действий по каждой части игры;
г) разработка правил игры, в которых определяется роль каждого играющего, устанавливается момент начала игры и ее конец, количество ходов и т.п.;
д) описание игры - составление ее сценария, на основе которого разрабатывают инструкцию проведения игры.
II этап - организация игры:
а) Сообщение еще в начале изучения темы о предстоящей игре;
б) выбор ведущих, ответственных за проведение игры, за подготовку, оформление и т.д. Они изучают правила игры, готовят сообщения, проигрывают отдельные фрагменты, разрабатывают варианты результатов и т.д.
Ш этап - проведение игры:
Методика проведения не является жесткой и предполагает поощрение свободной мотивации и самовыражения учащихся.
IV этап - анализ результатов игры:
Здесь ведущая роль принадлежит учителю: он помогает школьникам систематизировать изученный в процессе игры материал, определить, чему они научились. Одновременно закрепляются теоретические положения, ранее усвоенные учащимися.
УРОК «ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ»
За 2—3 недели учитель сообщает учащимся тему «Пресс-конференции» и организует «экспедиции» в какие-нибудь страны или в одну страну. В каждой экспедиции 6—7 участников. Учащиеся выбирают начальника экспедиции, геолога, биолога, историка, географа, политического обозревателя, климатолога, метеоролога, экономиста, этнографа, искусствоведа.
Виртуальное путешествие совершается по разнообразным источникам. По материалам путешествия готовится устное сообщение. Свой отчет члены экспедиции не разглашают, пока не состоится урок.
Для наглядности они используют фото, рисунки, фильмы, поделки, по возможности приготавливают национальные блюда, исполняют народные песни, танцы и т.д.
Для характеристики государства можно придерживаться следующего плана:
1. Визитная карточка (название государства, площадь, столица, численность населения, флаг, герб).
2. Географическое положение.
3. Рельеф и полезные ископаемые.
4. Климатические особенности и речная сеть.
5. Растительность и животный мир.
6. Население и его хозяйственная деятельность.
7. История развития государства.
8. Культура.
9. Вывод.
Спустя неделю после получения задания начальники экспедиции рассказывают учителю-консультанту, как идет подготовка материала.
Все остальные учащиеся получают роли корреспондентов газет, журналов, радио и телевидения. Они готовят вопросы по странам для членов экспедиции, которые предлагается задать на пресс-конференции.
Она проводится следующим образом: у доски два стола для участников экспедиции. По жребию выходят участники одной экспедиции, демонстрируют визитную карточку и рассказывают о стране. После выступления членов экспедиции корреспонденты представляются и задают вопросы, подготовленные заранее. Каждый задающий вопрос должен знать ответ, поскольку, если возникнет затруднение в ответе, он сам должен ответить.
Итог «Пресс-конференции»
Проводится анкетирование по вопросам:
1. Понравилась ли «Пресс-конференция»?
2. Что особенно понравилось?
3. Что не понравилось?
4. Какие были трудности при подготовке?
5. Стоит ли еще проводить «Пресс-конференцию» при изучении других тем?
Фотокорреспондент вместе с другими корреспондентами выпускают стенгазету.
Оценки выставляются «членам экспедиций» и «корреспондентам», подготовившим интересные вопросы.
УРОК ВЗАИМООБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Характерные особенности урока - коллективная работа над материалом, усвоение его тут же, на уроке (без домашних заданий), взаимопомощь и взаимная ответственность ребят.
В классе формируются «экипажи» из четырех учащихся: командира (наиболее подготовленного ученика), штурмана и двух пилотов.
Перед «экипажем» ставится задача: например, освоить новый материал. Учитель вначале объясняет его подробно, затем более сжато по конспекту и еще раз — на основе конспекта, но в ускоренном темпе. После этого «экипажи» приступают к работе: сначала командир повторяет материал всем своим подчиненным, затем он принимает зачет у штурмана; командир и штурман опрашивают пилотов, и, если те готовы (усвоили материал), ставят им зачеты и оценки.
«Экипаж» готов к проверке знаний.
