«Развитие скоростных способностей в каратэ».
1. Возрастные особенности развития физических качеств в каратэ Тренировочный процесс в каратэ, вооружение занимающихся приёмами восточных единоборств - длительная, многофакторная процедура, в основе которой лежит учёт целевой направленности отдельных занятий, их системы, естественно-социальных условий реализации и состоящая из следующих основных структур: совершенствования технического арсенала занимающихся, их физической и функциональной подготовленности, тактической и морально-волевой подготовки, вооружения необходимыми теоретическими сведениями.
Известно, что удельная значимость каждого из перечисленных компонентов в подготовке спортсменов, вообще, и в восточных единоборствах, в частности, их сила воздействий на конечный результат, а также взаимозависимость между собою, в свою очередь, определяется особенностями вида спорта (единоборств), возрастом занимающихся, общей целевой установкой учебно-тренировочного процесса, этапностью подготовки спортсменов, их индивидуальными особенностями.
Физическую подготовленность, функциональную дееспособность, специальную спортивную тренированность учащихся среднего школьного возраста, занимающихся каратэ-до, можно значительно улучшить, применяя адекватные данному возрасту средства и методы восточных единоборств и строя тренировочный процесс таким образом, чтобы он в наибольшей степени отражал требования данного вида спорта[21].
Установлено, что по своим характеристикам каратэ-до стиля Шотокан следует отнести к сложно-координационному виду спорта.
Юноша, отдавший предпочтение карате, поставлен в условия фактического ограничения средств тренирующего действия. В связи с этим обнаружение и проверка эффективности различных средств тренировки, система специфической двигательной деятельности юных каратистов и других моментов педагогической работы, с ними связаны с потребностью точного анализа всей системы многолетнего процесса учебно-тренировочной и воспитательной подготовки в данном виде спорта.
Важным вопросом является, сохранения здоровья спортсмена для дальнейшего спортивного роста, как в карате, так и других видах спорта.
Двигательная активность каратистов представляет собой непрерывную цепь решения моторно-психологических задач. В карате предъявляются высокие требования к уровню интеллектуальных, сенсомоторных качеств, психологическому фактору, времени и точности двигательных реакций, мгновенное реагирование на ход действий, быстроты переключения и устойчивости внимания при достаточном его объеме. Анализ специфики занятий каратэ и обобщение ряда работ специалистов в области ударных видов спорта позволяют нам выделить наиболее значимые качества и свойства молодых каратистов различного возраста.
Например, морфологические характеристики юных каратистов различного возраста, то же можно сказать и о физических качествах и психофизиологических особенностях. Везде наблюдаются возрастные, скорее всего генетически обусловленные, особенности развития организма человека в онтогенезе. С позиции ряда ученых, самый быстрый и устойчивый эффект обучения двигательным действиям и развития физических способностей может быть достигнут именно в этом возрасте 14-15 лет. В связи с этим и управление процессами длительной спортивной подготовки будет более эффективным, если основная направленность тренировочного процесса на отдельных этапах будет определяться с учетом данных о периодах наибольшего естественного прироста в развитии двигательных качеств и функциональных возможностей.
Изучение научно-методической литературы указали, что наиболее выраженный прирост морфофункциональных показателей у каратистов-мальчиков 13–15 лет приходится на длину и массу тела, 16–18 лет — на жизненную емкость легких (ЖЕЛ), окружность бедра и голени, 13–15 лет — на силу рук и предплечья, 16–18 лет — на становую силу.
Наивысшие показатели прироста физических качеств были зафиксированы у каратистов-мальчиков:
абсолютная скорость движения — 16–18 лет,
абсолютная сила мышц — 13–15 и 16–18 лет,
максимум взрывного усилия — 16–18 лет,
стартовая сила мышц — 13–15 лет,
ускоряющая сила мышц — 16–18 лет,
время достижения максимума усилий — 16–18 лет,
максимальная скорость движения — 10–12 лет,
мощность работы — 16–18 лет,
скорость движения — 13–15 лет.
