"Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр" методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Оценка 4.8

"Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр" методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Оценка 4.8
doc
воспитание
Детсад
13.05.2021
"Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр" методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений
целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей будет способствовать формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
ПРОГРАММА по раз. речи.doc

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Промышленновский детский сад №1 «Рябинка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Развитие речи дошкольников

посредством пальчиковых игр»

 

Методическое пособие

 

 

 

 

 

 

Составил: Харитонова Асель Сахавадиновна,

воспитатель МБДОУ д/с №1 «Рябинка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленная, 2021

 

Пояснительная записка

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно.

Проблема развития речи детей продолжает оставаться наиболее актуальной темой. Какие формы и методы использовать для развития речи детей, как влияет развивающая среда на развитие речи, как может влиять участие родителей на результаты работы по развитию речи детей.

Многими учеными доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует определенная связь. Подобная связь присутствует и между рукой и речевым центром мозга. Адекватное развитие движений тела, мелкой моторики рук и органов речи является залогом формирования правильного произношения, дает возможность не допустить монотонности речи, нормализует её темп, помогает в правильной расстановке речевых пауз, уменьшает психическое напряжение.

Так же о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук говорил известный педагог В. А. Сухомлинский: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев», «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». 

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Но современная педагогическая диагностика детей показывает, что у большинства из них низкий уровень развития речи и психических процессов. Родители мало уделяют внимания развитию мелкой моторики, не играют с детьми в пальчиковые игры. В дошкольных учреждениях нет системы работы по применению в развитии речи пальчиковых игр и упражнений, пальчиковая гимнастика мало применяется в педагогическом процессе.

Но ведь простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы развивать речь, подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию.

Пальчиковые игры и упражнения наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности. В конечном итоге, малыш лучше усваивает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Таким образом, исходя из всего выше изложенного, можно сказать, что актуальность «Программы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей будет способствовать формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

 

Целями программы являются: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности; способствование работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повышение уровня речевой компетентности детей.

 

Задачи программы:

1) развивать творческие способности;

2) активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексической темой;

3) создавать эмоционально-положительный настрой;

4) развивать чувствительность всех органов;

5) знакомить с сенсорными эталонами;

6) развивать наглядно-образное мышление, внимание, память;

7) формировать умения выполнять действия с предметами, формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.

 

Принципы реализации программы

1) Принцип системности – работа по развитию мелкой моторики и движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.

2) Принцип доступности – обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.

3) Принцип целостности – целенаправленные, преднамеренные действия в процессе воспитания и обучения детей.

4) Принцип деятельности – взаимосвязь разных видов деятельности.

5) Принцип преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.

6) Принцип гуманистичности – ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь ему.

 

Сроки реализации программы и возраст детей

Материалы, изложенные в программе, рассчитаны для детей от 2 до 4 лет. Система занятий по программе рассчитана на два занятия в неделю. Технология программы предусматривает проведение занятий до 15 человек. Срок реализации программы 1 год (с сентября по май).

 

Структура и содержание программы

Программа рассчитана на работу с детьми младшего дошкольного возраста. Задачи, решаемые на занятиях, строятся на возрастных особенностях детей, по принципу усложнения, что позволяет ребенку достичь результатов в развитии мелкой моторики рук и ручной умелости.

Структурной особенностью программы является блочно–тематическое содержание занятий. Основные циклы программы группируются вокруг единой темы. Разнообразие тем занятий охватывает то, что близко и доступно ребенку в каждом конкретном возрасте.

К каждому занятию ставится соответствующая цель, подбирается материал и оборудование. Формы и методы работы с детьми определяются с одной стороны, особенностями восприятия мира, с другой стороны, задачами программного характера.

Организация процесса всегда предполагает активное общение педагога с детьми, обязательно учитывается мнение ребенка и его готовность включится в деятельность.

Учитывая психологические особенности дошкольного возраста основным видом деятельности, в рамках которого проводятся занятия, является ИГРА.

Занятия включают в себя пальчиковую гимнастику, дидактические, пальчиковые игры, графические упражнения, речевые разминки, творческие задания: работа с ножницами, с материалами (пластилин, глина, природный материал, крупы); рисование нетрадиционными способами (пальчиками, ладошками; аппликация (обрывная, из семян и круп).

 

Этапы разучивания игр:

- Взрослый сначала показывает игру малышу сам;

- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;

- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;

- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;

- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

 

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

- Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

- Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

- Пальчиковые игры с детьми до 1,5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

- Детям старше 1,5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

- Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

- Используйте максимально выразительную мимику.

- Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

- Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

- Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

 

Работа с родителями

1. Родительские собрания

2. Рекомендации родителям

3. Просмотр открытых занятий

4. Отчет творческими работами детей

 

 

Учебный план

 Месяц

Тема

Цели и задачи

Пособия 

Сентябрь

1. Пальчиковая игра «Горошки»

Учить детей выполнять движения под текст стихотворения.

2.Перекладывание из одной емкости в другую

Учить детей действовать по указанию педагога: брать большим и указательным пальцем игрушки. Развивать гибкость пальцев.