Она проводится на основе жеребьевки. Капитану предлагаются на выбор различные карточки. Если ему досталась карточка с надписью «Выбор», отвечающего называет учитель; если карточка с надписью «Делегат» — «экипаж» сам решает, кто будет отвечать. Карточка «Все» означает, что отвечать должен каждый член «экипажа». Если капитан вытягивает карточку «Доверие», опрос не проводится и в журнал всем выставляются те оценки, которые были поставлены в группах. Может быть еще карточка «Экзаменаторы». Она означает, что «экипаж», которому она досталась, получает возможность принять зачет у других «экипажей». Если командир вытянул карточку «Выбор», а на защите один из членов «экипажа» получил оценки ниже, чем ему была выставлена в группе, оценки всех членов «экипажа» снижаются на один или два балла. Это правило обеспечивает взаимную ответственность учеников.
УРОК КВН
Вариантов проведения много, один из них представлен ниже.
Эти уроки проводятся преимущественно для повторения тем и разделов.
Соревнование состоит из пяти конкурсов.
I. Конкурс «Разминка». Задание: составить рассказ по пройденной теме; один ученик начинает рассказ, второй продолжает и т.д.
II. Конкурс «Проверка домашнего задания». Нужно сыграть сцену, где было бы отражено все главное в теме.
III. Конкурс на решение задач с выбором ответа.
IV. Конкурс «Угадай». Один из учеников выходит из класса, остальные загадывают географическое понятие по изучаемой теме и затем помогают ученику определить это понятие, задавая наводящие вопросы.
V. Конкурс «артистов» и «художников». «Художник» команды выходит из класса. «Артисты» пантомимой изображают природное явление для всех учеников. Затем приглашают «художника», и для него «артист» повторяет пантомиму. «Художник» должен отгадать природное явление и изобразить его на рисунке.
Заключительный этап — подведение итогов.
УРОК «ПАРНЫЙ ОПРОС»
На уроке сначала разбирается материал, который ребята готовили дома. Отвечают самые сильные ученики. Ответы их точные, правильные, времени на проверку домашнего задания уходит мало.
Класс знает, что после этого надо будет участвовать в парном опросе, поэтому в кабинете тишина — внимание сосредоточено на отвечающем. После того как материал повторен, учитель записывает на доске задание для всего класса. Школьники начинают отвечать своим товарищам. Учитель в любой момент может подключиться к работе любой пары. После ответа одного ученика отвечает его «напарник» — продолжает рассказ или отвечает на вопросы.
Опрос занимает 20—25 минут. Все это время класс напряженно работает. Пары можно составить так, что рядом со слабым учеником будет более сильный. Ребята задают дополнительные вопросы, исправляют ошибки, комментируют ответы товарища. Ставят отметки друг другу сами. Оценки объективные — в этом педагоги убеждались многократно.
УРОК «МОЗГОВАЯ АТАКА»
За минимум времени максимум идей — в этом суть метода. Мозговые атаки особенно полезны, когда учащиеся девятых или десятых классов повторяют большую и важную тему и надо выделить основные проблемы, предложить свои пути решения.
Начинается занятие с формулировки главных проблем, которые надо решить. Класс делится на две бригады, и назначаются эксперты. Затем следует тренировка: члены бригады быстро отвечают на вопросы. Следующий этап — «штурм» поставленной проблемы. Каждая бригада получает индивидуальное задание и за 15 минут должна найти неординарное решение проблемы. Главные требования к выдвигаемым идеям: новизна, простота, надежность, доступность.
Бригадиры защищают предложенные бригадами идеи. Из обсуждаемых вариантов выбирают лучшие. Интересно проходят уроки «мозговая атака» в десятых классах при изучении темы «Глобальные проблемы человечества».
