+Развитие сенсорного восприятия2
Оценка 4.8

+Развитие сенсорного восприятия2

Оценка 4.8
docx
23.08.2021
+Развитие сенсорного восприятия2
+Развитие сенсорного восприятия2.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                            

 

Протокол №___от ____2019 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2019г.      

«Утверждаю»

Директор КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Логачева О.Д.

 «____»________2019г.

 

Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью  по развитию сенсорного восприятия дошкольной группы 

«Звездочки»

(второго года обучения)

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель-дефектолог  Коломиец В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2019г.

 

Пояснительная записка

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и дифференцировано воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.

Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей с интеллектуальной недостаточной долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего развития, овладения разными видами деятельности. Познание окружающего мира происходит через ощущения и восприятие, которые становятся материалом для мыслительных процессов. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для дальнейшего обучения ребенка и для многих видов труда.

Программа по развитию сенсорного восприятия составлен на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного  отделения  КГОБУ  «Камчатская школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья».

Цель формирование ориентировочной деятельности, освоение систем сенсорных эталонов.

Задачи:

-                     Учить детей дифференцировать внешние, чувственно воспринимаемые свойства, качества и отношения предметов.

-                     Учить детей выделять основной признак в предметах, отвлекаясь от второстепенных признаков.

-                     Формировать у детей образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства.

-                     Продолжать формировать поисковые способы ориентировки — пробы, примеривание при решении практических или игровых задач.

-                     Формировать у детей целостные образы предметов, образы-представления о знакомых предметах, их свойствах и качествах.

-                      Создавать условия для практического использования знакомых свойств и качеств предметов в разнообразных видах детской деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой).

-                     Учить воспринимать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, строительных играх, продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование, аппликация).

Организация работы по программе.

На коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. На занятия отводится  20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком  проводятся  не менее 2-х раз в неделю. 

Структура коррекционного занятия.

Каждое занятие дефектолога включает  3 структурные части:

        - Вводная часть (организационный момент)  -  установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

           - Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого  и ребенка.

           - Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.

Специальные методы и приемы работы.

Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

   По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.

      Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:

·                     Проигрывание действий педагогом на глазах у детей

·                     Совместное проигрывание действий педагогом и детьми

·                     Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом

·                     Выполнение действий ребенком по словесной  инструкции

·                     Самостоятельное выполнение детьми игровых действий

·                     Сопровождение ребенком речью выполняемых действий

 Формы контроля: тестовые задания практического характера.

Основное содержание работ.

Развитие зрительного восприятия и внимания

-                     ориентироваться в пространстве групповой комнаты (у окна, у двери)

-                     интересовать  к игре с объемными формами на основе их включения в игры с элементарными сюжетами («Домик для зайчика»): Ввести в пассивный словарь детей названия воспринимаемых свойств и отношений предметов: красный, желтый; круглый; большой, маленький, самый большой; внизу, наверху

-                     различать четыре основных цвета — красный, желтый, синий, зеленый

-                     воспринимать величину — большой, маленький, самый большой

-                     различать объемные формы (шар, куб, треугольная ) и плоскостные (круг, квадрат, треугольник)

-                     воспринимать пространственные отношения между предметами по вертикали: внизу, наверху

-                     соотносить действия, изображенные на картинке, с собственными действиями, изображать действия по картинкам

-                     складывать с учетом величины трехсоставную матрешку, пользуясь методом проб

-                     складывать пирамиду из трех-четырех колец с учетом величины:

-                     воспринимать цвет предмета при выборе по названию: «Заведи красную машину»:

-                     складывать разрезную предметную картинку из трех частей:

-                     равномерно чередовать два цвета при раскладывании предметов в аппликации и конструировании: «Сделаем узор», «Построим забор»

-                      по образцу, а затем и по словесной инструкции строить из знакомых объемных форм поезд, башню:

-                     выбирать по образцу резко отличающиеся формы (круг, квадрат; прямоугольник):

-                     в качестве способа соотнесения плоскостных форм пользоваться приемом накладывания одной формы на другую:

