КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рассмотрено на методическом совете КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»
Протокол №___от ____2019 г. Председатель_______________ Н.С. Терентьева |
«Согласовано» Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
__________Танина Г.А. «____»________2019г. |
«Утверждаю» Директор КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся ограниченными возможностями здоровья»
___________Логачева О.Д. «____»________2019г. |
Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по развитию сенсорного восприятия дошкольной группы
«Звездочки»
(второго года обучения)
Составитель:
учитель-дефектолог Коломиец В.В.
г. Петропавловск-Камчатский
2019г.
Пояснительная записка
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и дифференцировано воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.
Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей с интеллектуальной недостаточной долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего развития, овладения разными видами деятельности. Познание окружающего мира происходит через ощущения и восприятие, которые становятся материалом для мыслительных процессов. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для дальнейшего обучения ребенка и для многих видов труда.
Программа по развитию сенсорного восприятия составлен на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного отделения КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель формирование ориентировочной деятельности, освоение систем сенсорных эталонов.
Задачи:
- Учить детей дифференцировать внешние, чувственно воспринимаемые свойства, качества и отношения предметов.
- Учить детей выделять основной признак в предметах, отвлекаясь от второстепенных признаков.
- Формировать у детей образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства.
- Продолжать формировать поисковые способы ориентировки — пробы, примеривание при решении практических или игровых задач.
- Формировать у детей целостные образы предметов, образы-представления о знакомых предметах, их свойствах и качествах.
- Создавать условия для практического использования знакомых свойств и качеств предметов в разнообразных видах детской деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой).
- Учить воспринимать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, строительных играх, продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование, аппликация).
Организация работы по программе.
На коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. На занятия отводится 20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком проводятся не менее 2-х раз в неделю.
Структура коррекционного занятия.
Каждое занятие дефектолога включает 3 структурные части:
- Вводная часть (организационный момент) - установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.
- Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого и ребенка.
- Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.
Специальные методы и приемы работы.
Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.
По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.
Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:
· Проигрывание действий педагогом на глазах у детей
· Совместное проигрывание действий педагогом и детьми
· Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом
· Выполнение действий ребенком по словесной инструкции
· Самостоятельное выполнение детьми игровых действий
· Сопровождение ребенком речью выполняемых действий
Формы контроля: тестовые задания практического характера.
Основное содержание работ.
Развитие зрительного восприятия и внимания
- ориентироваться в пространстве групповой комнаты (у окна, у двери)
- интересовать к игре с объемными формами на основе их включения в игры с элементарными сюжетами («Домик для зайчика»): Ввести в пассивный словарь детей названия воспринимаемых свойств и отношений предметов: красный, желтый; круглый; большой, маленький, самый большой; внизу, наверху
- различать четыре основных цвета — красный, желтый, синий, зеленый
- воспринимать величину — большой, маленький, самый большой
- различать объемные формы (шар, куб, треугольная ) и плоскостные (круг, квадрат, треугольник)
- воспринимать пространственные отношения между предметами по вертикали: внизу, наверху
- соотносить действия, изображенные на картинке, с собственными действиями, изображать действия по картинкам
- складывать с учетом величины трехсоставную матрешку, пользуясь методом проб
- складывать пирамиду из трех-четырех колец с учетом величины:
- воспринимать цвет предмета при выборе по названию: «Заведи красную машину»:
- складывать разрезную предметную картинку из трех частей:
- равномерно чередовать два цвета при раскладывании предметов в аппликации и конструировании: «Сделаем узор», «Построим забор»
- по образцу, а затем и по словесной инструкции строить из знакомых объемных форм поезд, башню:
- выбирать по образцу резко отличающиеся формы (круг, квадрат; прямоугольник):
- в качестве способа соотнесения плоскостных форм пользоваться приемом накладывания одной формы на другую:
- при складывании пирамиды понимать словесную инструкцию: «Возьми большое кольцо» и т. п. :
- вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета: к красному шарику подобрать красную ленточку, в зеленую машину поставить зеленый кубик, кукле в желтом платье подобрать желтый бантик и т. п. :
- раскладывать кружки одного цвета внизу от заданной черты, а наверху кружки другого цвета по образцу и по словесной инструкции: «Положи наверху», «Положи внизу» Б, В, Г:
- группировать предметы по одному заданному признаку — форма, величина или цвет («В этом домике все игрушки красные, а здесь все белые») Б:
- вычленять форму как признак, отвлекаясь от назначения предмета («Соберем в коробку все круглое»)
Развитие слухового восприятия и внимания
- выделять заданные слова из предъявленной фразы, реагируя на них определенным действием:
- определять последовательность звучания двух музыкальных инструментов (барабан, дудочка):
- решать познавательные задачи, связанные со слуховым анализатором, на сюжетном материале (игра «Кто пришел в гости?»: кто пришел первым? Кто потом? Кто пришел последним?) :
- различать громкое и тихое звучание одного и того же музыкального инструмента
- различать звукоподражания при выборе из трех-четырех предъявленных: «би-би», «ту-ту», «тук-тук», «чух-чух-чух»
- различать близкие по звучанию звукоподражания: «ку-ка-ре-ку» — «ку-ку», «ко-ко-ко» — «ква-ква»:
- определять последовательность звучания звукоподражаний (игры «Кто в домике живет?»):
Игры и упражнения: «Кто первым пришел в домик?», «Поставь матрешку под стол» и т.п.
Целевые ориентиры к концу второго года обучения.
Ребенок может научиться:
- различать свойства и качества предметов: маленький - большой — самый большой;
- доставать знакомые предметы из «волшебного мешочка» по тактильному образцу (выбор из двух);
- учитывать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности;
- складывать разрезную предметную картинку из трех частей;
- выполнять группировку предметов по заданному признаку (форма, величина,) ;
- пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач;
- выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: внизу, наверху, на, под;
- дифференцировать звучание двух музыкальных инструментов (барабан, дудочка), реагируя на изменение звучания определенным действием;
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
I. Литература, используемая учителем в работе над программой:
1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство “Книголюб”, 2007.
3. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2008.
II. Техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Орг. техника (компьютер, принтер)
2. Интерактивная панель «Солнышко».
III. Материалы учебно-методического комплекта.
1. Методические пособия.
2. 2.Диагностические задания.
3. Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:
4. Методическая литература.
5. Методические рекомендации.
6. Литература с содержанием педагогических методов работы.
7. Презентации по темам
8. Раздаточный материал
9. Развивающие игры.
10. Конструкторы
11. Наглядные пособия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.