Развитие профессиональной компетентности педагога работающего с детьми с ОВЗ
Оценка 4.8

Развитие профессиональной компетентности педагога работающего с детьми с ОВЗ

Оценка 4.8
docx
11.04.2020
Развитие профессиональной компетентности педагога работающего  с детьми с ОВЗ
Развитие профессиональной компетентности педагога работающего.docx

Развитие профессиональной компетентности педагога работающего
с детьми с ОВЗ

 

На современном этапе российская образовательная система проходит стадию модернизации. Главными причинами модернизации отечественного образования являются социальные, экономические, политические
и духовно-культурные изменения в российском обществе. Основной целью данных нововведений является смена целевых установок от «знаниевых»
к компетентностным. Всё это обусловлено изменяющимися запросами российского общества.

Активно обсуждаются необходимость обновления и создания новейших технологий  обучения, которые в свою очередь смогут повысить уровень
и качество отечественного образовательного процесса и вывести Россию на лидирующие позиции.

Особое внимание уделяется вопросам создания единой системы государственных образовательных услуг, обеспечивающих обучение, воспитание  и развитие детей независимо от их интеллектуального уровня, физических возможностей и социального статуса в обществе.

В настоящее время особое внимание уделяется проблемам расширения организационной формы обучения детей. Современным родителям предоставляется право выбора образовательного учреждения для своего ребенка [2, с. 564].

Указанный факт подкрепляется существующими международными
и федеральными нормативными документами, в числе которых Конвенция
о правах ребенка, Саламанская декларация (1994 г.), Закон Российской Федерации «Об образовании» (2012 г.), Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах обучающихся на 2012-2017 годы» и другие законодательные акты
[2, с. 565].

Современная отечественная модель образования (действующая до 2020 года) предполагает увеличение количества лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) получающих образовательные услуги в массовых
и специализированных учреждениях в среднем до 70% уже к 2016 году.

В соответствии с национальной стратегией действий в интересах детей, планируется снижение числа детей-инвалидов и детей с ОВЗ, оставшихся по объективным причинам вне системы образования, до 20 % от их общего числа.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст. 2) появились такие новые понятия, как «обучающиеся
с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа» и др.
[1, с. 2]

Обозначенные выше преобразования закономерно повлекли за собой повышение требований к деятельности педагогов, расширению их функциональных обязанностей, изменению профессионально значимых
и личностных характеристик. В профессиональном образовательном стандарте педагогов указывается на то, что в новых социальных условиях возникает новое требование: способность и готовность педагогов учить всех без исключения детей, вне зависимости от их способностей развития, ограниченных возможностей, склонностей. Опора только на традиционные педагогические умения и навыки оказывается недостаточной. Данная ситуация объективно актуализирует необходимость развития профессиональной компетентности педагогов в сферы образования при подготовке их к работе с детьми с ОВЗ.

Различные аспекты проблемы развития профессиональной компетентности и профессиональной подготовки педагогов, работающих с детьми с ОВЗ являлись предметом исследования как отечественных (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин,
и др.), так и зарубежных (
F. Armstrrong, В.Barnes) учёных [1, с. 2].

Авторами уточнено понятие профессиональной компетентности как интегральной многоуровневой профессионально значимой характеристики личности и деятельности педагога. Освещен компонентный состав профессиональной компетентности педагога работающего с детьми с ОВЗ
(В.Н. Введенский, Л.Н. Горбунова и др.)
[1, с. 3].

Показаны возможности влияния повышения квалификации на развитие педагога как личности и профессионала: его стимулировании, инициировании, интенсификации (И.Ю. Алексашина, И.И. Зарецкая, Г.Л. Ильин) [1, с. 4].

Несмотря на наличие большого числа трудов, посвященных совершенствованию педагогического мастерства специалистов и определению условий их личностно-профессионального саморазвития, вопросы, касающиеся специфики подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, по-прежнему остаются на периферии исследовательских интересов ученых. Как правило, авторами не учитывается контингент детей, с которым работает педагогический состав образовательной организации. Не принимается во внимание наличие или отсутствие
у обучающегося нарушений в развитии, необходимость решения специалистами задач, связанных с удовлетворением особых образовательных потребностей обучающихся
[1, с. 4].

В последние годы по данной проблеме проведен ряд диссертационных исследований, в которых рассматривается понятие «профессиональная компетентность». Авторами рассмотрены этапы формирования профессиональной компетентности будущих учителей, раскрываются особенности подготовки специалистов к коррекционной деятельности
в образовательной организации (О.С. Панферова, А.Я. Чигрина,
E. Fitzsimons,
Sh. Hardiman, и др.). Однако в представленных работах акцент делается на подготовку будущего педагога, а профессиональные запросы педагога, осуществляющего свою деятельность в современной системе образования
и столкнувшегося с определенными проблемами обучения детей с ОВЗ, остаются не решенными [1, с. 232].

Анализ изменившихся требований, предъявляемых к профессиональной компетентности современного педагога работающего с детьми с ОВЗ, позволил выявить ряд имеющихся противоречий:

-   недостаток квалифицированных педагогических кадров;

-   между востребованностью в подготовке педагогов массовых школ недостаточным научным обоснованием является содержание и технологии такой подготовки;

-   необходимость развития профессиональной компетентности педагогов работающего с детьми с ОВЗ [1, с. 232].

Таким образом, указанные противоречия определяют проблему исследования, которая предполагает ответ на следующий вопрос: каково же  развития профессиональной компетентности педагога работающего с детьми
с ОВЗ
.

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ссылки на источники:

1. Декларации,  конвенции  и  другие  нормативные  документы [Электронный  ресурс]:  Международные  документы  /  Организация Объединенных Наций. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/

 

Список литературы:

1. Голиков, Н. А. Инклюзивное образование: новые подходы к качеству жизни детей с особыми образовательными нуждами / Н.А. Голиков // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 6. с. 232-240 (Коррекционная педагогика, специальная психология).

2. Денисова,  О.А.  Региональный  опыт  проектирования образовательных программ подготовки педагогов для инклюзивного образования детей с ОВЗ / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, В.Н. Поникарпова, И.А. Букина // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сборник материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: С.В. Алехина. Москва, 2013.  с. 564-568.


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие профессиональной компетентности педагога работающего с детьми с

Развитие профессиональной компетентности педагога работающего с детьми с

ОВЗ) получающих образовательные услуги в массовых и специализированных учреждениях в среднем до 70% уже к 2016 году

ОВЗ) получающих образовательные услуги в массовых и специализированных учреждениях в среднем до 70% уже к 2016 году

Показаны возможности влияния повышения квалификации на развитие педагога как личности и профессионала: его стимулировании, инициировании, интенсификации (И

Показаны возможности влияния повышения квалификации на развитие педагога как личности и профессионала: его стимулировании, инициировании, интенсификации (И

ОВЗ [1, с. 232] . Таким образом, указанные противоречия определяют проблему исследования, которая предполагает ответ на следующий вопрос: каково же развития профессиональной компетентности педагога работающего…

ОВЗ [1, с. 232] . Таким образом, указанные противоречия определяют проблему исследования, которая предполагает ответ на следующий вопрос: каково же развития профессиональной компетентности педагога работающего…

Список литературы: 1. Голиков,

Список литературы: 1. Голиков,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2020