Развитие пространственных представлений у детей с интеллектуальными нарушениями на занятиях учителя-дефектолога
Оценка 4.7

Развитие пространственных представлений у детей с интеллектуальными нарушениями на занятиях учителя-дефектолога

Оценка 4.7
Документация
doc
дефектология
27.03.2024
Развитие пространственных представлений у детей с интеллектуальными нарушениями на занятиях учителя-дефектолога
В статье рассказывается об этапах развития пространственных представлений у детей с интеллектуальными нарушениями
Бабурина_статья.doc

УДК 376.42

Бабурина Н.В.

Учитель - дефектолог государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Новосибирской области "Коррекционной школы-интерната ",

[email protected]

г. Куйбышев

 

РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА ЗАНЯТИЯХ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

 

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальность развития пространственных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В статье обозначены этапы развития пространственных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова. Пространственные представления, пространственная ориентировка, дети с ОВЗ, интеллектуальные нарушения.

         В настоящее время в России стоит острый вопрос, связанный с проблемами детей-инвалидов и детей с ОВЗ в современном социальном обществе. Чаще всего мы слышим о разнообразных внешних проблемах, таких как доступная среда, образование, материальная поддержка и др. В современных условиях необходимо постоянно решать жизненные задачи. Я считаю, что для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог разбираться во всех этих проблемах, первоначально надо научить его ориентироваться в пространстве. Без этого у ребенка будет низкий уровень социальной адаптации, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром. Поэтому особую актуальность развитие пространственной ориентировки приобретает для обучающихся с ОВЗ, в том числе и для детей с интеллектуальными нарушениями. Ребенок с ОВЗ, обладающий развитой ориентировкой в пространстве, сможет эффективно взаимодействовать с миром, общаться с другими членами общества, сможет восполнить любую свою социальную и базовую потребность, сможет повышать уровень своего интеллектуального развития.

        В норме основы ориентировки в пространстве начинают закладываться в младенческом возрасте. Но, в силу интеллектуальных возможностей наших детей, чаще всего в начальной школе, а порой и позже, мы продолжаем работать над развитием пространственных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Для успешного развития пространственной ориентировки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и достижения конкретных компетенций необходимо использовать такие приёмы, чтобы обучение на занятии учителя-дефектолога носило деятельностный характер.

При обучении детей с ОВЗ важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. При подборе содержания занятия использовать активные формы, методы и приёмы обучения, учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала.

        Ориентировка – это выбор направления движения, умение разобраться в окружающей обстановке и составить о воспринимаемым признакам представления о расположении окружающих предметов.

        У детей с интеллектуальными нарушениями даже легкой степени при негрубых, функциональных изменениях в теменной, височно-теменно-затылочной, височной областях, отмечаются изменения в процессах восприятия, анализа и переработки информации. Данные изменения приводят к трудностям формирования межанализаторных связей, которые обеспечивают, в частности, такой сложный вид деятельности, как пространственная ориентировка.

Пространственные представления формируются поэтапно.

1.Первоначально дети с ОВЗ начинают овладевать ориентировкой в схеме собственного тела, Первые понятия с которыми мы начинаем их знакомить это «вверху, внизу, впереди, сзади».

2.Далее начинаем формирование представлений о пространственном расположении объектов относительно тела ребенка, введение в их пассивный и активный словарь соответствующих терминов: «справа-слева;» закрепление понятий «вверху-внизу», «близко- далеко», «высоко - низко».

3.Введение в пассивный и активный словарь соответствующих понятий: между, за, перед, после, около, за, из-за, под, из-под, внутри, снаружи; сравнительных характеристик «выше-ниже», «дальше-ближе», «левее-правее» - очень сложный этап.

4.Закрепление понятий «правая сторона», «левая сторона» применительно к собственному телу ребенка (правая рука, левая нога и т.д.). Определение правой и левой сторон зеркально, на другом человеке.

5.Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости, на листе бумаги. Определение сторон и углов (правый верхний угол, левый нижний угол посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой — слева, левый (правый) верхний угол,

левый (правый) нижний угол).

6.Формирование умения отсчитывать нужное количество строк, нужное количество клеточек в заданном направлении - слева направо, справа налево, снизу вверх и сверху вниз, перемещение в заданном направление объектов, проведение линий.

7.Формирование понятия диагональных направлений и умения перемещать объекты по диагонали. Введение в пассивный и активный словарь детей понятия «вправо вверх, влево вниз».

8.Формирование умения пользоваться планом-схемой, графическим рисунком.

       Таким образом, развитие ориентировки в пространстве имеет важное значение для развития взаимодействия ребенка с ОВЗ с действительностью, социализирует его и является важной составляющей рабочей программы учителя-дефектолога

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Екжанова Е. А., Стребелева  Е. А. Программа дошкольных образовательных  учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно- развивающее обучение и воспитание. –М., 2005. – 272с.

2.Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1989 г.

3.Моргачёва И.Н. Ребёнок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. -СПб., «Детство-Пресс», 2009.-212с.

4.Мусейибова Т. Ориентировка в пространстве. // Дошк. Воспитание. - 1988. - № 8-С. 53

5.Репина Г. Математическое моделирование на плоскости со старшими дошкольниками / Г. Репина. - М.: Детство-Пресс,2011.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

УДК 376 .42 Бабурина Н.В. Учитель - дефектолог государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

УДК 376 .42 Бабурина Н.В. Учитель - дефектолог государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

В норме основы ориентировки в пространстве начинают закладываться в младенческом возрасте

В норме основы ориентировки в пространстве начинают закладываться в младенческом возрасте

Далее начинаем формирование представлений о пространственном расположении объектов относительно тела ребенка, введение в их пассивный и активный словарь соответствующих терминов: «справа-слева;» закрепление понятий «вверху-внизу», «близко-…

Далее начинаем формирование представлений о пространственном расположении объектов относительно тела ребенка, введение в их пассивный и активный словарь соответствующих терминов: «справа-слева;» закрепление понятий «вверху-внизу», «близко-…

ЛИТЕРАТУРА 1.Екжанова Е. А.,

ЛИТЕРАТУРА 1.Екжанова Е. А.,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2024