Развитие познавательных способностей
Оценка 4.7

Развитие познавательных способностей

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
13.02.2020
Развитие познавательных способностей
Формирование познавательной активности учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Развитие познавательных способностей Проценко Н.Л..docx

Развитие познавательных способностей

у обучающихся младшего школьного возраста

 

 

Автор: Проценко Нина Леонидовна, учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №5 п. Печенга, Мурманская область

 

 

Переступая порог первого класса, ребенок оказывается в новом для себя пространстве, каждый компонент которого в той или иной мере способствует его социализации. Для него открывается мир, полный тайн, загадок, радостей, огорчений, побед и поражений.

Сейчас обществу нужен человек, способный к самореализации творческих возможностей.

Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находились в центре с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит более эффективно, если школьник проявляет познавательную активность.

Проблема соотношения развития и образования всегда была одной из стержневых проблем педагогики. Начиная с трудов Я. А. Коменского, шел поиск научных основ обучения, в качестве которых признавались индивидуальные возможности каждого ребенка и их изменения в процессе возрастного развития. О важности стороны психического развития ребенка, осваивающего учебную деятельность, говорил Л. С. Выготский. Он подчеркивал, что школа, обучая детей, неизбежно должна считаться со степенью развития познавательных способностей. В 80 – 90 х. в России продолжались активные исследования особенностей психического развития детей в условиях школьного обучения. Отмечалось, что несформированность у отдельных учащихся необходимого уровня психического развития отражается не только на успеваемости ребенка, но и на его отношении к учебе, на эмоциональном самочувствии, на характере взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями. Так, специально организованная учебная деятельность по развитию познавательных способностей, влияет на все стороны умственного развития ребенка.

На сегодняшний день качество современного образования стало актуальным предметом обсуждения педагогической общественности. На смену цивилизации XX века приходит интеллектуально-информационная цивилизация, для которой характерно повышение функций общественного интеллекта. В связи с этим в России идет обновление содержания образования. Это дает учителю право конструировать педагогический процесс по любой модели.

При современном обучении ученику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и развить устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании. Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирование творческого мышления учащихся и познавательной активности.

В своей педагогической деятельности я уделяю огромное внимание использованию различных методов и приёмов, которые могли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным, с целью повышения уровня общего развития детей. Практика показывает, что при работе с детьми младшего школьного возраста можно и нужно использовать занимательные упражнения, ставить проблемные ситуации, использовать программированные задания. Такие занятия очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно «думать», активизируют их познавательную деятельность.

Значимость внедрения в урок упражнений на развитие психических процессов детей актуально именно в начальной школе. Это обусловлено психофизиологическими особенностями младших школьников, так как в этом возрасте завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Именно поэтому возможно наиболее эффективно воздействовать на интеллектуальную и личную сферу ребенка. Возможность предъявления заданий в игровой форме способствует более гладкому протеканию и сокращению адаптационного периода первоклассников. Эти причины побудили меня ввести в урок ряд упражнений по развитию памяти, мышления, внимания. Использование этих игр и упражнений в учебном процессе оказывают благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно – мотивационной сферы ребенка. Так, например: более интенсивное развитие логического мышления учащихся, внимания, памяти помогают лучше анализировать и глубже понимать прочитанный текст, на уроках русского языка – правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках математики. Тем самым создаются предпосылки для успешного протекания процесса обучения в последующих классах.

   Формирование познавательной активности учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

   Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивляясь, обучающийся как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Ученики испытывают удивление, когда, составляя текст, находят новые сведения из дополнительных источников. Эти сведения могут носить разный характер, так как дети используют различные литературные пособия. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Именно поэтому необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире – на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

В работе выделяю следующие принципы:

Принцип самооценки каждого возраста, предполагающий:

-        нацеленность на развитие у ребенка, в первую очередь, познавательных способностей;

-        опору на достижения предыдущего этапа развития, создающие предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования;

-        полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста;

-        формирование самооценки и поддержка уверенности в себе;

Принцип человечности:

-        утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку;

-        исключение принуждения и насилия;

-        обучение навыкам общения и сотрудничества.

Принцип индивидуализации образования, обеспечивающий:

-        максимальное проявление самобытности и творческих возможностей каждого ребенка;

-        формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, постоянно расширяя границы своих возможностей).