Две емкости, мелкие игрушки

3. Вкладыши

Учить детей подбирать предметы по силуэту и правильно их вкладывать в нишу.

Дидактические игрушки «Вкладыши» (с изображением животных, овощей)

4. Пальчиковая гимнастика «Ежик»

Учить детей сцеплять пальцы в замок, выполнять движения под текст стихотворения.

5. Нанизываем кольца

Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

Д/игра «Стержни и кольца»

6. Аппликация из пластилина

Учить детей аккуратно размазывать пластилин по рабочей поверхности. Развивать мелкую моторику рук.

Пластилин, картон с нарисованным рисунком

7. Логоритмика «Машина»

Учить детей повторять текст и движения. Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений.

8. Упражнение «Шнуровка»

Упражнять детей в продевании шнурков в отверстия.

Панно с отверстиями (среднего диаметра), шнурки

Октябрь

 

1. Пальчиковая гимнастика          «Семья»

Учить детей перебирать пальчики, приговаривать.

 

2. Цветные вкладыши

Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом, величиной предмета.

Д/игра «Волшебный кубик»

3. Д/игра «Чудесный мешочек»

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Мешочек, овощи

4. Пальчиковая гимнастика
«Здравствуй!»

Учить детей соприкасать поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

 

 

5. Упражнение с четками

Упражнять детей в перебирании бусин пальцами, держа четки этой же рукой.

Четки, сделанные из крупных бусин

6.Пальчиковая игра «Утром я скакал и днем»

Учить детей выполнять движения по тексту  стихотворения. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

 

7.Упражнения с песком

Учить детей находить на ощупь мелкие предметы.

Песок, мисочки и мелкие игрушки

8.  Игра с мягкой игрушкой «Зайчик»

Учить детей выполнять движения по тексту. 

Игрушка зайчика

9. Игра «Собери пирамиду»

 Учить детей   устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине, соотносить размер.

Овалы разной величины и цвета

Ноябрь

 

1. Рисование «Дорисуй ниточки к шарику»

Учить детей правильно держать карандаш, делать самомассаж.

Воздушный шарик, цветные карандаши

2. Д/игра «Чудесный мешочек»

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Мешочек, кубик, мячик, палочка и др. мелкие игрушки

3. Упражнение «Спрячь игрушку»

Учить детей делать лепешку и замазывать игрушку.

Пластилин, мелкие игрушки

 4. Пальчиковая гимнастика
«Овощи»

Учить детей делать руками «корзиночку» и сгибать пальчики, начиная с большого.

 

5. Упражнения с мешочками

Учить детей на ощупь определять в мешочке среди фасоли игрушку

Мешочки, наполненные фасолью и мелкими игрушками

6. Пальчиковая игра «Раз – косили, два – косили..»

Учить детей выполнять движения по тексту. Развивать переключаемость общих и мелких движений 

 

7.Упражнения «Тут есть, тут нет!»

Развивать мелкую моторику рук

Губка по размеру руки ребенка

8. Пальчиковая игра «Пальчик – мальчик»

Большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком

 

Декабрь

 

 

 

1.Перекладывание из одной емкости в другую

Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем игрушку.  Развивать гибкость пальцев

Две емкости, мелкие игрушки

2. Д/игра «Сухой бассейн»

Развивать мелкую моторику рук

Сухой бассейн, мелкие игрушки

3. Логоритмика. Упражнение «Зайка серенький»

Учить детей повторять текст и движения. Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений

 

4. Пальчиковая гимнастика
«Компот»

Продолжать учить детей делать «ковшик» ладошкой и сгибать пальчики, начиная с мизинца

 

5. Д/игра «Мозаика»

Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу

Крупная мозаика

6. «Вырезалки»

Учить детей резать ножницами  по линиям

Полоска бумаги 3-5см., ножницы

7. Пальчиковая игра «С какой горы ты бежишь сюда…»

Учить детей выполнять движения по тексту 

 

8. Д/игра               « Чудесный мешочек»

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка

Мешочек, кубик, мячик, палочка и др. мелкие игрушки

9. Пальчиковая игра «Дом»

Учить детей выполнять движения по тексту 

 

Январь

1. Аппликация «Мячики покатились»

Знакомство с новым видом деятельности. Учить детей работать с клеем, кистью, салфеткой

Кружочки d = 2 см, полоска бумаги, клей, кисть, салфетка, клеенка

2. Игра «Разложи по цвету»

Учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу. Развивать  зрительное восприятие, мелкую моторику

Коробка с разноцветными выемками, предметы-вкладыши соответствующего цвета

3. Упражнение «Наряди Ёлочку»

Развивать общую моторику ребенка

Макет елочки, пуговицы, гирлянды

4. Пальчиковая гимнастика
«На елке»

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений

 

5. Д/игра  «Чудесный мешочек»

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка

Мешочек, мелкие игрушки

6. Упражнение «Тут есть, тут нет!»

