Развитие
профессиональной компетентности педагога работающего
с детьми с ОВЗ
На
современном этапе российская образовательная система проходит стадию модернизации.
Главными причинами модернизации отечественного образования являются социальные,
экономические, политические
и духовно-культурные изменения в российском обществе. Основной целью данных
нововведений является смена целевых установок от «знаниевых»
к компетентностным. Всё это обусловлено изменяющимися запросами российского
общества.
Активно
обсуждаются необходимость обновления и создания новейших технологий обучения,
которые в свою очередь смогут повысить уровень
и качество отечественного образовательного процесса и вывести Россию на
лидирующие позиции.
Особое внимание уделяется вопросам создания единой системы государственных образовательных услуг, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей независимо от их интеллектуального уровня, физических возможностей и социального статуса в обществе.
В настоящее время особое внимание уделяется проблемам расширения организационной формы обучения детей. Современным родителям предоставляется право выбора образовательного учреждения для своего ребенка [2, с. 564].
Указанный факт подкрепляется существующими
международными
и федеральными нормативными документами, в числе которых Конвенция
о правах ребенка, Саламанская декларация (1994 г.), Закон Российской Федерации
«Об образовании» (2012 г.), Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «О национальной
стратегии действий в интересах обучающихся на 2012-2017 годы» и другие законодательные
акты [2, с. 565].
Современная отечественная модель
образования (действующая до 2020 года) предполагает увеличение количества лиц с
ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) получающих образовательные
услуги в массовых
и специализированных учреждениях в среднем до 70% уже к 2016 году.
В соответствии с национальной стратегией
действий в интересах детей, планируется снижение числа детей-инвалидов и детей
с ОВЗ, оставшихся по объективным причинам вне системы образования, до 20 % от
их общего числа.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 №
273-ФЗ (ст. 2) появились такие новые понятия, как «обучающиеся
с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование»,
«адаптированная образовательная программа» и др. [1, с. 2]
Обозначенные выше преобразования
закономерно повлекли за собой повышение требований к деятельности педагогов,
расширению их функциональных обязанностей, изменению профессионально значимых
и личностных характеристик. В профессиональном образовательном стандарте
педагогов указывается на то, что в новых социальных условиях возникает новое
требование: способность и готовность педагогов учить всех без исключения детей,
вне зависимости от их способностей развития, ограниченных возможностей,
склонностей. Опора только на традиционные педагогические умения и навыки
оказывается недостаточной. Данная ситуация объективно актуализирует
необходимость развития профессиональной компетентности педагогов в сферы
образования при подготовке их к работе с детьми с ОВЗ.
Различные аспекты проблемы развития
профессиональной компетентности и профессиональной подготовки педагогов,
работающих с детьми с ОВЗ являлись предметом исследования как отечественных (Н.В.
Кузьмина, В.А. Сластенин,
и др.), так и зарубежных (F. Armstrrong, В.Barnes) учёных [1, с. 2].
Авторами уточнено понятие профессиональной
компетентности как интегральной многоуровневой профессионально значимой
характеристики личности и деятельности педагога. Освещен компонентный состав
профессиональной компетентности педагога работающего с детьми с ОВЗ
(В.Н. Введенский, Л.Н. Горбунова и др.) [1, с. 3].
Показаны возможности влияния повышения квалификации на развитие педагога как личности и профессионала: его стимулировании, инициировании, интенсификации (И.Ю. Алексашина, И.И. Зарецкая, Г.Л. Ильин) [1, с. 4].
Несмотря на наличие большого числа трудов,
посвященных совершенствованию педагогического мастерства специалистов и
определению условий их личностно-профессионального саморазвития, вопросы, касающиеся
специфики подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, по-прежнему остаются на периферии исследовательских интересов ученых.
Как правило, авторами не учитывается контингент детей, с которым работает
педагогический состав образовательной организации. Не принимается во внимание
наличие или отсутствие
у обучающегося нарушений в развитии, необходимость решения специалистами задач,
связанных с удовлетворением особых образовательных потребностей обучающихся [1, с. 4].
В последние годы по данной проблеме
проведен ряд диссертационных исследований, в которых рассматривается понятие
«профессиональная компетентность». Авторами рассмотрены этапы формирования
профессиональной компетентности будущих учителей, раскрываются особенности
подготовки специалистов к коррекционной деятельности
в образовательной организации (О.С. Панферова, А.Я. Чигрина, E. Fitzsimons,
Sh. Hardiman, и др.). Однако в
представленных работах акцент делается на подготовку будущего педагога, а
профессиональные запросы педагога, осуществляющего свою деятельность в
современной системе образования
и столкнувшегося с определенными проблемами обучения детей с ОВЗ, остаются не
решенными [1, с. 232].
Анализ изменившихся требований, предъявляемых к профессиональной компетентности современного педагога работающего с детьми с ОВЗ, позволил выявить ряд имеющихся противоречий:
- недостаток квалифицированных педагогических кадров;
- между востребованностью в подготовке педагогов массовых школ недостаточным научным обоснованием является содержание и технологии такой подготовки;
- необходимость развития профессиональной компетентности педагогов работающего с детьми с ОВЗ [1, с. 232].
Таким образом, указанные противоречия
определяют проблему исследования, которая предполагает ответ на следующий
вопрос: каково же развития профессиональной компетентности
педагога работающего с детьми
с ОВЗ.
Ссылки на источники:
1. Декларации, конвенции и другие нормативные документы [Электронный ресурс]: Международные документы / Организация Объединенных Наций. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/
Список литературы:
1. Голиков, Н. А. Инклюзивное образование: новые подходы к качеству жизни детей с особыми образовательными нуждами / Н.А. Голиков // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 6. с. 232-240 (Коррекционная педагогика, специальная психология).
2. Денисова, О.А. Региональный опыт проектирования образовательных программ подготовки педагогов для инклюзивного образования детей с ОВЗ / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, В.Н. Поникарпова, И.А. Букина // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сборник материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: С.В. Алехина. Москва, 2013. с. 564-568.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.