Развитие речи дошкольников средствами художественной литературы

  • docx
  • 30.11.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие речи дошкольников средствами художественной литературы.docx

Развитие речи дошкольников средствами художественной литературы

 

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Воспитание средствами художественной литературы – часть общей системы эстетического воспитания. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Дети дошкольного возраста проходят длительный путь от безотчетного эмоционального отклика до понимания зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения. Это развитие происходит при таком донесении литературного произведения до ребенка, когда его внимание обращается не только на содержание (а это очень распространенное явление в практике работы детских садов), но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения. Восприятие литературного произведения станет эффективным, если ребенок будет к нему подготовлен. У детей появляется избирательное отношение к литературным произведениям, постепенно формируется художественный вкус. Последующее знакомство с огромным литературным наследием должно опираться на фундамент, заложенный в дошкольном возрасте.

Ознакомление с художественной литературой связано с задачами речевого развития:

- воспитание звуковой культуры речи (дети начинают понимать, что все слова звучат, произносить их надо четко и правильно, используя разные способы интонационной выразительности);

- формирование грамматического строя речи (дети учатся согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже);

- обогащение и расширение словарного запаса (дети узнают новые слова и учатся понимать их значение, а затем употреблять в своей активной речи);

- развитие связной речи (детей подводят к построению связного высказывания, развивают у них умение описывать предмет, его действия, признаки, качества).

     

 

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанровлитературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. 

      Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи. Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи. Так, лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают владение запасом грамматических средств. Если же рассматривать фонетическую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда – и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плановость) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи.

      Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна. Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен. Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики.  Педагог фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок необходимо учить детей  отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. При чтении стихотворений педагог выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы. При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание. Знакомя ребят с жанром рассказа, педагог должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В дошкольном возрасте у детей  закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

Рассказ является той формой и образцом речи, которые раньше других овладевают вниманием и интересом детей и оказывают влияние на развитие их языка.  Различают  виды рассказывания: рассказ по заглавиям, развитие его по началу, составление по картинке.

К упражнениям по развитию речи относятся: подбор действий (глаголов) к предмету,  вставление пропущенных слов, объяснение смысла загадок, скороговорок и т.д. Эти упражнения даются в целях расширения лексикона и развития речевых навыков детей.

Необходимо использовать соответствующие приемы: вопросы воспитателя, подсказка, запись детских рассказов, оформление продуктов словесного творчества в книжки с иллюстрациями самих детей.

Так, придумывание рассказа к рисункам влияет на развитие речи, а рассказ обогащает содержание рисунка.

Возрастные особенности ознакомления с художественной литературой

На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи:

- формирования эмоционально – образного восприятия произведений разных жанров (сказка, рассказ, стихотворение, малые фольклорные формы);

- развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих задач, решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений, - они формулируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа, и выполняются различные задания. Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идей, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их смыслом. В младшей и средней группах дети моделируют эпизоды сказки – так они легче могут усвоить ее образное содержание. Нарисовав ушки, ребенок видит не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги елочку и сугроб, ребенок ярче представляет себе, как снегом «все тропинки замело». Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения литературного произведения, стремятся в своем рисунке передать возникший в их воображении образ. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение заданий, которые проводятся почти на каждом занятии.

Методические рекомендации

Ознакомление детей младшей группы 3 – 4 лет с художественной литературой осуществляется на материале литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей: слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям.

Очень важно обращать детское внимание на образный язык произведений, привлекая к повторению отдельных слов, выражений, песенок, персонажей. Даже если дети повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более  старшем возрасте.

Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных ее героев. Например, после слушания сказок «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса» можно предложить детям повторить песенку действующих лиц. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи. Знакомят детей с красочностью и образностью родного языка.

Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения  (А. Барто «Игрушки», З. Александрова «Мой мишка»). 

Работа по развитию речи детей проходит в определенной последовательности. Параллельно решаются все речевые задачи: воспитывается звуковая культура речи, формируется грамматический строй, проводится словарная работа, развивается связная речь. В работе со словом особое внимание детей обращается на название предмета, его значение (каждое слово что-то обозначает), признаки и действия предмета (или действия с предметом). Сначала надо привлечь внимание детей к особенностям рассматриваемого объекта (игрушки, предмета), затем показать, что про каждый предмет можно сказать: какой он (большой, маленький, пушистый, красивый), про куклу: какая она (красивая, нарядная), про солнце, какое оно (теплое, жаркое).

В средней группе (4 – 5 лет) углубляется работа по восприятию детьми литературных произведений. У них вырабатывается способность глубже вникать в содержание произведения, они ярче выражают свое отношение к героям произведений и описываемым событиям. После рассказывания сказок необходимо учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения. Очень важно правильно продумать и поставить вопросы после чтения произведения. Чтобы помочь детям выделить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Непременно остановите внимание детей на рисунках к произведению. Повторите текст еще раз, побеседуйте с детьми после прочтения сказки.

В старшей группе ставится задача – воспитывать у детей старшего дошкольного возраста способность при восприятии содержания литературно – художественных произведений замечать выразительные средства.

Дети старшей группы способны более глубоко осмыслить содержание литературного произведения. Чтение стихотворений ставит задачу – прочувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать его содержание. При ознакомлении детей с рассказом вопросы, предложенные детям после его чтения, должны выяснить понимание ими основного содержания и умение оценить действия и поступки героев.

 В подготовительной группе ставятся задачи:

- воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный образ;

- развивать поэтический слух (улавливать, звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи) интонационную выразительность чтения.

Продолжается работа по согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, но задания усложняются.

Очень важно научить детей рассказывать, т.е. наша задача – развить у ребенка умение связно выстраивать любое высказывание. И здесь нам помогут картинки. Параллельно мы будем обогащать словарь детей новыми словами. Работать над тем, чтобы дети усваивали значение разных слов. При этом мы будем следить за грамматической стороной речи ребенка, чтобы он правильно согласовывал слова в роде, числе, падеже.

Работу с картинкой надо начинать с того, чтобы научить ребенка видеть изображенное на ней, понять его и передать в словесной форме. Предложите детям нарисовать к рассказу свою картинку. Тогда он будет обращаться к альбому уже по своей инициативе.