Развивать мелкую моторику рук

Губка по размеру руки ребенка

Февраль

1. Лепка «Декоративная пластина»

Учить детей работать с природным материалом, развивать мелкую моторику рук, глазомер, тактильные ощущения. Активизировать словарный запас

Картон 7х7 см, покрытый слоем пластилина, фасоль, арбузные семечки, скорлупа фисташек

2. Разбор мелких геометрических фигур по цвету

Учить детей раскладывать геометрические фигуры разного цвета и размера по разным емкостям

2 емкости, мелкие геометрические фигуры разного цвета

3. Кукольная одежда на прищепках

Развивать мелкую моторику рук

Кукольное бельё, лоскутки, прищепки

4. Пальчиковая гимнастика
«Помощники»

Учить детей выполнять имитирующие движения, разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца.

 

5. Д/игра «Чудесный мешочек»

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка

Мешочек, мелкие игрушки

6. Лепка «Папе подарок»

Закреплять умение детей раскатывать пластилин прямыми движениями и соединять две детали. Развивать тактильные ощущения, воображение, мышление

Пластилин, доска

7. Д/игра «Мозаика»

Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу

Крупная мозаика

8. Д/игра «Веселые шнурочки»

Развивать мелкую моторику рук

 

Март

1. Аппликация «Подарок маме»

Учить детей работать с клеем, кистью, салфеткой

Кружочки d = 2 и 3 см, бумага, клей, кисть, салфетка, клеенка

2. Выкладывание 
«8 Марта»

Обогащать сенсорный опыт детей, продолжать знакомить с новым материалом (пшено), развивать исследовательские умения, мелкую моторику. Формировать умение действовать по показу взрослого

Трафарет «8 марта», пшено, клей

3. Коробочка с прищепками

Развивать мелкую моторику рук

Коробка, прищепки

4. Пальчиковая гимнастика
«Наши мамы»

Учить детей поочередно сгибать пальчики, начиная с мизинца сначала одной, потом другой руки. Сжимать обе ладошки в «замочек»

 

5. Комплексное занятие «Флажки»

Продолжать учить детей работать с клеем, кистью. Наклеивать прямоугольники, выдерживая расстояние и дорисовывать к ним палочку. Развивать глазомер, ориентировку в пространстве

2 листа, прямоугольники - 
4 шт. на каждого ребенка, фломастеры

6. Д/игра «Веселые шнурочки»

Развивать мелкую моторику рук

 

7. Д/игра «Мозаика»

Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу

Крупная мозаика

8. Упражнение «Тут есть, тут нет!»

Развивать мелкую моторику рук

Губка по размеру руки ребенка

9. Упражнения с пуговицами

Учить раскладывать большие и маленькие пуговицы в разные флаконы

Пуговицы большие и маленькие, 2флакона с широким горлышком

Апрель

1. Лепка «Погремушка»

Учить детей раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями и соединять две детали. Развивать тактильные ощущения, воображение, мышление

Пластилин, доска, погремушка

2. Выкладывание из палочек геометрических фигур

Развивать координацию пальцев рук. Развивать внимание, воображение

Палочки, сделанные из цветных карандашей

3. Подвижная игра «Петух»

Учить детей выполнять движения согласно тексту

 

4. Пальчиковая гимнастика
«Домашние птицы»

Учить детей касаться поочередно пальчиками, начиная с большого

 

5. Д/игра «Чудесный мешочек»

Учить детей на ощупь выбирать нужную игрушку-погремушку. Развивать тактильные ощущения

Мешочек, 
мелкие игрушки

6. Выкладывание «Узор из палочек»

Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем палочки.  Развивать гибкость пальцев. Учить детей чередовать палочки разных цветов

Счетные палочки разных цветов

7. Подвижная игра «Зайка»

Учить детей выполнять движения согласно тексту, прыгать, приседать, убегать

 

8. Пальчиковая гимнастика
«Наша армия»

Учить детей поочередно «шагать» указательным и средним пальчиками правой и левой руки

 

9. Д/игра «Веселые шнурочки»

Развивать мелкую моторику рук

Панно для шнуровки 

Май

 

 

 

 

 

 

1. Пальчиковая гимнастика «Гусеницы»

Учить детей выполнять движения согласно тексту

2. Упражнение с песком

Учить детей находить на ощупь мелкие предметы

Песок, мисочки и мелкие игрушки

3. Объемная аппликация из пластилина «Домик»

Учить детей основным приемам лепки: скатывание шарика, раскатывание в колбаску, сплющивание

Пластилин, картон, образец воспитателя

4. Самомассаж пульками

Упражнять детей в катании мелкого круглого предмета между пальчиками, не роняя его. Развивать мелкую моторику рук.

