+Развитие сенсорного восприятия2

  • docx
  • 24.08.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала +Развитие сенсорного восприятия2.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                            

 

Протокол №___от ____2019 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2019г.      

«Утверждаю»

Директор КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Логачева О.Д.

 «____»________2019г.

 

Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью  по развитию сенсорного восприятия дошкольной группы 

«Звездочки»

(второго года обучения)

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель-дефектолог  Коломиец В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2019г.

 

Пояснительная записка

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и дифференцировано воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.

Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей с интеллектуальной недостаточной долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего развития, овладения разными видами деятельности. Познание окружающего мира происходит через ощущения и восприятие, которые становятся материалом для мыслительных процессов. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для дальнейшего обучения ребенка и для многих видов труда.

Программа по развитию сенсорного восприятия составлен на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного  отделения  КГОБУ  «Камчатская школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья».

Цель формирование ориентировочной деятельности, освоение систем сенсорных эталонов.

Задачи:

-                     Учить детей дифференцировать внешние, чувственно воспринимаемые свойства, качества и отношения предметов.

-                     Учить детей выделять основной признак в предметах, отвлекаясь от второстепенных признаков.

-                     Формировать у детей образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства.

-                     Продолжать формировать поисковые способы ориентировки — пробы, примеривание при решении практических или игровых задач.

-                     Формировать у детей целостные образы предметов, образы-представления о знакомых предметах, их свойствах и качествах.

-                      Создавать условия для практического использования знакомых свойств и качеств предметов в разнообразных видах детской деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой).

-                     Учить воспринимать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, строительных играх, продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование, аппликация).

Организация работы по программе.

На коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. На занятия отводится  20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком  проводятся  не менее 2-х раз в неделю. 

Структура коррекционного занятия.

Каждое занятие дефектолога включает  3 структурные части:

        - Вводная часть (организационный момент)  -  установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

           - Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого  и ребенка.

           - Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.

Специальные методы и приемы работы.

Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

   По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.

      Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:

·                     Проигрывание действий педагогом на глазах у детей

·                     Совместное проигрывание действий педагогом и детьми

·                     Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом

·                     Выполнение действий ребенком по словесной  инструкции

·                     Самостоятельное выполнение детьми игровых действий

·                     Сопровождение ребенком речью выполняемых действий

 Формы контроля: тестовые задания практического характера.

Основное содержание работ.

Развитие зрительного восприятия и внимания

-                     ориентироваться в пространстве групповой комнаты (у окна, у двери)

-                     интересовать  к игре с объемными формами на основе их включения в игры с элементарными сюжетами («Домик для зайчика»): Ввести в пассивный словарь детей названия воспринимаемых свойств и отношений предметов: красный, желтый; круглый; большой, маленький, самый большой; внизу, наверху

-                     различать четыре основных цвета — красный, желтый, синий, зеленый

-                     воспринимать величину — большой, маленький, самый большой

-                     различать объемные формы (шар, куб, треугольная ) и плоскостные (круг, квадрат, треугольник)

-                     воспринимать пространственные отношения между предметами по вертикали: внизу, наверху

-                     соотносить действия, изображенные на картинке, с собственными действиями, изображать действия по картинкам

-                     складывать с учетом величины трехсоставную матрешку, пользуясь методом проб

-                     складывать пирамиду из трех-четырех колец с учетом величины:

-                     воспринимать цвет предмета при выборе по названию: «Заведи красную машину»:

-                     складывать разрезную предметную картинку из трех частей:

-                     равномерно чередовать два цвета при раскладывании предметов в аппликации и конструировании: «Сделаем узор», «Построим забор»

-                      по образцу, а затем и по словесной инструкции строить из знакомых объемных форм поезд, башню:

-                     выбирать по образцу резко отличающиеся формы (круг, квадрат; прямоугольник):

-                     в качестве способа соотнесения плоскостных форм пользоваться приемом накладывания одной формы на другую:

-                     при складывании пирамиды понимать словесную инструкцию: «Возьми большое кольцо» и т. п. :

-                     вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета: к красному шарику подобрать красную ленточку, в зеленую машину поставить зеленый кубик, кукле в желтом платье подобрать желтый бантик и т. п. :

-                     раскладывать кружки одного цвета внизу от заданной черты, а наверху кружки другого цвета по образцу и по словесной инструкции: «Положи наверху», «Положи внизу» Б, В, Г:

-                     группировать предметы по одному заданному признаку — форма, величина или цвет («В этом домике все игрушки красные, а здесь все белые») Б:

-                     вычленять форму как признак, отвлекаясь от назначения предмета («Соберем в коробку все круглое»)

 

Развитие слухового восприятия и внимания

-                     выделять заданные слова из предъявленной фразы, реагируя на них определенным действием:

-                     определять последовательность звучания двух музыкальных инструментов (барабан, дудочка):

-                     решать познавательные задачи, связанные со слуховым анализатором, на сюжетном материале (игра «Кто пришел в гости?»: кто пришел первым? Кто потом? Кто пришел последним?) :

-                     различать громкое и тихое звучание одного и того же музыкального инструмента

-                     различать звукоподражания при выборе из трех-четырех предъявленных: «би-би», «ту-ту», «тук-тук», «чух-чух-чух»

-                     различать близкие по звучанию звукоподражания: «ку-ка-ре-ку» — «ку-ку», «ко-ко-ко» — «ква-ква»:

-                     определять последовательность звучания звукоподражаний (игры «Кто в домике живет?»):

Игры и упражнения: «Кто первым пришел в домик?», «Поставь матрешку под стол» и т.п.

Целевые ориентиры к концу второго года обучения.

Ребенок может  научиться:

-                     различать свойства и качества предметов: маленький - большой — самый большой;

-                      доставать знакомые предметы из «волшебного мешочка» по тактильному образцу (выбор из двух);

-                     учитывать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности;

-                     складывать разрезную предметную картинку из трех частей;

-                     выполнять группировку предметов по заданному признаку (форма, величина,) ;

-                      пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач;

-                     выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: внизу, наверху, на, под;

-                     дифференцировать звучание двух музыкальных инструментов (барабан, дудочка), реагируя на изменение звучания определенным действием;

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

I. Литература, используемая учителем в работе над программой:

1.                 Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 

2.                 Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство “Книголюб”, 2007.

3.                 Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2008.

 

II. Техническое обеспечение образовательного процесса.

1.                 Орг. техника (компьютер, принтер)

2.                 Интерактивная панель «Солнышко».

 

III.  Материалы учебно-методического комплекта.

1.                 Методические пособия.

2.                 2.Диагностические задания.

3.                 Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:

4.                 Методическая литература.

5.                 Методические рекомендации.

6.                 Литература с содержанием педагогических методов работы.

7.                 Презентации по темам

8.                 Раздаточный материал

9.                 Развивающие игры.

10.             Конструкторы

11.            Наглядные пособия