Возрастные периоды наиболее выраженных приростов морфофункциональных показателей и физических качеств у каратисток-девочек немного отличаются от юношей. У них сенситивные периоды приходятся на следующие возрастные периоды: длина тела — 10–12 лет, масса тела — 13–15 лет, ЖЕЛ, окружность бедра и голени — 16–18 лет, сила рук кисти и предплечья — 13–15 лет, становая сила — 16–18 лет.
Периоды наиболее выраженных приростов показателей развития физических качеств, приходятся у девочек-каратисток на следующие возрастные периоды:
абсолютная скорость движения — 13–15 лет,
абсолютная сила мышц — 16–18 лет,
максимум взрывного усилия —13–15 лет,
стартовая сила мышц — 13–15 лет,
ускоряющая сила мышц — 10–12 лет,
время достижения максимума усилий — 16–18 лет,
максимальная скорость движения — 10–12 лет,
мощность работы — 16–18 лет,
скорость движения — 13–15 лет.
Сравнительный анализ психологических и психомоторных характеристик молодых каратистов различного возраста и пола также выявил особенности их проявления [22,23].
Важнейшие показатели единоборца, такие как смелость и решительность, и у мальчиков, и у девочек проявляются в наибольшей степени в 10–12 лет. Следовательно:
психосенсорная чувствительность — в 13–15 и 10–12 лет,
эмоциональная устойчивость — в 13–15 и 16–18 лет,
скорость сенсомоторных реакций — в 16–18 и 10–12 лет,
интенсивность и устойчивость внимания — в 13–15 лет,
скорость приема информации — в 10–12 лет,
оперативное мышление — в 16–18 и 13–15 лет,
дисциплинированность — в 16–18 и 10–12 лет,
сенсомоторная координация — в 10–12 лет,
спортивное трудолюбие — в 16–18 и 10–12 лет.
Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств каратистов (по величине интенсивности) —10–18 лет. Сделаем акцент на максимально выраженных показателях. Например, сенситивные периоды развития стартовой силы у мальчиков — 15 и 16 лет, а у девочек — 17 и 18 лет. Ускоряющая сила мышц у мальчиков — 15 лет, у девочек 15 и 16 лет. Максимум взрывного усилия у мальчиков — 18 лет, у девочек — 17 и 18 лет. Абсолютная сила мышц у мальчиков 17 лет, у девочек — 17 и 18 лет. Мощность работы у мальчиков — 17 и 18 лет, у девочек — 15–16 лет и абсолютная скорость движения у мальчиков 14 лет, у девочек — 17 и 18 лет.
Стартовая сила мышц у мальчиков в умеренно выраженном режиме проявляется с 10 до 14 лет, у девочек — только в возрасте 10–11 лет. Отмечается достоверное проявление полового диморфизма в развитии физических качеств у детей, подростков и юношей, занимающихся каратэ[22,23].
Можно считать, что определение состава средств специальной подготовки, применяемого в карате, его влияния на организм юного спортсмена, изучение структуры и динамики тренировочных нагрузок на различных этапах годичного цикла, позволит более эффективно решать вопросы физической и технической подготовки юных каратистов.
1.2 Анатомо-физиологические особенности юных спортсменов
Учебно-тренировочная работа с подростками и юношами может быть успешной лишь в том случае, если тренер хорошо знает возрастные особенности юных каратистов и учитывает эти особенности на тренировочных занятиях. В зависимости от возраста занимающихся подбираются упражнения, различные по величине нагрузки и степени трудности, а также по самому характеру и методам выполнения.
Половое созревание подростков начинается у мальчиков в 12–14 лет и длится 2–3 года. В 15–16 лет происходит усиленное развитие эндокринной системы, оказывающей влияние на функции головного мозга. Усиливается и деятельность половых желез, а также щитовидной железы, гормоны которой являются фактором роста.