Пульки

5.Творческое комплексное занятие «Дождевые червячки»

Учить отламывать кусочки от большого куска пластилина (или соленого теста). Закрепить основные приемы лепки. Упражнять в рисовании пальчиками

Пластилин (соленое тесто), краски для рисования пальчиками, листы бумаги (картона)

6. Упражнения с мешочками

Упражнять детей в определении на ощупь мешочков с наполнителями разной текстуры. Развивать мелкую моторику рук

Мешочки, наполненные фасолью и горохом

7. Пальчиковая гимнастика «Сороки»

Учить детей выполнять движения согласно тексту

 

Методические приемы: беседа, игра, объяснение, показ, совместные действия, индивидуальная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Алейник, О.В. Влияние развития мелкой моторики на речевые зоны коры головного мозга [Электронный ресурс]/ О.В. Алейник //nsportal.ru: Социальная сеть работников образования URL: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/«uroven-razvitiya-melkoi-motoriki-–-odin-iz-vazhneishikh-pokazat

2. Барсукова, О.В. Значение игр с песком и другими природными материалами для развития детей раннего возраста/О.В. Барсукова //Молодой ученый. – 2012. – № 5.

3. Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи/ Е.М. Косинова. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192.

4. Мальцева, И.В. Умелые пальчики/ И.В. Мальцева. – М.: Карапуз, 2000. – 14.

5. Рузина, М.С. Страна пальчиковых игр/М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин. – СПб., 1997.

6. Смирнова, Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста/ Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: Мозаика–Синтез, 2007.

7. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей/ Е.А. Янушко. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Пальчиковые игры и упражнения

 

п/п

Пальчиковая гимнастика

Методические указания

1.

«Горошки»

Раскатились по дорожке

Разноцветные горошки.

 

Птички весело клюют,

Нам горошки не дают.

 

 

Дайте мне горошину,

 

 

 

Я такой хороший.

 

 

Дети подушечками пальцев постукивают по столу (или коленкам).

Подушечки большого и указательного пальцев соединить вместе и изображать, как клюют.

Сложить руки лодочкой и делать сжимающие-разжимающие движения ладонями (как будто просят).

Погладить себя по голове.

2.

«Ежик»

Ежик маленький замерз

 

 

И в клубок свернулся.

 

Солнце ежика согрело,

Ежик развернулся!

 

Ладошки соединены, пальцы подняты вверх и переплетены между собой.

Пальцы переплетены и согнуты («замок»).

Пальцы медленно разгибаются.

Пальцы переплетены и подняты вверх.

3.

Логоритмическое упражнение «Машина»

Би-би-би –

Гудит машина.

 

Тук-тук-тук –

Мотор стучит.

- Едем, едем, едем, едем, -

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу.

Шу-шу-шу –

Они шуршат.

Быстро крутятся колеса.

Та-та-та –

Вперед спешат.

 

 

 

Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой.

Ритмично хлопают руками.

 

Ритмично потопывают ногами.

 

 

Потирают ладони.

 

 

Делают ритмичную «вертушку» руками.

 

4.

«Семья»

 

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – это Я.

Вот и вся моя семья.

 

Исходное положение: пальчики сжаты в кулачок.

Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.

 

 

 

Ритмично сжимать и разжимать пальцы.

5.

«Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю,

Всех я вас приветствую!

 

 

Пальцы левой руки  по очереди «здороваются» с пальцами правой руки, похлопывая друг друга кончиками.

 

Ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

6.

«Утром я скакал и днем!»

Утром я скакал и днем,

Палка моя, палочка,

 

Ты была моим конем,

Палочка-скакалочка!

 

 

Вдаль я на коне скакал,

Палка моя, палочка,

Чуть коня я не загнал,

Палочка-скакалочка!

 

Говорят, что я устал,

Палочка-скакалочка!

 

 

Я ведь только погонял…

Ты устала, палочка!

 

 

Постукивать указательным пальчиком левой руки о кулачок правой руки.

Выставить левую ладошку вперед ребром вниз – это голова коня, другую наложить сверху – это грива (получается лошадка).

Присесть – встать, вытянуть руки вперед и сгибая в локтях.

Постукивать указательным пальчиком левой руки о кулачок правой руки.

Положить ладошки под щеку.

Постукивать указательным пальчиком левой руки о кулачок правой руки.

Руки на поясе, присесть.

Положить ладошки под щеку.

 

7.

«Зайчик» (игра с мягкой игрушкой)

Раз-два-три-четыре-пять,

Вышел зайчик поскакать.   

Огляделся,                       

Повертелся,                      

Посмотрел наверх и вниз.     Пробежался,                     

Забоялся....                     

Где ты, зайчик, отзовись!  

 

 

 

Взять игрушку, потрясти.

Вверх-вниз.

Вращать голову.

Вращать игрушку.

Наклонить вперед-назад.

Бежать.

Спрятать за спину.

Показать.

 

8.

«Овощи»

У девочки Зиночки

Овощи в корзиночке;

Вот пузатый кабачок  

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина – молодец!

 

Дети делают ладошки «корзиночкой».

Сгибают пальчики поочередно, начиная с большого.

 

 

 

Показывают большой палец.

9.

«Раз косили, два косили!»

Раз – косили,

Два – косили!

Сено в снопы сносили:

 

Заяц косой

С острой косой,

Зайчонок серенький

С маленьким серпиком.

 

Держать руки «косой» и проводить ею влево – вправо.

Руки держать домиком над головой.

Взрослый показывает двумя пальцами заячьи уши.

Ребенок показывает двумя пальцами заячьи ушки.

10.

«Пальчик-мальчик!»

- Пальчик-мальчик,

Где ты был?

