ПРОЕКТ
Подготовил: учитель – логопед высшей квалификационной категории Швенк Екатерина Валерьевна
2018
Название проекта |
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой» |
Тип проекта |
Творчески -информационный |
Цель |
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой. |
Задачи проекта |
•Сформировать интерес к художественной литературе; •Расширять и активизировать словарный запас детей; •Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений; •Совершенствовать художественноречевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях; •Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову; •Развивать творческие способности у детей. |
Руководитель проекта |
Швенк Екатерина Валерьевна |
Участники проекта |
Дети, родители, воспитатели и специалисты ДОУ, библиотекарь |
Продолжительность проекта |
1 год |
Ожидаемые результаты |
• дети полюбят книги; • будут созданы книжки самоделки и презентованы на «Дне матери»; • будут обмениваться своими впечатлениями ; • будут активно использовать в речи выразительные средства языка, сочинять, фантазировать и самостоятельно проигрывать мини – спектакли; • дети сходят на экскурсию в сельскую библиотеку. |
Основания для разработки проекта |
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; |
В статье описан один из способов приобщения дошкольников старшего дошкольного возраста к чтению через проект «Мастерская слова». Проект долгосрочный, рассчитан на 2017-2018 учебный год и направлен на детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Предлагаемый проект предусматривает несколько этапов работы. Статья будет интересна родителям, педагогам, учителям - логопедам, психологам, дефектологам.
I этап – подготовительный, информационный (1 месяц сентябрь) обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, постановка цели и задач, разработка плана проекта. Определение сроков проведения проекта, места в календарно-тематическом плане.
Старт проекта. Экскурсии, выставка работ. Первичное формирование проектных групп. Разработка мероприятий. Чтение и анализ произведений. Цикл занятий «Зачем нужны книги?», «Книга лучший друг», Беседа: «Зачем нужны стихи»; Чтение стихов, посвященных весне, мамам и бабушкам; Чтение стихотворений Н. Никитина, П. Соловьева, С. Есенина; Д\и «Рифмовочка» и др.
Отчет о проделанной работе. Планирование последующий деятельности, группировка материала, презентация проекта для коллег.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько пускают процесс развития речи детей на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что речь детей бедная, отмечается недостаточный словарный запас. Исходя из выше сказанного, нами была выбрана следующая тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой».
Цель: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.
Задачи: - Сформировать интерес к художественной литературе;
- Расширять и активизировать словарный запас детей;
- Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений;
- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях;
- Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову;
- Развивать творческие способности у детей.
Дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ, родители, воспитатели и специалисты ДОУ, библиотекарь.
VII. Сроки реализации проекта, этапы реализации проекта Продолжительность проекта -1 год.
Предполагаемые результаты.
Антропологический компонент.
У большинства детей появится устойчивый интерес к книге, повысится уровень инициативности и самостоятельности в вопросах выбора книг, появиться желание читать самостоятельно.
Предполагается развитие детско-взрослой и детской общности на основе читательских интересов: содержанием общения детей друг с другом и с родителями будет является обсуждение литературных произведений. На основе повышения интереса детей к содержанию литературных текстов и интенсивного обмена мнениями значительно улучшится речь детей с ОВЗ.
Организационно – деятельностный компонент.
Расширять образовательное пространство группы:
- мини библиотека «Писатели детям»;
- семейно-дошкольных проектов и детских (детско-взрослых) мини-проектов, появившихся в рамках данного педагогического проекта «Книга своими руками».
В образовательную практику ввести развивающие ситуации, предусматривающие дискуссии детей, викторины и т.д. В процессе работы найти новые формы работы с родителями, благодаря которым они станут более активно участвовать в жизни группы детского сада.
Научно-методический компонент.
Выделена технологическая особенность реализации педагогического проекта посредством вовлечения в его замысел сначала родителей, а уже потом детей группы. Разработана и представлена система педагогической деятельности, направленная на развитие речевой активности детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста по отношению к прочитанному и общению со взрослыми и сверстниками на литературные темы.
1. Беседы.
2. Моделирование и решение проблемных ситуаций.
3. Педагогические наблюдения.
