Сценарий классного часа по профориентации «Счастливое будущее – продуманное настоящее»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный классный час по профориентационной работе с учащимися 8 классов.
Иконка файла материала Мой классный час - Профессии.docx

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий классного часа

по профориентации

«Счастливое будущее –

продуманное настоящее»

 

 

 

Классный руководитель 8а класса

Тарханова Ю.А.

 

 

Бугуруслан, 2020

 

 

Данное занятие предназначено для профориентации обучающихся 8-х классов. Базируется на направлениях профориентационной работы: информационное и консультационное.

Цель занятия: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессиий.

Основные задачи:

1.  сформировать у обучающихся положительное отношение к труду;

2.  расширить представления обучающихся о современном «рынке профессий»;

3. сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;

4.  научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

5. научить соотносить требования, предъявляемые профессией с индивидуальными качествами;

6.  научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

Занятие состоит из теоретической и практической части: проведено онлайн – анкетирование в формате «Гугл формы», тестирование, цикл бесед по профориентации.

Форма проведения: час общения.

 

«Если вы удачно выберете труд

и вложите в него душу,

то счастье само вас отыщет».

                                                                                                         К.Д. Ушинский.

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»

Классный руководитель.

Дорогие ребята, начать сегодняшний классный час мне хотелось бы с видео. Посмотрите и скажите, о чем оно?

https://www.youtube.com/watch?v=taaBPFYBuUM

 

Пройдет совсем немного вре­мени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнет­ся с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и сча­стье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

Что же такое профессия?

На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельно­сти человека: профессия, специальность, квалификация, должность.

Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак,

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характери­стику человека.

Ведущий 1. - Таганова

Ребята, как вы думаете, что бу­дет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портить­ся, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие те­ряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа - «Самые отважные профессии».

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, теле­ведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубо­чист, бондарь, ямщик и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окру­жает, на страну, в которой живем.

2. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной про­фессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе.

Почему же так много молодых людей ошибается в своем выбо­ре? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

·         «Давят» родители.

·         Идут за модой.

·         Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

·         Выбирают «за компанию».

·         Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

·         Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

·         Подражают героям кино и телесериалов.

Классный руководитель. Вы перечислили самые рас­пространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за мо­дой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

3. Мини-лекция «Формула профессии»

Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, что по­лучится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину [пишет на доске: а х Ь-S)? (Площадь классной комнаты.)

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

1.      хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

2.      могу - это все, что мне по силам, по способностям;

3.      надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитыва­ет и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потреб­ности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

ТестированиеАнисимова.

Может быть, немного разобрать­ся в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения – 1 минута.

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо раз­бираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талан­тов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объ­ективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, худож­ник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможно­стях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Классный руководитель.

А сейчас я хочу вам показать результаты вашего онлайн тестирования по 5 типам профессий.

Форма онлайн тестирования.

https://forms.gle/LCnXF8jEMHZTcykw6

Результаты тестирования.

Благосмыслова.

Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овце­вод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.

Малинина

Второй тип: человек - техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие техни­ческие устройства.

Кислинская

Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профес­сии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

Торопкина

Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Триллер

Пятый тип: человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фан­тазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои пси­хологические особенности, способности, физические возможности.

Тест «Ты и твоя профессия»

Ведущий 1. А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не очень подходят.

Ведущий 4. В нашем тесте всего 5 вопросов.

Пожалуйста, за­пишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) или в).

Теперь отвечаем на вопросы (читает):

1. Новогодняя ночь для вас – лучшее время, чтобы:

            а)      выспаться;

            б)      посмотреть телевизор вместе с семьей;

            в)      оказаться в кругу друзей.

