Развитие речи младших школьников.
Оценка 4.9

Развитие речи младших школьников.

Оценка 4.9
Лекции
docx
03.11.2023
Развитие речи младших школьников.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.docx

 

 

 

                  Выступление на ШМО

 

 

 

    Развитие речи младших школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Учитель Сафина Т.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.
Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.

В развитии речи выделяются три линии:

  • работа над словом;
  • работа над словосочетанием и предложением;
  • работа над связной речью.

Слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарём учащихся придаётся очень большое значение. Особенность словарной работы в начальной школе (как, впрочем, и многих других видов по развитию речи) состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности. 
Словарная работа включает в себя четыре направления:

  • обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;
  • уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
  • активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
  • устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Все эти направления работы тесно связаны между собой. Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение. Работа над словосочетанием ведёт учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.
Упражнения с предложениями можно разделить на три группы:

  • Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций.
  • Конструктивные упражнения – это построение предложений на основе усвоенных закономерностей. С помощью этих упражнений школьники учатся строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретическими сведениями. Школьники учатся перестраивать предложения, расширять их, объединять.
  • Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Строя предложения, школьники опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности.

«Магнитная цепочка слов».

Первое слово предлагает учитель. Каждый следующий ученик повторяет предыдущее слово и добавляет свое, как - то связанное с предыдущим, например:

Цветок.

Цветок, запах.

Цветок, запах, растение.

Цветок, запах, растение, сад.

Цветок, запах, растение, сад, оттенки...

Если систематически предлагать подобные упражнения в качестве разминки, то в результате увеличивается словарный запас школьников, а слова из пассивного словаря переходят в активный. Изменяется и скорость мышления, так как хорошо читающие дети быстрее подбирают нужные слова, а остальные тянутся за ними.

 

 

Работа с предлогами 

Составим словосочетания с предлогами: к, над на…

Бабочка летит к цветку, над цветком, села на цветок и др.

Составь словосочетания с предлогами: к, на, за, под и др.

Щенок подошёл к крыльцу, сел на крыльцо, зашёл за крыльцо, сидит под крыльцом и др.

Деление сплошного текста на отдельные предложения.

Это упражнение помогает учащимся находить границы предложения и в собственной речи. 

Прочитай. Раздели текст на предложения.

Вспомни, как правильно оформить предложение на письме.

Запиши полученный текст.

В кустах послышался шорох кто там вдруг показался ёжик на его иголках зеленели яблоки какой он запасливый.

Деформированные предложения

·         составляем предложение из слов;

·         распространяем предложение.

Виды работы над текстом:

·         деление сплошного текста на отдельные предложения;

·         составление связного текста по вопросам;

·         составление связного текста из данных предложений;

·         составление связного текста по опорным словам;

·         составление связного текста из деформированных предложений;

·         составление рассказа по данному началу;

·         составление рассказа по его концу и др.

Деление сплошного текста на абзацы.

Упражнение направлено на развитие и совершенствование умения устанавливать логическую связь между частями рассказа. Деление сплошного текста на абзацы является подготовительной работой к обучению детей составлению плана рассказа.

Составление связного текста из данных предложений.

Составляя рассказ из отдельных предложений, ученики усваивают важнейшие требования к связной речи – последовательное изложение мыслей.

Прочитай предложения. Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Озаглавь текст.

Они выросли и повзрослели.

Вот и пролетело лето.

Здравствуй, школа!

Дети пришли в родную школу.

Сколько нового и интересного ждёт их в новом учебном году.

Составление связного текста из деформированных предложений.

Это усложненный вариант составления связного текста из данных предложений. Основная цель этих упражнений – усвоение учащимися порядка слов в простом предложении, а предложений в тексте.

Прочитай. Составь предложения из слов каждой строки. Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился текст.

 

Жучка, залаяла, нашла, и, ежа.

Убежал, в, ёжик, кусты.

Дети, по, гуляли, лесу.

Мальчики, собаку, отогнали.

 

  •  

Выделим общие задачи учителя в развитии речи учащихся:

  • Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ.
  • Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.
  • Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
  • Вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым материалом.
  • Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Главные требования к речи учащихся:

- содержательность;
- логичность;
- точность;
- выразительность;
- ясность;
- правильность.

Роль сочинений в развитии речи учащихся.

Деятельность учителя на уроке должна быть чётко направлена на развитие самостоятельности, творчества школьников, широкое вовлечение их в живой процесс тесного сотрудничества с учителем, друг с другом. Творческая деятельность должна взволновать ученика. Вызвать потребность самовыражения. Важную роль в этом играют сочинения.
Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические правила. Готовясь к устному рассказу или письменному сочинению, школьники учатся:

  • Понимать заданную тему или находить свою собственную, определять её содержание и объём, её границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа, сочинения.
  • Подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать своё отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию.
  • Накапливать материал: наблюдать, выделять из своего опыта главное – то, что относится к избранной теме; осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения.
  • Располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность.
  • Отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст.
  • Орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования.
  • Обнаруживать недочёты и ошибки в своём сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное

Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирование коммуникативно-речевых умений учащихся.
Сочинения различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку
Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам. Предлагаю следующие тематические группы и темы сочинений:

1) Творческие:

- Что такое доброта?
- Что такое красота?
- Хочу всё знать. А зачем?
- Меня особенно волнует…
- Мои три желания.
- Где бы я хотел побывать? Почему?
- Самая дорогая вещь в нашем доме.
- Чтобы я рассказал африканским детям о зиме.
- Три чудесных цвета.
- Кто ночью не спит?
- Путешествие осеннего листочка.
- Я – Солнце.
- Широка страна моя родная.

2) Репродуктивные:       

- Что я знаю о белке.
- Любимое математическое действие.
- Мой верный друг.
- Как зимуют звери.
- Мои игрушки.
- Наша дружная семья.

3) Фантограммы.

- Что было бы, если бы – я увидел, что книга плачет?
- авторучка подсказывала?
- дорога поднялась в небо?
- всегда побеждало зло?
- я был добрым волшебником?
- исчезло солнце?

4) Сочинение-рассуждение:

- Почему осенью с деревьев опадают листья?
- Почему идёт дождь?
- Почему я люблю книги?
- Почему меня так назвали?
- Почему нужен друг?

5) Сочинение-описание:    

 - Моя любимая игрушка.
- Первый снег.
- Наша классная комната.
- Дом, в котором я живу.
- Новогодняя ёлка.

Речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интереса к нему, здоровая речевая среда.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.
Таким образом, занятия по развитию речи – это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания. Предложения, связную речь. В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.

Фрагменты детских сочинений.

Сочинение –описание «Первый снег».

«… Тихо ложатся на землю пушистые снежинки. Они такие крохотные, белоснежные, блестящие и очень узорчатые. Я рада смотреть на них!» (Касьянова Олеся).

«… Первый снег падает медленно и красиво. Он такой мягкий и пушистый. Снежок белый-белый и очень блестящий. Мне этот снег так нравится!» (Якупов Арслан).

«… Первый снег так красив! Снежинки белые, чудные, пушистые. Снежный ковёр покрыл всю землю. Хороша зимушка – зима!» (Марченко Дмитрий).


 

Выступление на ШМО

Выступление на ШМО

Что может быть важнее хорошо развитой речи?

Что может быть важнее хорошо развитой речи?

Конструктивные упражнения – это построение предложений на основе усвоенных закономерностей

Конструктивные упражнения – это построение предложений на основе усвоенных закономерностей

Деление сплошного текста на абзацы

Деление сплошного текста на абзацы

Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи

Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи

Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам

Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2023