- С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил,

С этим братцем

Кашу ел.

С этим братцем

Песни пел!

 

 

Дети выставляют большой пальчик.

Большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком

11.

Логоритмическое упражнение «Зайка серенький»

Зайчик серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так он ушами шевелит!

 

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок.

 

 

 

Дети сидят, как зайчики.

Руки прижаты большими пальцами к вискам, шевелят «ушками»-ладошками.

 

Дети хлопают в ладоши.

 

 

Дети прыгают, как зайчик.

 

12.

«Компот»

 Будем мы варить компот,

 Фруктов нужно много вот:

 

 Будем яблоки крошить,

 Грушу будим, мы рубить.

 Отожмем лимонный сок,

 Слив положим и песок.

 Варим, варим мы компот.

 Угостим честной народ.

 

 

Левую ладошку дети держат «ковшиком» пальцем правой руки мешают.

Загибают пальчики по одному, начиная с мизинца.

 

 

Опять варят и мешают.

 

13.

«С какой горы ты бежишь сюда…»

– С какой горы ты бежишь сюда.

 

 

Водичка моя прохладная?

 

– С той высокой горы, - отвечала вода,

– Где снежная шапка громадная.

 

– Ответь мне скорей: побежишь ты куда,

Водичка моя прохладная?

– На луг побегу, - отвечала вода,

– Туда, где цветы нарядные! 

 

 

 

Руки поднять высоко вверх, растопырив пальцы, опустить вниз.

Ладошки свесить вниз и слегка встряхивать ими.

Руки поднять высоко вверх.

 

Держать руки домиком над головой.

Ладошки свесить вниз и слегка встряхивать ими.

 

 

Руки раскинуть широко в стороны.

 

14.

«Дом»

Я хочу построить дом,

 

Чтоб окошко было в нем,

 

Чтоб у дома дверь была,

 

Рядом чтоб сосна росла,

 

Чтоб вокруг забор стоял,

Пес ворота охранял,

Солнце было,

 

Дождик шел,

 

И тюльпан в саду расцвел.  

 

Кончики пальцев обеих рук сомкнуты под углом.

Пальчики обеих рук соединить в кружочек.

Ладошки рук соединить вместе вертикально.

Правую руку поднять вверх и «растопырить» пальчики.

Соединить руки в замочек и делать круг перед собой.

Поднять руки вверх. Пальцы растопырить.

Пальцы опустить вниз, сделать стряхивающие движения.

Соединить вместе ладошки и медленно раскрыть пальчики – бутончик тюльпана.

 

15.

«На ёлке»

Мы на елке веселились,

И плясали, и резвились.

После добрый Дед Мороз

 Нам подарки преподнес.

 

 Дал большущие пакеты,

 

В них же вкусные предметы:

 Конфеты в бумажках синих,

 Орешки рядом с ними,

 Груша, яблоко,

Один золотистый мандарин.

 

 

Ритмичные хлопки в ладоши.

Удары кулачками.

«Шагают» средним и указательным пальчиками по

  столу.

Дети «рисуют» руками большой круг.

Ритмичные хлопки в ладоши.

Загибают пальчики, начиная с большого.

 

16.

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,

 

Мы посуду перемыли:

 

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали!

 

 

Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга.

Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Загибать пальчики по одному, начиная с большого.

Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.

 

 

Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.

 

17.

«Наши мамы» 

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

 

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны,

 

Мамы разные важны! 

 

 

Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.

Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.

 

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Разводят руки, поднимают ладошками вверх.

18.

«Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок,

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

 

 

Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.

 

Показывают пальчики, играя ими.

19.

«Наша армия»

Аты — баты, аты — баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота –

Рота за ротой.

 

 

Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.

20.

«Гусеницы»

Раз, два, три, четыре, пять, 
Гусеницы пошли гулять.
 

Вдруг, ворона выбегает,

Каркает: "Вот и обед" 


Глядь, 
А гусениц уж нет. 

 

Ручки лежат на столе, ладошками вниз. Дети сгибают и разгибают пальчики. 

2 пальчика "бегут" по столу. 
Указательный и большой пальчики "каркают". 

Разводят руками. 

Сжимают пальчики в кулачки.

21.

«Сороки»

Рано утром из далёка 

Прилетели к нам сороки.

Стали громко стрекотать

 

Длинным хвостикам махать.

 

 

Зёрнышки они клевали,

 

 

Всё на свете рассказали.

 

 

Соединить кисти рук крест- накрест, махать ими.

Сделать кулачки и тереть ими туда-сюда.

Ладони с сомкнутыми пальцами прижать друг к другу и наклонять  вправо-влево.

Пальцы обеих рук собрать в щепоть и клевать зернышки с  поверхности стола.

Сжимать, разжимать пальцы рук.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.


 

 

Приложение 3.


 

Приложение 4.