2. Из трех подарков вы предпочли бы:

            а)      удочку, набор для вышивания;

            б)      коньки или лыжи;

            в)      турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

            а)      в одиночку;

            б)      с семьей или друзьями;

            в)      с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:

            а)      почувствовали бы полную свободу;

            б)      занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

            в)      ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В       свое свободное время вы любите:

            а)      читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

            б)      рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

            в)      заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

 

Ведущий 5. А теперь подсчитаем количество набранных бал­лов. На доске нарисована таблица-подсказка, как следует оценивать ваши ответы.

(Дети подсчитывают баллы.)

Ведущий 2. Фролов

Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставля­ют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лабо­ратории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охо­тохозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.

Ведущий 3. Туматов

А те, кто набрал от 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.

Ведущий 2.

Те, у кого оказалось от 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве - в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.

Ведущий 3.

Этот тест - только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счете все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспита­нию, саморазвитию.

Ведущий 2.

А вообще людям любой профессии необходимо ра­ботать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

Ярмарка профессий

Итак, согласно исследованиям социологов, десять самых востребованных профессий ближайшего будущего для разных стран мира это:

 1. Инженеры - Гунько

 Именно инженеры технических специальностей займут лидирующие позиции на рынке трудоустройства. Западные инвесторы только еще начали открывать свои производства на территории Российской Федерации, и уже сейчас ощущается нехватка квалифицированных инженерных кадров на производстве: технических специалистов, руководителей разного уровня. Максимально востребованным будет сочетание техническое + экономическое или юридическое образование и владение иностранным (английским) языком.

2. Специалисты в сфере IT технологий - Давыдов

Ни одна современная фирма не обходится без компьютеров, соответственно на предприятии должны быть специалисты, которые отвечают за организацию и слаженную работу компьютерных сетей, настройку пользования Интернетом, обслуживание абонентских телефонных линий, оргтехники и т.д. Кроме навыков программиста, отлично, если у вас есть профессия дизайнера. Хорошие веб - дизайнеры очень востребованы, и их услуги стоят достаточно дорого. Многие компании готовы дорого заплатить за разработку узнаваемого логотипа и раскрутку их бренда в сети Интернет.

3. Специалисты в сфере нанотехнологий - Кислинский

Нанотехнологии основаны на атомно-молекулярном взаимодействии веществ, данные технологии позволяют использовать

 

скрытые, полезные свойства веществ. Нанотехнологии-это технологии будущего, которые подразделяются на три основных раздела: производство наноразмерных роботов, микросхем, а также атомная инженерия. Согласно исследованиям социологов, все специальности, связанные с нанотехнологиями, будут востребованы. В скором времени нанотехнлогии охватят все сферы: пищевую промышленность, машиностроение, космические технологии, медицину, химическую промышленность и т.д. Есть мнение, что мировое лидерство ждет страну, которая добьется прорыва в развитии нанотехнологий.

 4. Специалисты в области биотехнологий и биоинженерии - Моисеев

Понятие биотехнология означает современный метод, который использует любые биологические структуры, системы, и их части для решения той или иной задачи в рамках заданного технологического процесса. Особенно часто биотехнологии применяются в современных сельскохозяйственных предприятиях, на которых с применением методов генной модификации (генной инженерии) изменяют свойства выращиваемых продуктов, например, для повышения урожайности или устойчивости к вредителям. В фармакологии также применяют методы биотехнологий для создания лекарств на основе биологических организмов. Данная профессия потребует от человека знаний, как в области биологии, микробиологии, так и микроэлектроники.

 5. Специалисты в сфере маркетинга – Мокшин

Российский рынок постоянно обновляется огромным количеством всевозможных товаров и услуг. При этом начинает сказываться перенасыщение различных сегментов рынка конкурирующей продукцией от разных производителей. Маркет – в переводе означает рынок, поэтому задачей маркетолога, является управление деятельностью компании, связанной с рынками сбыта продукции, удовлетворение интересов различных групп потребителей. Анализ рынка, исследование необходимых объемов выпуска, рынков сбыта продукции, формирование бизнес-плана предприятия – вот краткий перечень из задач, стоящих перед специалистом в сфере маркетинга.

