УДК 376.42
Бабурина Н.В.
Учитель - дефектолог государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Новосибирской области "Коррекционной школы-интерната ",
г. Куйбышев
РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА ЗАНЯТИЯХ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Аннотация. В данной статье рассматривается актуальность развития пространственных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В статье обозначены этапы развития пространственных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова. Пространственные представления, пространственная ориентировка, дети с ОВЗ, интеллектуальные нарушения.
В настоящее время в России стоит острый вопрос, связанный с проблемами детей-инвалидов и детей с ОВЗ в современном социальном обществе. Чаще всего мы слышим о разнообразных внешних проблемах, таких как доступная среда, образование, материальная поддержка и др. В современных условиях необходимо постоянно решать жизненные задачи. Я считаю, что для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог разбираться во всех этих проблемах, первоначально надо научить его ориентироваться в пространстве. Без этого у ребенка будет низкий уровень социальной адаптации, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром. Поэтому особую актуальность развитие пространственной ориентировки приобретает для обучающихся с ОВЗ, в том числе и для детей с интеллектуальными нарушениями. Ребенок с ОВЗ, обладающий развитой ориентировкой в пространстве, сможет эффективно взаимодействовать с миром, общаться с другими членами общества, сможет восполнить любую свою социальную и базовую потребность, сможет повышать уровень своего интеллектуального развития.
В норме основы ориентировки в пространстве начинают закладываться в младенческом возрасте. Но, в силу интеллектуальных возможностей наших детей, чаще всего в начальной школе, а порой и позже, мы продолжаем работать над развитием пространственных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Для успешного развития пространственной ориентировки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и достижения конкретных компетенций необходимо использовать такие приёмы, чтобы обучение на занятии учителя-дефектолога носило деятельностный характер.
При обучении детей с ОВЗ важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. При подборе содержания занятия использовать активные формы, методы и приёмы обучения, учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала.
Ориентировка – это выбор направления движения, умение разобраться в окружающей обстановке и составить о воспринимаемым признакам представления о расположении окружающих предметов.
У детей с интеллектуальными нарушениями даже легкой степени при негрубых, функциональных изменениях в теменной, височно-теменно-затылочной, височной областях, отмечаются изменения в процессах восприятия, анализа и переработки информации. Данные изменения приводят к трудностям формирования межанализаторных связей, которые обеспечивают, в частности, такой сложный вид деятельности, как пространственная ориентировка.
Пространственные представления формируются поэтапно.
1.Первоначально дети с ОВЗ начинают овладевать ориентировкой в схеме собственного тела, Первые понятия с которыми мы начинаем их знакомить это «вверху, внизу, впереди, сзади».
2.Далее начинаем формирование представлений о пространственном расположении объектов относительно тела ребенка, введение в их пассивный и активный словарь соответствующих терминов: «справа-слева;» закрепление понятий «вверху-внизу», «близко- далеко», «высоко - низко».
3.Введение в пассивный и активный словарь соответствующих понятий: между, за, перед, после, около, за, из-за, под, из-под, внутри, снаружи; сравнительных характеристик «выше-ниже», «дальше-ближе», «левее-правее» - очень сложный этап.
4.Закрепление понятий «правая сторона», «левая сторона» применительно к собственному телу ребенка (правая рука, левая нога и т.д.). Определение правой и левой сторон зеркально, на другом человеке.
5.Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости, на листе бумаги. Определение сторон и углов (правый верхний угол, левый нижний угол посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой — слева, левый (правый) верхний угол,
левый (правый) нижний угол).
6.Формирование умения отсчитывать нужное количество строк, нужное количество клеточек в заданном направлении - слева направо, справа налево, снизу вверх и сверху вниз, перемещение в заданном направление объектов, проведение линий.
7.Формирование понятия диагональных направлений и умения перемещать объекты по диагонали. Введение в пассивный и активный словарь детей понятия «вправо вверх, влево вниз».
8.Формирование умения пользоваться планом-схемой, графическим рисунком.
Таким образом, развитие ориентировки в пространстве имеет важное значение для развития взаимодействия ребенка с ОВЗ с действительностью, социализирует его и является важной составляющей рабочей программы учителя-дефектолога
ЛИТЕРАТУРА
1.Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно- развивающее обучение и воспитание. –М., 2005. – 272с.
2.Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1989 г.
3.Моргачёва И.Н. Ребёнок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. -СПб., «Детство-Пресс», 2009.-212с.
4.Мусейибова Т. Ориентировка в пространстве. // Дошк. Воспитание. - 1988. - № 8-С. 53
5.Репина Г. Математическое моделирование на плоскости со старшими дошкольниками / Г. Репина. - М.: Детство-Пресс,2011.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.