Физическое развитие в период полового созревания изменяется значительно. С 13–14 лет происходит активный рост в длину. Годичные прибавки роста достигают 8 см, а в отдельных случаях 12–15 см. Вес также увеличивается (до 14–15 лет на 1–2 кг, а затем до 18 лет на 8 кг и более в год).
С возрастом увеличивается число миофибрилл, составляющих мышцы. Бурно возрастает мускульная масса между 15 и 17 годами – более, чем на 10 %. Мышцы удлиняются и утолщаются одновременно в основном за счет увеличения диаметра существовавших волокон – гипертрофии (90%) и образования новых – гиперплазии (10 %). В дальнейшем мышцы увеличиваются в зависимости от интенсивности и объема двигательной активности.
К 15 годам вес мышц достигает 32,6% общего веса, значительно возрастает сила мышц рук. Костная система особенно интенсивно развивается в связи с ростом тела в длину. Более всего растут кости нижних конечностей.
Наступают изменения и в сердечно-сосудистой системе. Начиная с 12–14 лет, повышается двигательная деятельность, вызывая усиленное развитие сердца. К 15 годам сердце увеличивается почти в 15 раз по сравнению с сердцем новорожденных. В период полового созревания темп роста сердца превышает темп роста кровеносных сосудов.
Артериальное давление повышается в результате сопротивления относительно узких сосудов. В 12 лет систолическое АД равно в среднем 103 мм рт. ст., диастолическое – 62 мм рт. ст., а в 15 лет соответственно 110 и 70 мм рт. ст.. Один из показателей сердечной деятельности – частота сердечных сокращений (ЧСС). С возрастом и в результате занятий спортом ЧСС уменьшается. Так, в 13 лет пульс равен в среднем 80 уд/мин, к 14–15 годам снижается до 70–75 и к 16–17 годам – до 65–75 уд/мин (А. Н. Воробьев, 1988, с. 182), к 16—17 годам — до 65.
Обратно пропорционально изменяется ударный объем крови, количество крови, выбрасываемой за одно сокращение сердца. Так, если в 7 лет он равен 23 мл, а в 12 лет – 41 мл, то у взрослого – 60 мл, поэтому следует учитывать, что функциональные резервы сердца у подростков и многих юношей меньше, чем у взрослых.
У подростков нередко происходят нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы. Такие нарушения могут быть вызваны несоответствием между массой тела, длиной кровеносных сосудов и размерами сердца. Нарушения эти нередко обусловливаются высокой подвижностью и быстрой утомляемостью центральной нервной системы подростков. Неустойчивость сердечно-сосудистой системы подростков и различные функциональные нарушения в деятельности сердца требуют осторожного подхода к выбору упражнений и величины нагрузки в ходе учебно-тренировочного процесса.
Состав крови у подростков иной, чем у взрослых: меньше гемоглобина (73–84%), больше лейкоцитов и лимфоцитов.
ЧД у подростков составляет в среднем 19–20 в минуту. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) нарастает с 1900 см3 в 12 лет до 2700 см3 в 15 лет.
У подростков бывают всевозможные отклонения от нормального развития, которые обязательно следует учитывать в занятиях.
Окостенение скелета подростков далеко не закончено; из-за податливости костей усилия, постоянно действующие на скелет при выполнении физических упражнений, могут деформировать его и привести к нарушениям осанки. Процесс окостенения протекает неравномерно. Формирование костной ткани завершается только к 20–25 годам. Этому способствуют рациональное питание, правильно дозированная двигательная деятельность и другие факторы. Большие нагрузки, чрезмерные мышечные усилия у подростков отражаются на развитии костей, меняя их форму и структуру в большей степени, чем у взрослого. Нужно ограничить те упражнения, которые способствуют чрезмерному развитию силы, так как это может задержать рост костей в длину. Следует добиваться равномерного развития всего тела подростка.
