РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ РЕГИОНА КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Оценка 4.6

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ РЕГИОНА КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
другое
Взрослым
22.03.2021
РАЗВИТИЕ  СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ  РЕГИОНА КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ  ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья посвящена вопросам развития социального партнерства с целью повышения качества профессионального образования и увеличения конкурентоспособности выпускников на рынке труда. В статье рассмотрены тенденции развития профессионального образования, показаны возможности социального партнерства в современных условиях, приведены основные критерии его эффективности, а также сформулированы основные мероприятия, необходимые для повышения заинтересованности работодателей и предпринимательского сектора в таком партнерстве.
Статья.docx

Иванова Л.В.

Россия, Оренбург, ФКПОУ «ОГЭКИ» Минтруда России

 

РАЗВИТИЕ  СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ  РЕГИОНА КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ  ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам развития  социального партнерства с  целью повышения качества профессионального образования и увеличения конкурентоспособности выпускников на рынке труда. В статье рассмотрены тенденции развития профессионального образования, показаны возможности социального партнерства в современных условиях,  приведены основные критерии его эффективности, а также сформулированы основные мероприятия, необходимые для повышения заинтересованности работодателей и предпринимательского сектора в таком партнерстве.

 

Ключевые слова: социальное партнерство, конкурентоспособность, рынок труда, профессиональная подготовка, работодатели, инвалиды.

 

Социальное партнерство в сфере профессионального образования – ведущий механизм достижения современного качества образования, особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса в выполнении заказа на образовательную услугу. В связи с этим все более прочно входит в содержание научных исследований и в практику педагогической деятельности понятие «социальное партнерство»[4]. 

Социальное партнёрство для многих учебных заведений СПО стало естественной формой существования, которое дает следующие преимущества: упрощается доступ к информации о рынке труда; обеспечивается учёт требований работодателей по содержанию подготовки специалистов среднего звена; упрощается процедура корректировки старых и разработка новых  профессиональных образовательных  программ, отвечающих требованиям ФГОС СПО  и работодателей; открываются более широкие возможности для организации учебной и производственной практики обучающихся; расширяются возможности трудоустройства выпускников [3]. 

На сегодняшний день в России отношения образовательных учреждений с работодателями выстраиваются пока недостаточно гладко.  Необходимо подчеркнуть, что разрушение связей профессионального образования с предприятиями привело к тому, что многие из них перестали уделять должное внимание вопросам переподготовки и повышения квалификации своих кадров. Однако, как показывает опыт работы нашего колледжа-интерната, при желании, образовательная организация в состоянии переломить это отношение к себе со стороны бизнеса и муниципальных организаций, доказать свою состоятельность и взять на себя решение вопросов по обеспечению рынка труда квалифицированными кадрами [3]. 

ФКПОУ «ОГЭКИ» Минтруда России является образовательной организацией, удовлетворяющим потребностям лиц из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в получении среднего профессионального образования, создающим условия, необходимые для его получения последующим специальностям: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. Кроме этого в колледже-интернате осуществляется профессиональное  обучение  в рамках реализации основных образовательных программ по профессиям: 23369 Кассир и 17353  Продавец продовольственных товаров.

Необходимо отметить, что формат реализации ФГОС СПО  делает возможным и необходимым участие работодателей в разработке основных профессиональных образовательных программ  учебных заведений среднего профессионального образования, в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий, распространение положительного опыта взаимодействия предприятий и образовательных учреждений, привлечение квалифицированных кадров предприятий к образовательному процессу[1]. 

ФКПОУ «Оренбургский государственный экономический колледж-интернат» Минтруда России тесно сотрудничает с предприятиями, учреждениями и организациями г. Оренбурга и Оренбургской области, что позволяет качественно подготовить специалистов со средним профессиональным образованием для работы в различных отраслях экономики [6].

За многие годы работы  колледж установил сотрудничество с такими наиболее перспективными социальными партнерами как: ООО «Лента» г. Оренбург, ООО «Торговый дом «Сельпо», ООО  «Магазин «Продукты»  г. Оренбурга, ООО «Агроторг» Универсам «3767 Пятерочка +» для обучающихся  по специальности Коммерция (по отраслям). Сотрудничество с ООО «Лента» способствует практической подготовке менеджеров по продажам  на более высоком уровне, так как имеется возможность внедрения дуального обучения.

ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» и его филиалы, АО «Оренбургский НПФ «Доверие», Управление по социальной политике администрации г. Оренбурга являются социальными  партнерами  в рамках подготовки специалистов по специальности Право и организация социального обеспечения; для подготовки специалистов  по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) такими предприятиями стали ООО «Формула сна», ООО «Оренбург-Восток-Сервис», ГБУСО «Реабилитационно-технический центр» и т. д. [6].

 С каждым годом по всем специальностям колледжа расширяется круг социальных партнеров. Сотрудничество с данными  партнерами позволяет образовательному учреждению создать необходимые условия для организации учебной и производственной практики на более высоком качественном уровне, стажировки студентов - участников конкурса «Абилимпикс» и стажировки преподавателей.

Участие работодателей в конкурсах профессионального мастерства, студенческих конференциях, неделях по специальностям, заседаниях «круглых столов» способствует «погружению» обучающихся в выбранную специальность.

Результаты социального партнерства мы видим на квалификационных экзаменах и при проведении государственной итоговой аттестации выпускников. По характеристикам студентов, представленным от руководителей с баз практики, и итогам экзаменов можно судить, что работодатели оценивают  сформированность общих и  профессиональных компетенций наших студентов на высоком уровне. Вся работа с предприятиями, которых можно считать социальными партнерами, ведется на основании заключенных долгосрочных договоров.

Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ОВЗ производится с учетом требований их доступности, психофизических особенностей для данных обучающихся, рекомендации медико-социальной экспертизы, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.

При направлении студента из числа  инвалидов и лиц  с ОВЗ на базу практики, колледж-интернат согласовывает с организацией (предприятием) условия и виды труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида. При необходимости для прохождения практик должны создаваться специальные рабочие места в соответствии с нозологией, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом-инвалидом трудовых функций на предприятиях-базах практик. Но, к сожалению, на сегодняшний день данный вопрос остается большой проблемой для образовательной организации и баз практик, которая может быть решена на уровне региональных и федеральных органов исполнительной власти.

Для нормального функционирования организаций  системы профессионального образования необходима не только поддержка государства, в области определения содержания образования, но и тесное сотрудничество социальных партнеров, так как именно они призваны обеспечивать условия внедрения инновационных технологий, которые в свою очередь способны значительно повысить качество подготовки специалиста и его востребованность на рынке труда, а значит, обеспечить ему достойное качество жизни и, как следствие, снизить социальную напряженность [3].

Для повышения результативности социального партнерства требуется разработка необходимых нормативно-правовых документов, отвечающих надобностям работодателей и современным педагогическим технологиям, которые направлены на стимулирование этого партнерства.

На сегодняшний день ФКПОУ «ОГЭКИ» Минтруда России необходимо расширение социального партнерства, в т. ч. заключение долгосрочных договоров социального партнерства с целью  организации практической подготовки  при реализации профессиональной образовательной программы в условиях выполнения обучающимися с особыми образовательными потребностями  определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей специальности[2].

 

Литература:

1.     Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации».

2.     Федеральный закон от 02.12.2019 №403-ФЗ «О  внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3.     Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн)

4.     Артемьев И.А. Социальное партнерство как фактор формирования качества профессионального образования // Научные исследования в образовании. – 2011. – №3. – С. 41-44.

5.     Маргилевская Е.В. Государственно-частное партнерство в современной модели подготовки и переподготовки кадров в России / Маргилевская Е.В. // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 9 (Ч.4). – С.424.

6.     Пупенкова Т.П. Социальное партнёрство в среднем профессиональном образовании // Гуманитарные научные исследования. 2013. - № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/05/3049

7.     Программа развития федерального казенного профессионального образовательного учреждения «Оренбургский государственный эконмический колледж-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации   на период 2018-2020 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Иванова Л.В. Россия, Оренбург,

Иванова Л.В. Россия, Оренбург,

На сегодняшний день в России отношения образовательных учреждений с работодателями выстраиваются пока недостаточно гладко

На сегодняшний день в России отношения образовательных учреждений с работодателями выстраиваются пока недостаточно гладко

ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» и его филиалы,

ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» и его филиалы,

Но, к сожалению, на сегодняшний день данный вопрос остается большой проблемой для образовательной организации и баз практик, которая может быть решена на уровне региональных и…

Но, к сожалению, на сегодняшний день данный вопрос остается большой проблемой для образовательной организации и баз практик, которая может быть решена на уровне региональных и…

Артемьев И.А. Социальное партнерство как фактор формирования качества профессионального образования //

Артемьев И.А. Социальное партнерство как фактор формирования качества профессионального образования //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2021