УРОК-ЭКСПЕДИЦИЯ
Ученикам предлагается организовать морскую экспедицию, к примеру, на о. Гренландия. Ребята получают список литературы (и не только по географии), из которой можно почерпнуть сведения о возникновении его названия, природе, населении и так далее, а также о том, в каких условиях будет проходить экспедиция. Затем «штурманы» прокладывают курс кораблю, показывают, с какой стороны удобнее подплыть к острову и почему. «Биолог» экспедиции подбирает материалы о флоре и фауне острова, «этнограф» — о коренном населении, его быте, обычаях. Есть в этой экспедиции и матросы, и капитан, и конечно, географы. Эти уроки рекомендуется проводить в шестых классах.
УРОК «ЭКСПЕДИЦИЯ ПО ПРИРОДНЫМ ЗОНАМ РОССИИ»
При изучении темы «Природные зоны России» в восьмом классе организуется «экспедиция» по литературным источникам в арктическую пустыню, тундру, тайгу, степь, лесостепь, пустыню. Между учениками распределяются обязанности. Начальники каждой экспедиции прокладывают маршрут. «Ботаники» описывают растения, «зоологи» — животный мир. Задания получают «художники», «метеорологи» и другие специалисты. Все члены экспедиции ведут дневники наблюдений.
Отчитываются перед классом начальники экспедиций. Регламент — 15 минут. Дневники экспедиций просматривают все члены жюри.
СЕМИНАР-ИССЛЕДОВАНИЕ
В начале семинара создают несколько групп по 4—5 учащихся, которым предлагаются вопросы по теме занятия. Чтобы ответить на них, учащиеся должны обменяться мнениями, провести дискуссию, изучить проблему, пользуясь любыми источниками. На подготовку отводится полчаса. Затем один из учеников — докладчик отвечает на вопросы, выражая согласованное мнение группы. Может выступить и содокладчик, который уточняет и дополняет основной доклад. Докладчик и содокладчик отвечают на вопросы, задаваемые учащимися других групп. Преподаватель подводит итоги, оценивает работу учащихся.
Эта форма урока аналогична производственным совещаниям на предприятии, на которых специалисты анализируют конкретные ситуации и принимают решения.
УРОК «ПОЛЕ ЧУДЕС»
Эта игра позволяет закреплять и повторять географические термины. Каждый ученик может по очереди быть ведущим. Дети, кроме того, учатся выдержке и терпению.
Одна из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем,— совершенствование системы проверки и оценки знаний учащихся и умения применять эти звания для выполнения практических работ. Причем такой системы проверку, при которой продолжался бы процесс развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Проверка знаний подводит итог главного труда учащегося. От организации проверки в системе обучения, характера и содержания проверяемых знаний зависят успехи в обучении и воспитании. Большую роль при этом играют формы и методы проверки, применяемые учителем с целью объективного подхода к решению этой проблемы.
Использование различных карточек-заданий (кроссвордов, чайнвордов, диктантов и т.п.) как видов индивидуальной проверки знаний дисциплинирует учащихся на уроке, способствует более добросовестному выполнению домашнего задания (поскольку вероятность и частота проверки знаний значительно возрастает), а для учителя это возможность увеличения количества оценок, что является одной из проблем в современных условиях наполняемости класса.
Эффективность применения разнообразных форм и методов проверки знаний и умений — как традиционных, так и новых, — их совершенствование зависят от мастерства учителя и составляют важный элемент его творческой деятельности.
Все формы и методы контроля и проверки знаний предназначены для активизации усвоения учебного материала, осуществления индивидуального подхода к учащимся, разработки и постепенного совершенствования определенной системы повторения и закрепления учебного материала.
Использование тематических игр на уроках является дополнительным стимулом к более тщательному изучению материала и развитию интереса учащихся к науке, расширению кругозора. Система тематических игр и зачетов на уроках через дух соревновательности развивает чувство ответственности, что приводит к более глубоким знаниям учащихся.
ИГРА «ГЕОШАНС»
Методика проведения
Игра «Геошанс» проводится на уроках обобщения изученной темы, является универсальной, и проводить ее можно по любой теме и по любому предмету как между командами, так и между отдельными учениками.