Тренер должен стремиться устранить сутулость юных спортсменов, пользуясь специальными упражнениями для исправления осанки. Нередко у подростков возникает так называемое физиологическое плоскогрудие, которое в дальнейшем постепенно исчезает. Преподавателю нужно стараться как можно скорее ликвидировать его, вводя в занятия специальные дыхательные упражнения, способствующие развитию грудной клетки. В возрасте 15–16 лет дыхание бывает более поверхностным, поэтому надо содействовать увеличению его глубины.
Изменения скорости, силы, выносливости, ловкости в процессе развития организма не происходят параллельно. В детском, подростковом возрастах особенно интенсивно развивается скорость, а в зрелом — выносливость и сила. На их развитие влияют занятия спортом.
Скорость движений с возрастом нарастает постепенно, но неравномерно. В 8–9 лет нарастание ее очень медленное, в 10–12 лет более интенсивное, а в 13–14лет опять замедляется. Наибольший темп нарастания скорости бывает в 15–16 лет и достигает максимума к 20—25 годам. Приступать к тренировкам на скорость можно по достижении хорошей общей физической подготовленности.
При систематических тренировках скорость возрастает в среднем на 30—60% и только в отдельных случаях на 100%.
Приспособляемость организма подростков и юношей к упражнениям на выносливость недостаточна: она гораздо меньше, чем у взрослых.
Нарастание силы происходит постепенно. Значительный прирост отмечается в конце периода полового созревания, когда за 2–3 года сила увеличивается на 12%. Тренировка повышает силу на 75–150%, а в отдельных случаях — в 3,5–3,75 раза. Ловкость развивается и становится достаточно выраженной к периоду полового созревания. К концу завершения интенсивного роста тела в длину налаживаются координационные связи коры головного мозга с двигательным аппаратом, и восстанавливается ловкость.
Разносторонняя тренировка приводит к лучшим результатам в развитии скорости, силы и выносливости, чем односторонняя тренировка, направленная, например, на достижение выносливости.
В занятиях с подростками следует очень осторожно применять упражнения, требующие высоких физических нагрузок (особенно упражнения для развития выносливости). Необходимо постепенно увеличивать нагрузки и строго последовательно располагать учебный материал по его трудности. В упражнения каратистов-подростков обязательно надо включать элементы игры.
Координация движений у подростков часто бывает несовершенной. Важная задача обучения и тренировки юных каратистов – развить их двигательные способности, улучшить координацию движений. Подготовительная часть занятия должна содержать большое количество упражнений (в движении и на месте), развивающих координацию специальных движений.
В нервной системе юного спортсмена происходят значительные сдвиги. Усложняется внутреннее строение мозга. Происходит энергичное структурное формирование нервных клеток коры, развитие ассоциативных волокон, осуществляющих связь отдельных областей коры между собой. Все более совершенствуется протекание основных нервных процессов. Усиливается внутреннее торможение, контроль над эмоциями, но возбуждение продолжает оставаться доминирующим. Происходит развитие и усложнение второй сигнальной системы. Проявляется стремление к сложным видам труда.
1.3 Методы развития скоростных способностей в каратэ
Опыт спортивной практики и специальные исследования, показывают, что эффективным средством повышения способности использовать скоростной потенциал является выполнение основного упражнения с субпредельной и предельной интенсивностью (метод сопряженного воздействия)[24,25].
Использование утяжеленных и облегченных противодействий дает возможность предпочтительно воздействовать на повышение уровня использования отдельных компонентов специальных скоростно- силовых качеств и позволяет резко увеличить объем специальных упражнений. Объясняется это тем, что, преодолевая отяжеленные или облегченные сопротивления, спортсмен даже при выполнении упражнения с околопредельной интенсивностью превышает соревновательные показатели проявления рассматриваемых компонентов специальных скоростных качеств.