 

 План проведения творческого комплексного занятия 

с детьми 2 - 4 лет

«Дождевые червячки»

  

Задачи: 1. Продолжать учить понимать речь взрослого;

2. Продолжать знакомить со свойствами  соленого теста, учить отламывать комочки теста от большого куска, учить раскатывать «колбаски» большие и маленькие, сравнивать их по размеру;

3. Учить приему рисования пальчиками «дождик»;

4. Развивать сенсорное восприятие детей цвета (синий);

5. Учить получать удовольствие от результатов работы;

6. Активизировать речь детей разучиванием народных потешек;

7. Развивать мелкую моторику.

Материалы и оборудование: запись с музыкой Е. Железновой к упражнению «Веселый червячок»; соленое тесто; краски для рисования пальчиками; листы бумаги или картона.

Методические указания по проведению:

1. Приветствие. Песенка пальчиковая игра «Веселый червячок», муз. Е. Железновой.

2. Лепка «Маленький и большой червячок».

3. Д/игра «Чего не стало?».

4. Рисование «Дождик».

5. Чтение потешки: Дождик, лей, лей, лей,

                                  Никого не жалей —

                                  Ни берез, ни тополей!

                                  Дождик, дождик, посильней,

                                  Чтобы травка зеленей!

                                  Вырастут цветочки,

                                  Зеленые листочки!

6. Подвижная игра «Солнышко и дождик».

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

Родительское собрание

Тема: Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей

Группа: младшая

Цель: 1) дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка;

          2) заинтересовать проблемой;

          3) приобщить к пальчиковым  играм  ребенка в условиях семьи;

           4) выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.

План:

1. Значение и роль пальчиковых игр в развитии речи детей.

2. Мастер-класс для родителей  (показ правильного выполнения пальчиковых игр).

3. Видео-консультация «Весёлые пальчики».

 

Ход собрания:

1. Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Малыши выполняют упражнения для одной руки, трех-четырехлетние дети задействуют все пальцы, а после четырех лет в игру вводятся различные предметы — шарики, кубики и т.п.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

·                          Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

·                          Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

·                          Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

·                          Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

·                          Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

·                          Используйте максимально выразительную мимику.

·                          Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

·                          Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

·                          Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

 

2. Начните с простых пальчиковых игр: 

«Солнце вышло из-за тучки»

Солнце вышло из-за тучки.

Побежал по небу лучик!

Лучик на нос Ване сел,

 

А потом улетел!

 

 

Кулак разжимается.

Пальчики растопырены, шевелятся.

Указательным пальчиком дотроньтесь до носа малыша.

Спрячьте руку за спину.

 

«Ёжик»

Вышел ежик на дорожку,

 

У него – четыре ножки!

У него – иголки

Будто бы у елки!

 

Прикоснитесь кончиками пальцев к столу, сымитируйте пальчиками шаги

Раскройте ладошку,

Растопырьте пальцы.

 

«Братцы»

Вышли братцы

Прогуляться.

А потом по одному все попрятались в дому! 

 

Разгибайте пальчики по одному.

 

Загибайте пальчики по одному в кулак.

 

«Цветочки»

По весне из почек

Выросли цветочки.

У цветочков – лепестки

А на них сидят жуки:

Раз-два-три-четыре-пять!

Лепестки скорей погладь!

 

Разгибайте пальчики из кулака.

 

Указательным пальцем другой руки «пересчитайте» лепестки.

 

Рукой малыша погладьте свою ладонь.

 

«Зайка»

Зайка утром встал,

 

 

За морковкой побежал!

 

Сложите руку: указательный и средний пальцы – «ушки», остальные пальчики – в кулак.

Зайкины «ушки» превращаются в ножки, которыми Вы «бежите» по руке малыша.

 

3. Видео-консультация «Весёлые пальчики» предложена для домашнего просмотра.

 

4. Примерные вопросы родителей:

- С какого возраста можно начинать использовать пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику?

-  Пальчиковую гимнастику следует начинать делать в возрасте полугода (с 6 – 7 месяцев). Ежедневно в течение 2 – 3 минут поглаживайте ручки ребенка, разминайте его ладошки и пальчики. Это даст малышу необходимую сенсорную «пищу». Пальчиковые игры следует начинать использовать в общении с ребенком с двух лет.

 

– Пальчиковые игры – не единственное средство развития мелкой моторики рук ребенка. Например, можно дать малышу макароны – пусть сидит, перебирает. Что лучше помогает развивать координацию рук?

Конечно, можно и даже нужно использовать все возможные способы развития мелкой моторики рук ребенка (игрушки, рисование, лепка и т.д.). Но пальчиковые игры обладают весомым преимуществом: ребенок осваивает их в процессе живого и эмоционально-насыщенного общения со взрослым.

 

Если Вы используете в общении с ребенком пальчиковые игры, значит, Вы помогаете его развитию. Ведь, как известно, у малышей развитие мелкой моторики рук всегда влечет за собой и развитие речи. А развитие координации движений руки способствует подготовке руки к письму и рисованию.

 

 

 

 

 

 

Приложение 6.

Мастер-класс для родителей

«Играем с пальчиками — развиваем речь»

Цель: повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.

2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Оборудование:

- Цветные карандаши по количеству участников;

- Фломастеры по количеству участников;

- Массажные мячи гладкие по количеству участников;

- Массажные мячи с колючками по количеству участников;

- Крышки от пластиковых бутылок по 2 на каждого;

- Палочки от фломастеров, одинаковые по размеру по 2 на каждого;

- Шнуровки;

- Сенсорная подушка;

- Сухой бассейн с крупами.