Игра позволяет:
1) проверить знания и умения учащихся как по курсу текущего материала, так и ранее изученного;
2) проявить учащимся свои знания не в экстремальных условиях опроса или самостоятельной работы, а в условиях игры, снять синдром «двойки-тройки», так как эти оценки условиями игры не предусмотрены».
3) получить оценки «отлично» и «хорошо» всем учащимся.
Для проведения игры необходимо:
1) игровое поле;
2) магнитная доска (при проведении командной игры);
3) фишки или магнитики с номерами или эмблемами команд;
4) кубик или юла со стрелкой;
5) вопросы к игре.
Вопросы к игре составляет учитель с учетом коэффициента сложности (К). Можно предложить следующие критерии определения К:
1. Знание понятий (умение учащихся по данному определению назвать понятие):
а) изученного ранее материала — 1 балл;
б) текущего материала — 2 балла;
2. Умение учащихся дать определение понятию:
а) изученного материала — 3 балла;
б) текущего материала — 4 балла.
3. Знание основных физико-географических взаимосвязей, редко встречающихся терминов, понятий и т.д.:
а) изученного материала — 5 баллов;
б) текущего материала — 6 баллов.
Вопросы к игре должны быть четкими, конкретными, предусматривающими лаконичные, короткие ответы.
Организация игры
1. При проведении игры среди отдельных учащихся (2—4 учащихся) число игровых полей должно соответствовать числу игровых столов.
2. К каждому игровому столу назначается контролер-консультант из числа сильных учащихся. При проведении командной игры эту роль исполняет учитель, ведущий игру.
3. При проведении командной игры игровое поле закрепляется на магнитной доске.
4. В качестве фишек используются магнитики с прикрепленными к ним номерами или эмблемами команд.
5. Оптимальный количественный состав одной команды — 3-4 учащихся вместе с капитаном.
6. При проведении командной игры за столом находятся капитаны команд, а остальные игроки сидят за спиной капитана.
7. Отвечать на поставленный вопрос имеет право как капитан, так и любой член команды.
8. По желанию учителя во время командной игры можно предусмотреть музыкальную паузу. Например, когда фишка одной из команд первой пересечет границу двух клеточек, обговоренных заранее.
9. При проведении командной игры помимо оценок по предмету можно предусмотреть награждение команды-победительницы, команд-призеров и отдельных учащихся сувенирами.
Правила игры
1. Фишки всех игроков или команд размещаются в секторе «Старт».
2. Игрок под номером 1 (или капитан первой команды) выбрасывает кубик или вращает волчок со стрелкой и узнает коэффициент сложности вопроса К.
3. При правильном ответе на вопрос фишка игрока или команды перемещается на количество клеточек, равное К.
4. В случае неправильного ответа или отсутствия ответа право на ответ без потери права на ход получает игрок или команда под номером 2 (т.е. имеющая следующий порядковый номер).
5. В том случае, если после правильного ответа фишка попадает:
а) на клеточку «П» («приз») — фишка перемещается дополнительно на одну клеточку вперед;
б) в клеточку «Ход» — игрок (команда) получает право на внеочередной ход;
в) в клеточку «К-Я» («консультация»)
— игрок (команда) имеет право воспользоваться 30-секундной консультацией
ведущего или назначенного консультанта, но в случае использования права на
консультацию и при правильном ответе фишка отвечающего перемещается на
количество клеточек, равное К-1. В случае правильного ответа без
использования
права на консультацию фишка отвечающего перемещается на количество клеточек,
равное К;
г) на клеточку К («Коэффициент») — игрок (команда) имеет право самостоятельно, по своему желанию, выбрать К вопроса, не выбрасывая кубика (не вращая волчок);
д) на клеточку «О» («Отдых») — игрок (команда) пропускает один очередной ход.
6. По усмотрению ведущего или участников игры на обдумывание ответа на вопрос можно предоставить 1 мин или рассчитать по формуле К = = 10 с, т.е. на обдумывание вопроса К = 1 предоставляется 10 с, К = 2—20 с, К = 3—30 с и т.д.
7. Выигрывает тот игрок (команда), чья фишка первой попадает в сектор «Финиш».