 6. Специалисты в сфере сервиса – Пожидаев

Постепенно благосостояние людей в России и других странах мира улучшается, поэтому возникает все большая потребность в предоставлении качественных сервисных услуг. Профессий в сфере обслуживания множество - администраторы гостиниц и ресторанов, стилисты, имиджмейкеры, и многие другие.  Спрос на подобных специалистов из года в год будет расти вместе с качеством жизни людей. При этом услуги должны оказываться на профессиональном уровне, причем важную роль имеют коммуникативные возможности сервисного персонала.

7. Специалист в области логистики – Зиятдинов

Под термином логистика понимают управление информационными потоками и материальными ценностями в ходе выпуска и реализации продукции. Россия все больше интегрируется в мировую рыночную систему, планируется её вступление во всемирную торговую организацию и другие организации. В связи с этим уже сейчас востребованной профессией является – логист. Коммуникабельность, умение быстро понять и оценить ежедневной работе. При этом необходимо еще немного разбираться в технике, транспорте, экономических вопросах, иметь географические навыки.

8. Специалист по экологической безопасности - Сиделев

В нашей стране, к сожалению, всегда уделялось мало внимания защите окружающей среды и здоровью человека по причине экологических проблем. Однако в настоящее время масштаб антропогенных воздействий достиг такого уровня, что без грамотных специалистов в области экологии не обойтись. Кроме этого, при сотрудничестве с иностранными партнерами, очень важны вопросы обеспечения экологической безопасности не только готовой продукции, но и самого процесса производства. Профессия специалист-эколог заставляет человека хорошо ориентироваться в таких сферах как биология, химия, экономика, уметь использовать компьютерные и геоинформационные технологии в своей работе.

9. Специалисты в области медицинских исследований – Потапов

 Медицина постоянно развивается, появляются новые методы лечения, технологии, лекарства, поэтому специалисты в области медицинских исследований всегда будут востребованы. Профессия исследователя в области медицины ставит перед человеком огромные возможности для раскрытия своего таланта, использования своих знаний и навыков, опыта компьютерного моделирования. Трудиться на благо всего мира, проводя медицинские исследования – вот прекрасная цель! Причем данная профессия является достаточно оплачиваемой. Имеется ряд актуальных направлений медицинских исследований – борьба с известными заболеваниями, продолжение длительности жизни людей, разработка новых медицинских материалов и препаратов.

10. Специалисты в области химии и химических исследований   - Руш

Энергетика-это сфера, в которой химические специальности будут максимально востребованы. Подсчитано, что мировых запасов нефти хватит всего на несколько десятилетий, и уже сейчас ученые ищут и исследуют альтернативные источники энергии. В скором времени, человечество начнет активно применять исследования на практики, а химические профессии станут одними их самых востребованных.

Такова ситуация по России и в мире в целом, но выбирая профессию, вы можете обратиться в государственную службу занятости и получить список наиболее востребованных профессий именно в вашем регионе. Но не стоит забывать, что настоящие профессионалы своего дела будут всегда необходимы, независимо от специальности и отрасли.

3. Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответство­вала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правиль­ный выбор.

Ребята, вам на дом будет дано интересное домашнее задание – пройти квест.

https://www.learnis.ru/309290/

4. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что интересного вы узнали се­годня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?

1.Сегодня на уроке я узнал…..

2. Эта информация пригодится мне для ….

3. Теперь я смогу……

4. Мне было интересно узнать что…

5. Сегодня на уроке мне понравилось….

6.Сегодня на уроке мне не понравилось……

Примерные ответы детей:

·         Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.

·         Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.

·         Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.

·         Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор про­фессии он не повлияет.

·         Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.

·         Главное открытие - разобрался в профессиональной характе­ристике человека. Обязательно узнаю все это и о своих роди­телях.

 

Какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интере­сов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».


 

Скачано с www.znanio.ru