Определенную опасность несет резкое увеличение объёма специальных упражнений. Излишний акцент на выполнении упражнений с облегченными или утяжеленными сопротивлениями как на одном тренировочном занятии, так и на отдельном этапе годичном тренировки будет вести к одностороннему совершенствованию использования отдельных форматов специальных скоростных способностей при выполнении основного упражнения. Будет тормозиться и совершенствование технического мастерства [24,25].
В ходе экспериментальных исследований выявили, что избежать перечисленные недостатки помогают применения метода вариантного воздействия. Суть его состоит в оптимальном количественном чередовании облегченных соревновательных и утяжеленных сопротивлений в ходе как одного тренировочного занятия, так и на отдельных этапах годичных тренировки.
Разработки показали, что метод вариантного воздействия продуктивнее и при решении задачи повышения уровня использования силового - скоростного компонентов скоростного потенциала.
При выполнении основного упражнения применяется комплексы методов. Сопряженного воздействия и повторный или вариативного воздействия и повторный. Для специальных упражнений используются в комплексе метод вариативного воздействий и повторный, для специально-вспомогательных - метод кратковременных усилий и повторный.
Для выполнения специально-вспомогательных упражнений, когда происходит развитие отдельных мышц или мышечных групп, вес отягощения может быть значительно больше, чем при выполнении специальных упражнений, и доходить до максимума, позволяющих сохранять «взрывной» характер усилия. Опыт спортивной практики и многочисленные исследования свидетельствуют о том, что наиболее эффективными величинами сопротивления для повышения скоростно-силового потенциала является те, которые спортсмен может преодолеть в одном подходе один - три раза.
При развитии скоростно-силовых способностей интенсивность выполнения основного упражнения должна быть околопредельной (80-90 %), субпредельной (90-95 %) и предельной (100 %) на данный период времени. В динамических упражнениях она может задаваться скоростью выполнения упражнения.
При выполнении статических упражнений интенсивность напряжения может быть предельной (100 %) и субпредельной (90-95 %). Чем ближе величина сопротивления к максимальной, тем меньше количество повторений в одном подходе, и, наоборот, по мере уменьшения величины сопротивления и интенсивности количество повторений может несколько возрастать. При выполнении упражнения с ациклической структурой движений с предельной интенсивностью в одном подходе количество повторений однократное, при выполнении с субпредельной интенсивностью-2-3 раза, с околопредельной- 3-5 раз. Данное методическое положение является общим для спортсменов любой квалификации и специализации. Если преодолеваемым сопротивлением служит вес собственного тела, то количество повторений упражнения с циклической структурой движений может быть многократным и продолжаться до нескольких секунд. Количество подходов, длительность пауз отдыха на одном тренировочном занятии сугубо индивидуальны. Общим для всех упражнений показателем, ограничивающим количество подходов или серий, является падение интенсивности, с которой выполнились в начале тренировочного занятия первые лучшие попытки. Интенсивность выполнения упражнений и объем средств развития специальных скоростно-силовых способностей взаимосвязаны. В начале процесса развития скоростно-силовых способностей упражнения выполняются преимущественно с околопредельной интенсивностью (80-90 %, от максимума на данный период времени) и применяется наибольший объем средств за счет широкого использования специально-вспомогательных упражнений. В дальнейшем, по мере повышения уровня скоростно-силовой подготовленности, необходимо в оптимальных дозах использовать субпредельную (90-95 %) и предельную (100 %) интенсивность. При систематическом выполнении упражнений с субпредельной интенсивностью объем их несколько уменьшается. Относительно наименьшим он становится при систематическом использовании предельной интенсивности. Важно подчеркнуть, что выполнение упражнений в объеме, равном 90-95 % от возможного объема, способствует наиболее плавной динамике развития скоростно- силовых способностей[24,25].
Применения средств в объеме, равном 100 %, с использованием субпредельной и предельной интенсивности обеспечивает более «форсированное» достижение наивысших показателей развития скоростно-силовых способностей.
