Развитие самостоятельности детей 5-6 лет в процессе проведения опытов и экспериментов
Одним из ключевых принципов современного дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования является поддержка самостоятельности детей дошкольного возраста. Значимость развития таких личностных качеств как самостоятельность и инициативность у современных дошкольников обусловлена тем, что в условиях глобальной информатизации, стремительных изменений во всех сферах жизнедеятельности современному человеку важно уметь самостоятельно анализировать информацию, принимать решения, выполнять действия по достижению определенных целей. В связи с этим развитие самостоятельности важно осуществлять уже начиная с дошкольного возраста.
Основным источником развития личности детей дошкольного возраста выступают разные виды деятельности дошкольников, одну из таких видов является детское экспериментирование. Оно способствует расширению кругозора детей, обогащению опыта самостоятельной деятельности, развитию у ребенка познавательно-исследовательских умений и навыков. Способность самостоятельно осуществлять познание окружающего мира является особо значимой, и именно на этом аспекте самостоятельности базируется успешность ребенка в обучении. Поэтому развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании представляет собой особый интерес с точки зрения подготовки детей к обучению в школе.
Методология
Проведенный нами анализ проблемы самостоятельности показал, что исследователи по-разному определяют сущность данного понятия. С.Л. Рубинштейн считает, что самостоятельностью можно назвать не простую сумму, знаний, умений и навыков личности, которые позволяют ей своими силами выполнять различные дела, а общественные проявления человека, характеризующие его тип отношения к труду, людям и обществу [1].
Самостоятельность проявляется в том, что действия являются осознанными и в основе них лежит определенный мотив, они не изменяются под воздействием внешнего давления, человек сам обосновывает свои действия, находит в них основания и смысл. Относительно развития самостоятельности в дошкольном возрасте, ученые отмечают, что развитие самостоятельности происходит во всех видах деятельности [1-6].
Н.Я. Михайленко акцентирует внимание на потенциале сюжетно-ролевой игры для развития самостоятельности, М.В. Крулехт, Р.С. Буре считают, что для развития самостоятельности благоприятные условия формируются в трудовой деятельности [7]. Н.Н. Поддъяков раскрывает возможности детского экспериментирования в развитии самостоятельности [8].
А.И. Савенков в самостоятельности как личностном свойстве выделяет независимость суждений и действий от внешних факторов, способность принимать решения и реализовывать их, ответственное отношение к действиям и их результатам, осознание правильности действий и их обоснованность [9].
По мнению В.Г. Маралова в старшем дошкольном возрасте у детей отмечается достаточный уровень самостоятельности при условии, что у них сформированы знания о самостоятельности, дети проявляют соответствующие качества, к них сформирована внутренняя потребность в самостоятельных действиях и достаточный уровень навыков в разных видах деятельности. Также важное значение для проявления самостоятельности играют волевые качества личности, сформированность целеполагания, навыков планирования, самоконтроля и самооценки [10].
Развитие самостоятельности у старших дошкольников происходит во всех видах детской деятельности, в тоже время отдельно хотелось бы отметить детское экспериментирование. Как вид деятельности, детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в условиях которой формируются все составляющие деятельности, мотивация деятельности, активизирующие процессы саморазвития [11].
И.Л. Паршукова считает, что источником развития самостоятельности в экспериментировании являются противоречия, которые возникают между имеющимися у детей знаниями и умениями и актуальными познавательными задачами, решение которых требует новых знаний, способов деятельности, овладеть которыми можно в процессе экспериментирования. Детское экспериментирование стимулирует развитие любознательности, познавательных интересов [12].
В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.
ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познавательное развитие» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через развитие познавательно-исследовательской, самостоятельной поисковой деятельности. А самостоятельная поисковая деятельность дошкольников - это на сегодняшний день один из основных путей познания окружающего мира, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.
Поэтому сегодня девизом педагога должны стать слова Сухомлинского В.А. «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка.
В моей группе развивающая среда, способствующая поисково– исследовательской деятельности, представлена как «Центр экспериментирования», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений.
Здесь дети проводят самостоятельную и совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач «Центра экспериментирования» как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. При этом обеспечена свобода выбора объектов экспериментирования, партнеров, схем, вариативных решений.
