Развитие речи младших школьников на уроках и внеклассных занятиях.
В начальных классах решается множество задач по воспитанию и обучению растущей личности. При этом развитие речи учащихся едва ли не самая главная. И как бы ни было хорошо поставлена работа по развитию речи на уроках в младших классах, практика работы с детьми коренных народов Севера показывает, что без продолжения этой работы во внеурочное время, трудно научить учащихся свободно говорить по-русски. Правда, современные технологии позволяют учащимся ежедневно сталкиваются с русской речью и вне школы (они смотрят телепередачи и кинофильмы, слушают радиопередачи). Но и радио, и телевизор, и кинофильмы развивают у детей коренных народов Севера навыки аудирования, но мало способствуют развитию свободной речи. Для этого важным условием является систематическая работа по развитию речи вне урока.
Большую роль в речевом развитии учащихся младших классов имеет внеклассная работа.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, постановка спектаклей, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
В младшем школьном возрасте у детей возможны проблемы, связанные с речевой деятельностью. Есть дети, которые могут болтать без остановки обо всем, но зачастую их бывает трудно понять, они и сами теряют свою мысль, им трудно выстроить логику своего высказывания. Другие знают, что нужно сказать, но у них нет «активного словарного запаса». Такие дети знают слова, умеют их произносить, умеют правильно строить фразу на уроке, но это «знание» — пассивно: в разговоре они отмалчиваются, на прямой вопрос затрудняются ответить.
Помогают развивать активный словарный запас, навыки разговора речевые игры: игры-задания со словами и игры со словами. Существует очень много игр на буквенном материале, со словами, которые требуют от игроков умения читать, составлять слова из букв и слогов.
Одним из эффективных средств, позволяющих решить проблему развития связной речи, является проектная деятельность. Используя проектную деятельность, учащиеся овладевают рядом языковых умений: учатся строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства. Эффективной формой проектной деятельности выступают квесты. Квесты изначально направлены на развитие речи ребенка и могут предполагать любую тематику.
В начальной школе развитие речи учащихся является главной задачей обучения родному языку. Элементы развития речи включены в содержание каждого урока (по русскому языку, природоведению, математике, изобразительному искусству и др.) и во внеклассные мероприятия. При развитии речи младших школьников процесс обучения направлен на формирование определенных характеристик речи, являющихся критериями оценки устных и письменных высказываний детей:
· содержательность речи, которая определяется количеством выраженных в ней мыслей, переживаний и стремлений, их значительностью и соответствием реальной действительности;
· логика речи, которая определяется последовательностью, обоснованностью изложения, отсутствием пропусков и повторений, лишней информации, не относящейся к теме, наличием обоснованных, содержательных выводов;
· точность речи, характеризующаяся умением говорящего или пишущего ребенка не просто передать определенные факты, но и выбрать для этой цели наиболее соответствующие языковые средства – слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения;
· разнообразие языковых средств, различных синонимов, различных структур предложения;
· ясность речи – ее доступность слушателю и читателю, ее ориентированность на восприятие адресатом, предполагающая учет возможностей, интересов и других качеств адресата речи;
· выразительность речи – живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли, благодаря чему становится возможным, используя выразительные средства (интонации, отбор фактов, слов, их эмоциональная окраска, построение фразы и др.), повлиять не только на логическую, но также на эмоциональную, эстетическую область сознания;
· правильность речи – ее соответствие литературной норме, которая включает грамматическую правильность (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную правильность для письменной речи, произносительную, орфоэпическую правильность для устной речи.
Для овладения школьниками литературного произношения необходим целый комплекс умений:
1) умение слушать речь говорящего;
2) умение слышать речь, различать и находить ошибки в своей и чужой речи;
3) умение верно воспроизводить услышанное на основе образца
4) умение правильно дикционно произносить звуки, звукосочетания и т.д.;
5) умение соотносить слово слышимое и произносимое с видимым: определять звуковой и буквенный состав, их соответствие, находить противоречие между литературным и произношением и написанным словом и др.
Все виды занятий на уроках внеклассного чтения должны подчиняться одной из важнейших задач - воспитанию читательской самостоятельности учеников. В связи с этим учитель, готовясь к уроку внеклассного чтения, продумывает формы самостоятельной работы и приемы подключения к ней всех учеников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.