Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся на уроках математики в гимназии
Оценка 4.9

Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся на уроках математики в гимназии

Оценка 4.9
docx
16.05.2021
Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся на уроках  математики  в гимназии
Доклад к семинару.docx

                 Развитие  познавательной  активности и творческих способностей учащихся на уроках   математики в гимназии.

                                                      « Назначение учителя - помочь родиться мысли ученика» 

                                                                                                                                 Сократ                                                

       Сегодня все развитые страны уделяют большое внимание созданию интеллектуальной элиты, обуславливающей рост научно-технического прогресса. Как среди миллионов детей и молодых людей найти способных, талантливых? Решение  проблемы зависит от того, на получение какого результата ориентируется учитель в своей работе: дать ученику определённый набор формальных, готовых знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

      Учителю необходимо помочь ребёнку состояться в жизни, положить в основу образовательного процесса лучшие современные концепции, научить предприимчиво, независимо, но целесообразно пользоваться полученными знаниями, дать возможность ученику опереться на школьную базу знаний при выборе профессии.

 В настоящее время главными направлениями совершенствования системы образования являются: развитие и реализация концепции образования, ориентированного на развитие личности, основанного на компетентностном подходе, в системе которого учителю предоставляется возможность свободного внедрения методов, способствующих раскрытию и развитию творческого потенциала личности.

Одним из важных направлений гимназии является развитие творческих способностей наших учащихся, которое рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности», умственной активности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.

Работа с одарёнными детьми-отдельная сторона функционирования гимназии. Опыт работы в этом направлении сформировался в Программу работы с одарёнными и  способными детьми. Цель Программы - обеспечение нашего общества людьми высокого интеллекта и нравственности, настоящих профессионалов в своей будущей деятельности.

Содержание Программы:

1)      Постоянная работа каждого учителя в плане поиска возможностей реализации на уроках технологии развивающего обучения с учётом психологических особенностей одарённых и способных детей;

2)      Организация индивидуальной и внеурочной работы по развитию творческой, исследовательской деятельности;

3)      Проведение факультативных занятий, спец. курсов;

4)      Участие в предметных олимпиадах: школьных, городских, республиканских, межгосударственных;

5)      Проведение предметных недель;

6)      Создание исследовательского общества  учащихся.

 Целью работы учителей с одарёнными детьми является:

 -создание условий для развития интеллектуальной сферы учащихся как в области математики, так и на межпредметном уровне;

 -обучение ребят творческому подходу к поиску решения нестандартных, исследовательских, фундаментальных и прикладных задач.

  1) «Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста », - пишет М.Н. Снаткин, доктор педагогических наук.

Самые замечательные способности ребёнка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Для развития природных задатков учителям и родителям необходимо использовать такой период, когда ребёнок учится легко, овладевает навыками без усилий, с интересом. В то же время, необходимы условия для реализации ребёнком своих возможностей,  которые начинаются с хорошего физического и интеллектуального развития ребёнка.

         Работа со способными и одарёнными детьми начинается в начальной школе. Большие профессионалы своего дела-учителя начальной школы, проводя уроки по развитию творческого мышления (РТМ) и не только, приобщают маленьких школьников к «большой» науке, впервые по-настоящему раскрывают их творческий потенциал. С целью развития интеллекта, образного восприятия, пространственного мышления и других умственных способностей в начальной школе проводятся занятия, направленные на

   -тренировку памяти и внимания;

   -развитие мышления (пространственного, образного, логического, аналитического);

   -конструктивная деятельность;

   -развитие воображения;

   -развитие оригинального нестандартного мышления;

   -установление причинно-следственных связей явлений.

. 2).Учителям, работающим в 5 классах очень важно сохранить те традиции в обучении, которые были заложены учителями начальной школы - сохранить преемственность!

???Особое важное  место в развитии творческих способностей учащихся принадлежит  уроку. Именно на уроке учитель имеет возможность применить групповые формы работы, использовать творческие задания, провести деловые игры, дискуссии, диалоги, обсуждения и т.д. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно добывать и применять свои ранее полученные знания; умеют представить себе объект, о котором идёт речь, сравнить с другим, сделать выводы, выразить своё отношение к объекту.  

      Современная система образования больше внимания уделяет личностно – ориентированному подходу в обучении. Но на практике мы часто ориентируемся на «среднего ученика», при этом одарённые и способные дети не всегда имеют реальную возможность в полной мере развивать свой потенциал. Задачей педагогов является создание таких психолого - педагогически условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями и опытом.