8. Шанс на достижение сектора «Финиш» предоставляется каждому игроку (команде). Игроку (команде) предлагается ответить на вопросы с самым высоким К. В случае правильного ответа на вопрос (в этом случае кубик не выбрасывается и юла не вращается) фишка отвечающего игрока или команды перемещается на количество, клеточек, равное К. Вопросы задают до тех пор, пока фишка игрока (команды) либо не достигает сектора «Финиш», либо игрок (команда) дает неправильный ответ на вопрос, либо ответ отсутствует.
9. Игроки (команды), чьи фишки достигли сектора «Финиш», получают оценки «отлично».
10. Игроки (команды), чьи фишки остановились на финишной прямой, получают оценки «хорошо».
11. Оценки «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» условиями игры не предусмотрены.
КЛИМАТ
К = 1
О каком понятии идет речь?
1. Воздушная оболочка Земли, вращающаяся вместе с планетой как одно целое.
2. Состояние нижних слоев атмосферы в данный период времени на данном участке местности.
3. Усредненное состояние погоды за длительный период наблюдений.
4. Процесс перехода жидкости в парообразное состояние.
5. Количество влаги, которое может перейти в парообразное состояние при данных тепловых условиях.
6. Отношение годового количества осадков к испаряемости за этот же период.
7. Большой объем воздуха тропосферы, отличающийся относительной однородностью.
К=2
О каком понятии идет речь?
1. Узкая (несколько десятков километров) переходная зона тропосферы, разделяющая на значительном протяжении (сотни, иногда несколько тысяч километров) воздушные массы с различными физическими свойствами.
2. Предположение о будущем состоянии атмосферы, составленное на основе анализа крупномасштабных атмосферных процессов, прежде всего полей давления, температуры и ветра.
3. Атмосферный вихрь с пониженным давлением в центре и повышенным давлением на периферии, прохождение которого сопровождается усилением облачности и осадков, резкой сменой погоды.
4. Атмосферный вихрь с повышенным давлением в центре, пониженным давлением на периферии, нисходящим движением воздуха с характерной ясной или малооблачной погодой без осадков.
5. Величина, характеризующая отражательную способность какого-либо тела или поверхности.
6. Стадия развития циклона, при которой теплые массы воздуха при встрече с холодным воздухом вытесняются в верхние слои тропосферы и теряют связь с земной поверхностью.
К=3
Дайте определение понятиям: 1. Засуха. 2. Суховей, 3. Сель. 4. Наводнение. 5. Смерч. 6. Циркуляция атмосферы.
К=4
Перечислите:
1. Факторы климатообразования.
2. Типы воздушных масс, господствующих над Россией.
3. Виды солнечной радиации.
4. Слагаемые суммарной солнечной радиации.
5. Расскажите о распределении тепла по территории России.
6. Расскажите о распределении осадков по территории России.
7. Объясните, в чем принципиальное отличие переходного типа климата от основного.
К = 5
Дайте характеристику:
1. Арктическим воздушным массам
2. Морским воздушным массам умеренных широт
3. Континентальным воздушным массам умеренных широт.
4. Объясните, в чем принципиальное отличие муссонного типа климата от морского. I
Перечислите:
5. Виды прогноза погоды.
6. Виды синоптических карт.
К=6
Объясните:
1. Зависимость суммарной солнечной радиации от состояния атмосферы.
2. Зависимость величины суммарной солнечной радиации от угла падения солнечных лучей.
3. Причину возникновения «парникового эффекта».
4. Взаимосвязь глобального изменения климата и повышения вулканической активности.
5. Дайте определение понятию «озоновая дыра».
6. В чем опасность «озоновой дыры»?
Резерв
1. В каком городе России наблюдалась самая низкая температура? Объясните причину столь низких температур.
Расскажите о влиянии на формирование климата:
2. Океанических течений.
3. Высоты над уровнем Мирового океана.
4. Орографии местности.
