«Развитие речи детей дошкольного возраста
в игровой деятельности»
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка,
становления и развития всех сторон речи.
В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как
в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим.
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения
человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и
интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать
методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития
ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное
поведение, активно развивается воображение, творчество, общая иницативность.
Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в
ведущей и главной деятельности дошкольника — в игре.
Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и
большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских
садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по
продолжительности) сюжетно-ролевые игры.
Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В
качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру.
Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными
занятиями и на свободную игру остаётся менее часа.
Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и
спокойно играть — они возятся, дерутся, толкаются — поэтому воспитатели
стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к
дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не
умеют и не хотят играть.
Это действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается от одного
поколения детей другому — от старших к младшим. В настоящее время эта связь
детских поколений прервана (разновозрастные
детские сообщества — в семье, во дворе, в квартире — встречаются лишь как
исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не
умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их
учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и
само детство.
Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем
психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее
интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание
ребёнка.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том,
что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём
именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным,
превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра — это практически
единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и
творческую активность.
И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя,
понимать, что они делают, и (наверное это главное) хотеть действовать
правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая
деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность
некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве
случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они
перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого
или образом правильного поведения.
А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает
ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и
произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают
правилами поведения — бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения
и пр. Однако, эти
правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и
приспосабливаться к ним.
Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и
ответственно принимаются (или порождаются) самими
детьми, поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с
желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети
сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может
свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестаёт быть «школой
произвольного поведения», но никакая другая деятельность для ребёнка 3-6 лет
выполнить эту функцию не может.
А ведь произвольность — это не только действия по правилам, это осознанность,
независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись
игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остаётся
ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.
Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать
свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают
игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует
творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный
возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств,
трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в
более зрелом возрасте. Между тем и родителей, как правило, мало волнуют эти
проблемы.
Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка
считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать,
читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только
не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в
детском саду, дети часто не хотят в школу, или теряют интерес к учёбе уже в
младших классах.
Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3 месяца школьной
жизни — таких «готовых» детей уже не надо учить читать и считать. Но как только
нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать
— эти дети пасуют и ждут указаний взрослого. Надо ли говорить, что такая пассивность,
отсутствие интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма
печальные результаты не только в школе.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются
взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с
предметами, способами и средствами общения.
Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной
психологии, в основном сводятся к следующему:
· игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь
ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности
возникают основные психические новообразования данного возраста;
· игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре
деятельностью;
· развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания
ребенка, т.е. социальных явлений.
Общественность в жизни ребенка — это тот коллектив детей, в котором он живет и
развивается. Основной вид его деятельности — это игра.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта
ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд
являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в
области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах
развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное
общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти.
Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как
важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка
продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в
соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность
и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.
Мы знаем, какую большую роль в развитии языка детей играют взрослые. Участие
воспитательницы в свободных играх детей не может ограничиться организацией
обстановки, подбором игрового материала. Она должна проявлять интерес к самому
процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу
их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при
ознакомлении их с окружающей средой, воспитательница должна содействовать тому,
чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а
стало быть и в языке, своих положительных, лучших сторон.
Таким образом, педагогические мероприятия в организации свободной игры детей
сводятся к следующему:
1. Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на
нем детей.
2. Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их
обновлением соответственно запросам развивающегося
игрового процесса и общего развития детей.
3. Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных
сторон социальной, трудовой жизни.
4. Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию,
речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и
отстающих. Очень рекомендуем включать в игру малышей старших детей.
5. Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием,
руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет
один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.
Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей
исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных,
людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него — живое существо. Он говорит с
ней так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий ее или с ней
работающий хозяин.
Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто
наблюдал правильно организованные игры в куклы.
Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи
детей, как игра в куклы. Кукла — человек, член коллектива маленьких людей,
живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Но эта жизнь
требует педагогического руководства.
Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического
руководства ими выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных
формах и установках социальной и трудовой жизни. Играя в куклы, обслуживая их,
дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной
бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к
которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из
которых каждый требует сотрудничества языка.
Мы уделяем недостаточно внимания свободным, но под педагогическим контролем
оформляющимся играм детей, В режиме детского дня для таких игр должно
отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны
овладеть методикой организации таких игр прежде всего в интересах развития
языка детей.
Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры
обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3— 4-летним
детям трудно.
Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с
ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Хорошо
подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или
другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему
коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы
придаем большое значение.
Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный
текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка»,
«Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитательница
сама четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры
стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются
много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они
могут во время игры читать его сами. К стихам этого рода, как и к фигурирующим
в игре считалочкам, предъявляются те же требования, что к стихам вообще.
Мы уже говорили о том, какую огромную роль играет взрослый человек, используя
слово для ознакомления ребенка с миром вещей. Он является посредником между
предметом и ребенком, он способствует последовательному выделению отдельных
предметов сознанием ребенка из окружающей сложной среды; он знакомит с
наименованиями предметов. Это происходит в процессе самой жизни, в общении с
представленными в ней вещами.
Для развития речи детей в детском саду проводятся различные игры как на
занятиях, так и в свободной деятельности детей. Приведем несколько примеров
игр, специально организованных воспитателем.
ЗА ПОКУПКАМИ В МАГАЗИН
Цель:
Упражнять детей в выборе нужного предмета путем исключения названных педагогом
признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи
сложноподчиненные предложения.
Игровой материал:
Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные
картинки с изображениями трех-четырех одинаковых игрушек, отличающихся друг от
друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).
Предметные картинки:
пирамидки разного размера с колпачками разного цвета (3 картинки);
медвежата: один — черный, 2—коричневых, у одного бантик на шее, один — в
полосатых штанишках, один — в комбинезончике (3 картинки);
автомобили: грузовик, фургон, самосвал (3 картинки);
неваляшки: одна в зеленом платьице, у второй на платье мелкие пуговицы и бант,
у третьей на платье пояс с пряжкой (3 картинки).
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель вешает перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки
с изображениями пирамидок, мишек, автомобилей, неваляшек и говорит:
«Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы
купить для нее игрушку, какую она попросит.
Миша, твоя сестренка попросила купить пирамидку. Она сказала так: «Купи мне
пирамидку не с синим колпачком и не маленькую». Как ты думаешь, которая из
пирамидок понравилась твоей сестренке? Почему ты думаешь, что большая с красным
колпачком?
Катя, а твоя маленькая сестренка захотела иметь неваляшку. Она сказала: «Мне не
надо неваляшку в зеленом платье, не надо с пуговицами, мне надо другую и без
бантика».
А твой брат, Костя, попросил купить автомобиль: «Не самосвал, не фургон и не с
синим кузовом». Твоему братику, Маша, понравился
мишка. Он попросил: «Купи мне мишку, но не черного, не в полосатых штанишках и
без бантика».
Далее можно предложить детям для отгадывания
еще одного мишку, одну неваляшку. Например: «Мне нужен мишка не в зеленой рубашке,
не в штанишках с лямками и не тот, который сидит». Или: «Мне понравилась
неваляшка не с черными глазами, не в сиреневом платье и не в платье с поясом».
Если ребенок правильно отгадает и объяснит,
почему именно ту игрушку он купит для своего брата или для своей сестренки,
воспитатель вручает ему картинку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.