«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»
Оценка 5

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

Оценка 5
pdf
19.05.2021
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»
4 Швенк Проект Мастерская слова.pdf

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Лучик»

 

                                                               

 

 

 

 

ПРОЕКТ

«Мастерская слова»

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

 

 

 

 

Подготовил: учитель – логопед  высшей квалификационной категории Швенк Екатерина Валерьевна

 

 

 

 

 

2018

                              I.       Полное наименование проекта (паспорт проекта)

Название проекта

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

Тип проекта

Творчески -информационный

Цель

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.

Задачи проекта

•Сформировать интерес к художественной литературе;

•Расширять и активизировать словарный запас детей;

•Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений;

•Совершенствовать художественноречевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях;

•Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову;

•Развивать творческие способности у детей.

Руководитель проекта

Швенк Екатерина Валерьевна

Участники проекта

Дети, родители, воспитатели и специалисты ДОУ, библиотекарь

Продолжительность проекта

1 год

Ожидаемые результаты

                    дети полюбят книги;

                    будут созданы книжки самоделки и презентованы на «Дне матери»; • будут обмениваться своими впечатлениями ;

                    будут активно использовать в речи выразительные средства языка, сочинять, фантазировать и самостоятельно проигрывать мини – спектакли;

                    дети сходят на экскурсию  в сельскую библиотеку.

Основания для разработки проекта

1.Федеральный закон Российской

Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ

«Об образовании в Российской

Федерации»;

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

 

II.      Аннотация проекта (краткое описание проекта)

В статье описан один из способов приобщения дошкольников старшего дошкольного возраста к чтению через проект «Мастерская слова». Проект долгосрочный, рассчитан на 2017-2018 учебный год и направлен на детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Предлагаемый проект предусматривает несколько этапов работы. Статья будет интересна родителям, педагогам, учителям - логопедам, психологам, дефектологам.

I этап – подготовительный, информационный (1 месяц сентябрь) обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, постановка цели и задач, разработка плана проекта. Определение сроков проведения проекта, места в календарно-тематическом плане.

ΙΙ Основной этап (октябрь – май)

Старт проекта. Экскурсии, выставка работ. Первичное формирование проектных групп. Разработка мероприятий. Чтение и анализ произведений. Цикл занятий «Зачем нужны книги?», «Книга лучший друг», Беседа: «Зачем нужны стихи»; Чтение стихов, посвященных весне, мамам и бабушкам; Чтение стихотворений  Н. Никитина, П. Соловьева, С. Есенина; Д\и «Рифмовочка» и др.

ΙΙΙ Этап Рефлексивный (Итоговый) (июнь)

Отчет о проделанной работе. Планирование последующий деятельности, группировка материала, презентация проекта для коллег.

 

III.   Введение, актуальность, значимость Введение 

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

 Актуальность.  Постановка проблемы

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько пускают процесс развития речи детей на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что речь детей бедная, отмечается недостаточный словарный запас. Исходя из выше сказанного, нами была выбрана следующая тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой».

 

        V.      Цели и задачи проекта

Цель: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.

Задачи: - Сформировать интерес к художественной литературе;

-   Расширять и активизировать словарный запас детей;

-   Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений;

-   Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях;

-   Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову;

-   Развивать творческие способности у детей.

Vl. Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ, родители, воспитатели и специалисты ДОУ, библиотекарь.

VII. Сроки реализации проекта, этапы реализации проекта Продолжительность проекта -1 год.

 

Предполагаемые результаты.

Антропологический компонент.

У большинства детей появится устойчивый интерес к книге, повысится уровень инициативности и самостоятельности в вопросах выбора книг, появиться желание читать самостоятельно. 

Предполагается развитие детско-взрослой и детской общности на основе читательских интересов: содержанием общения детей друг с другом и с родителями будет является обсуждение литературных произведений. На основе повышения интереса детей к содержанию литературных текстов и интенсивного обмена мнениями значительно улучшится речь детей с ОВЗ.

 

Организационно – деятельностный компонент.

Расширять образовательное пространство группы:

-   мини библиотека «Писатели детям»; 

-   семейно-дошкольных проектов и детских (детско-взрослых) мини-проектов, появившихся в рамках данного педагогического проекта «Книга своими руками».

В       образовательную          практику    ввести         развивающие       ситуации, предусматривающие дискуссии детей, викторины и т.д. В процессе работы найти новые формы работы с родителями, благодаря которым они станут более активно участвовать в жизни группы детского сада.

 

Научно-методический компонент.

Выделена технологическая особенность реализации педагогического проекта посредством вовлечения в его замысел сначала родителей, а уже потом детей группы. Разработана и представлена система педагогической деятельности, направленная на развитие речевой активности детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста по отношению к прочитанному и общению со взрослыми и сверстниками на литературные темы. 

 

Формы и методы организации проекта

1.   Беседы.

2.   Моделирование и решение проблемных ситуаций.

3.   Педагогические наблюдения.

4.   Игры.

5.Чтение, разучивание.

6.Изготовление продуктов детской деятельности.

7.Слушание муз произведений.

8 Самостоятельная деятельность.

9.       НОД

10.   Выставки, презентации.

11 Оформление информации для родителей в приемной. 12. Индивидуальные рекомендации.

13.   Создание картотеки  пословиц и поговорок о книгах.

14.   Создание альбома « Мои любимые сказки»

 

Информационный этап

Цель: сбор и изучение художественного материала по тематике проекта (произведений, стихов).