ИГРА «ГЕОБИЗНЕС»
Методика проведения
При проведении самостоятельных, проверочных, контрольных работ и зачетов учитель часто сталкивается с проблемой подсказок. Забирать за подсказку неоконченную работу или снижать оценку — эти меры как способ борьбы с подсказкой не могут удовлетворить ни ученика, ни учителя. Как выйти из положения, если официально разрешить подсказку?
«Разрешенную подсказку» в качестве метода проведения зачетного урока можно назвать «Геобизнес».
Для проведения «Геобизнеса» необходимо:
1. Составить вопросы по теме зачета по вариантам. Количество вариантов должно соответствовать количеству учащихся, сдающих зачет (не считая «консультанта»), в каждой группе.
2. Изготовить заранее «жетоны», (акции, векселя и т.д. — что подскажет фантазия учителя).
3. Определить состав учащихся в группах. Учитель разбивает класс на группы по своему усмотрению (в алфавитном порядке, по уровню знаний, по желанию учащихся и т.д.).
4. Назначить «консультанта» группы. Им может стать любой учащийся, изъявивший желание. Если желающих не оказалось, то учитель назначает «консультанта» из числа «сильных» учеников, назначить «консультанта» группы.
Ход зачета
1. «Банкир» (учитель) вручает «владельцу» (ученику сдающему зачет) пакет «акций» (векселей, комплект жетонов) из расчета 2хХ (X — количество вопросов) и лист с вопросами зачета.
2. «Владелец» приступает к работе: изучает вопросы зачета, вспоминает ответы, которые может записать на листе, использует разрешенную литературу и справочники.
3. Если «владелец» испытывает затруднения при ответе на поставленный вопрос, то «владелец» обращается за помощью к «консультанту».
4. В том случае, если «консультант» оказал помощь «владельцу», тот должен выплатить «консультанту» одну «акцию» (один жетон).
5. В случае если «консультант» группы не может дать ответ на поставленный вопрос и оказать помощь «владельцу», то он имеет право пригласить своего коллегу из другой группы.
6. Если приглашенный «консультант» успешно справляется с заданием, он получает оплату не только с «владельца» (одну акцию), но и с «местного консультанта» (оплата дороги, гостиницы и т.д.) — одну «акцию».
7. При сдаче зачета «владелец» за неверный ответ должен сдать «банкиру» две «акции», если «владелец» не обращался к «консультанту».
8. Если «владелец» по вопросу, на который дал неверный ответ, обращался к «консультанту», то «консультант» сдает «банкиру» две «акции».
9. После сдачи зачета подсчитывается количество «акций», оставшихся у «владельца».
От 60 до 75% «акций» — оценка «удовлетворительно».
От 76 до 90% «акций» — оценка «хорошо».
От 91 до 100% «акций» — оценка «отлично».
10. Оценить работу «консультанта» можно различными способами:
а) по количеству заработанных «акций»;
б) по средней арифметической оценке группы.
Можно оценить работу «консультанта» и по совокупности средней арифметической оценки группы, и по количеству «акций» «консультанта».
Количество «акций» « консультанта » |
Средняя арифметическая оценка группы |
Оценка « консультанта » |
От 0 до 9% общего числа «акций» группы |
Отлично |
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
|
Удовлетворительно |
Неудовлетворительно; |
|
От 10 до 24% |
Хорошо |
Отлично |
Удовлетворительно |
Удовлетворительно |
|
От 25 до 40% |
Удовлетворительно |
Отлично |
Игра «Геобизнес» представляет собой:
1) способ контроля объема подсказок;
2) один из методов отмены подсказок как пути обмана учителя.
Интересен этот вид работы и в психологическом аспекте, так как:
1) «бесплатно» никто подсказывать не будет;
2) «консультант» не допустит подсказки одного «владельца» другому, так как «консультант» заинтересован в оказании помощи как можно большему числу «владельцев»;
3) «владельцу» так или иначе придется отвечать на поставленный вопрос, и этот вопрос не останется «белым пятном» в знаниях учащегося;
4) по количеству «акций», оставшихся у «владельцев», можно судить:
а) о количестве полученных «консультаций»;
б) об истинном уровне знаний учащегося.