       Развитие ученика происходит тогда, когда он самостоятельно решает задачу, добираясь до «потолка» своих возможностей, когда он свободен в выборе суждений, приёмов решения. Необходимо большое внимание уделять развивающим заданиям, заданиям повышенной трудности, использовать технологии

- разноуровневого обучения;

- проблемно – развивающего обучения;

- информационно – коммуникативные технологии;

- проектно – исследовательскую деятельность.

      3). Стремление к творчеству, к открытиям рождается на школьной скамье. Учащиеся начальной школы удивляют нас своими работами, разнообразием представленных тем. Поэтому в среднем звене необходимо выявить всех учащихся, которые интересуются различными областями математики, информатики, физики, помочь  учащимся реализовать свои способности, претворить в жизнь их планы, привить вкус к творчеству. Именно для этой цели и проводятся исследовательские общества учащихся (ИОУ).

 Свою работу мы стремимся строить так, чтобы развивать творческие способности всех учеников, с последующим привлечением к исследовательской деятельности наиболее одаренных. Эта работа проходит несколько этапов.

1) Выявление учащихся, желающих участвовать в исследовательской работе.

В процессе индивидуальной работы с учеником учитель призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы исследования, определить круг проблем, требующих решения.

2) Обсуждение выбранной темы на соответствующей секции ИОУ, её утверждение.         

 Работая над темой, ученики

- осознают значимость выполняемой работы;

-происходит стирание граней между учителями и учениками, возникает атмосфера сотрудничества, сотворчества;

-получая информацию о тематике всех исследовательских проектов, учителя могут использовать её в качестве методического сопровождения отдельных тем, изучаемых в программе данного предмета;

-ситуация обсуждения исследовательских тем способствует росту уровня профессиональной компетентности педагогов, стимулирует развитие их собственной научно-исследовательской активности.

3)Процесс работы учащегося под руководством учителя над темой проекта.

4)Завершающий этап работы учащегося над проектом.

Работы учащихся обязательно проходят экспертизу и получают предварительную оценку. В процессе экспертизы выявляются не только «сильные», но и «слабые» стороны исследования, оказывается помощь в решении возникших вопросов.

5)Предварительное слушание работы.

           Учащиеся выступают со своими сообщениями в классе, на заседаниях кафедры. В ходе заседаний заслушиваются выступления докладчиков, их ответы на вопросы оппонентов, звучат мнения рецензентов на представленные проекты.

6)Итог исследовательской работы-конференция учащихся.

Подводятся итоги конференции, определяются победители по каждой из секций. Лучшие работы представляются на городскую конференцию.

 Научно – исследовательская работа в гимназии ведется уже много лет. На нашей кафедре  накоплен богатый опыт работы в этом направлении.  Работы учащихся представлены не только в секциях, связанных с предметами точного цикла, но и в других, например: экономика, сельское хозяйство, архитектура, дизайн, туризм.

Для учащихся работа в ИОУ имеет свою практическую направленность:

-школьники приобщаются к миру науки, приобретают опыт исследовательской работы;

-участие в ИОУ дает возможность каждому школьнику проявить себя, раскрыть и развить свои способности, осознать свою значимость, свою принадлежность к научной работе.

- у них появляется возможность представить свой проект на городской и республиканской конференции;

-погружаясь в область тех или иных наук, ребята выбирают свой профессиональный путь.

    Учителями кафедры выпущен Методический Вектор (в 2017г) по теме «Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы по подготовке к ИОУ»

4. Олимпиады!

В своей работе, направленной на развитие творческих способностей учащихся, педагоги должны использовать разнообразные подходы, например:

-признание ранее непризнанных или неиспользованных возможностей ребёнка;

-уважение его желания работать самостоятельно;

-умение воздержаться от нежелательного вмешательства в процесс творческой деятельности;

-предоставление ребёнку свободы выбора области приложения и методов достижения цели;

-оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение, и, в связи с этим испытывающим давление со стороны сверстников.

Мы поняли, что только в нестандартной, НЕ жёстко лимитированной временными рамками обстановке, которую легко создать во внеклассной сфере, может  состояться особое общение, позволяющее всесторонне, а, иногда неожиданно раскрыть способности не только ученика, но и учителя.