В центре
экспериментальной деятельности имеются
различные
книги
познавательного характера; тематические альбомы; различные коллекции: например,
коллекция «Бумага», «Пуговицы», «Ткани», картотека игр с водой, картотека игр с
песком, картотека
опытов и наблюдений, карточки – схемы проведения экспериментов. Данный
материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной
активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности,
стимулируемой взрослым.
Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, зеркальце, контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества с разными запахами, природный и бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки, «морские раковины», «чудо камни» и др.
Материалы: песок, глина, вода, бумага, магниты, набор игрушек для игр с водой, семена разных растений; некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).
В совместной деятельности с детьми я использую упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же подключаюсь к возникшей самостоятельной деятельности детей.
Подбор материалов для использования в центре экспериментальной деятельности осуществляется непрерывно, с привлечением детей и их родителей. Без развития устойчивого, познавательного интереса у детей не будет желания экспериментировать самостоятельно, поэтому стараюсь подбирать материал интересный, необычный, даже удивительный, ведь именно процесс удивления ведет за собой понимание.
Чтобы организовать самостоятельную поисковую деятельность детей в ходе беседы я задаю детям такие вопросы, которые требуют от детей некоторых логических обобщений, умозаключений, установления причинных связей, раскрытие содержания темы. (Для чего? Почему? Зачем? Чем похожи? Как узнать? и др.) Такие вопросы поискового и проблемного характера должны играть ведущую роль в беседе, особенно в старших группах.
На экскурсии я организую самостоятельную поисковую деятельность детей. Для этого использую различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения.
Целесообразно использовать такие вопросы, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей.
Чтобы организовать самостоятельную поисковую деятельность детей в ходе экспериментирования я ставлю перед детьми такую познавательную задачу, которую можно решить только с помощью опыта. Например, перед детьми ставится познавательная задача: прорастут ли семена без воды? Обсудив с детьми высказанные ими предположения, я спрашиваю: «А как проверить, кто из вас прав?» Дни проверки предположений организуется опыт: на два блюдца дети кладут вату, а на нее - одинаковое количество семян. И в одном блюдце вату смачивают водой. В заключение, когда изменения хорошо видны, я предлагаю детям сравнить семена и сделать соответствующие выводы. Если дети сомневаются, опыт следует повторить, а затем продолжить обсуждение его результатов.
Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно - ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - опыты. Их провожу как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: «Волшебница Вода» проводили опыты: «Наливаем - выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, а главное – дети всё проделывают сами.
В образовательной деятельности дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…», сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы. Поисково-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте.
Исходя из этого, возникла необходимость по созданию условий для целенаправленной работы по поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Опыт работы показывает, что поисково-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Литература
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2015. - 705 с.
2. Лысогорова Л.В., Салдаева Е.Н. Технология организации образовательной деятельности с дошкольниками, направленная на формирование инициативности и самостоятельности // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 64-66.
3. Щетинина В.В. Формирование опыта сотрудничества старших дошкольников //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 41-44.
4. Барцаева Е.В. Теоретические основы структуры готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 299-302.
5. Лысогорова Л.В., Зубова С.П. Модель интеллектуального развития дошкольника и младшего школьника // Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 45-47.
6. Чикова И.В., Диль-Илларионова Т.В. Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 340-343.
7. Воспитываем дошкольников самостоятельными : Сборник статей // Ответств. ред. Т.И. Бабаева, РГПУ им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 192 с.
8. Поддьяков, А. Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников / А.Н. Поддьяков. – М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 2014. - 259 с.
9. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания / А.И. Савенков. - М.: Национальный книжный центр, 2017. – 240 с.
10. Маралов В.Г. Психологические основы формирования самостоятельности личности детей дошкольного возраста : автореф. дис. доктора псих. наук /В.Г. Маралов. – М., 2004. – 32 с.
11. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 79 с.
12. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду, пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / И.Л. Паршукова. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 146 с.
13. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно–методическое пособие : В 3 ч. Ч. 3. Педагогическая диагностика практического и продуктивного опыта ребенка дошкольного возраста. – СПб.: Изд–воРГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 219 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.