Принцип социально--культурной открытости образования:

-        уважение к нормам и традициям разных культур, открытость изменяющемуся миру;

-        поддержка во всех видах деятельности инициатив учащихся и их родителей.

    В своей работе я использую игровые технологии, ведущим методом которой является игра. Это и деловые игры, и ролевые, и игры – путешествия, дидактические игры, игры – экскурсии, игры – спектакли. Такие игры позволяют сделать урок интересным, доступным, понятным, помогает повысить активность детей, усвоить знания и снять напряжение: (Например, «Урок – спектакль», «Игры с именем существительным», «Лесная прогулка в царство грибов», «В гостях у Золушки», «Урок – конкурс»). Самостоятельность, которую ребенок проявляет в игровой деятельности, в подготовке к игре, к уроку, преобразуется в учебную инициативность, самостоятельность суждений. Умение ребенка следовать по инструкции, по правилу формирует произвольные психические процессы, у него возникает инициативность в познавательной деятельности.

Развитие познавательных способностей может быть охарактеризовано такими психическими процессами как внимание, восприятие, воображение, память, мышление. Успешное развитие ребенка по этим направлениям обеспечивает надежное овладение разными видами деятельности, как познавательной, так и практической. С их помощью человек осуществляет не только познание, но и преобразование окружающего мира. Вообще вся жизнь человека определяется этими психическими процессами, которые составляют ядро личности. Они органически взаимосвязаны и взаимообусловлены. 

    Развитие познавательной активности в самостоятельном добывании знаний требует создания особых психолого-педагогических условий и правильную организацию обучения. Использование мною коммуникативной технологии дает детям возможность работать в содружестве, как с товарищем, так и с учителем. Основными формами работы являются – работа в парах, в группах, учебный диалог, дискуссия. Например, предлагается ребятам составить задания друг для друга, обменяться ими, выполнить, обсудить в группах задания, найти способы решения задачи, обсудить интересные факты, составить рассказ, выбрать смешной отрывок, распределить роли, продумать иллюстрации к тексту и т. д. Большой эффект в формировании познавательной деятельности имеет такая форма работы как учебный диалог или дискуссия. Детям дается возможность высказаться, проявить себя, но для этого им приходится самим обратиться к дополнительным источникам (помощь взрослых, дополнительная литература, печать, телевидение).

   Создание дружественной атмосферы, непринужденности, дисциплинированности, уважения учителя к ученику, увлеченности процессом познания – важное условие в развитии познавательной деятельности. Для достижения положительных результатов в воспитании личности и образования пришлось перейти на проведение личностно-ориентированных уроков. Чтобы вызвать интерес к познанию нового, практикую исследовательскую технологию, ведущим методом которой является проблемный метод. Тут урок приходится строить так, чтобы у детей возникла потребность в учении.

   У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не «зубрить», самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

 

Список литературы:

1.      Брунер Дж. Психология познания. – М.: Просвещение, 1977.- 486с.  

2.      Бурункин, Д. А. Инновационные проекты муниципальной системы  образования / Д. А. Бурункин, Л. В. Шмелькова; ИПК и ПРО Курганской области. – Курган, 2005.-102 с.

3.      Б.С.Волков. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004. - 142 с.  

4.      Выготский Л.С. Психология познания Издательство «Эксмо», 2006 . - 32с.

5.      Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей // Нач. шк., 2005, №1. – 319с. 

6.      Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителями, учащихся в дидактической системе Л.В. Занкова // Начальная школа. - 2004. - № 2.  - 57-62с.

http://festival.1september.ru/articles/513767/

https://doc4web.ru/pedagogika/razvitie-poznavatelnih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov.html


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие познавательных способностей у обучающихся младшего школьного возраста

Развитие познавательных способностей у обучающихся младшего школьного возраста

Такие занятия очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно «думать», активизируют их познавательную деятельность

Такие занятия очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно «думать», активизируют их познавательную деятельность

Принцип индивидуализации образования, обеспечивающий: - максимальное проявление самобытности и творческих возможностей каждого ребенка; - формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, постоянно расширяя границы своих…

Принцип индивидуализации образования, обеспечивающий: - максимальное проявление самобытности и творческих возможностей каждого ребенка; - формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, постоянно расширяя границы своих…

Чтобы вызвать интерес к познанию нового, практикую исследовательскую технологию, ведущим методом которой является проблемный метод

Чтобы вызвать интерес к познанию нового, практикую исследовательскую технологию, ведущим методом которой является проблемный метод
Скачать файл