Раздаточный материал:

- «Мама и папа, поиграйте с нами дома! » (пальчиковые игры в стихотворной форме);

- «Развиваем пальчики –  стимулируем речевое развитие» (практические советы);

-  Схема «Биологически активные точки ладоней рук».

 

Ход мастер-класса:

Уважаемые друзья, сегодня мы с вами являемся участниками мастер-класса на тему: «Играем пальчиками – развиваем речь».

Девиз нашего мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею, не научусь!».

1 часть. Теоретическое обоснование темы.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследования), он получает необходимый стимул для развития.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. Сухомлинский

Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Однако, по данным ученых, за последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.

Именно поэтому для развития мелкой моторики рук нами была выбрана пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика – это нетрадиционная форма закаливания, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. В последнее время популярность пальчиковых игр заметно возросла. Подобные игры не новомодное увлечение современных родителей и педагогов, они существовали у разных народов в разное время, и немудрено, ведь пальчиковая гимнастика - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Используя пальчиковые игры в своей работе с детьми, мы заметили, что детям они нравятся, они эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками. Замкнутые детки начинают раскрываться, адаптация проходит намного легче, даже те, кто плакал, забывают про слёзы.

 

Активизация участников мастер-класса:

– Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на собрание, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

Спасибо!

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму!».

Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Именно поэтому, начиная с раннего возраста во всех дошкольных учреждениях Китая, применяется пальчиковая гимнастика. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, посылающим импульсы в центральную нервную систему человека.

Вы хотите, чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда это китайская пальчиковая гимнастика для Вас!

1. Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. Поменять руки (20 раз).

2. Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя "круг". Начинаем с левой руки.

- Работа рук способствует психическому успокоению;

- Предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи);

- Способствует возникновению успокаивающего эффекта (китайские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).

Совет взрослым:

Если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение. Уважаемые родители, если хотя бы раз в день вы будете выполнять данные упражнения, то ваша нервная система станет спокойной, ведь давно подмечено, что все болезни от нервов, берегите их! Здоровья Вам и Вашим детям!

Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и важности данных игр в детстве.

Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.

Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!

Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз.

Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.

Заряд положительных эмоций — это три.

Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр.

На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.

Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца.

Уважаемые родители, я попрошу вас побыть в роли детей младшего дошкольного возраста и поиграть в пальчиковую игру «Сорока-белобока».

Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.

Первый этап. В игре «Сорока-белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится протекция толстого кишечника (текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.

Давайте повторим упражнение все вместе. Молодцы, спасибо.

Второй этап. Давайте продолжим, оказывается не все так просто!

Описывая работу той самой «Сороки белобоки» на раздаче каши деткам не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть.

Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца.

Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы.

Затем – средний, он стимулирует работу печени.

Затем – указательный отвечает за работу желудка.

Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой.

А сейчас повторим все вместе, приготовились.

Молодцы, хорошо постарались.

Кстати эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только Вы сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

 

2 часть. Работа с предложенным материалом.

Как вы уже смогли убедиться, пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память, речь и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка. Существуют следующие виды пальчиковых игр:

- Пальчиковые игры с предметами;

- Активные игры со стихотворным сопровождением;

-Игры-манипуляции;

- Пальчиковые игры на основе сказок;

- Пальчиковые игры с элементами самомассажа;

- Пальчиковые игры с муз. сопровождением.

Первый вид – пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали.

Карандашик я возьму –

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением. Дети очень любят именно этот вид игр – он побуждает детей к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. В одну такую игру, родители, мы сейчас с вами поиграем. Называется она «Наши пальчики».

Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»:

Этот пальчик – Сонечка,

Этот пальчик – Тонечка,

По середочки – Сергей,

Рядом с братцем – Алексей,

А этот – Гришка, пальчик-шалунишка!

Ать, два, ать, два,

Было пять, осталось – два.

Ну-ка, ну-ка, посмотри

Было пять, осталось, три!

Чтобы пальчики назвать, нужно их пересчитать!

Этот пальчик – Сонечка,

Этот пальчик – Тонечка,

По середочки – Сергей,

Рядом с братцем – Алексей,

А этот – Гришка, пальчик-шалунишка!

Следующий вид пальчиковых игр – это игры-манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю вам вспомнить названия данных игр. («Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был? », «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка» и т. п.). Молодцы, спасибо большое, правильно!

Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание  –  такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т. д. Например:

Пальчиковая игра «Крышки»:

Пальчики обули, (в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе, вставляем указательные пальцы рук)

Смело в них вперёд шагнули, (передвигаем пальцы поочерёдно вперёд)

И пошли по переулку

На весёлую прогулку. (пальчики шагают)

 

Игра с палочками

Также мы используем небольшие палочки (можно стучать, катать, шуршать, шагать, бегать):

Вы скачите палочки, как солнечные зайчики – (поочерёдно шагаем палочками по коленам)

Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок (скрещиваем палочки сверху вниз и ставим на колени)

Одной ножкой топ-топ, (шагаем правой палочкой)

Другой ножкой топ-топ, (левой)

На головку сели, песенку запели. (ставим палочки на голову, стучим друг об дружку)

 

Игры с мячиками

Также мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику)

С гладким мячиком:

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму

И другой рукой начну,

Колобок наш отдохнёт

И опять играть начнёт. (повторяем тоже самое другой рукой)

 

С мячиком-ёжиком:

Маленький колючий ёж,

До чего же ты хорош (катаем мячик-ёжик по столу правой рукой)

Покажи свои иголки,

Хоть они и очень колки. (катаем мячик по столу левой рукой).

 

Также можно использовать для развития мелкой моторики сухой бассейн с различными крупами (рис, гречка, фасоль и т. п.). Для повышения интереса у детей туда можно поместить мелкие игрушки.

 

Вот неполный перечень того материала, который можно и нужно использовать для развития мелкой моторики рук детей.

 

3 часть. Рефлексия.

На заключительном этапе мастер-класса нам бы хотелось, чтобы все участники поделились своими впечатлениями, высказали свое мнение – что Вам понравилось, что не понравилось, почему не понравилось, было ли Вам интересно или не очень.

Две руки

Нам две руки природою даны,

И обе драгоценны и нужны.

Одна дары от жизни принимает,

Другая их с поклоном возвращает.

А что же остается у того,

Кто не жалеет в жизни ничего?

В его руках богатство остается,

Оно любовью к ближнему зовется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7.

Памятка для родителей

нарушения речи у детей

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Промышленновский детский сад №1 «Рябинка» «Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Промышленновский детский сад №1 «Рябинка» «Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр»

Пояснительная записка Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве

Пояснительная записка Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве

Но ведь простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела

Но ведь простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела

Целями программы являются: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности; способствование работе…

Целями программы являются: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности; способствование работе…

Сроки реализации программы и возраст детей

Сроки реализации программы и возраст детей

Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает

Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает

Пальчиковая гимнастика «Ежик»Учить детей сцеплять пальцы в замок, выполнять движения под текст стихотворения

Пальчиковая гимнастика «Ежик»Учить детей сцеплять пальцы в замок, выполнять движения под текст стихотворения

Овалы разной величины и цвета

Овалы разной величины и цвета

Овалы разной величины и цвета

Овалы разной величины и цвета

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения

Пластилин, доска, погремушка 2

Пластилин, доска, погремушка 2

Пластилин, доска, погремушка 2

Пластилин, доска, погремушка 2

Литература 1. Алейник, О.В

Литература 1. Алейник, О.В

"Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр" методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений

"Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр" методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Приложение 1. Пальчиковые игры и упражнения № п/п

Приложение 1. Пальчиковые игры и упражнения № п/п

Семья» Этот пальчик – дедушка,

Семья» Этот пальчик – дедушка,

Забоялся....

Забоялся....

Скок-скок, скок-скок. Дети сидят, как зайчики

Скок-скок, скок-скок. Дети сидят, как зайчики

И тюльпан в саду расцвел.

И тюльпан в саду расцвел.

Домашние птицы» Есть у курицы цыплёнок,

Домашние птицы» Есть у курицы цыплёнок,

Приложение 2.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 3.

Приложение 4. План проведения т ворческого комплексного занятия с детьми 2 - 4 лет «Дождевые червячки»

Приложение 4. План проведения т ворческого комплексного занятия с детьми 2 - 4 лет «Дождевые червячки»

Приложение 5. Родительское собрание

Приложение 5. Родительское собрание

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами

Используйте максимально выразительную мимику

Используйте максимально выразительную мимику

Зайка» Зайка утром встал,

Зайка» Зайка утром встал,

Приложение 6. Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками — развиваем речь»

Приложение 6. Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками — развиваем речь»

Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т

Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т

Подобные игры не новомодное увлечение современных родителей и педагогов, они существовали у разных народов в разное время, и немудрено, ведь пальчиковая гимнастика - уникальное средство…

Подобные игры не новомодное увлечение современных родителей и педагогов, они существовали у разных народов в разное время, и немудрено, ведь пальчиковая гимнастика - уникальное средство…

Вы хотите, чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда это китайская пальчиковая гимнастика для

Вы хотите, чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда это китайская пальчиковая гимнастика для

Уважаемые родители, я попрошу вас побыть в роли детей младшего дошкольного возраста и поиграть в пальчиковую игру «Сорока-белобока»

Уважаемые родители, я попрошу вас побыть в роли детей младшего дошкольного возраста и поиграть в пальчиковую игру «Сорока-белобока»

Активные игры со стихотворным сопровождением; -Игры-манипуляции; -

Активные игры со стихотворным сопровождением; -Игры-манипуляции; -

Следующий вид пальчиковых игр – это игры-манипуляции

Следующий вид пальчиковых игр – это игры-манипуляции

На головку сели, песенку запели

На головку сели, песенку запели

Одна дары от жизни принимает,

Одна дары от жизни принимает,

"Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр" методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений

"Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр" методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2021