4. Игры.
5.Чтение, разучивание.
6.Изготовление продуктов детской деятельности.
7.Слушание муз произведений.
8 Самостоятельная деятельность.
9. НОД
10. Выставки, презентации.
11 Оформление информации для родителей в приемной. 12. Индивидуальные рекомендации.
13. Создание картотеки пословиц и поговорок о книгах.
14. Создание альбома « Мои любимые сказки»
Цель: сбор и изучение художественного материала по тематике проекта (произведений, стихов).
Чтобы спланировать формы работы на данном этапе необходимо проанализировать, насколько все участники проекта готовы к работе. Для этого важно подобрать или разработать план проекта.
II этап – основной. С целью изучения вопроса и обмена педагогическим опытом проводились консультации на темы: «Приобщение детей к художественной литературе», «Зачем учить стихи?», «Книжный уголок в группе», издаются буклеты для родителей, по интересующим вопросам: «Что читать детям», «Как учить стихи с ребенком по мнемотаблицам».
Разработаны методические рекомендации для родителей: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании интереса и любви к книге», «Организация чтения художественной литературы», «Работа над прочитанным произведением». Педагоги группы организовали мини-музей детской книги.
III этап – обобщающий (рефлексивный). Цели работы на этом этапе: оценить эффективность работы по проекту.
№ |
Содержание |
срок |
Ответственное лицо |
1. |
Ι Этап Подготовительный Определение темы проекта. Методическое обоснование проекта |
сентябрь |
Учитель - логопед Воспитатели группы |
2. |
Определение сроков проведения проекта, места в календарно-тематическом плане. |
сентябрь |
Воспитатели групп и уч-логопед. |
1. |
ΙΙ Основной этап Старт проекта. Знакомство с проектом Экскурсия в библиотеку, знакомство с книгами, цикл тематических занятий: «Мои первые книги», «Моя любимая книга», «История создания книги», «Берегите книгу», «Где живут книги», «История закладки». |
Октябрь - февраль |
Воспитатели группы, муз.руководитель, учитель – логопед, библиотекарь |
2. |
Чтение и анализ произведений (стихи, песни, рассказы: С. Есенин, Н. Назар; Г. Снегирев; С. Маршак; Г. Садовая; К. Бальмонт; А. Фет и др. выбор заданий проектными группами. Корректировка планов |
март |
Воспитатели группы, учитель - логопед |
3 |
Литературная викторина «В гостях у сказки» |
апрель |
Учитель – логопед Библиотекарь. |
4. |
Подведение итогов и обобщение результатов работы над проектом на родительском собрании, награждение детей за участие в конкурсах в рамках проекта. |
май |
Воспитатели группы, учитель - логопед |
1. |
ΙΙΙ Этап Рефлексивный (Итоговый) Отчет о проделанной работе. Планирование последующий деятельности. |
июнь |
учитель - логопед |
2. |
Группировка материала
|
сентябрь |
учитель - логопед |
3. |
Презентация проекта для коллег |
сентябрь |
учитель - логопед |
Открывая ребенку книгу - мы открываем ему мир. Книга заставляет его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. «Наша книга — умный друг: Чуть утомит, она смолкает; Она безмолвно поучает, С ней назидателен досуг».
Дети, получившие «книжную прививку» в детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят. Искушайте ребенка чтением.
Предложенный проект в работе с дошкольниками, как показывает опыт, способствует развитию читательского интереса, делая чтение увлекательным занятием. Описанный нами опыт для приобщения дошкольников к чтению имеет практическую значимость не только для воспитателей и специалистов дошкольного учреждения, но и для родителей, поскольку содержит рекомендации по созданию и использования книг, соединяющих в себе речь и творчество.
1. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. Дошкольное воспитание. - 2007. №6.
2. Куликовская Н. Увлечь книгой. Дошкольное воспитание. – 2007. № 5.
3. В.Маркова, Л.Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка. Дошкольное воспитание. -2009. №6.
4. Никишина И.В. Мастер - класс для руководителей и педагогов ДОУ. Система интерактивного обучения педагогов в ДОУ. – Методическое электронное пособие. – 2013.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.