Говоря об организации внеклассной работы в среднем и старшем звене, следует отметить, что она остается индивидуально направленной. Учителя гимназии разрабатывают программы кружков(5,6 кл.), факультативов для учащихся среднего и старшего звена, программы специальных курсов для учащихся старшего звена. Особое место в планировании и построении курсов углублённого изучения математике занимает формирование умения классифицировать и находить пути решения занимательных, нестандартных, олимпиадных задач. В реализации программ факультативов и спецкурсов для учителей наиболее важным становится обучение не столько научным фактам, сколько идеям и способам, методам и подходам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование гимназистов. Мы понимаем, что, если учитель не заботится постоянно о развитии своих учащихся, не поставляет им достаточную «пищу» для ума, то они не могут состояться как творческие личности.

Уже многие годы на кафедре проводятся совместные заседания учителей  кафедры и учащихся математических классов. На этапе подготовки учащихся к городской и республиканской олимпиадам, учителя кафедры проводят занятия для учащихся по наиболее сложным темам курса математики. Вместе с учащимися мы решаем серьёзные, сложные теоретические и практические задачи, выходящие за рамки школьного курса математики.  Темы таких занятий сформулированы в плане работы кафедры на учебный год. Многие учащиеся способны практически «на равных» общаться со своими педагогами, спорить, доказывать правоту своих суждений, предлагать интересные подходы, идеи решения задач! Как это здорово! Ради этого хочется работать!

Если у ученика присутствует глубина мышления, способность к общению, оригинальность мышления, стремление овладевать новыми знаниями – это говорит о том, что работая с данным ребёнком, можно увидеть интересные результаты.

Надо отметить, что такая работа очень специфична. Есть разные проблемы, не всё получается.

Но мы всегда рады успехам своих воспитанников! Многие из наших  выпускников  поступают в ВУЗы  России по результатам олимпиад!

Не могу не  сказать о том, что мы работаем со своими детьми, которые учатся в нашем учебном заведении с 1 класса!

       5). Одна из возможностей развить логическое мышление и воспитать интерес к предмету лежит в широком применении внеклассной работы по точным дисциплинам. Развитие творческих способностей учащихся происходит и во внеурочное время, при проведении интеллектуальных мероприятий. Яркими и увлекающими для детей стали познавательно-творческие программы, проведение предметных недель. Игровые моменты, соревновательность, наглядная иллюстрация, моделирование, составление задач и другие приёмы помогают активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Традиционно в рамках « Недели точных наук» проходят конкурсы газет, рефератов, чествование победителей олимпиад и различных конкурсов.  Каждой параллели учащихся предлагается подготовить и провести своё внеклассное мероприятие, форма которого выбирается в соответствии с возрастом ребят.

Интересно проходят «Часы занимательной математики, физики» в начальной  школе, которые готовят ученики старших классов вместе со своими учителями.         Заключительное мероприятие предметной недели готовят ученики старших классов вместе с учителями кафедры.

   В журнале «Педагогический поиск» за 2018 год и в других изданиях  можно найти сценарии некоторых мероприятий, проходивших в рамках недели математики в гимназии.

 

     «Творчество – это способность удивляться и познавать, искать и находить…».

    Мы работаем ради наших учеников! Хотим, чтобы они выросли  настоящими, хорошими людьми! Всегда интересно, как они устроились в жизни, кем они стали, чем занимаются…

Пусть сотворчество и сотрудничество педагога и его учеников ведут к новым вершинам и открытиям в прекрасной стране Знаний!

               

                 Нужно бежать со всех ног,

       чтобы оставаться на месте,

       а чтобы куда-то попасть –

       надо бежать как минимум вдвое быстрее!!!


 

Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся на уроках математики в гимназии

Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся на уроках математики в гимназии

Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста », - пишет

Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста », - пишет

Стремление к творчеству, к открытиям рождается на школьной скамье

Стремление к творчеству, к открытиям рождается на школьной скамье

ИОУ дает возможность каждому школьнику проявить себя, раскрыть и развить свои способности, осознать свою значимость, свою принадлежность к научной работе

ИОУ дает возможность каждому школьнику проявить себя, раскрыть и развить свои способности, осознать свою значимость, свою принадлежность к научной работе

Как это здорово! Ради этого хочется работать!

Как это здорово! Ради этого хочется работать!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2021