Также необходимо учитывать, что на прирост силы спортсмена влияют и педагогические факторы:
1 объем нагрузки;
2 быстрота выполнения силовых упражнений;
3 величина и характер отдыха;
4 количество упражнений в подходе;
5 количество подходов;
6 организованность и трудолюбие спортсмена;
7 волевая подготовка спортсмена;
8 мотивация;
9 количество силовых упражнений, выполняемых в различных мышечных режимах (преодолевающем, уступающем, изометрическом, смешанном);
10 систематическое, планомерное и обоснованное использование скоростно-силовых упражнений;
11 разновидность комплексов скоростно-силовых упражнений (так как в противном случае наступает стабилизация темпов развития скорости и силы).
Тесты и показатели, позволяющие оценивать уровень физического развития, являются эффективным способом контроля над ходом тренировочного процесса и ростом спортивных результатов. Они необходимы также при проведении набора и отбора в тренировочных группах. В построении тестов, оценивающих двигательные возможности, используются показатели скоростно-силовые показатели, эти показатели свидетельствует об уровне физической подготовленности в целом[24,25].
Тесты для скоростно-силовых способностей.
В число тестов для оценки уровня скоростно-силовой подготовленности вошли общепринятые тесты:
ü прыжок в длину с места,
ü челночный бег 10 х 5м,прыжок в длину с места,
ü подъем туловища из положения, лежа на спине (количество раз за 30 сек.),
ü выпрыгивания,
ü сгибание и разгибание рук в упоре лежа,
ü прыжки через скакалку 4 подхода по 2 минуты (отдых между подходами 30 секунд),
ü бег на месте с высоким подниманием бедра с прямыми ударами руками,
ü работа по лапам, удары ногами и руками 4 х 20.
В прыжке в длину с места результат зависит исключительно от способности мышц ног к проявлению силы в кратчайшее время. Результат этих упражнениях зависит и от скоростных и силовых возможностей. Однако традиционно легкоатлетические прыжковые упражнения определяют как разновидность проявления быстроты и объединяют их в группу скоростных упражнений, к которым относят и бег на короткие дистанции.
Тестируемые качества не просто нужны для подержания физических кондиций. Они являются важными для целевого ряда профессий, связанных с необходимостью быстрых передвижений, преодоления препятствий, ведения единоборств, метаний разных снарядов. Поэтому скоростные упражнения и включены в программы физической подготовки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характерными особенностями проявления скоростных качеств в спортивной деятельности каратиста являются: многократные кратковременные ускорения в виде ударов руками и ногами, защит и передвижений. При изучении литературных источников мы выявили, что методика динамических усилий (непредельных отягощений применяемых в максимально возможном темпе) имеет широкое распространение в таких видах ударных единоборств как бокс, тхэквондо, тайский бокс. Методика с преимущественным использованием комплексов упражнений скоростной направленности на занятиях с юными каратистами позволяет значительно повысить у них уровень развития двигательных способностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бафталовский Д.И. Обоснование начальной подготовки юных гимнастов 10-12 лет по данным адаптации сердечно-сосудистой системы, развития основных физических качеств и совершенствование осанки [Текст]:/Д.И. Бафталовский; Автореф. канд. дис. - Смоленск, 1965. - 28 с.
2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности [Текст]: М.: Физкультура и спорт. 1990. - 194 с.
3. Вайшвила Ч. А. О развитии быстроты и прыгучести у школьников 11-13 лет в зависимости от физического развития и некоторых показателей функционального состояния организма [Текст]: / Ч.А. Вайшвила //Материалы III научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. - М., 1966. - 320 с.
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст]: - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с., ил. - (Наука - спорту).
5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст]: /Ю.В. Верхошанский. -М.: Физкультура и спорт, 1970. - 104 с.
6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в [Текст]: спорте /Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 254 с.
7. Винникова Н.И. О взаимосвязи технической и силовой подготовки юных гимнасто[Текст]: к / Н.И. Винникова; Автореф. канд. дис. - Л., 1969. - 25 с.
