Выступление на ШМО
Развитие речи младших школьников
Учитель Сафина Т.Н.
Что
может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении,
нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к
речевому развитию школьников.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без
увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством
слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности,
выразительности, разнообразия.
Развитие
речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет
свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений,
которые обеспечиваются соответствующей методикой.
Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети
впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с
необходимостью совершенствовать речь.
В развитии речи выделяются три линии:
Слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря –
признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарём
учащихся придаётся очень большое значение. Особенность словарной работы в
начальной школе (как, впрочем, и многих других видов по развитию речи) состоит
в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной
деятельности.
Словарная работа включает в себя четыре направления:
Все эти направления работы тесно связаны между собой. Основными
синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение. Работа над
словосочетанием ведёт учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к
составлению предложений, к связной речи. Умение строить разнообразные типы
предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение
передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово,
образовать нужную форму, составить словосочетание.
Упражнения с предложениями можно разделить на три группы:
«Магнитная цепочка слов».
Первое слово предлагает учитель. Каждый следующий ученик повторяет предыдущее слово и добавляет свое, как - то связанное с предыдущим, например:
Цветок.
Цветок, запах.
Цветок, запах, растение.
Цветок, запах, растение, сад.
Цветок, запах, растение, сад, оттенки...
Если систематически предлагать подобные упражнения в качестве разминки, то в результате увеличивается словарный запас школьников, а слова из пассивного словаря переходят в активный. Изменяется и скорость мышления, так как хорошо читающие дети быстрее подбирают нужные слова, а остальные тянутся за ними.
Работа с предлогами
Составим словосочетания с предлогами: к, над на…
Бабочка летит к цветку, над цветком, села на цветок и др.
Составь словосочетания с предлогами: к, на, за, под и др.
Щенок подошёл к крыльцу, сел на крыльцо, зашёл за крыльцо, сидит под крыльцом и др.
Деление сплошного текста на отдельные предложения.
Это упражнение помогает учащимся находить границы предложения и в собственной речи.
Прочитай. Раздели текст на предложения.
Вспомни, как правильно оформить предложение на письме.
Запиши полученный текст.
В кустах послышался шорох кто там вдруг показался ёжик на его иголках зеленели яблоки какой он запасливый.
Деформированные предложения
· составляем предложение из слов;
· распространяем предложение.
Виды работы над текстом:
· деление сплошного текста на отдельные предложения;
· составление связного текста по вопросам;
· составление связного текста из данных предложений;
· составление связного текста по опорным словам;
· составление связного текста из деформированных предложений;
· составление рассказа по данному началу;
· составление рассказа по его концу и др.
Деление сплошного текста на абзацы.
Упражнение направлено на развитие и совершенствование умения устанавливать логическую связь между частями рассказа. Деление сплошного текста на абзацы является подготовительной работой к обучению детей составлению плана рассказа.
Составление связного текста из данных предложений.
Составляя рассказ из отдельных предложений, ученики усваивают важнейшие требования к связной речи – последовательное изложение мыслей.
Прочитай предложения. Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Озаглавь текст.
Они выросли и повзрослели.
Вот и пролетело лето.
Здравствуй, школа!
Дети пришли в родную школу.
Сколько нового и интересного ждёт их в новом учебном году.
Составление связного текста из деформированных предложений.
Это усложненный вариант составления связного текста из данных предложений. Основная цель этих упражнений – усвоение учащимися порядка слов в простом предложении, а предложений в тексте.
Прочитай. Составь предложения из слов каждой строки. Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился текст.
Жучка, залаяла, нашла, и, ежа.
Убежал, в, ёжик, кусты.
Дети, по, гуляли, лесу.
Мальчики, собаку, отогнали.
Выделим общие задачи учителя в развитии речи учащихся:
Главные требования к речи учащихся:
-
содержательность;
- логичность;
- точность;
- выразительность;
- ясность;
- правильность.
Роль сочинений в развитии речи учащихся.
Деятельность учителя на уроке должна быть чётко направлена на
развитие самостоятельности, творчества школьников, широкое вовлечение их в
живой процесс тесного сотрудничества с учителем, друг с другом. Творческая
деятельность должна взволновать ученика. Вызвать потребность самовыражения.
Важную роль в этом играют сочинения.
Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника,
активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно
способствует становлению личности учащегося. В сочинении для ученика обретает
смысл орфография, все изучаемые грамматические правила. Готовясь к устному
рассказу или письменному сочинению, школьники учатся:
Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной
деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой –
средством достижения конечной цели – формирование коммуникативно-речевых умений
учащихся.
Сочинения различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по
способам подготовки, по жанру и по языку
Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам. Предлагаю
следующие тематические группы и темы сочинений:
1) Творческие:
- Что
такое доброта?
- Что такое красота?
- Хочу всё знать. А зачем?
- Меня особенно волнует…
- Мои три желания.
- Где бы я хотел побывать? Почему?
- Самая дорогая вещь в нашем доме.
- Чтобы я рассказал африканским детям о зиме.
- Три чудесных цвета.
- Кто ночью не спит?
- Путешествие осеннего листочка.
- Я – Солнце.
- Широка страна моя родная.
2) Репродуктивные:
- Что я
знаю о белке.
- Любимое математическое действие.
- Мой верный друг.
- Как зимуют звери.
- Мои игрушки.
- Наша дружная семья.
3) Фантограммы.
- Что
было бы, если бы – я увидел, что книга плачет?
- авторучка подсказывала?
- дорога поднялась в небо?
- всегда побеждало зло?
- я был добрым волшебником?
- исчезло солнце?
4) Сочинение-рассуждение:
- Почему
осенью с деревьев опадают листья?
- Почему идёт дождь?
- Почему я люблю книги?
- Почему меня так назвали?
- Почему нужен друг?
5) Сочинение-описание:
-
Моя любимая игрушка.
- Первый снег.
- Наша классная комната.
- Дом, в котором я живу.
- Новогодняя ёлка.
Речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интереса к нему, здоровая речевая среда.
Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в
короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к
успеху. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам
геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь
совершенствуется и обогащается.
Таким образом, занятия по развитию речи – это многогранная работа, направленная
на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и
орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением
правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить
словосочетания. Предложения, связную речь. В целом развитие речи – это есть
работа над речевой культурой учащихся, а значит и работа над развитием личности
ребёнка.
Фрагменты детских сочинений.
Сочинение –описание «Первый снег».
«… Тихо ложатся на землю пушистые снежинки. Они такие крохотные, белоснежные, блестящие и очень узорчатые. Я рада смотреть на них!» (Касьянова Олеся).
«… Первый снег падает медленно и красиво. Он такой мягкий и пушистый. Снежок белый-белый и очень блестящий. Мне этот снег так нравится!» (Якупов Арслан).
«… Первый снег так красив! Снежинки белые, чудные, пушистые. Снежный ковёр покрыл всю землю. Хороша зимушка – зима!» (Марченко Дмитрий).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.