-                     при складывании пирамиды понимать словесную инструкцию: «Возьми большое кольцо» и т. п. :

-                     вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета: к красному шарику подобрать красную ленточку, в зеленую машину поставить зеленый кубик, кукле в желтом платье подобрать желтый бантик и т. п. :

-                     раскладывать кружки одного цвета внизу от заданной черты, а наверху кружки другого цвета по образцу и по словесной инструкции: «Положи наверху», «Положи внизу» Б, В, Г:

-                     группировать предметы по одному заданному признаку — форма, величина или цвет («В этом домике все игрушки красные, а здесь все белые») Б:

-                     вычленять форму как признак, отвлекаясь от назначения предмета («Соберем в коробку все круглое»)

 

Развитие слухового восприятия и внимания

-                     выделять заданные слова из предъявленной фразы, реагируя на них определенным действием:

-                     определять последовательность звучания двух музыкальных инструментов (барабан, дудочка):

-                     решать познавательные задачи, связанные со слуховым анализатором, на сюжетном материале (игра «Кто пришел в гости?»: кто пришел первым? Кто потом? Кто пришел последним?) :

-                     различать громкое и тихое звучание одного и того же музыкального инструмента

-                     различать звукоподражания при выборе из трех-четырех предъявленных: «би-би», «ту-ту», «тук-тук», «чух-чух-чух»

-                     различать близкие по звучанию звукоподражания: «ку-ка-ре-ку» — «ку-ку», «ко-ко-ко» — «ква-ква»:

-                     определять последовательность звучания звукоподражаний (игры «Кто в домике живет?»):

Игры и упражнения: «Кто первым пришел в домик?», «Поставь матрешку под стол» и т.п.

Целевые ориентиры к концу второго года обучения.

Ребенок может  научиться:

-                     различать свойства и качества предметов: маленький - большой — самый большой;

-                      доставать знакомые предметы из «волшебного мешочка» по тактильному образцу (выбор из двух);

-                     учитывать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности;

-                     складывать разрезную предметную картинку из трех частей;

-                     выполнять группировку предметов по заданному признаку (форма, величина,) ;

-                      пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач;

-                     выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: внизу, наверху, на, под;

-                     дифференцировать звучание двух музыкальных инструментов (барабан, дудочка), реагируя на изменение звучания определенным действием;

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

I. Литература, используемая учителем в работе над программой:

1.                 Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 

2.                 Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство “Книголюб”, 2007.

3.                 Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2008.

 

II. Техническое обеспечение образовательного процесса.

1.                 Орг. техника (компьютер, принтер)

2.                 Интерактивная панель «Солнышко».

 

III.  Материалы учебно-методического комплекта.

1.                 Методические пособия.

2.                 2.Диагностические задания.

3.                 Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:

4.                 Методическая литература.

5.                 Методические рекомендации.

6.                 Литература с содержанием педагогических методов работы.

7.                 Презентации по темам

8.                 Раздаточный материал

9.                 Развивающие игры.

10.             Конструкторы

11.            Наглядные пособия

 

 


 

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и дифференцировано воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения

Пояснительная записка Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и дифференцировано воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения

Формировать у детей целостные образы предметов, образы-представления о знакомых предметах, их свойствах и качествах

Формировать у детей целостные образы предметов, образы-представления о знакомых предметах, их свойствах и качествах

Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя

Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя

Заведи красную машину»: - складывать разрезную предметную картинку из трех частей: - равномерно чередовать два цвета при раскладывании предметов в аппликации и конструировании: «Сделаем узор»,…

Заведи красную машину»: - складывать разрезную предметную картинку из трех частей: - равномерно чередовать два цвета при раскладывании предметов в аппликации и конструировании: «Сделаем узор»,…

В этом домике все игрушки красные, а здесь все белые»)

В этом домике все игрушки красные, а здесь все белые»)

Материально-техническое обеспечени е образовательного процесса

Материально-техническое обеспечени е образовательного процесса

Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми: 2

Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми: 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2021