Чтобы         спланировать       формы        работы       на      данном       этапе необходимо проанализировать,      насколько все участники проекта готовы          к работе. Для этого важно подобрать или разработать план проекта.

 

II                этап – основной. С целью изучения вопроса и обмена педагогическим опытом проводились  консультации на темы: «Приобщение детей к художественной литературе», «Зачем учить стихи?», «Книжный уголок в группе», издаются буклеты для родителей, по интересующим вопросам: «Что читать детям», «Как учить стихи с ребенком по мнемотаблицам».

 

Разработаны методические рекомендации для родителей: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании интереса и любви к книге», «Организация чтения художественной литературы», «Работа над прочитанным произведением». Педагоги группы организовали мини-музей детской книги.

 

 

III             этап – обобщающий (рефлексивный). Цели работы на этом этапе: оценить эффективность работы по проекту.

Рабочий  план реализации проекта «Мастерская слова» в старшей группе «Земляничка»  МКДОУ – д/с «Лучик»

Содержание

срок

Ответственное лицо

 

1.

Ι Этап Подготовительный

Определение темы проекта. Методическое обоснование проекта

 

сентябрь

Учитель - логопед Воспитатели группы

2.

Определение сроков проведения проекта, места в календарно-тематическом плане.

сентябрь

Воспитатели групп и уч-логопед.

 

1.

ΙΙ Основной этап

Старт проекта. Знакомство с проектом Экскурсия в библиотеку, знакомство с книгами, цикл тематических занятий: «Мои первые книги», «Моя любимая книга», «История создания книги», «Берегите книгу», «Где живут книги», «История закладки».

 

Октябрь - февраль

 

Воспитатели группы, муз.руководитель, учитель – логопед, библиотекарь

2.

Чтение и анализ произведений (стихи, песни, рассказы: С. Есенин, Н. Назар; Г. Снегирев; С. Маршак; Г. Садовая; К. Бальмонт; А. Фет и др. выбор заданий проектными группами.

Корректировка планов

март

Воспитатели группы, учитель - логопед

3

Литературная викторина «В гостях у сказки»

апрель

Учитель – логопед Библиотекарь.

4.

Подведение итогов и обобщение результатов работы над проектом на родительском собрании, награждение детей за участие в конкурсах в рамках проекта.

май

Воспитатели группы, учитель - логопед

 

1.

ΙΙΙ Этап Рефлексивный (Итоговый) Отчет о проделанной работе. Планирование последующий деятельности.

июнь

учитель - логопед

2.

Группировка материала

 

сентябрь

 учитель - логопед

3.

Презентация проекта для коллег

сентябрь

 учитель - логопед

 

 

 

Заключение 

Открывая ребенку книгу - мы открываем ему мир. Книга заставляет его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше.   «Наша книга — умный друг:  Чуть утомит, она смолкает;  Она безмолвно поучает,  С ней назидателен досуг».

 Дети, получившие «книжную прививку» в детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят. Искушайте ребенка чтением.      

Предложенный проект в работе с дошкольниками, как показывает опыт, способствует развитию читательского интереса, делая чтение увлекательным занятием. Описанный нами опыт для приобщения дошкольников к чтению имеет практическую значимость не только для воспитателей и специалистов дошкольного учреждения, но и для родителей, поскольку содержит рекомендации по созданию и использования книг, соединяющих в себе речь и творчество.

 

Литература  

1.     Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка.  Дошкольное воспитание. - 2007. №6. 

2.     Куликовская Н. Увлечь книгой. Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. 

3.     В.Маркова, Л.Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка. Дошкольное воспитание. -2009. №6.  

4.     Никишина И.В. Мастер - класс для руководителей и педагогов ДОУ. Система интерактивного обучения педагогов в ДОУ. – Методическое электронное пособие. – 2013. 

 

     

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

I. Полное наименование проекта (паспорт проекта)

I. Полное наименование проекта (паспорт проекта)

Ожидаемые результаты • дети полюбят книги; • будут созданы книжки самоделки и презентованы на «Дне матери»; • будут обмениваться своими впечатлениями ; • будут активно…

Ожидаемые результаты • дети полюбят книги; • будут созданы книжки самоделки и презентованы на «Дне матери»; • будут обмениваться своими впечатлениями ; • будут активно…

Н. Никитина, П. Соловьева, С.

Н. Никитина, П. Соловьева, С.

Задачи: - Сформировать интерес к художественной литературе; -

Задачи: - Сформировать интерес к художественной литературе; -

Книга своими руками». В образовательную практику ввести развивающие ситуации, предусматривающие дискуссии детей, викторины и т

Книга своими руками». В образовательную практику ввести развивающие ситуации, предусматривающие дискуссии детей, викторины и т

Чтобы спланировать формы работы на данном этапе необходимо проанализировать, насколько все участники проекта готовы к работе

Чтобы спланировать формы работы на данном этапе необходимо проанализировать, насколько все участники проекта готовы к работе

Подведение итогов и обобщение результатов работы над проектом на родительском собрании, награждение детей за участие в конкурсах в рамках проекта

Подведение итогов и обобщение результатов работы над проектом на родительском собрании, награждение детей за участие в конкурсах в рамках проекта

Никишина И.В. Мастер - класс для руководителей и педагогов

Никишина И.В. Мастер - класс для руководителей и педагогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2021