Несколько слов о цифровых диктантах
Технология приема. Набор утверждений, правильных и неправильных, составленный на материале изучаемой темы. Проводится в устной форме, требует при определенном навыке 5-6 мин. Каждое утверждение произносится учителем 1—2 раза, ученики записывают свое мнение о нем в виде: 1- «согласие» или 0 - -«несогласие».
Затем учитель демонстрирует (на доске или устно) правильный ответ, называет критерий оценки, ученики выставляют себе оценки сами. Однако, если на этом остановиться, эффективность выполнения задания будет минимальной. Этот прием позволяет дифференцировать проблемы учеников и учителей: ученики поднимают руку, когда учитель просит сказать, кто правильно ответил на 1-й вопрос, на 2-й и т.д. За несколько секунд выявляется то утверждение, которое вызвало затруднения у большинства. Это - проблема учителя. Если же неудачным были ответы у одного-двух учеников - это их проблемы. Для исправления ошибок достаточно быстрого разъяснения учителя.
Сама форма утверждений в цифровом диктанте тоже может нести функцию развивающего задания. Сравните: «Я утверждаю, что центр происхождения табака находится на Американском континенте» — это уровень простого воспроизведения знаний. Но более сложные вопросы потребуют и анализа, и других мыслительных операций.
Когда и зачем может быть использован. Прием позволяет развивать навыки работы в аудиальной модальности (ответ на слуховое восприятие), обучает концентрации внимания.
Возможности применения:
1) при актуализации необходимых ЗУН в начале урока, темы;
2) при оперативной диагностике уровня усвоения изученного материала в середине или конце урока;
3) для проверки домашнего задания;
4) как форма проверки самостоятельной работы для учеников, наверстывающих пропущенные по болезни занятия.
О буквенных диктантах
Технология приема. Требуется отгадать зашифрованное слово, расшифровывая его по буквам. Буквы закодированы в вопросах по изученной или изучаемой теме. Ученики записывают только указанную букву из отгадываемого понятия.
Когда и зачем может быть использован. Прием развивает навыки работы в аудиальной модальности, активизирует внимание.
Возможности применения:
1) прием отлично работает при введении новой темы, объяснение которой основано на актуализации опорных знаний; в этом случае зашифровывается тема урока;
2) на этапе усвоения понятийного аппарата темы;
3) на этапе предварительной диагностики перед зачетом.
Решить развивающий канон — «прочитать» его решение устно.
Пример 1:
Евразия |
Мыс Рока |
Австралия |
Стип-Пойнт |
Африка |
? |
Ответ: Мыс Альмади, самая западная точка Африки.
Пример 2:
Россия |
Москва |
Египет |
? |
Франция |
Париж |
Ответ: Каир (все города - столицы стран).
Пример 3:
прерия |
СА |
? |
ЕА |
пампа |
ЮА |
Ответ: В Европе и Азии это называется степь.
Пример 4:
анемометр |
? |
скорость ветра |
атмосферное давление |
м/сек |
мм ртутного столба |
Ответ: барометр.
Решить развивающий канон — вставить недостающий элемент без объяснения.
Развивающие каноны
Технология приема. Этот тип заданий относится к разряду логически-поисковых. Имеется некий вид 6-элементной конструкции, где элементы (слова, символы, рисунки и т.д.) связаны скрытым логическим смыслом. Один из элементов неизвестен. Требуется найти алгоритм составления конструкции и неизвестный элемент. Существуют различные типы связи между элементами
Наиболее эффективным будет устное решение канонов, когда ученики «проговаривают» решение, находят слова-связки. Например: «Если в Северной Америке это называется прерия, а в Южной Америке - пампа, то в Евроазии речь пойдет о степях».
Когда и зачем может быть использован. Прием является одним из самых эффективных развивающих приемов, развивает логическое мышление, умение делать выводы, вербализовать алгоритм решения.