8. Волчецкий Э.И. Из опыта обучения опорным прыжкам учащихся VI -X классо[Текст]: в /Э.И. Волчецкий //Физкультура в школе. - 1963. - №11. - С. 12-14
9. Ворсин Е.Н. Физическое воспитание в 1-4 классах общеобразовательной школы [Текст]: /Е.Н. Ворсин, А.А. Гужаловский, Л.Д. Глазырина и др.; Под ред. Е.Н. Ворсина. - Мн.: ПКИП «Асар», 1995. - 176 с.; ил.
10. Гаськов А.В. Структура и содержание тренировочно - соревновательной деятельности в боксе: Монография[Текст]: / А.В. Гаськов, В.А. Кузьмин; Краснояр. гос. ун - т. - Красноярск , 2004. - 112 с.
11. Гелецкий В.М. Реферативные, курсовые и дипломные работы: Учебно-методическое пособие для студ. факультета физической культуры и спорта. Краснояр. [Текст]: гос. ун-т. - Красноярск, 2004. - 113 с.
12. Гончаров Н.Н. Динамика мышечных сокращений при предельных напряжениях и ее возрастные изменения [Текст]: /Н.Н. Гончаров: Автореф. канд. дис. - М, 1962. - 23 с.
13. Гужаловский А.А. Итоги и перспективы изучение закономерностей онтогенеза физических способностей человека [Текст]: // Теория и практика физической культуры. - 1986. - № 12. - С. 31-34.
14. Денисюк Л.О. О методике развития двигательных качеств у детей школьного возраста [Текст]: /Л.О. Денисюк; Материалы IV научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. - М.: АПН СССР, 1968. - 225 с.
15. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов[Текст]: /В.М. Дьячков. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 318 с.
16. Забулика М.Е. Будь сильным, ловким, выносливым [Текст]: / М.Е. Забулика, Е.А. Разумовский. - Кишинев: Карта Молдовеняскэ, 1989.- 180 с.
17. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена [Текст]: / В.М. Зациорский. - М: Просвещение, 1970. - 256 с.
18. Иванов В.С. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культ. М.: Физкультура и спорт, 1990. - 176 с., ил.
19. Иванов А.Л. Кикбоксинг. Киев. Книга - Сервис, «Перун» 1995 .- 312 с.:ил.
20. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. [Текст]: - М.: ООО «Издательство АСТ», 1998. - 272 с., 50 ил
21. http://www.bestreferat.ru/files/49/bestreferat-101949.docx (Дата обращения: 24.01.2022).
22.https://www.litres.ru/gettrial/??art=3956665&format=rtf&lfrom=208630615 (Дата обращения: 24.01.2022).
23. http://mybiblioteka.su/tom2/9-24210.html (Дата обращения: 27.10.2022).
24. http://referatcollection.ru/56868.html (Дата обращения: 11.02.2022).
25. http://bibliofond.ru/view.aspx??id=788316 (Дата обращения: 14.02.2022)
26. http://bibliofond.ru/view.aspx??id=889633 (Дата обращения: 17.11.2022).
27. http://studopedia.ru/10_180492_v-rezultate-osushchestvleniya-politiki-industrializatsii-v--e-gg.html (Дата обращения: 17.02.2022).
28. http://bibliofond.ru/view.aspx??id=586997 (Дата обращения: 22.01.2022)
29. http://rucont.ru/efd/280565 (Дата обращения: 24.01.2022).
30. http://lib.znate.ru/docs/index-124433.html??page=36 (Дата обращения: 24.01.2022).
31. http://www.dslib.net/fiz-vospitanie/tehnologija-planirovanija-trenirovochnyh-jetapov-skorostno-silovoj-napravlennosti-v.html (Дата обращения: 19.12.2022).
32.https://fs01.metod-kopilka.ru/files/2015/03/18/UMP_po_karate_1426704174.doc (Дата обращения: 20.01.2022).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.