Развитие речи. Старшая группа.
Тема: пересказ сказки В Сутеева «Кораблик».
Цели и задачи: учить детей последовательно рассказывать сказку, выразительно передавая диалог действующих лиц. Обратить внимание детей на завершение сказки. Учить детей понимать и объяснять смысл поговорок. Вырабатывать ориентировку на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются названия людей и животных.
Материал: иллюстрации к сказке В. Сутеева «Кораблик» и других сказок Сутеева.
Ход занятия
– Ребята, мне нужна ваша помощь. Мы уже знакомы с некоторыми сказками Владимира Сутеева. На доске иллюстрации к этим сказкам. Картинки сказок перепутались. Нужно разложить их правильно. И вспомнить названия этих сказок.
– Сегодня мы познакомимся с новой сказкой В. Сутеева «Кораблик».
Усаживайтесь поудобнее. Сказка начинается. Воспитатель читает сказку.
Кораблик
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли на речку.
—
Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
— Мы не умеем плавать, — сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся Лягушонок. — Куда же вы годитесь?! — И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся.
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Стали думать. Думали-думали и придумали.
Пошел Цыпленок и принес листочек.
Мышонок — ореховую скорлупку.
Муравей соломинку притащил. А Жучок — веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали — и построили кораблик!
Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл…
И не догонишь!
– Ответьте на вопросы а – о О чем рассказывается в этой сказке?
(Сказка рассказывает о том, как лягушонок посмеялся над своими друзьями, что они не умеют плавать. И даже назвал их негодными. Цыпленок, мышка, жучок и муравей не расстроились, а собрали вместе настоящий корабль и уплыли на нем. А лягушонок остался один…)
– Назовите героев этой сказки. – Что придумали друзья? – Как они строили кораблик? – Чем заканчивается сказка? Какими словами? – Каким показан лягушонок в этой сказке? (хвастливый, озорной, насмешливый) – Какие его друзья? (трудолюбивые, находчивые, смелые) – Чем понравилась эта сказка? Что в ней больше всего понравилось вам, запомнилось? – А теперь у меня к вам необычное задание. Придумайте свою сказку про кораблик. Оставьте главным героем лягушонка, а друзей его придумайте других. Придумайте также что они строили и чем все закончилось. Слушаются сказки двух-трех детей.
– Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все за одного»? (помогают друг другу, заботятся друг о друге, дружные)
– В сказке «Кораблик» о ком так можно сказать: «Один за всех, все за одного»? Перечислите. – А к лягушонку эта поговорка подходит? Почему нет? – Подумайте и скажите про кого из ваших друзей можно сказать словами этой поговорки?
У меня для вас еще одно задание. Без вашей помощи я не справлюсь. Послушайте веселое стихотворение Г. Тувима «Про пана Трулялинского. Там , где я сделаю паузу , нужно докончить строчку стихотворения вместе со мной (дети дополняют рифмующиеся в конце строки слово)
Кто не слышал об артисте На заре они встают, Тралиславе Трулялинском! Чаю наскоро попьют, А живет он в Припевайске, И встречает вся компания В переулке Веселинском. Звонкой песней утро раннее. С ним и тетка – Трулялётка, Палочку-трулялочку И дочурка – Трулялюрка, Поднимает дирижер – И И сынишка – Трулялишка, И сразу по приказу И собачка – трулялячка. Зальется дружный хор: Есть у них еще котонок «Тру-ля-ля да тру-ля-ля! По прозванью Трулялёнок. Тра-ла-ла да тра-ла-ла! И в добавок попугай – Честь и слава Тралиславу! Развесёлый Труляляй! Трулялинскому хвала!»
Трулялинский чуть не пляшет Музыканты – Трулялянты, Дирижёрской палкой машет И студенты – Труляленты. И, усами шевеля, подпевает Сам учитель – Трулялитель, «Тру-ля-ля!» А ребята – Трулялята! «Тру-ля-ля!» - звучит уже Даже мышки, даже мушки На дворе и в гараже, Распевают: «Трулялюшки!» И прохожий пешеход В Припевайске весь народ Тут же песенку поёт, Припеваючи живет Все щофёры – Трулялёры, Почтальоны – Труляльоны, Футболисты – Трулялисты, Продавщицы – Трулялицы,
– Теперь со словами «Веселинск» и «Припевайск» придумайте предложения. – Придумайте сами слова. Например названия улиц или городов где живут люди, любящие спать, шутить, играть, шуметь, смеяться.
В конце занятия отметить, чем дети занимались, что нового узнали.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.