Возможности применения:
1) на этапе уяснения знаний, отработки понятийного аппарата;
2) на этапе закрепления и обобщения знаний;
3) в качестве домашнего задания;
4) самостоятельное составление развивающих канонов учащимися может быть оценено как творческое задание по теме.
Кроссворд
По горизонтали: 4. Объем воды, протекающей
через поперечное сечение реки за год. 5. Линия, разделяющая смежные бассейны
рек, водоемов. 7. Период высокого и длительного подъема воды в реке,
сопровождающийся выходом воды из русла на пойму. 8. Периодичное изменение
уровня воды в
реке.
По вертикали: 1. Объем воды, протекающей через поперечное сечение потока в единицу времени (м3/с). 2. Сравнительно кратковременное и непериодичное увеличение расхода воды в реке. 3. Период устойчивого низкого уровня и малого расхода воды в реке. 6. Естественный водный поток, текущий в выработанном им русле.
Ответы
По горизонтали: 4. Сток. 5. Водораздел. 7. Половодье. 8. Режим.
По вертикали: 1. Расход. 2. Паводок. 3. Межень. 6. Река.
Чайнворд № 1 «Реки России»
1. Река, до 1775 г. носившая название Яик.
2. Река в Восточной Сибири бассейна моря Лаптевых.
3. Левый самый крупный приток Волги.
4. Приток второго порядка Оби.
5. Река в Московской области, протекает в пределах Смоленско-Московской возвышенности, левый приток р. Москвы.
6. Река в Архангельской области бассейна Белого моря.
7. Левый приток Волги (берет начало на возвышенности Общий Сырт, впадает в Саратовское водохранилище).
8. Сплавная река, правый приток Волги, притекает в пределах Приволжской возвышенности.
9. Левый приток Оби.
10. Левый приток Ангары.
Ответы
1. Урал. 2. Лена. 3. Кама. 4. Ишим. 5. Руза. 6. Онега. 7. Самара. 8. Сура. 9. Иртыш. 10. Иркут.
Чайнворд № 2 «Реки России»
1. Река в Бурятии бассейна озера Байкал. В бассейне реки — один из крупнейших заповедников России.
2. Левый приток Камы.
3. Река, левая составляющая Оби. Берет начало в Алтае на г. Белуха.
4. Река, левая составляющая Шилки. По долине проходит на большом протяжении Транссибирская магистраль.
5. Левый приток Тобола (бассейн Оби). Берет начало на Северном Урале, течет по Западно-Сибирской равнине.
6. Река в Магаданской области бассейна Восточно-Сибирского моря. Вытекает из Кубанского моря.
7. Река в Сибири бассейна Карского моря.
8. Левая составляющая Северной Двины, Вологодская область.
9. Правый приток Лены.
10. Правый приток Северной Двины.
Ответы
1. Баргузин. 2. Белая. 3. Катунь. 4. Ингода. 5. Тура. 6.Колыма. 7. Енисей.
8. Сухона. 9. Витим. 10. Пинега.
Чайнворд № 3 «Реки России»
1. Река бассейна Восточно-Сибирского моря. В верховьях протекает по Йоменскому нагорью, далее в узком ущелье прорезает хребет Черского, образуя пороги. Типичны гигантские наледи.
2. Судоходная река на Чукотке.
3. Левый приток Волги. Берет начало на возвышенности Общий Сырт, впадает в Саратовское водохранилище.
4. Река бассейна Баренцева моря. Берет начало на Северном Урале.
5. Правый, самый многоводный приток Енисея.
6. Река Дальнего Востока бассейна Охотского моря. Важная водная магистраль.
7. Река в Бурятии бассейна озера Байкал. В бассейне реки — один из крупнейших заповедников России.
8. Правый приток крупнейшей реки Дальнего Востока, по которой проходит часть границы России и Китая.
9. Левый приток Оби.
10. Река, до 1775 г. носившая название Яик.
Ответы
1. Индигирка. 2. Анадырь. 3. Самара. 4. Печора. 5. Ангара. 6. Амур.
7. Баргузин. 8. Аргунь. 9. Иртыш. 10. Урал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.